АНО ДПО «АКАДЕМИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» г. Санкт-Петербург
ПЕТРОВСКОЕ БАРОККО В ПЕТЕРБУРГЕ
Методическое пособие по курсу «История и культура Санкт-Петербурга»
Разработка урока по истории и культуре Санкт-Петербурга с применением информационно-компьютерных технологий и различных стратегий педагогической технологий «Развитие критического мышления» (РКМ)
Подготовил
преподаватель Федоренко Сергей Александрович
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2013г.
Задачи урока:
Ознакомить учащихся с архитектурным стилем петровского барокко;
Продолжить работу по развитию навыков анализа различных источников информации;
Мотивировать учащихся на самостоятельную работу по ознакомлению с городом непосредственно в городском пространстве;
Формирование навыков исследовательской деятельности.
Оборудование урока:
мультимедиапроектор с компьютером
Тип урока:
комбинированный урок (урок-практикум, урок изучения нового материала).
Преимущество данного типа урока:
эффективность представленного материала по сравнению с традиционным.
Использование в дидактическом материале педагогических технологий РКМ и ИКТ содействуют формированию исследовательской культуры, пробуждает исследовательский интерес к городу, позволяет эффективно взаимодействовать с информационно-коммуникативной реальностью. В разных условиях, в разных ситуациях актуализируются разные аспекты образовательного потенциала учащихся.
Результат обучения оценивается не количеством сообщённой информации, а развитием способности к обучению.
В материале отражен процесс работы с информацией и обратная связь: учащийся-преподаватель.
Дидактический материал представлен блочно, вариативно, что позволяет использовать его коллегами в зависимости от их интереса и задач.
Список использованных источников:
Памятники архитектуры Ленинграда./ Под ред. Н.Н. Белехова, Г.Г. Гримма и Л.А. Медерского. Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам. - Ленинград, 1958.
Лебедянский М. Алексей Зубов. Первый видописец Санкт-Петербурга. - М.: Белый город, 2003.
Петербург немецких архитекторов. От барокко до авангарда. / Под. Общей ред. Кирикова Б.М. - СПб: Чистый лист, 2002.
Платунов А.М. Так строился Петербург. - СПб.: Специальная литература, 1999.
Санкт-Петербург: Три века архитектуры. - СПб.: Норинт, 1999.
Столпянский П.Н. Петербург. - СПб., 1995.
Электронные ресурсы:
WWW.spb-quide.ru (Лоцман путешествий. Санкт-Петербург).
Методические и технические рекомендации
1 фаза — вызов
На слайде презентации написано выражение: «петровское барокко» и цитата: «Умеющий мыслить, умеет задавать вопросы». Э. Кинг.
Преподаватель: Перед вами раскрывает свои тайны красивейший и загадочнейший стиль, бывший мировым в эпоху Просвещения. Путь к его постижению — ваши вопросы!
Идёт мозговой штурм
Учащиеся задают преподавателю вопросы, используя стратегию техники вопросов РКМ. «Запускается» познавательная деятельность учащихся. Преподаватель только регулирует процесс, отвечая и помогая учащимся их правильно формулировать.
Обмен информацией, обсуждение
2 фаза — осмысление
Обмен информацией, обсуждения. Овечая на поставленные вопросы, учащиеся демонстрируют своё умение видеть объект, считывать информацию с разных источников, анализировать и обобщать.
Интересные ответы учащихся преподаватель записывает на доске (или предлагает записать ученикам).
За счёт чего в Петербурге складывается своеобразный стиль петровского (русского) барокко?
Архитекторы, работавшие в Петербурге, не могли не следовать тому стилю, который господствовал в это время в Европе, то есть барокко.
Стиль барокко был перенесён в необжитой, строящийся город, где не доставало ни нужных материалов, ни техники, ни мастеров.
Исполнителями замыслов западных мастеров были русские мастера.
Вмешательство самого Петра Великого в замыслы архитекторов, в разработку генерального плана Петербурга.
Впечатления Петра от знакомства со стилем барокко во время поездок по Европе и со стилем нарышкинского барокко, хорошо известного ему по Москве.
Барокко — мировой стиль, а как он отразился в живописи?
Русские иконы петровского времени в стиле барокко в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге.
Портретная живопись петровского времени несёт отпечаток барокко.
3 фаза — рефлексия
1 вариант
Преподаватель зачитывает утверждения, а учащиеся, если они согласны, в тетради напротив цифры 1 (первое утверждение) ставят +, не согласны- (приём «верное и неверное утверждение»).
Барокко рождается как отклик на европейские запросы царя-реформатора +
На архитектуру петровского барокко особое влияние оказал стиль барокко стран севера Европы +
Здания в стиле петровского барокко отличаются простотой объёмов, в плане они образуют прямоугольник, их ещё называют «домами-шкатулками» +
Барочные дома имеют многоцветные, очень ярко раскрашенные фасады -
Окна зданий в стиле русского барокко имеют мелкую расстекловку +
Волюта является обязательным архитектурно-декоративным элементом барочных фасадов -
Слово «барокко» переврдится как «простой»-
2 вариант
Пользуясь литературой, учащиеся заполняют таблицу (работа с текстовой информацией на уроке)
Название постройкиАдрес, местоположениеАрхитекторГоды строительства
Петровские воротаПетропавловская крепостьД. Трезини
КроншпицГалерная гавань, западная оконечность Васильевского острова1721г.
Благовещенская церковьД. Трезини
Г.И. Маттарнови, Н. Гербель, Г. Киавери, М.Г. Земцов1718-1734гг.
Д. Трезини, Т. Швертфегер1722-1742
Д. Трезини, А. Шлютер1710-1712
Васильевский остров, Университетская набережная, 151710-1720
Домашнее задание по выбору учащихся
1 вариант — эссе (стратегия создания письменного текста)
2 вариант — РАФТ
Р — роль (от чьего лица будет написан текст)
А — аудитория (которой адресован текст)
Ф — Форма (литературная форма текста)
Т — тема задания — «петровское (русское) барокко»
3 вариант
В малой группе составить маршрутный лист по теме «Петровское барокко в Петербурге» и проиллюстрировать его авторскими фотографиями.
4 вариант
В малой группе составить и представить группе фрагмент экскурсии. Темы представлены на выбор: «Русское барокко в Петербурге», «Архитектор Д. Трезини», «Меншиковский дворец», любая ваша тема.
5 вариант
Нарисовать барочный узор для рамы под картины.