ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
(К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ)
Проблему духовно-нравственного формирования учащейся молодежи в современный образовательный процесс включила сама жизнь. Воспитание молодежи стало необходимым средством против растущей бездуховности общества.
В настоящее время прослеживается совершенно определенный недостаток в культурно-нравственной сфере, духовно-нравственном компоненте современного общества. Вставшую перед нами проблему бездуховности молодежи следует решать в первую очередь с помощью образовательных учреждений. Развитие внутренней культуры человека, его характерологических основ является на сегодняшний день одной из важнейших задач духовного становления нового поколения. Огромную роль в этом играют образовательные учреждения.
Создание условий для формирования ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления процессов и явлений, воспринятие идей гуманизма, уважения прав личности, демократических ценностей, приобщения к мировым культурным традициям - задача всего педагогического коллектива, но особенно учителей гуманитарных предметов. Одно из центральных мест в системе современного человекознания отводится проблеме духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи, в котором важная роль принадлежит историческому образованию, знанию культурно-национальных традиций народа. Приоритетное значение в этом контексте приобретает подготовка и апробация качественных школьных учебников, построенных на основе достижений современной исторической науки и гуманитарных завоеваний последних лет. Эта проблема активно обсуждается на страницах не только педагогической, но и исторической литературы /1/.
В педагогической науке уже отмечено позитивное значение высказывания нравственно-оценочного суждения об исторической личности для нравственного развития школьников. По мнению Копелева Д.Н.оно состоит в том,что на его основе учащиеся приобретают один из первых опытов морального выбора, то есть выбора ценностей /2, с. 72 /.
Большое значение в этом отнощении играют предметы гуманитарного цикла. Особенное место среди них занимает история, поскольку исторические личности и их поступки играют важную роль в духовно-нравственном воспитании человека. В настоящее время обучающимся предлагается достаточное количество учебной литературы по предмету "история". Но большинство ее в силу идеологии советского времени рассматривает исторические личности лишь через призму традиционно-классового подхода /3/.
Ориентацию учебника на формирование духовно-нравственных суждений
об исторической личности можно определить по подаче
материала об исторической личности, по использованным в учебнике источникам, вопросам для учащихся, по этой проблеме, а также по тому, как личность показана в контексте нравственных ценностей эпохи.
Большинство учебников написаны в строгом хронологическом порядке и дает достаточно полное представление об изучаемой эпохе.
Долгое время такие учебники были единственным пособием, с помощьюкоторого учащиеся знакомились с историей. Однако, простой расклад сведений об исторических личностях, класси-
фицирующий их по профилю деятельности, позволяет выявить явное превалирование имен политических и военных деятелей,
над именами выдающихся представителей религиозной, гуманитарной культуры.
Представленные в таком контексте типологические образы как правило претерпевают идейно-классовую интерпретацию, утрачивая национально-психологический колорит, личностную привлекательность. Именно личности, их поступки - это те критерии, на основе которых формируется нравственно-духовное воспитание учащейся молодежи.
Ярким подтверждением тому служит разработанная Н.И. Запорожец схема оценки и характеристики исторической личности, которая включает в себя такие компоненты, как:
- деяния, которыми прославилось данное лицо;
- классовые интересы исторической личности;
- качества политического или военного деятеля /4, с. 73/.
Экспериментальный учебник для изучения истории средних веков, разработанный Бойцовым М. и Шукуровым Р., предлагает иной вариант изучения школьного курса. В отличие от традиционной структуры подачи учебного материала в книгу включены отрывки из исторических источников,
памятников права, литературных произведений изучаемого времени, большое внимание уделяется культуре изучаемого периода. Неординарность и универсальность учебника состоит в том, что материал в нем расположен по блокам. Разделы посвящены не отдельной стране, а определенной проблеме. Т.е. глава рассматривает не страну в какой-либо отрезок времени (Франция в 12 веке), а тему, имеющую общеевропейское значение (борьба империй и папства, крестовые походы, рост городов, ере-
си, нищенствующие монашеские ордена, знаменитых государей, первые университеты и т.п.). Таким образом проблемный вопрос каждого параграфа охватывает разом все европейские страны. Это способствует тому, что учащиеся могут рассматривать поставленную проблему одновременно на материале истории всей
Западной Европы.
Авторы учебника с особым вниманием относятся к проблеме религии. Они периодически включают в учебный материал жизнеописания духовных наставников христианства (Николай Угодник, Иоанн Златоуст, Евсевий Кесарийский и т.д.) /5/.
Таким образом, свою главную задачу Бойцов М и Шукуров Р. видят не в пересказе учащимися социально-экономической истории, которой в учебнике также уделяетсядостаточно внимания, а в воспитании у учащихся духовно-нравственной культуры в рамках гуманизации школьного обучения.
Учебник Жаровой Л.Н. и Мишиной И.А. реализует новый подход к изучению истории в школе - цивилизационный. В контексте новой истории рассматриваются наиболее значимые исторические личности и их произведения, оказавшие наибольшее влияние на дальнейшее развитие общечеловеческой культуры. Главное внимание в этом учебнике уделяется культурному аспекту, духовному развитию общества. Относится это и к России, которую вместе с остальным славянским миром Н.Я. Данилевский; А. Тойнби и др. выделяли в отдельный культурно-исторический тип /6,с. 56/.
Теперь критерии оценки исторической личности вовлекают в свою сферу следующие вопросы:
- К чему стремилась эта личность? Каковы черты ее мировоззрения?
- Каковы особенности характера личности? Как он складывался?
- В чем заключаются исторические заслуги, причины успеха или неуспеха этой личности? /7, с. 151/.
И.Я. Лернером был сформулирован алгоритм нравственного воспитания на примере исторической личности: знание о личности должно пройти через эмоциональное восприятие и обрести личностный смысл /8, с. 137/.
Теперь в процессе изучения истории, в рамках гуманизации школьного образования ставятся следующие задачи нравственного воспитания на примере исторической личности:
- Осмысление роли человека в истории;
- Признание роли среды, эпохи и этноса в жизни людей;
- Раскрытие идеи преемственности в развитии всех проявлений культуры и социальной жизни /9, с. 140/.
Эти изменения способствовали расширению системы критериев оценки исторической личности, постановке альтернативы классовому подходу в виде личностного отношения, попыткам изучения исторической персоналии в контексте общечеловеческих ценностей.
Жарова Л.Н. и Мишина И.А. в своем пособии преобладающее внимание уделяют личностям, являющимся носителями ценностей изучаемой эпохи. Они стараются показать как постепенно менялся духовный мир средневекового человека и мир вокруг него /10, с. 4/.
В ходе анализа учебной литературы мы увидели, что ряд авторов уделяет большое внимание менталитету эпохи, выработке представлений учащихся об исторической личности в контекс-
те духовных ценностей изучаемого времени. В этом проявляется тенденция гуманизации современного школьного образования,
направленного на приоритет общечеловеческих ценнос-
тей, свободного развития личности.
В заключение хотелось бы добавить, что определенные сдвиги в нравственно-духовном воспитании учащейся молодежи наметились и в других сферах школьного образования. Это художественное и поэтическое творчество, выставки, посвященные различной тематике, в том числе связанной с культурно-историческими корнями родного края.
Хотелось бы думать, что ценностная направленность в духовно-нравственной сфере учащейся молодежи будет способствовать
реализации личности молодого человека, моральному оздоровлению всего нашего общества.
ПРИМЕЧАНИЯ
1.
2. Копелев Д.Н. Личность исторического деятеля в преподавании истории // Преподавание истории в школе, 1989. - № 5. - С. 70-72.
3. Боголюбов Л.Н. Идейное воспитание на уроках истории: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981. - 208 с.
4. Запорожец Н.И. Развитие мышления школьников (4-8 кл.) // Преподавание истории в школе, 1978. - № 1. - С. 72-74.
5. Бойцов М., Шукуров Р. История средних веков: экспериментальный учебник для 7 класса средних учебных заведений. - М.: МИРОС - Междунар. отношения, 1994. - 416 с.
6. Исторические исследования в России. Тенденции последних лет / Под ред. Бордюгова Г.А. - М.: АИРО-ХХ, 1996. - 464 с.
7. Горелик Ф.Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение. - М.: Просвещение, 1986. - 207 с.
8. Лернер И.Я. О роли человека в истории // Преподавание истории в школе, 1990. - № 2. - С. 135-140.
9. Лернер И.Я. О роли человека в истории // Преподавание истории в школе, 1990. - № 2. - С. 135-140.
10. Жарова Л.Н., Мишина И.А. Новая история. - Ч. 1. - М.: ЦГО, 1999. - 432 с.