Сценарий
«Низкий наш поклон»
(демонстрируются слайды презентации)
Ведущий 1: Когда войска Вермахта начали операцию «Барбаросса» и 22 июня 1941 года вторглись на территорию Советского Союза, Красная Армия и весь народ поднялись на защиту своей земли.
Ведущий 2: Три немецкие группы армий быстро прорвали оборонительные позиции советских войск вдоль границы, вышли на оперативный простор и начали развивать наступление вглубь страны.
Ведущий 1: Однако советские контратаки становились все ожесточеннее, и наступление немецкой армии замедлилось.
Ведущий 2: Каждый человек, чем мог, помогал стране выжить и победить врага, который не останавливался ни перед чем.
Ведущий 1: Впереди были четыре года тяжелейшей жизни, сотни дней нужды и голода.
Чтец:
В бой за Родину солдаты
Шли за шагом шаг.
Верили в Победу свято –
Не сломил их враг.
Стон стоял по всей России:
Голод, пытки, страх.
Смерть косой людей косила
В сёлах, городах.
Отступали в сорок первом
С ужасом в груди:
– Автоматы, танки, где вы?
С чем же в бой идти?
Погибали в мясорубке:
Фрицы шли стеной…
Но не знали немцы русских,
Ждал их страшный бой.
За берёзы и пригорки,
За родимый дом.
За Кавказ, Кубань и Волгу,
За великий Дон.
Всем солдатам воевавшим
Низкий наш поклон…
По солдатам, в битве павшим, –
Колокольный звон…
(Ю. Друнина)
Ведущий 2: Гимном тех дней стала песня «Священная война». 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение Василий Иванович Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…» Стихи эти потребовали от поэта упорной работы.
Ведущий 1: Хранящиеся в архиве черновики говорят о том, что Лебедев-Кумач не раз переписывал и дорабатывал отдельные строки и строфы, подчас заменяя целые четверостишия. Видимо, замысел этих стихов возник у поэта еще в предвоенную пору. За несколько дней до вероломного нападения гитлеровских полчищ Лебедев-Кумач под впечатлением кинохроники, где показывались налеты фашистской авиации на города Испании и Варшаву, занес в свою записную книжку такие слова:
Не смеют крылья черные
Над Родиной летать…
Ведущий 2: Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии Александр Васильевич Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил: «Будем разучивать новую песню — «Священная война»». Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни — печатать не было времени! Певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день — на репетицию с оркестром, и вечером - премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны. Так начался путь песни, славный и долгий.
(звучит фрагмент песни «Священная война»)
Ведущий 1: Не менее важна роль плаката «Родина-мать зовет». Он и сейчас задевает за живое. У Родины-матери лицо супруги советского художника Ириклия Тоидзе. Сын художника в своих воспоминаниях писал: «Услышав сообщение Совинформбюро о нападении фашистов на СССР, мама страшно испугалась. Она вбежала в мастерскую отца с криком: «Война!» Папа сказал: «Стой так и не двигайся!» И стал делать наброски. Через несколько дней плакат был готов. Маме в 1941 году было 37 лет, и отец нарочно «состарил» её лицо, сделав образ Родины-матери солиднее и строже»
Чтец:
Родина — Мать зовет!
Значит на бой! Вперёд!
Богу войны служить,
Гибнуть, чтоб снова жить.
Или в медалях грудь,
Или в последний путь,
Только не отступать,
Падая, вновь вставать!
Грудью встречать свинец,
Думая: всё, конец.
Но коль в душе огонь
Пуля, попробуй, тронь!
Стыть на окопном дне,
Видеть свой дом во сне,
Первым бросаться в бой,
Дзот накрывать собой.
Раненым в Волге плыть,
Зубы сцепив - не ныть!
Друга толкнуть плечом:
Дай прикурить «бычок».
Жаться в мороз к костру,
Бредить дождем в жару,
Спать на сырой земле,
В койках госпиталей.
Цепь окруженья рвать,
В рост на врага вставать,
Землю зубами грызть,
Смертью платить за жизнь.
Крепче топтать врага
Тяжестью сапога,
И написать домой:
Бьёмся! Пока живой…
Чистить от скверны дом,
Под канонады гром,
Слиться в порыв харизм:
Здесь не пройдет фашизм!
Гнать его в ад «Катюш»
Гнать под свинцовый душ,
В землю вогнать зверьё,
Чтоб поросло быльем.
В Праге друзей обнять,
В Вене ура кричать,
С боем войти в Берлин,
Помня, что дома сын,
Влезть на Рейхстаг и встать,
Очередь в небо дать,
Знамя, как кол, воткнуть,
Слезть…и в обратный путь…
Ведущий 2: О многих страшных событиях войны сейчас свидетельствуют обелиски, мемориальные комплексы. «Мать-Родина», которая находится на Пискаревском кладбище. Прообразом шестиметровой скульптуры стала студентка Мухинского училища Елена Сидорова. Она рассказала скульптору Роберту Тауриту как помогала вытаскивать раненых из-под завалов, и её утвердили на то, чтобы стать образом скульптуры. Работали почти год. Чтобы зафиксировать руки в нужном положении, мастер давал девушке вафельное полотенце. Платил рубль в час. В облике Елены Ильиничны и сегодня угадывается былая красота.
Ведущий 1: В 1967 году на Мамаевом кургане возведено изваяние «Родина-мать». Прототипом для изваяния стала Валентина Изотова. По мысли авторов в руке скульптуры должен быть меч, поэтому Валентина, позируя, держала длинную, тонкую линейку. Образ должен был звать за собой, поэтому она часами стояла с открытым ртом.
Ведущий 2: В странах, которых коснулась война, также установлены памятники, они являются как бы молчаливыми свидетелями тех страшных лет. Одним из них является мемориал «Хатынь», он был открыт 5 июля 1969 года.
Чтец:
Здесь также шумят березы,
Сизый клубиться дым,
Только не высохнут слезы -
Слезы деревни Хатынь.
Горькие слезы за теми,
Кто не придет сюда,
И не споет, со всеми
Песню свою у пруда.
Кто никогда не спляшет,
Не заговорит,
Поле весною не вспашет,
Не услышит, как рожь шумит…
Не прожитая жизнь убита
Только пепел и серый гранит
149-надпись на плитах,
Счастье людское молчит.
Звезды на небе горят,
С любимой тропы не хожены,
Только Хатынь не поднимет ребят
76-заживо сожженных.
Небо горело с землею
Жалобный детский крик,
Слезы смешались с кровью
Малыш горел и старик.
От стона людского, пожара
Рухнули двери сарая,
Мать не успела, не добежала
Сына собой прикрывая…
Жалобно иволга вскрикнет
Умоется утром земля,
Здесь никогда не скрипнет
Тихий скрип "журавля".
Здесь никто не напьется
Родниковой водицы.
4 плиты вместо колодца
Закрыли ее даже птицам.
Пепел ,сизый пепел
До боли жалобный звон
Меня в те годы не было
Но я слышу Хатыни стон…
Ведущий 1: Это произошло 22 марта 1943 года. Озверевшие фашисты ворвались в деревню Хатынь и окружили ее. Жители деревни ничего не знали о том, что утром в 6 км от Хатыни партизанами была обстреляна автоколонна фашистов и в результате нападения убит немецкий офицер. Но ни в чем не повинным людям фашисты уже вынесли смертный приговор.
Ведущий 2: Все население Хатыни от мала до велика — стариков, женщин, детей выгоняли из домов и гнали в колхозный сарай. Прикладами автоматов поднимали с постели больных, стариков, не щадили женщин с маленькими и грудными детьми. Ни один взрослый не смог остаться незамеченным. Когда все население деревни было в сарае, фашисты заперли двери сарая, обложили его соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай мгновенно загорелся. В дыму задыхались и плакали дети. Взрослые пытались спасти детей. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, фашисты хладнокровно расстреливали из автоматов и пулеметов.
Ведущий 1: Погибли 149 человек, из них 75 детей до 16-тилетнего возраста. Деревня была разграблена и сожжена дотла. Единственный взрослый свидетель хатынской трагедии 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский, обгоревший и израненный пришел в сознание поздно ночью, когда фашистов уже не было в деревне. Ему пришлось пережить еще один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашел своего израненного сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца.
Ведущий 2: Этот трагический момент из жизни Иосифа Каминского положен в основу создания единственной скульптуры мемориального комплекса «Хатынь»— «Непокоренный человек».
Ведущий 1: В памятьоб освобождении от фашистских захватчиков советским войнам во многих городах Европы установлены памятники. «Бронзовый солдат» — монумент Павшим во Второй мировой войне, воздвигнутый на холме Тынисмяги в центре Таллина 22 сентября 1947 года как памятник Воину-освободителю и перенесенный 30 апреля 2007 г. на Военное кладбище Таллина.
Монумент был воздвигнут рядом с братской могилой, в которой 14 апреля 1945 года были перезахоронены 12 советских военнослужащих, павших под Таллином во время Великой Отечественной войны и ранее похороненных в других частях города.
Мемориальная композиция, созданная скульптором Энном Роосом (1908—1990) и архитектором Арнольдом Аласом, состояла из двухметровой фигуры советского солдата, склонившего голову в знак скорби, и стены, на которой были установлены таблички с именами погибших, заменённые в 1994 году табличками с надписью «Павшим во Второй мировой войне» на эстонском и русском языках. Существует версия, согласно которой прототипом солдата послужил эстонский красноармеец Велло Раянгу.
Ведущий 2: « Он настоящий герой, сержант стрелкового корпуса, награжден двумя орденами Красной Звезды. После демобилизации поступил в Академию художеств, где его увидел Энн Роос. Портретное сходство налицо». В 1964 году перед монументом был зажжён Вечный огонь, потушенный в начале 1990-х годов, после объявления Эстонией независимости. С 1990-х годов судьба мемориала и захоронения стала предметом ожесточённых дискуссий.
Ведущий 1: Знаменитый монумент в Болгарии, прототипом для которого послужил русский паренек.22 –летний связист Алексей Скурлатов попал на фронт в августе 1941 года. Уходил из родной деревни Налобихи с узлом алтайских яблок и долго берег их аромат, напоминающий о доме. В сентябре 1944 года рослый, плечистый парень с василькового цвета глазами тянул телефонный кабель до Софии. А по вечерам они общались с болгарскими коллегами.
Ведущий 2: В один из таких вечеров кто-то из местных нарисовал Скурлатова. Листки сберег друг Алексея болгарин Методи Витанову, после войны передал их знакомому скульптору. Сам Алексей и не знал, что вошел в историю. Даже слушая «Стоит над горою Алеша…», не догадывался что, это о нем.
(звучит фрагмент песни)
Ведущий 1: Увидел изваяние в 1981 году. Сегодня у Алексея Ивановича двое внуков и правнуки, он живет по-прежнему в своей деревне Налобиха на Алтае.
Чтец:
Стоит над Пловдивом Алеша
Страны Советской гражданин,
Его судьба на быль похожа.
Страны Великой верный сын!
Он здесь стоит уже полвека
В семнадцать метров высотой
И нет такого человека,
Кто бы не знал, кто он такой!
Он гнал фашистов до Берлина,
Чужие земли защищал.
Домой ждала Отчизна сына,
А он Болгарию спасал.
"Сынка в обиду не дадим мы,"-
Священник вверх свой крест поднял
"Кто на него руки поднимет,
тот будет проклят на века!"
Простые женщины болгарки
Сплели на памятник венок,
Венок красив, не очень яркий:
"Прими, Алешенька, сынок"
И вот стоит солдат Алеша -
Страны Болгарской исполин
Его судьба на быль похожа
Страны России верный сын.
Ведущий 2: Знаменитый солдат со спасенным ребенком на руках в Трептов — парке в Берлине — это кузбасский парень Николай Масалов. 30 апреля 1945 года при штурме Берлина он вынес на руках из-под обстрела трехлетнюю девочку. Маршал Василий Чуйков рассказывал: «В тишине ждали атаки. Вдруг слышим, плачет ребенок. Он был с противоположной стороны канала. Сержант Масалов пополз к Горбатому мосту — площадь перед ним насквозь простреливалась. Перепуганная девочка сидела рядом с погибшей матерью. Подхватив ребенка на руки, Масалов бросился к своим, передал малышку санитарам».
Ведущий 1: Позже следопыты пытались выяснить судьбу девочки, но не смогли, так как полсотни немецких мальчиков и девочек были так же спасены советскими солдатами. Скульптор Евгений Вутевич, узнав о поступке Николая, сделал наброски будущего монумента. Только лицо срисовал с другого солдата 21-летнего рядового Ивана Одарченко. И маленькую девочку изображала русская девочка - трехлетняя Света Котикова. Дочь коменданта советского сектора Берлина,она стала актрисой, сыграла в фильме «Ох уж эта Настя!»
Чтец:
В Трептов-парке белые березы,
Словно вдовы русские, стоят
И роняют слезы,
А не росы
На могилы братские солдат.
О березы!
Вас печаль России,
Вдовья неизбывная тоска
Сквозь ненастья, горем залитые,
Привела сюда издалека.
Привела,
Поставила навеки
У ступеней скорбной тишины.
С той поры вы, не смежая веки,
Навеваете солдатам сны.
Снятся им рязанские раздолья,
Астраханских плавней камыши,
И бодрящий сердце нам до боли
Бой курантов в утренней тиши.
О березы,
Белые березы!
Часть России,
Часть моей души!
Солнце не потушит ваши слезы,
Ветерок в листве не прошуршит…
Тяжелы шлифованные плиты
И суровы, как возмездья сталь.
Сын России с красного гранита
Через вас глядит в родную даль.
Видит он Россию до Вилюйска,
Слышит он свою родную речь…
Тишина.
И слышно,
Как до хруста
Он сжимает обнаженный меч!
(Н. Агеев)
Ведущий 2: В России в каждом населенном пункте установлены обелиски, памятники. В столице Российской федерации - Москве у входа в Александровский сад расположена Могила неизвестного солдата (архитекторы Д. И. Бурдин, А. Климов, Ю. Р. Рабаев, скульптор Н. В. Томский) с Вечным огнём. В связи с постройкой мемориала эта часть сада была в 1967 году значительно перепланирована. Чуть южнее — сооружения, посвящённые городам-героям. Впервые городами-героями были названы города Ленинград, Сталинград, Севастополь и Одесса в Приказе № 20 Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года. Киев был назван городом-героем в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1961 года.
Ведущий 1: Положение о почётном звании «Город-Герой» было утверждено позже, 8 мая 1965 года, Указом № 3566-VI Президиума Верховного Совета СССР. В этот же день вышло семь Указов, в соответствии с которыми Ленинграду и Киеву вручалась медаль «Золотая Звезда», Волгограду (бывш. Сталинграду), Севастополю и Одессе <span style="font-size: 1