Редактор
Должность:Редактор
Группа:Мир учителя
Страна:Россия
Регион:Санкт-Петербург
Урок на тему: "Литературное краеведение (9 класс)"

Россия, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск
МБОУ Лицей №1
Учитель русского языка и литературы
Цуканова Тамара Анатолиевна

Цель урока: 1) познакомиться с биографией писательницы, особенностями ее мировоззрения, своеобразием творчества; 2) воспитать любовь и привязанность у обучающихся к родному краю, пробудить интерес к родной культуре; 3) помочь осознать себя частью жизни родного края.

Метод: комментированное чтение в сочетании с эвристическим методом, слово учителя, элементы лингвистического анализа.

Ход урока.

I. Слово учителя.

Продолжая знакомство с творчеством сахалинских авторов, мы впервые услышим имя Ирины Даниэлевны Левитес (Остапенко), автора книг:

«Законы наследственности» (2006, издательство СахГУ),
«Отпусти народ мой» (2007, издательство СахГУ),
«Созвездие Близнецов, или УРА, ТОВАРИЩИ!» (2007, издательство СахГУ),
«Круглая Земля» (2008, издательство СахГУ),
«Зал потерянных шагов» (2008, Сахалинское книжное издательство),
«Аня» (2009, Сахалинское книжное издательство),
«Переходный возраст» (2009, Сахалинское книжное издательство),
«Боричев Ток, 10» (2009, Сахалинское книжное издательство),
«Охота на солнечных зайчиков» (2011, Издательство ИРОСО),
«Новый адрес» (2011, Лукоморье),
«Боричев Ток, 10» (2011, Текст),
«Мама, папа и китайцы» (2012, Издательство ИРОСО).

Ее произведения публиковались в литературных журналах «День и Ночь», «Дальний Восток», литературно-художественном сборнике «Сахалин». Ирина Даниэлевна - лауреат премии губернатора Сахалинской области (2009), финалист премии И.П. Белкина (шорт-лист, 2009),
лауреат журнала «Дальний Восток» в номинации «Проза» (2011).

Родилась в Киеве, живет в Южно-Сахалинске.
Ведущий редактор журнала «Сахалинское образование - XXI век».
Преподает медицинскую генетику в Сахалинском базовом медицинском колледже.
Автор более 70 публикаций в журналах «Специалист», «Среднее специальное образование»,
«Тихоокеанский медицинский журнал», «Сестринское дело»,
«Медицинская сестра», «Филологический журнал», «Печатный двор» и др.

II. Сообщение: «История создания рассказа «Сиреневый туман»»

История недавняя и реалистичная, имеет своего прототипа. Да и кто в наше время не сталкивался с подобным?

III. Работу над рассказом можно построить в форме лингвистического анализа:

-Какова центральная тема рассказа?

(Любовь к родному краю (протест против обывательщины, духовного мещанства, самовырождения человека)).

-Какова основная идея произведения?

(Основная идея произведения, как и у А.П.Чехова, заключается в словах:«Берегите в себе человека!», не поддавайтесь благополучной обыденности, сумейте сохранить себя, свои интересы и увлечения через любовь к родному краю).

-Какова композиция рассказа?

(Композиция рассказа на первый взгляд проста. В рассказе отсутствует вступление и заключение, но строки из песни «Сиреневый туман» делят произведение на части и являются эпиграфом к дальнейшему повествованию).

IV. Слово учителя:

Следуя традициям написания художественных произведений, Ирина Даниэлевна в своем рассказе затронула проблемы, которые не лежат на поверхности (первые строки произведения именно об этом и свидетельствуют) и для понимания которых требуется неоднократное обращение к тексту.

Функцией вступления в художественное произведение является введение в тему, подача предварительных, общих сведений о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Но в данном произведении нет ни вступления, ни заключения, задачей которого является подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, еще раз обратив внимание на самое главное.

(Ученики зачитывают начало и конец произведения и убеждаются в этом еще раз).

Итак, авторская манера повествования отличается лаконичностью и простотой, но Ирина Даниэлевна , как человек скромный, редко выражает свою точку зрения, давая обычно читателям домыслить то, на что лишь сделан намек (речь идет о подтексте). Писательница сразу вводит читателя не только в ход событий, но первыми четырьмя предложениями рисует обстановку. Пятое предложение повествует о внешнем скандале между бабушкой и внуком, а в душе Елены Васильевны (главной героини) уже зародился внутренний протест. Строки из песни «Сиреневый туман» тому свидетельство.

Видимых глав в этом рассказе нет, но в литературном произведении идейно-нравственную ценность представляют именно строки из песни. Они делят произведение на части и являются некими эпиграфами к дальнейшему повествованию. Составление таблицы позволит это увидеть:

Первое четверостишие:

Сиреневый туман

Над нами проплывает,

Над тамбуром горит-

Полночная звезда…

Второе четверостишие:

Кондуктор не спешит,
Кондуктор понимает,
Что с девушкою я
Прощаюсь навсегда.

Следующие строки:

Сиреневый туман
Над нами проплывает…

Третье четверостишие:

Ты смотришь мне в глаза
И руку пожимаешь,
В глазах твоих больших
Тревога и печаль…

Четвертое четверостишие:
Еще один звонок,
И смолкнет шум вокзала,
И поезд улетит
В сиреневую даль.

Следующие строки:

А может, навсегда
Ты друга потеряешь…

Заключительные строки:

Уеду я на год,
А может быть, на два,
А может, навсегда…

повествует о приезде Елены Васильевны в Москву по настоянию сына;

Елена Васильевна бросила Сахалин и уехала в Москву заниматься воспитанием внука Димки;

Воспоминания Елены Васильевны о встречах с подругами, совместных походах, сборе папоротника, черемши, лопухов, грибов, лимонника и брусники, прогулках на Горный Воздух (чаепитии, костре, песнях);

беспокойство за внука, который где-то задерживается, возвращаясь с тренировок;

«Кому она тут нужна?»;

Прооперировали приятельницу Людмилу Алексеевну: есть повод съездить на Сахалин;

Мысли Елены Васильевны: «Обратный билет можно сдать. Паспорт есть, часы на вакансии найдутся. И даже душ в изоляторе работает».

Словарная работа:

Гастарбайтер(нем.Gastarbeiter; дословно: гость-работник) — жаргонизм, обозначающий иностранца, работающего по временному найму.

«Ста́линки», сталинские дома — общее разговорное название домов, сооружавшихся в СССР с конца 1930-х годов до середины 1950-х годов, особенно во время правления И. В. Сталина, преимущественно в стиле неоклассицизма.

-На каком приеме построен рассказ «Сиреневый туман»?

(Прием контраста).

-В чем заключается смысл названия рассказа?

-Что ощущает Елена Васильевна, уехав с Сахалина?

(Свою ненужность).

-Какими качествами обладает главная героиня?

-Что спасает героиню найти выход из сложившейся ситуации?

(Память по близким людям, любовь к ставшему родным Сахалину).

-Знаете ли Вы подобные случаи о людях, которые покинули остров и не сумели прижиться в других местах? В чем загадка и секрет острова Сахалин?

Вывод: мы видим через основные художественные детали, что в городе Москва у Елены Васильевны жизнь стала скучной и однообразной. В хорошо обеспеченной семье сына она чувствовала себя ненужной, лишней. Свое предназначение она видит в помощи одиноким подругам, с которыми ее связывала многолетняя дружба, в пользе людям и детям (работа в колледже). Тема любви к родному краю заставила по-новому взглянуть на красоты и достоинства Сахалина и по-новому их оценить.

Домашнее задание:

1. Прочитайте другие рассказы автора, которые объединены данной темой.

2. Написать сочинение-миниатюру на тему « В чем сила привлекательности нашего края?»

Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности