МБОУ ДОД « Детская музыкальная школа»
ТЕМА:
«УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРАВОЙ РУКИ НАЧИНАЮЩЕГО ГИТАРИСТА»
Автор: преподаватель по классу гитары
МБОУ ДОД «ДМШ» Кравченко Анастасия Николаевна
Кувшиново 2015 год
На начальном этапе обучения игры на гитаре, для выработки у учащихся первичных двигательных навыков необходимы специальные упражнения, которые подготавливают их к выполнению технических задач.
Основная цель- научить пальцы слушаться нас. Для этого придется насильно заставлять их двигаться отдельно, независимо от других пальцев, а потом — научить делать это уже самостоятельно и без проблем в различных исполнительских ситуациях, выполняя естественные команды от нашего мозга на совсем другом уровне, когда исполнитель просто смотрит на ноты, а его пальцы одновременно с этим перебирают нужные струны и строят комбинации аккордов.
Чтобы этому научиться нужно много работать, а следующие упражнения- это и есть первые шаги в начале нашего пути к мастерству гитариста-исполнителя.
Упражнения №1, №2, №3
Рекомендации:
1. Данные упражнения, кроме указанной аппликатуры, следует играть другими вариантами: - начиная с пальца m (m-i…..) - m-a - начиная с пальца а (a-m…..)
2. Кроме различных вариантов аппликатуры рекомендую играть в двух способах звукоизвлечения:
- апояндо ( с опорой пальца после извлечения звука на соседнюю струну) - тирандо (без опоры)
Упражнение № 4
Выполнено в виде арпеджио- апояндо. Вообще то, апояндо как прием звукоизвлечения, предполагающий опору пальца после действия на соседнюю струну, редко используется в арпеджио, но в случае нисходящего движения оно возможно. Рекомендации: - правая рука играет арпеджио только приемом апояндо; - выделять каждую первую ноту всех тактов.
Упражнения №5, №6 на басовых струнах.
Рекомендации: - играть эти упражнения двумя способами звукоизвлечения (апояндо и тирандо)
Упражнения №7, №8 восходящие арпеджио
Рекомендации: - прием звукоизвлечения — тирандо (кроме басовых струн, где обязательно после извлечения звука опора на соседнюю струну) - сначала следует разучивать эти упражнения в медленном темпе, а потом постепенно, следя за качеством исполнения звуков, помнить о том, что звуки арпеджио должны затухать естественным путем, то есть сами. Поэтому надо стараться не задевать пальцами звучащие струны до той поры, пока снова не дойдет до них очередь следующего извлечения.
Упражнения №9, №10 нисходящее арпеджио
Рекомендации: - упражнения следует играть двумя способами звукоизвлечения ( тирандо (кроме баса) и апояндо. Причина такого отличия заключается в самой технике звукоизвлечения. При игре арпеджио все звуки должны звучать как можно дольше. При восходящем арпеджио этого не получается, если мы будем после звукоизвлечения опираться на соседнюю, более низкую по звуку струну, тем самым мы прекратим ее звучание. При нисходящем движении по струнам мы не мешаем звучать струне, которая выше, так как опираемся ниже.
Игра на открытых струнах приносит неоценимую помощь новичку:
- отработка и привыкание к посадке и положению правой руки при игре на гитаре.
- более тщательная отработка приемов звукоизвлечения апояндо и тирандо.
- развитие музыкального слуха
- развитие чувства ритма
Думаю, этих доводов больше чем достаточно для того, чтобы понять важность упражнений на открытых струнах.