«Пластика тела, как основа актёрского мастерства»
ДТО театра кукол «Арлекино» ДТШ
Театр кукол — театр иносказательный. Только здесь может происходить оживление предмета при помощи ассоциативного и пластического мышления, где в основе лежит точность жеста и движения куклы.
Искусство театра кукол представляет собой сложный, органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, создание самих кукол и конечно пластики — сценической пластики. Все эти факторы создают условия для воспитания целостной творческой личности.
ДТО1 театра кукол «Арлекино» был создан в сентябре 2013 году.
Руководитель ДТО театра кукол «Арлекино» Кайгородова Ольга Владимировна.
ДТО театра кукол «Арлекино» направлено на постановку этюдов, миниатюр, сказок, пьес, эпизодов из литературных произведений к традиционным мероприятиям ДТШ2.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята постигают увлекательную науку — «Театра кукол», приобретают опыт публичного выступления на сцене, коллективной и творческой работы и созданию кукол. Важно, что в театре кукол дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария через куклу с помощью голоса и пластики рук.
Одна из задачей ДТО театра кукол:
ØРазвитие пластики, обучение основам пластики и сценического движения.
Пластика - это искусство движения телом. Основоположником системы пластического воспитания актера, известного под названием школы «mim pur», то есть «только пластика (пантомима)», или «чистая пантомима» , является Этьен Декру3.
Пластика — одна из важнейших дисциплин в ДТО театра кукол, которая воспитывает внешнюю технику актёра.
Пластика и сценическое движение способствует гармоничному развитию детей, учит их красоте и выразительности движений, развивает пластичность, гибкость, координацию и физическую силу, расширяет мироощущение, способствует развитию творческого мышления.
КООРДИНАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Цель: Комбинированное владение телом по освоенным 7 осям на импульсные акценты - начало движения, волновые рапидные движения (поэлементно), вестибулярный аппарат.
Человеку предлагается ряд упражнений на освоение начала движения тела от места импульса, плавное (рапидное) перемещение тела и его частей, сохранение равновесия. Упражнения на удержание отдельных частей тела в неподвижности (голова, рука, нога). При этом контролируется направление импульса начала движения, застывание в неподвижности и удержание равновесия. Во время освоения волновых движений контролируется смещение по осям, т.е. каждый следующий элемент волны освобождает предыдущий от мышечного напряжения.
Упражнения: “Зеркало”. “Симметрия”. “Лупа”. “Скульптура”. “Штыри”. “В связке”. “Саблезубы».
ВОЛНЫ
Во всех волновых движениях основной принцип: каждая следующая часть тела освобождает предыдущую от напряжения.
Волна с руки на руку.
Волна с руки на ногу. Вниз. Наверх.
Волна тела снизу вверх, сверху вниз при поднятых руках вверх.
Волна на полу вперед и назад.
Волна боковая в плоскости тела фронтальная.
Волна передняя. Тело в профиль.
Спиральная волна снизу вверх - сверху вниз.
В дальнейшем выполнение волн в режиме мульт, покадрового, поэлементного движения. Это высшая ступень владения волнами и телом в целом.
ПЛАСТИКА И РАЗМИНКА РУК
Предлагается около 20 упражнений на гибкость отдельных частей рук. При этом следует чередовать упражнения, чтобы не перегружать отдельные части рук. Рекомендуется начинать с «любимой» стороны и делать их, сменяя руки.
По разделам: Запястья. Плечи и локти. Пальцы.
Многие из упражнений можно выполнять в любое свободное время, даже в транспорте.
МИМИКА ЛИЦА
Человек, при удивлении, поднимает две брови. Также насупившись или разозлившись, опускает и сводит к переносице. Следовательно, он имеет мышцы, чтобы это делать. И, следовательно, может двигать отдельной бровью от самого верха до нижнего положения. Необходимо развивать мышечное ощущение и мышечную память.
Брови.
Губы и щеки.
Глаза и веки.
Нос.
Челюсть и подбородок. Рекомендуется обратить внимание, что при сжимании челюстей, идет воздействие на нервы, отвечающие за злость и наоборот - расслабленные челюсти содействуют спокойствию.
Шея.
Пантомима и пластическое искусство в целом сродни
мультипликации (трансформация пространства и предметов) и поэзии (образность мышления).
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЯЗЫКА ПАНТОМИМЫ
Плоскости:
Стенка. Стол. Куб. Шар.
Перемещения.
Шаги: 1. 2. Против ветра. По облакам. Мульт. Кукла. Робот. Велошаг. Чарли Чаплин. Пина Бауш. Майкл Джексон.
Бег: В профиль на одной ноге. Рапидный. На коньках.
На лошади: посадка, иноходец, галоп, в карьер.
Лестница: Вверх. Вниз.
Канат: Вертикальный. Подъем вверх. Спуск вниз. Горизонтальный.
Эквилибр на канате.
Падение.
Огонь.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПЛАСТИЧНОСТИ РУК
1. Встаньте в удобную стойку, руки вперед, ладонями книзу, пальцы врозь. В удобном для вас ритме поочередно соединяйте каждый палец левой руки с большим пальцем; то же — правой рукой; то же — одновременно двумя руками.
2. Выполните первое упражнение с закрытыми глазами.
3. Поднимите руки вперед, так, чтобы кисти касались, а пальцы были сомкнуты. Поочередно сгибайте кисти в лучезапястных суставах.
4. Вытяните руки вперед, сомкните кисти. Переплетая пальцы, сделайте выкрут руками дугами вниз-вперед, а затем дугами снизу-вверх-вперед.
5. Поднимите руки вверх-наружу. Последовательно расслабьте («уроните») кисти, предплечья, плечи.
6. Примите основную стойку, затем поднимите руки вверх, кисти свободно закруглите. Опуская правую руку в сторону ладонью вверх, поверните голову вправо и слегка откиньте ее назад. Посмотрите на кисть правой руки; то же в другую сторону. Выполняйте это движение в разном ритме (медленно и быстро), плавно и резко.
ЖИВАЯ ГРАФИКА.
Цель: Подготовка человека к гармоничному графическому построению своего тела в пространстве сцены, взаимопониманию и взаимодействию с партнерами.
Освоение мышечной памятью в руках, ногах и теле линий, углов и дуг от 180 до 15 градусов.
Блоковые смещения
Построение графических смысловых композиций с партнерами.
Поэтика тела. Создание своей системы координат. Поиск своего движенческого языка, стихотворного размера.
РИСУНОК ЗВУКА.
Цель: Подготовка человека к восприятию музыкального материала. Осознание своего тела как музыкального инструмента, а в дальнейшем оркестра в пространстве сцены или на дискотеке, взаимопониманию и взаимодействию с партнерами.
В итоге, человек “въезжает в звук” и свободно ориентируется своим телом в любом незнакомом музыкальном материале. Причем, что самое главное, он не танцует, а “рисует звуки”. Ему не надо активно думать, какие надо выполнять движения, а он легко растворяется в звуках, становится их проводником к зрителю, как переводчик для глухонемых. Высшая ступень владения «Рисунком звука» - двигаться под речь человека.
ДТО1 — Детское творческое объединение.
ДТШ2 — Дворец творчества школьников.
Этьен Декру3 - Французский актёр — мим, «отец современной пантомимы». Родился 19 июля 1898 года в Париже.
Список литературы:
1. Кох И. Основы сценического движения. СПб.: Изд-во СПбГУП,
2008. — 440 с. — ISBN 978-5-7621-0384-8.
2. Белякова Н. Т. Фигура, грация, осанка. М., «Просвещение», 1978. — 48 с.
3. Морозова Г. Сценический бой. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2011. — 928 с.
4. Немировский А. Пластическая выразительность актера. М., «Просвещение», 1980. — 320 с.