Цель:развитие навыков в работе с объёмной композицией.
Эмоциональнуюреакциюучеловекавызываютвизуальныепризнакиформы, аименно: контуры–очертания–силуэты-границы, разныевидыконтрастов, цветовыеособенности. Любаяфантазияимеетпредметнуюоснову. Аформапредметавсегдасодержитвсебеоценочно-ассоциативныйаспект.
Впроцессеизобразительнойдеятельностиэмоциональноесостояниеавторатакжезависитотеголичногоотношениякобъектуотражения, отнепосредственнотворческогопроцесса, которыевлияютнастепеньэмоциональногопереживания.
Дляразвитияассоциативногомышленияучащимсянеобходимоосвоениехудожественныхсредствивыразительногоязыка. Однимизэффективныхметодовассоциативногостимулированиявоображенияявляютсяразличныеупражнения.
Еслипринятьвовниманиеэтотаспектвсферепредпрофессиональногообученияустаршеклассниковхудожественныхотделенийшколискусствихудожественныхшкол, то, важнейшейзадачейпреподавателяявляетсяразвитиеэмоционального, чувственногоотношенияобучающихсяктворческомупроцессу, атакжеавторскоговидениявотображениидействительности, возникновениеипроявлениеэмоцийвизобразительнойдеятельности.
ЗАДАНИЕ 1.Выполнениемакетапростогогеометрическоготела (3 часа).
Цель:Овладетьпервичнымимоторныминавыкамимакетирования.
Задачи:Познакомитьсясосновныминачальнымиприемамиизготовлениямакетовобъемныхформ.
Требования:Выполнитьмакеткуба (10×10 см), попредложенномуобразцу.
Методическиеуказания: ПриведенныенасхемеразверткикубасклеиваютсявстыкклеемПВА. Чтобылиниисгибанаребрахкубабылировнымиичеткими, необходимосвнешнейстороныбумагиполиниисгибасделатьнадсечку. Надсечкаделаетсяна 0,5 толщинылистабумаги, этонадоделатьлегко, чтобынепрорезатьбумагунасквозь. Затемнужносогнутьбумагупоэтимлиниямисклеитьстыки.
Чтобыкачествомакетабыловысоким, надосделатьоченьточныйчертеж, сделатьнадсечкиипрорези, аследыкарандашааккуратностереть. Иногдаможнонепользоватьсякарандашом, аделатьуколыизмерителемвнужныхместах.
ЗАДАНИЕ 2.Пластическоерешениеповерхностикубавцвете. (6 часов)
Цель:Изучениенекоторыхсвойствобъемнойформы: геометрическийвид, масса, положениевпространствеит. п.
Задачи:УсвоитьПОНЯТИЯассоциативнойкомпозициинаобъемномпредмете. ЗнакомствостворчествомЧюрлениса, Филонова.
Сильнымпсихологическимфакторомявляетсяцвет. Эмоциивсегдатесносвязанысассоциативнымвосприятиемдействительности. Вэнциклопедическомсловареслово "ассоциации”разъясняетсякакпсихологическаясвязь, возникающаяприопределенныхусловияхмеждудвумяилиболеепсихическимиявлениями (ощущениями, двигательнымиактами, идеямиит.п.); различаютассоциациипосмежности (впространствеиливовремени), сходствуиконтрасту. Необходимоотметить, чтовтехслучаях, когдацветсвязансабстрактнымипонятиямииэмоциональнымивпечатлениями, принятоговоритьоцветовоммышленииицветовойсимволике.
Требования:Обучающимсявданномзаданиипредлагаетсяосвоитьприемысозданияпластикиграфическогоизображениянаповерхностяхобъемнойформы. Пластическирешитькубкакобъемнуюформу, рассматриваемуюсовсехсторон. Проследитьединыйкомпозиционныйзамыселврешениипластикивсехграней. Создатьритмическиорганизованнуюработу, используяцветовыегармониииассоциативныйобразныйтипвидения, выполнитькомпозициюсимволическогохарактера, например: «Временагода», «Формуламузыки», «Морскиефантазии».
Методическиеуказания:Композицияпредусматриваетвосприятиесовсехсторон, чтонеисключаетиосновногонаправлениядвижениякэтомуобъему.
Материал:гуашь. Напримерахможновидетьразныевариантырешенийграфическойпластикиповерхностикуба.
РЕКОМЕНДУЕМАЯЛИТЕРАТУРА
1. «Графическаякомпозиция»примернаяпрограммадляДХШиДШИМосква 2006.
2. АккуратоваЕ.С. Пособиепорисунку. Композиция: методикаиметодология. Ульяновск, 2007.
3. ДаглдиянК. Декоративнаякомпозиция. Р.н.Д., 2008.
4. ДенисовВ.С., ГлазоваМ.В. Восприятиецвета. М., 2009.
5. ЛогвиненкоГ.М. Декоративнаякомпозиция. М., 2005.
6. ПаранюшкинР.В. Композиция. Р.н.Д.,2005.
7. ПаранюшкинР.В., ХандоваГ.Н. Колористика. Р.н.Д., 2007.
8. ПауэллУ. Цветикакегоиспользовать. М., 2006.
9. Переводсанг. КотельниковойТ.М. Лучшиеорнаментыидекоративныемотивы. М.,2008.
10. УстинВ.Б. Композициявдизайне. М., 1997.