link11676 link11677 link11678 link11679 link11680 link11681 link11682 link11683 link11684 link11685 link11686 link11687 link11688 link11689 link11690 link11691 link11692 link11693 link11694 link11695 link11696 link11697 link11698 link11699 link11700 link11701 link11702 link11703 link11704 link11705 link11706 link11707 link11708 link11709 link11710 link11711 link11712 link11713 link11714 link11715 link11716 link11717 link11718 link11719 link11720 link11721 link11722 link11723 link11724 link11725 link11726 link11727 link11728 link11729 link11730 link11731 link11732 link11733 link11734 link11735 link11736 link11737 link11738 link11739 link11740 link11741 link11742 link11743 link11744 link11745 link11746 link11747 link11748 link11749 link11750 link11751 link11752 link11753 link11754 link11755 link11756 link11757 link11758 link11759 link11760 link11761 link11762 link11763 link11764 link11765 link11766 link11767 link11768 link11769 link11770 link11771 link11772 link11773 link11774 link11775 link11776 link11777 link11778 link11779 link11780 link11781 link11782 link11783 link11784 link11785 link11786 link11787 link11788 link11789 link11790 link11791 link11792 link11793 link11794 link11795 link11796 link11797 link11798 link11799 link11800 link11801 link11802 link11803 link11804 link11805 link11806 link11807 link11808 link11809 link11810 link11811 link11812 link11813 link11814
Харламова Анна Валерьевна
Должность:учитель фортепиано, концертмейстер, музыкальный руководитель
Группа:Посетители
Страна:Казахстан
Регион:Казахстан
"Развитие творческих способностей у детей в подготовительной группе музыкальной школы"

Харламова А.В.

КГКП "Восточно-Казахстанское училище им. народных артистов братьев Абдуллиных" УО ВКО

Развитие творческих способностей у детей - далеко не новая тема для освещения. И ни для кого не секрет, что творческие способности человека - самая существенная часть его интеллекта, а их развитие - одна из важнейших задач в воспитании современного человека.

В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью.

Известные психологи и педагоги (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте, и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения. Так, В.В. Давыдов в послесловии к книге Л.С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского развития.

Психологи считают, что период от трех до пяти лет - лучшее время для начала занятий музыкой. Ребенок в своем развитии проходит несколько «критических периодов». Эти периоды характеризуются высокой степенью восприимчивости мозга. Данный возраст - один из наиболее мощных по своей интенсивности «критических периодов», когда происходит то, что генетики называют «импрессингом», Импрессинг - это активизирующее воздействие внешней среды, падающее на наиболее чувствительный период развития и способное определить, направить всю последующую жизнь человека.

Возрастной период от 3 до 5 лет является наиболее подходящим для восприятия сенсорного (музыкального) притока. Именно в этом возрасте воздействие внешней среды оказывается наиболее мощным, начинают реализовываться генетически обусловленные природные задатки. Раннее начало обучения музыке является эффективным средством развития психической и интеллектуальной сферы, активации высших функций мозга.

В научном мире нередко высказывается мнение, что музыкальное воспитание следует начинать даже с внутриутробного периода. Экспериментальные исследования подтверждают предрасполо­женность новорожденных детей к слушанию и восприятию классической музыки. Однако время воздействия нужно дозировать. Дети второго года жизни могут слушать непрерывно звучащую музыку в течение 40 секунд. Дети третьего года жизни могут воспринимать непрерывно звучащую музыку 1-1,5 мин.

Исследования выявили особую роль в созревании мозга задействованности именно пальцев рук. Доказано, что тренировка пальцев рук с помощью точных координированных движений является сильнейшим средством активации коры головного мозга. Движения кисти руки ускоряют созревание не только сенсомоторных зон коры мозга, но и центра речи, а также способствуют интеграции деятельности мозга.

В трехлетнем возрасте уже отчетливо проявляются индивидуальные особенности физического й интеллектуального развития - памяти и внимания, эмоциональной восприимчивости, богатства воображения, фантазии, зрительно-пространственных представлений. Поэтому для ребенка очень важно то эмоциональное состояние, в котором проходят уроки. Только в игре малыш активен, радостен, полностью поглощен происходящим. Музыка, с которой они знакомятся, производит на них неизгладимое эмоциональное впечатление.

Бережное отношение к ребенку, раннее погружение его в музыку и замедленный процесс обучения позволяют раскрыть творческий потенциал ученика и способствовать развитию его творческой индивидуальности.

Особенностью работы с маленькими детьми является достаточно длительный подготовительный период, когда ученик еще не играет на инструменте. Его готовность к практической игре индивидуальна. В зависимости от личных качеств ученика, от уровня его музыкального восприятия, интеллектуального развития и физического состояния педагог устанавливает продолжительность подготовительного периода.

В нашем учебном заведении занятия в подготовительной группе начинают с детьми 4-5-летнего возраста. Приоритетным направлением работы является художественно-эстетическое воспитание детей. Эффективность этого направления во многом определяется комплексным использованием всех средств эстетического цикла: музыки, художественной литературы, рисования, лепки из пластилина, аппликаций и занимательных занятий интегрированного характера. Такие занятия ориентированы на всестороннее развитие личности ребенка, отвечают «Государственному общеобязательному стандарту развития детей дошкольного возраста» и закону РК «Об образовании».

С ребенком подготовительной группы за учебный год нужно охватить достаточно обширный материал:

1. Ноты различных октав (знать их написание и расположение на клавиатуре);

2. Простые размеры (2/4, 3/4, 4/4);

3. Длительности нот (целая, половинная, четвертная, восьмая);

4. Паузы (целая, половинная, четвертная, восьмая);

5. Штрихи (стаккато, легато, нон легато);

6. Динамические оттенки (форте, пиано, крещендо, диминуэндо);

7. Регистр (низкий, средний, высокий);

8. Лад (мажор-минор);

9. Характер (быстрый, медленный);

10.Ритм.

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста - конкретность мышления, неустойчивость внимания, эмоциональное восприятие всего окружающего педагогу на уроке необходимо достаточно быстро переключаться с одной формы работы на другую. Пение различных распевок' делает этот процесс более увлекательным и легким. Можно использовать песни-загадки, песни-диалоги.

Необходимо в увлекательной игровой форме дать детям азы нотной грамоты, начальные теоретические сведения. Для того, чтобы материал усваивался легко и с интересом, на уроках используется много игр, творческих заданий, наглядных пособий. Все это способствует развитию у детей музыкальных сенсорных способностей (умение слушать высоту, длительность, силу, тембровую окраску звуков). Разнообразие форм работы не дает детям скучать и постоянно активизирует их внимание.

На каждом уроке необходимо вносить элемент игры, поддерживающий интерес ребенка, а для формирования навыков правописания музыкальных знаков даются домашние письменные задания. Они не только формируют .навыки письма, но и способствуют развитию внимания, наблюдательности, памяти, воображения, пространственного и ассоциативного мышления.

Чтобы учебный процесс был для детей увлекательным и интересным, на уроках музыки используется много наглядных и учебно-дидактических пособий (карточки, игры и т.п.). Игровая форма заданий, занимательность помогают без особых затруднений усвоить многие достаточно сложные музыкальные понятия и представления. Каждую тему ребенку можно преподать предельно интересным и необычным способом. Представляю наиболее интересные задания, используемые мной на уроках.

«Первое знакомство с инструментом»

Первое занятие обычно проходит вместе с родителями. Ребенку предлагается заглянуть под все крышечки фортепиано, посмотреть, как извлекается звук и даже самому извлечь свои первые звуки. Уже на первом занятии ребенку можно объяснить понятие регистров (низкий, средний и высокий), а также познакомить с его первой ноткой. В конце урока ребенок с большим удовольствием рассказывает обо всем, что его больше всего впечатлило.

Для закрепления пройденного материала на своих уроках я провожу различные контрольные задания. Например:

«Пластилиновая контрольная»

Ребенку предлагается разместить пластилиновые нотки на заранее приготовленном нотоносце. Так же этот способ можно применять при знакомстве с длительностями нот и пауз. Особенно интересно, если задавать нотки в такой последовательности, чтобы потом можно было сыграть, получившуюся песенку.

«Аппликация»

Из цветной бумаги вырезаются разноцветные нотки, различных длительностей и на листе картона рисуется нотный стан. Задаются вопросы, на пройденный материал. Ученику нужно выбрать нужные обозначения, правильно расположить и приклеить их.

«Музыкальное лото»

Заготавливаются карты и фишки с изображением различных нотных обозначений, пройденных с ребенком. Ребенку выдается карта, фишки выкладываются изображением вверх. Нужно найти такую же картинку и закрыть все ячейки на своем игровом поле.

Следующую игру «громко-тихо» используется при знакомстве ребенка с динамическими оттенками[1]. Ученик закрывает глаза, а учитель прячет какой-нибудь предмет и играет на фортепиано различные мелодии. Водящий должен найти этот предмет, пользуясь подсказками учителя; игра громко («форте»), значит предмет близко, а если тихо («пиано») - далеко. Есть еще промежуточные подсказки «диминуэндо» и «крещендо».

Также эту игру можно применять при прохождении темы музыкальный темп. Вместо игры «громко-тихо» можно играть «быстро-медленно».

При знакомстве с понятием регистр можно предложить ребенку расселить животных по нужным домикам. Всего домиков три, как и регистров. По мнению многих детей в первом домике живут животные с очень низким голосом (медведь, волк), во втором - у кого голосок не слишком низкий, но и не высокий, обычно это кошечка, зайчик, и в третьем домике проживают птички и бабочки.

Готовим различные картинки животных, птичек и насекомых и затем играем песенки в разных регистрах - ребенок ищет соответствующее изображение.

«Ритмическое эхо»[2]

Педагог прохлопывает простые ритмические рисунки. Ребенок должен их точно повторить. Усложнение: вводится притоп ногой, обеими ногами.

Таким образом: занятия различными видами изобразительного творчества на уроках фортепиано (лепки из пластилина, аппликациями) способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений. Всевозможные логические и подвижные игры, воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка.

Обучение детей музыке представляет собой сложный и многогранный процесс, который неоднократно рассматривался в педагогических методиках различных школ и отдельных педагогов. Ускорение темпа жизни, усложнение общеобразовательной подготовки детей, усиление требований к личности в современном мире привносят своевременные коррективы и в работу с учащимися подготовительных классов.

Литература

1. Гусакова М.А. Аппликация: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по специальности № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». - М.: Просвещение, 1997.

2. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.



[1] Эту игру я впервые увидела на уроке своего наставника Антипиной Галины Хамитовны.

[2]В своей работе я часто использую методическое пособие Н. Федотовой «Учимся, играя» (для дошкольников).

Комментарии пользователей /2/
  1. anya_kharlamova
    Все случаи индивидуальны....с маленькими детьми, в период адаптации, провожу уроки в присутствии родителей.В дальнейшем, когда ребенок раскрепощается, родители сидят "в шапках невидимках"(не вмешиваясь в процесс)…Постепенно приходим к тому ,что родители ожидают своего ребенка вне аудитории…)))
  2. Трататань
    Анна Валерьевна, хотелось бы поинтересоваться: как Вы, работая с детьми 4-5 лет, ну или в целом с детьми младшего возраста, относитесь к присутствию родителей во время учебных занятий?
Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности