Жигулова Елена Викторовна
Должность:Воспитатель
Группа:Посетители
Страна:Россия
Регион:Республика Хакасия, г. Саяногорск
Статья "Глубокое понимание ребёнка - это и есть воспитание"

Жигулова Елена Викторовна

Воспитатель Вкк, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр Развития Ребёнка – Детский Сад № 27 «Сказка» Муниципального образования

г.Саяногорск

Глубокое понимание ребёнка — это и есть воспитание

Нравственное воспитание — одна из важнейших сторон общего развития ребёнка. Ориентиром для педагога при формировании индивидуального нравственного сознания ребёнка служит мораль (формирование общественного сознания). В ней находит отражение господствующие в обществе идеалы, нормы и правила, которые регулируют поступки людей. Общественное мнение является инструментом оценивания, одобрение или осуждение тех или иных действий людей. Внутренним механизмом, побуждающих людей к общественно одобряемым поступкам, является совесть, чувство справедливости, честь, достоинство и т.д. Формирование этих нравственных качеств — длительный процесс, требующий значительных усилий со стороны родителей и педагогов. Повседневный опыт общения с окружающими служит источником как положительных, так и отрицательных примеров поведения. Нравственные поступки — всегда осознанный выбор каждого, который зависит от степени развития нравственного сознания, тесно связанного с опытом отношений с окружающими и опытом собственного поведения. Всё это формирует нравственные качества личности, вырабатывает привычные для каждого человека формы поведения.

Жизненную направленность и судьбу каждого ребёнка во многом определяют его родители и педагоги. Но далеко не все из них способны развить в нём стремление к красоте, воспитать внутреннюю культуру и облагородить душу ребёнка. И одного желания воспитать человека недостаточно.

В наше время родители в основном заняты благоустройством жизни и поэтому воспитание детей часто бывает не систематическим, а спонтанным, от случая к случаю. При недостаточной работе с детьми воспитание приобретает насильственно-принудительный характер. Хорошо, если ребёнку повезёт, и в его жизни будут присутствовать педагоги, которые, ведя его по жизни, будут давать ему возвышенные знания и науку о человечности, если они умелым воспитанием смогут сделать душу ребёнка невосприимчивой к разным формам безобразия и научить ребёнка противостоять к разным уродливым явлениям жизни. Сделать успешным процесс воспитания можно, лишь пробудив душу ребёнка, его чувства и эмоции. Дети наши с каждым днём всё больше теряются, запутываются в сложности сегодняшнего мира, порой не в состоянии определить, где хорошее, а где плохое. Для них образцом поведения становятся герои боевиков, реалти — шоу. Как же в таких условиях помочь детям сохранить и развить свою душу — самое дорогое, что у нас есть? Никогда не поздно начать непростую работу по духовно — нравственному развитию ребёнка. При этом очень важно, чтобы дети испытывали доверие к учителю, воспитателю, своим родителям. Они должны чувствовать нашу любовь и заботу.

В начале педагогической деятельности, передо мной встала проблема, как организовать её, чтобы она была бы привлекательна для ребёнка, соответствовала его потребностям, интересам, желаниям, чтобы каждый ребёнок почувствовал себя нужным, получил возможность раскрыть себя, а моя жизнь наполнялась радостью от совместного творческого общения.

Проработав год, поняла, как трудно не сковывать, а освобождать, не подавлять, а возносить, не диктовать, а учить, не требовать, а переживать вместе с детьми много вдохновенных минут. И для себя решила, что самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению — это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Ведь каждая игра представляет собой целый комплекс задач — житейских, интеллектуальных, нравственных. Ребёнок ощущает себя в пространстве, пробует его границы на прочность, входит в круг интересов товарищей по игре и учится считаться с ними, испытывает свои возможности и права: именно здесь в игре, незаметно выстраивается и мир духовных ценностей — и всё это происходит с ребёнком неосознанно. Помочь ему в постановке и решении этих задач, научить думать, тонко чувствовать, управлять своими эмоциями помогает детский театр.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Это — конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажем, сопереживать разыгрываемые события.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).

Основным источником театрализованной деятельности, является — сказка.

Сказка — это сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребёнка, дать им возможность понять друг друга. Сказка даёт им необходимую гамму переживаний, создаёт особенное, ни с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьёзные чувства. «Сказка, - писал В.А. Сухомлинский, - развивает внутренние силы ребёнка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать».

Сказка является одним из элементов культуры, и прежде всего её эстетического слагаемого. Она базируется на народно-этнической культуре, на фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравственно-педагогическим потенциалом. Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче её художественно- образной значимости. Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности, она заставляет ребёнка сопереживать и внутренне содействовать персонажам, и в результате этого сопереживания у него появляются не только новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, но и что самое главное, новое эмоциональное отношение к ним.

Таким образом, театрализованная деятельность замечательно приспособлена для решения проблем духовно-нравственного воспитания. Она затрагивает эмоциональную сферу ребёнка, способствует установлению нравственных ценностей, накоплению нравственного опыта. Известный композитор Д.Б. Кабалевский в книге «Воспитание ума и сердца» так писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в ранние годы даёт нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности и чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идёт развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков в первую очередь зависит от родителей и воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес».

Литература

1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: Творческий центр, 2003. - 5с.

2. Безруких М.М. Сказка как источник творчества. - М.: Владос, 2002. -20с.

3. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. — 1972. — 58с.

4. Ковалёва Г.А. Воспитывая маленького гражданина…-М.: 2003.

5. Петрова В.И. Этические беседы с детьми. –М.: Мозаика-синтез, 2007.- 5с.

6. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Харьков, 1996. -17с.

Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности