МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
НЕСТАНДАРТНОГО УРОКА НА ТЕМУ
«ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ».
Сабақтың жоспары
Поурочный план
The plan of the lesson
Күні/ Дата/ Date: сентябрь
Топ/ Группа/ Group: ДВ-03
Пән/ Предмет/ Subject: Внеклассное занятие по предмету «Основы философии».
Сабақтың тақырыбы/ Тема занятия/ Theme: «Путешествие в мир философии Древней Греции».
Сабақтың үлгісі / Тип занятия/ Type of the lesson: инсценированное путешествие.
Сабақтың түрі/Вид занятия/ Kindofthelesson: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.
Мақсаты/ Цели занятия/ Objectives:
білімдік / образовательная/ educational: дополнить и расширить знания о философии древней Греции;
дамытушылық/ развивающая/ developing: развивать речь, философское мышление, память, внимание, воображение;
тәрбиелік/ воспитательная / bringing-up: воспитывать стремление к самосовершенствованию, к прекрасному; вызывать интерес к изучению философии.
Көрнекі құралдар/ Оборудование/ Resources: накидки на плечи, карточки с именами, репродукция Р.Санти «Афинская школа», картинка с изображением ощипанного петуха, кочан капусты, бочка, карточки с вопросами Диогену, зажжённый фонарь, текст для беседы Сократа и его знакомого, листы-распечатки (101 причина, чтобы заняться философией)
Урок проводится в саду колледжа. Студенты, представляющие философов древней Греции, облачены в соответствующие одеяния, заранее подготовлены. Остальные студенты группы представляют активных слушателей — перипатетиков.
Ход урока.
I. Организационный этап.
1) Сообщение темы внеклассного занятия.
- Приветствую вас, перипатетики! Позвольте в столь необычной форме представить вам величайших философов древней Греции.
2) Вступительное слово преподавателя.
- Почему именно так? Подсказку к этому дал древнегреческий философ, первый учёный-энциклопедист, учитель Александра Македонского — Аристотель. Он основал свою философскую школу — Ликей. На территории этой школы находились тенистая роща и сад с крытыми галереями для прогулки. Так как "прогулка" и "крытая галерея вокруг двора" по-древнегречески "перипатос", то школа Аристотеля получила второе название - "перипатетическая".
Правда, существует и другая версия возникновения этого названия. Аристотель учил, прогуливаясь по тенистым аллеям. Диоген Лаэртский говорит, что эта привычка развилась вследствие заботы Аристотеля об Александре, которому он запрещал много сидеть От этой привычки и получила название школа. «Ничто так не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие», - говорил Аристотель. Последуем его примеру и, получая знания, совершим небольшую прогулку по саду нашего колледжа. Помогут нам в этом ваши одногруппники.
В процессе беседы преподаватель и студенты проходят по саду на территории колледжа, периодически останавливаясь возле каждого философа. Затем каждый философ поочереди присоединяется к группе и все вместе продолжают путь. Первым включается в беседу студент, представляющий Аристотеля.
II. Этап проведения основной части занятия.
Ведущий: Аристотель, ты, как основатель перипатетической школы, расскажи немного о себе.
Аристотель: Я — сын врача, в 15 лет остался сиротой. Родной дядя стал мне опекуном и поддерживал меня в желании познавать науки. С юности я привык много читать и страстно мечтал стать учеником Платона. Моя мечта сбылась, хотя не всё, чему учил Платон, поддерживалось мной. Однако, благодаря его школе — Академии — я смог значительно пополнить свой познавательный багаж. Всё это позволило стать мне воспитателем Александра Македонского. Отец Александра в своём послании сказал мне следующее: «Царь Македонский приветствует Аристотеля. Извещаю тебя, что у меня родился сын. Но я благодарю богов не столько за то, что они даровали мне сына, сколько за рождение его во времена Аристотеля; потому что я надеюсь, что твои наставления сделают его достойным наследовать мне и повелевать македонянами». Мною оставлен след во всех областях науки, известных древним грекам, - астрономии, географии, геологии, физике, анатомии, зоологии, политике, экономике, теологии, психологии и риторике; также писал об образовании и поэзии, обычаях варваров и конституции государства. (Затем, обращаясь к студентам)
- Скажите, а какая форма правления в вашем государстве? (ответ: Республика Казахстан — демократическое государство). Я рад, что вы прислушались к моим размышлениям о хороших и плохих формах управления и выбрали одну из хороших форм — народовластие. Придерживайтесь её, не допуская тирании, олигархии и охлократии.
- Меня также считают основателем логики и психологии. Хочу предложить вам силлогизм и попросить вас по его образцу составить свой. «Все люди смертны. Сократ — человек. Сократ смертен» (т.е. из положения, что все люди смертны и Сократ — человек, вытекает, что Сократ смертен).
Студенты предлагают свои силлогизмы.
Ведущий: Аристотель, ты смог обессмертить своё имя на тысячелетия! Недаром на здании Национальной академии наук в Вашингтоне выгравированы твои слова: «Искать истину — легко и трудно, ибо очевидно, что никто не может ни целиком её постигнуть, ни полностью не заметить, но каждый добавляет понемногу к нашему познанию природы, и из совокупности всех этих факторов складывается величественная картина».
Ведущий: Великий художник эпохи Возрождения Рафаэль Санти создал шедевр «Афинская школа» (показ репродукции). На ней в центре он изобразил тебя, Аристотель, и Платона. Обратите внимание на особенности этой картины. Возносящий жест Платона и приземляющий - Аристотеля свидетельствуют о непрекращающемся споре. Что есть истина?
- Спросим у Платона, в чём особенность его учения. (Группа направляется к следующему философу - Платону).
Ведущий:- О чём учил ты, Платон?
Платон: Я родился в V веке до н.э. Получил от родителей имя Аристокл, а «Платоном» («широким») меня прозвал учитель гимнастики за ширину плеч. Человек стремится познать мир. Но как познать то, что постоянно меняет свой облик? Как дойти до сути изменчивых вещей? Я даю свой ответ на этот вечный вопрос. Предполагаю существование двух миров: первый - изменчивый чувственный и второй - умопостигаемый мир идей, существующий вне времени и пространства.
Именно в познании мира идей я вижу единственный путь к пониманию мира и его законов. Этот путь пролегает не вовне, а в самом человеке. Развитие добродетелей: мужества, мудрости, умеренности, справедливости — позволяет душе подниматься к миру идей, схватывая суть вещей. Сила же, ведущая нас по этому пути, — Эрос Птерос, любовь, дающая крылья.
Считаю, что человека ничему нельзя научить, если понимать обучение как перекладывание знаний из одной головы в другую. Самое важное человек должен вспомнить сам. До рождения человека душа пребывает в запредельном мире, где она наблюдает блистательный мир вечных идей. Поэтому в земной жизни души человека оказывается возможным постижение идей как припоминание о виденном прежде. Человек получает истинные знания, когда душа вспоминает то, что она уже знает. Знание как припоминание того, что было до рождения человека, является в моём учении одним из доказательств бессмертия души. Основной заботой человека в жизни должна быть забота о душе. Эта забота означает очищение души, освобождение от чувственного в стремлении к соединению с духовным - умопостигаемым миром.
Инсценировка «мифа о Пещере». Студенты становятся лицом к зданию колледжа и представляют себя в пещере. Студент, представляющий Платона, читает текст
—Ты можешь уподобить нашу человеческую природу в отношении просвещенности и непросвещенности вот какому состоянию… посмотри-ка: ведь люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю ее длину тянется широкий просвет. С малых лет у них там на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнем и узниками проходит верхняя дорога, огражденная — глянь-ка — невысокой стеной вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают кукол.
— Это я себе представляю.
— Так представь же себе и то, что за этой стеной другие люди несут различную утварь, держа ее так, что она видна поверх стены; проносят они и статуи, и всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева. При этом, как водится, одни из несущих разговаривают, другие молчат.
— Странный ты рисуешь образ и странных узников!
— Подобных нам. Прежде всего разве ты думаешь, что, находясь в таком положении, люди что-нибудь видят, свое ли или чужое, кроме теней, отбрасываемых огнем на расположенную перед ними стену пещеры?
— Как же им видеть что-то иное, раз всю свою жизнь они вынуждены держать голову неподвижно?
— А предметы, которые проносят там, за стеной; Не то же ли самое происходит и с ними?
— То есть?
— Если бы узники были в состоянии друг с другом беседовать, разве, думаешь ты, не считали бы они, что дают названия именно тому, что видят?
— Непременно так.
—Когда с кого-нибудь из них снимут оковы, заставят его вдруг встать, повернуть шею, пройтись, взглянуть вверх — в сторону света, ему будет мучительно выполнять все это, он не в силах будет смотреть при ярком сиянии на те вещи, тень от которых он видел раньше. И как ты думаешь, что он скажет, когда ему начнут говорить, что раньше он видел пустяки, а теперь, приблизившись к бытию и обратившись к более подлинному, он мог бы обрести правильный взгляд? Да еще если станут указывать на ту или иную мелькающую перед ним вещь и задавать вопрос, что это такое, и вдобавок заставят его отвечать! Не считаешь ли ты, что это крайне его затруднит и он подумает, будто гораздо больше правды в том, что он видел раньше, чем в том, что ему показывают теперь?
— Конечно, он так подумает.
— А если заставить его смотреть прямо на самый свет, разве не заболят у него глаза, и не вернется он бегом к тому, что он в силах видеть, считая, что это действительно достовернее тех вещей, которые ему показывают?
— Да, это так.
Платон: Ещё одна часть моего учения касается государственного устройства. С моей точки зрения в идеальном государстве должно быть три класса: философы управляют, стражники охраняют, ремесленники работают. Когда ребенок достигает пяти лет, его приводят к философам, и те решают, в какой класс его отдать в зависимости от его наклонностей. В таком обществе, считаю, будут счастливы все, потому что каждый занимает то место, которого заслуживает.
Правитель Сиракуз Дионисий Старший пригласил меня к себе и предложил устроить по моему плану собственное государство. Но ничего, к сожалению, у нас не получилось, и Дионисий, разгневавшись, продал меня в рабство, из которого меня выкупили друзья. Через двадцать лет я вновь получил приглашение приехать в Сиракузы основать «философское государство». И я снова поехал, и опять вернулся ни с чем, только на этот раз я понял, что философия — это одно, а жизнь — совершенно другое. И если внедрять философские идеи непосредственно в жизнь, то ничего хорошего из этого не получится.
Моё учение об идеальном государстве до сих пор является камнем преткновения для философов. Утопия это или реальность? Далекий призрак тоталитаризма или высшая и лучшая форма правления? За два тысячелетия было несколько попыток воплотить эту идею…
Ведущий: Имя следующего философа самым тесным образом связано с именем Платона. Об этом человеке мы знаем в основном благодаря произведениям Платона, ведь во всех диалогах Аристокла главный герой — Сократ. Обратите внимание на репродукцию сегодняшнего мероприятия «Афинская школа». Р.Санти изобразил Сократа слева от главных героев. Я расскажу вам немного о Сократе, пока мы дойдём до него. (Далее в процессе пути следует рассказ ведущего).
Ведущий: Сократ был самого простого происхождения. Родился он около 469 года до н. э. Отец его — каменотес, а мать — повивальная бабка.
Сведения о Сократе чрезвычайно противоречивы. Сам он никогда ничего не писал, а лишь беседовал, был очень популярным человеком и имел огромное влияние на людей.
Во всяком случае, Сократ - завсегдатай улиц, рынков и дружеских собраний, небольшого роста, скуластый, со вздернутым носом, толстыми губами и шишковатым лбом, лысый, напоминал собою комическую театральную маску. Он всегда ходил босым и в старом хитоне.
Вопросы Сократа о том, что такое красота, справедливость, дружба, мудрость, храбрость, заставляли задумываться людей не только о философских понятиях, но и о жизненных ценностях.
Сократ разъяснял предназначение человека в обществе, его обязанности, его взаимоотношения с законами, необходимость почитания богов, образования, воздержания от грубых страстей - то есть практическую ориентацию в жизни для человека, руководствующегося совестью, справедливостью и гражданским долгом.
"Я знаю то, что я ничего не знаю"-говорил он о себе
К Сократу шли те, кто искренне пытался докопаться до истины, но шли и любопытные, привлеченные его славой. Вот и мы подошли с вами к этому великому философу. (Группа студентов расположилась возле студента, представляющего Сократа)
Ведущий: Уважаемый Сократ, мы знаем, чтодолгое время ты принадлежал к так называемым софистам. Чему вы, софисты, учили людей?
Сократ: Софисты были первыми философами, преподававшими философию за деньги. С их точки зрения, философия — это искусство спора. Они учили всевозможным приёмам полемики, зная которые можно обмануть, победить и высмеять своего собеседника. Юные друзья, попробуйте решить софизм «Лжец»: «Если лжец утверждает, что он лжец, значит, он говорит правду». (т.е., когда человек говорит, что он лжёт, то лжёт он в тот момент или говорит правду?) (студенты пытаются дать свои ответы на этот софизм).
Можете ли вы мне доказать, что у меня есть рога? Я легко могу доказать вам это. Для этого скажу лишь одно: «Всё, что вы не потеряли, вы имеете. Следовательно, раз рога вы не потеряли, значит, их имеете». Таких софизмов существует довольно много. Но я отошёл от софистов, т.к. для меня важнее стал поиск истины, а не желание доказать что-либо любой ценой. Однако, приёмы софистов мне очень помогли. Это видно из моего диалога с одним знакомым.
Далее идёт чтение по ролям Сократа и его знакомого (выбирается один из студентов)
— Слышал я, друг мой, что ты очень умный!
— Да уж дураком себя не считаю, Сократ, — отвечал знакомый.
— А знаешь ли ты, что такое добро и зло?
— Конечно знаю, клянусь собакой, Сократ, кто этого не знает!
— Тогда скажи: обман — это зло?
— Несомненно!
— А если мать обманывает ребенка, говоря, что лекарство сладкое, лишь бы он выпил — это зло?
— Да вроде нет.
— А убийство, конечно, зло?
— Еще бы!
— А если человек убивает, защищая свой дом, свою семью — это зло?
— Клянусь собакой, не знаю, Сократ. Раньше я думал, что мне хорошо понятно, что есть добро и зло, а теперь я сомневаюсь.
— Ничего ты не думал раньше, — говорил ему Сократ, — ты просто верил бездумно тому, что тебе говорили другие, тому, что ты где-то прочитал или увидел. А сам ты только сейчас, может быть, начнешь задумываться.
Ведущий: Главная идея Сократа в том, что есть вещи, которыми и должна заниматься философия, — некие общие понятия красота вообще, зло вообще, добро, мудрость, совесть, честь. Эти понятия помогают нам разобраться в хаосе повседневной жизни, обнаружить в ней устойчивые закономерности.
Сократ говорил, что мудрый человек никогда не делает ошибок: если человек усомнился в очевидных вещах, продумал все последствия своих поступков, пересмотрел все возможные варианты и только после этого совершил поступок, велика вероятность того, что он не ошибется.
Мудрость — это как бы образующаяся с годами способность всегда поступать правильно. Сократ призывал молодых никогда не класть в основание своих поступков чужие, непроверенные мысли или идеи. А те люди, над которыми он насмехался, обвинили его в том, что он растлевает молодежь: раньше молодежь верила своим отцам, верила старшим, безоглядно верила во все идеалы и ценности, а теперь во всем сомневается, никому не верит, никого не слушается. И Сократа приговорили к смерти. К нему приходили друзья, говорили, что можно бежать, что наготове стоит корабль, но Сократ остался в тюрьме. «Если я убегу, — считал он, — то все решат, будто все, что я проповедовал, это только болтовня, от которой я отказался. Но я должен своей кровью подкрепить свое учение, своей смертью». Так он и умер; выпив чашу с ядом, до самого конца оставался в ясном сознании, беседовал со своими учениками.
Сократ дает яркий пример того, что «невидимые» человеческие качества — добро, зло, добродетель, мужество, честь — на самом деле составляют вторую, подлинную природу человека, представляют собой тот материал, из которого человек строится. И материал этот гораздо более прочный, чем наши кости, мускулатура, все тело человека. Сократ умер очень давно, но он гораздо живее многих наших современников, поскольку то, что он сделал и сказал, еще и сегодня живет в нашем сознании, в нашем понимании самих себя, в осознании нами своего места в мире.
Слышно кудахтанье курицы. Студенты оборачиваются и видят стоящего неопрятно одетого студента, представляющего Диогена.
Ведущий:Уважаемые перипатетики! Обратите внимание на самого яркого представителя школы киников (или, в латинской транскрипции, циников) - греческого философа Диоген из Синопа. Его имя тоже тесно связано с предыдущим философом, т.к. современники называли его «взбесившимся Сократом». (Далее, обращаясь к студенту, представляющему Диогена). Диоген, а для чего ты используешь голоса птиц?
Диоген: Как–то однажды я рассуждал о важных предметах, но никто меня
не слушал; тогда я принялся верещать по-птичьему; собрались люди, и я пристыдил их за то, что ради пустяков они сбегаются, а ради важных вещей не пошевелятся. Вижу, мало, что изменилось… (далее, оборачиваясь к Платону) Да, кстати, Платон, помнишь, ты дал определение, имевшее большой успех: «Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев». Я ощипал петуха и принёс его тебе (показывает картинку и отдаёт её студенту, представляющему Платона) «Вот платоновский человек! И с широкими когтями».
( затем, обращаясь к студентам) Если хотите послушать меня, то милости прошу следовать за мной.
Ведущий: Дорогие студенты, позвольте, пока мы идём за Диогеном, немного ознакомить вас с этим философом.Диоген из Синопа был самым ярким представителем школы киников (или, в латинской транскрипции, циников). Современники называли его
«взбесившимся Сократом» Диоген начал свою сознательную жизнь с того, что пошел к дельфийскому оракулу и спросил, как ему нужно жить Предсказатель ответил, что нужно произвести переоценку ценностей Диоген понял это по-своему и начал чеканить фальшивые монеты, попался и был отдан в рабство Когда его вывели для продажи на рынок, Диоген кричал.
— Кто хочет купить себе господина!
И когда один человек купил его, Диоген сказал покупателю, что теперь тот должен его во всем слушаться. Тот рассмеялся, но потом действительно во всем слушался Диогена и даже доверил ему воспитание своих сыновей, потому что Диоген оказался мудрым и знающим человеком. Но совершеннейшим циником в современном понимании этого слова. Киники — по-гречески «собаки». Диоген и учил, что надо жить подобно собаке — просто и неприхотливо, бросая вызов богатству, обжорству, пьянству. (Далее, подходя к месту Диогена и обращая внимание на его образ жизни) Посмотрите, сам он
поселился в бочке, питался одной капустой, жил на то, что ему подавали. Но при этом был очень гордым человеком. Когда Диоген потребовал денег у одного богача, тот сказал: «Ты уговори меня, может быть, тогда я тебе и дам». На что Диоген ответил: «Если бы я мог тебя уговорить, я бы уговорил тебя удавиться!»
Ведущий: Уважаемый Диоген! Мы хотим задать вам несколько интересующих нас вопросов (студентам раздаются вопросы и они поочерёдно задают их студенту, представляющему Диогена. Тот, в свою очередь, отвечает на них).
Первый вопрос. Диоген, на улице светло, а ты ходишь с зажжённым фонарём. Почему?
Ответ. Ищу человека. Людей полно, а человека найти трудно. Большинство людей живет не по-человечески — соревнуются в богатстве, в жадности, в том, кто кого скорей столкнет в канаву, кто кого скорей одурачит. Никто не соревнуется в искусстве быть прекрасным и добрым. Он удивлялся тому, что грамматики изучают бедствия Одиссея и не видят своих собственных; музыканты настраивают струны на лире и не могут сладить с собственным нравом; математики следят за солнцем и луной и не видят того, что у них под ногами; учителя учат правильно говорить и писать, но не учат правильно поступать; скряги ругают деньги, а сами их любят больше всего.
Второй вопрос. Диоген, зачем ты просил милостыни у статуи?
Ответ. Приучал себя к отказам.
Третий вопрос. Диоген, однажды ты закричал: «Эй, люди!» — но что ты стал делать, когда сбежался народ?
Ответ. Напустился на них с палкой, приговаривая: «Я звал людей, а не мерзавцев».
Четвёртый вопрос. Диоген, что ты ответил человеку, спросившему тебя, в какое время следует завтракать?
Ответ. Если ты богат, то когда захочешь, если беден, то когда можешь.
Пятый вопрос. Диоген, что ты ответил человеку, спросившему тебя, в какое время следует завтракать?
Ответ. Если ты богат, то когда захочешь, если беден, то когда можешь.
Шестой вопрос. Диоген, почему люди подают нищим и не подают философам?
Ответ. Потому что они знают: хромыми и слепыми они, быть может, и станут, а вот мудрее — нет.
Ведущий: Идеалом мудрой жизни была для Диогена «автаркия» — внутренняя самодостаточность, безразличие ко всему внешнему. Когда он грелся на солнце, Александр Македонский, остановившись над ним, сказал: «Проси у меня, чего хочешь»; Диоген отвечал: «Не заслоняй мне солнца».
Ведущий (обращаясь к студентам): Друзья, получив представление о Диогене, попробуйте разыскать этого философа на знакомой уже нам репродукции Р.Санти «Афинская школа». (Студенты показывают на изображённого Диогена и объясняют свой выбор).
Ведущий: Несмотря на насмешки и издевательства, большинство людей любило Диогена, и когда какой-то хулиган разбил его глиняную бочку, граждане города собрали деньги и купили ему новую. Никому в голову не пришло купить ему дом, да Диоген и не стал бы, наверное, жить в доме, ибо считал это слишком роскошным и не нужным для себя.
Поскольку киники, в том числе и сам Диоген, называли себя собаками, то, когда он умер, современники поставили ему мраморный памятник в виде собаки с надписью: «Даже бронза ветшает со временем, но слава твоя, Диоген, во веки не прейдет, ибо лишь ты сумел убедить смертных, что жизнь сама по себе достаточна, и указать наипростейший путь жизни».
Цинизм в такой мягкой диогеновской форме, пренебрежительное отношение ко всем внешним благам — одежде, комфорту, богатству, славе, — до сих пор имеет последователей. Например, хиппи — мощное молодежное движение в Европе и Америке.
Ведущий: На протяжении всего перипатетического урока нас сопровождала репродукция фрески великого художника — Рафаэля Санти.
До Станца делла Сеньятура Рафаэлю редко приходилось иметь дело с фресками, однако он на удивление уверенно сумел справиться со своей задачей и написал свою знаменитую ватиканскую фреску "Афинскую школу" (1509-1511), ставшую одним из величайших шедевров не только Рафаэля, но и всей живописи Ренессанса. Эту монументальную фреску Рафаэль создал, когда ему было всего 25 лет, и она стала одним из шедевров эпохи Высокого Возрождения. Фреска изображает мир древних философов, чьи идеи вдохновляли художников Ренессанса. Под величественными цилиндрическими сводами вымышленного античного здания мы видим всех выдающихся философов древности, беседующих со своими учениками. Именно такие беседы способствовали развитию философской мысли.
Сюжет росписи всей комнаты — четыре сферы духовной деятельности человека: Теология, Философия, Юриспруденция и Поэзия. "Афинская школа" представляет одну из четырёх фресок — Философию. На ней представлены мудрецы всего мира, спорящие друг с другом на все лады.
Для композиции сюжета и изображения мудрецов понадобились глубокие знания истории. В этом Рафаэлю оказывал помощь библиотекарь римского папы, кардинал Томмасо Ингирами
В центре, на переднем плане греческие философы Платон и Аристотель, символизирующие два направления классической мысли: идеализма и материализма. Платону Рафаэль придал черты своего знаменитого старшего современника Леонардо да Винчи.
Слева - вверху, мы видим Сократа и Ксенофана; ниже — Эпикура, в венке, советовавшего получать удовольствие от жизни, и Зенона, философа противоположных взглядов, а рядом группа с Пифагором.
Правее, Эвклид, с чертами архитектора Браманте, рисует на доске; рядом Зораостр с глобусом. Справа вверху автопортрет Рафаэля, в чёрном берете.
Киник Диоген растянулся на лестнице.
А на переднем плане появляется одинокая фигура Гераклита, сидящего, опершись на левую руку - это портрет Микеланджело - знак уважения Рафаэля к своему сопернику, расписывавшему одновременно с ним Сикстинскую капеллу.
"Афинская школа", как начали называть эту фреску спустя много лет после написания, изображает Академию, основанную Платоном в Афинах в IV веке до н. э. Рафаэлю, как и его современникам, было хорошо известно, что собрания этой Академии проходили под открытым небом, в оливковой роще.
III. Итог мероприятия.
Ведущий: Сегодня мы погрузились с вами в мир древнегреческой философии. Вы увидели, насколько она уникальна. На фреске Р.Санти представлено ещё много философов, узнайте о них как можно больше, ведь занятия философией развивают и обогащают человека. В конце нашего мероприятия я хочу раздать вам памятки, где указана 101 причина, чтобы заниматься философией.
101 причина, чтобы заняться философией
1. Философия учит тебя думать самостоятельно.
2. Философия учит тебя любить не только мудрость, но и других людей.
3. Занимаясь философией, ты узнаешь, что «нет невозможного, а есть лишь ставшее невозможным» (Хорхе Анхель Ливрага).
4. Занимаясь философией, ты поймешь, что «нужно знать не многое, а нужное» (Эсхил).
5. Философия освобождает от стереотипов.
6. Философия помогает впустить в свою жизнь больше смысла.
7. Философия помогает изменить свою жизнь.
8. Ты можешь увидеть новыми глазами "Возвращение блудного сына".
9. Ты можешь услышать по новому "Ромео и Джульетту" Чайковского.
10. Философия поможет уйти от внутреннего беспокойства и внешнего благополучия и получить взамен приключения вовне и покой внутри.
11. Философия учит жить не любой ценой.
12. Философия учит тебя держать равновесие в движении.
13. Философия учит рисковать, чтобы стать лучше.
14. Философия помогает сдвигать мир, начиная с себя.
15. Философия учит тебя быть собой.
16. Философия учит тебя браться за невозможные мечты и дела.
17. Философия учит тебя не сдаваться и не опускать руки в трудных ситуациях.
18. Философия учит тебя быть оптимистом.
19. Философия учит тебя проявлять оригинальность, талант, бодрость и чувство юмора.
20. Философия учит тебя быть примером — а не критиком.
21. Философия учит тебя познавать красоту этого мира.
22. Философия учит тебя благодарить.
23. Философия формирует мировоззрение: твое отношение к основам бытия, окружающему миру, обществу.
24. Философия помогает лучше понять самого себя и других людей.
25. Философия позволяет видеть великое в малом и малое в великом.
26. Философия учит, что у тебя нет врагов — все для тебя учителя.
27. Философия поможет понять, что Моцарт-это гениальный композитор, а не конфеты.
28. Философия поможет обнаружить в числе мудрецов Михаила Пришвина и Льва Толстого, Фёдора Достоевского и Антуана де Сент-Экзюпери.
29. Философия — это интереснейшее приключение на всю жизнь.
30. Философия помогает стать спокойнее и увереннее в себе.
31. Философия помогает воспитывать детей счастливыми.
32. Философия дарит настоящих друзей.
33. Философия учит тебя выбирать и учит выбирать лучшее в себе и других, хотя это и бывает непросто.
34. Философия объединяет людей.
35. Философия соединяет то, что сложно соединить без нее.
36. Философия учит ответственности и дает свободу.
37. Философия поможет понять, что у тебя уже все есть, что тебе нужно, что начать жить так, как мечтаешь.
38. Изучение философии помогает просыпаться с улыбкой на лице.
39. Философия учит тебя искать себя, быть собой и не потерять себя.
40. Философия помогает не сражаться против недостатков, а развивать достоинства.
41. Философия открывает, "как поучительно непрактичное" (Ян Твардовский).
42. Философия вдохновляет "в одном мгновенье видеть вечность и небо - в чашечке цветка".
43. Философия ставит перед нами такие вопросы, ответом на которые будет вся наша жизнь.
44. Философия приглашает прожить на собственном опыте вслед за Буддой, что "ненависть не побеждается ненавистью, но любовью", и убедиться вместе с Марком Аврелием, что "не случившееся с нами является несчастьем, а способность достойно перенести это - счастьем".
45. Философия и философы учат понимать, что многое в мире преходящее, но были, есть и будут вечные ценности.
46. Философия учит осознанно делать шаги и принимать решения, чтобы не просто накапливать опыт для себя, а быть и для кого-то примером.
47. Философия учит «выглядывать за границы» своего маленького мира и быть полезным другому человеку или животному, а при желании даже природе и нашей планете.
48. Философия и философы учат понимать, что случайностей не существует.
49. Философия и философы учат не бояться смерти.
50. Философия учит, что из любой ситуации всегда есть выход.
51. Философия и философы учат, у тебя все будет так, как ты веришь.
52. Философия и философы учат, что надо менять не обстоятельства, а точку зрения на них.
53. Философия учит, что у тебя всегда есть шанс, чтобы исправить собственные ошибки.
54. Философия дает возможность понять, что мы знаем много, но надо учиться применять хотя бы часть того, что мы знаем.
55. Философия дает возможность понять, что мы не одиноки.
56. Философия дает счастье озарений.
57. Философия позволяет расширить горизонты.
58. Философия исцеляет от тоски и безнадежности.
59. Философия позволяет открыть глубины своего сердца.
60. Философия позволяет найти суть покоя.
61. Философия учит, что есть время для посева и для снятия урожая, есть время для завоеваний и для спокойствия.
62. Философия позволяет сохранить вкус тайны, напоминая, что всё познать невозможно.
63. Философия учит, что бегу времени противостоят традиции.
64. Философия помогает проснуться забытым мечтам.
65. Философия учит отвергать споры, в которых ничего не рождается.
66. Философия показывает, что в книге значимы не чернила и бумага, а мудрость.
67. Философия открывает, что кирпичи и черепица - ничто без замысла зодчего.
68. Философия показывает, что любой путь возможен, потому что всегда возможно разобрать построенный дом и сложить новый.
69. Философия показывает, что не море создано для корабля, а корабль для моря.
70. Философия открывает, что смысл вещей не в вещах, а в устремлении.
71. Философия подвигает на укрепление связующих нитей и преодоление разъединенности.
72. Философия дает понять, что смысл жизни в том, на что она потрачена.
73. Философия открывает, что не получая, а отдавая, обретаешь благородство.
74. Философия открывает, что тишину тоже можно творить.
75. Философия помогает дышать полной грудью, радуясь необъятным просторам мира.
76. Философия позволяет любить оазисы в пустыне.
77. Философия открывает, что каждый человек - хранитель сокровища.
78. Философия учит, что в сотрудничестве секрет величия.
79. Философия позволяет увидеть, что бесплодных усилий не бывает.
80. Философия подсказывает, что найти свою истину можно в тишине, и для этого необходимо время.
81. Философия открывает, что человек подобен дереву: корнями оно уходит в землю, а ветвями к звездам.
82. Философия учит, что человек, поднимаясь ступенька за ступенькой вверх, видит всё по-иному.
83. Философия учит брать пример с текущей воды - не упускать ни одной возможности двигаться вперед.
85. Философия учит в поисках причин обращать взгляд к истокам.
86. Философия открывает, что будущее не предугадывают, а созидают в настоящем.
87. Философия показывает, что нет ничего драгоценнее невидимого наследства, которое передают друг другу люди из поколения в поколение.
88. Философия открывает, что невозможно передать всю полноту жизни только словом или книгой.
89. Философия открывает, что важны не факты, а способы их постижения.