link3475 link3476 link3477 link3478 link3479 link3480 link3481 link3482 link3483 link3484 link3485 link3486 link3487 link3488 link3489 link3490 link3491 link3492 link3493 link3494 link3495 link3496 link3497 link3498 link3499 link3500 link3501 link3502 link3503 link3504 link3505 link3506 link3507 link3508 link3509 link3510 link3511 link3512 link3513 link3514 link3515 link3516 link3517 link3518 link3519 link3520 link3521 link3522 link3523 link3524 link3525 link3526 link3527 link3528 link3529 link3530 link3531 link3532 link3533 link3534 link3535 link3536 link3537 link3538 link3539 link3540 link3541 link3542 link3543 link3544 link3545 link3546 link3547 link3548 link3549 link3550 link3551 link3552 link3553 link3554 link3555 link3556 link3557 link3558 link3559 link3560 link3561 link3562 link3563 link3564 link3565 link3566 link3567 link3568 link3569 link3570 link3571 link3572 link3573 link3574 link3575 link3576 link3577 link3578 link3579 link3580 link3581 link3582 link3583 link3584 link3585 link3586 link3587 link3588 link3589 link3590 link3591 link3592 link3593 link3594 link3595 link3596 link3597 link3598 link3599 link3600 link3601 link3602 link3603 link3604 link3605 link3606 link3607 link3608 link3609 link3610 link3611 link3612 link3613
Абдулхаликова Елена Владимировна
Должность:Учитель-методист
Группа:Команда портала
Страна:Россия
Регион:Ижевск
Трофимова Оксана Ивановна, учитель английского языка ГБОУ ООШ с. Салейкино, Староафонькинский филиал

Компетентностно-ориентированный подход как один из факторов развития духовно-нравственных ценностей студентов

Современное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость разработки механизмов формирования человека XXI века - личности, способной к анализу существующей ситуации, активно участвующей в социо-культурной деятельности, самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях. Одним из таких механизмов признан компетентностный подход в образовательном процессе.

Целью образования и воспитания является выявление способностей каждого студента, формирование духовно богатой, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными знаниями по профессиональным дисциплинам; личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, интегрированной в систему национальной и мировых культур, способной в последующем на участие в духовном развитии общества.

В качестве критериев нравственного воспитания студентов должны выступать: уровень знаний и убежденности в необходимости соблюдения норм морали, сформированности качеств личности, умения и навыки соответствующего поведения в различных жизненных ситуациях.

В процессе своей педагогической деятельности ставлю перед собой следующие задачи:

  1. Внедрение и апробация инновационных образовательных средств, способствующих формированию духовно-нравственных ценностей студента.
  2. Обеспечения самоопределения, самообразования, саморазвития личности учащегося через создание благоприятных условий для ее творческой, личностно-ориентированной самореализации.
  3. Социализация личности, обучение самоопределения в окружающем мире, через отбор оптимальных средств организации аудиторной и внеаудиторной работы с учащимися.
  4. Создание оптимальных условий для здоровьесбережения студентов.

Если вопросам нравственного воспитания учащихся придавать серьезное значение и проводить регулярную работу по духовному оздоровлению, то труд не будет напрасным. Во-первых, такие учащиеся отличаются добротой, отзывчивостью и милосердием, во-вторых, они с удовольствием изучают, читают классическую литературу. Не секрет, что далеко не все можно изучать с интересом. Однако если у учащегося формируется нравственное мышление, то успех изучения дисциплин более чем наполовину обеспечен.

По словарю С. И. Ожегова, Н.Ю.Шведовой, нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; а также правила поведения, определяемые этими качествами.

Духовный — 1) относящийся к религии, к церкви. Духовность — свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

Жизнь и опыт безбожной жизни показали, что духовность и нравственность в обществе тесно взаимосвязаны: там, где нет духовности, падает нравственность. На каждом занятии по литературе я уделяю внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Причем, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих студентов. Значительный нравственный потенциал заложен в русских народных пословицах и поговорках. Их можно назвать своеобразной энциклопедией этических представлений русского народа. В них, как и в других формах народного творчества, заключен практический опыт народа, его миропонимание и всевозможные знания в красочной и лаконичной форме. В пословицах и поговорках содержатся взгляды на мир, природу, общественное устройство, а главное, отношение народа к окружающей действительности и представлении о своем месте на земле, его ценностные отношения.

Пословицы и поговорки — особый вид устной народной поэзии, веками шлифовавшийся и впитавший в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Они не велики по объему, но очень емки по смыслу: «Мал золотник, да дорог», «Волков бояться — в лес не ходить», «Долг платежом красен» и др. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости. Они посвящены тому, как и чему, учить и воспитывать: «Не учи безделью, а учи рукоделью»; показывают особенности быта и труда, прежде всего крестьянского: «Жнут поле в пору»; выражают отношение к труду: «Делу обучиться — всегда пригодиться», «Всякое умение трудом дается». Целый пласт пословиц посвящен семье, материнской любви. С глубоким уважением пословица говорит: «Нет милее дружка, чем родная матушка».

Пословицы и поговорки могут оказать огромное влияние на развитие ума, образного мышления.

Образность пословиц и поговорок, умение народа образно описывать предмет, давать ему яркую характеристику, умение творчески использовать слово является весьма важным в формировании воображения.

Весьма ценны литературные дискуссии. Они развивают самостоятельность суждений, готовят студентов к реальной жизни. Где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия. В своей профессиональной деятельности использую такие эффективные формы деятельности, как лекция-дискуссия, лекция-конференция, деловая игра, тренинг, научно-практический семинар, викторина, интеллектуальный марафон, формирующие коммуникативные компетенции учащихся, их креативность, умение представлять себя, вести дискуссию, аргументировано доказывать свою точку зрения, а также воспитывает в молодых людях ответственность, самостоятельность, толерантность, умение работать в команде. Таким образом, также осуществляется процесс включения преподавателя в научно-исследовательскую работу, главной задачей которой является формирование основ сотворчества преподавателя и учащегося.
Особенно эффективны занятия, на которых звучат стихи, помогающие формированию не только духовного мира, но и в целом отношению к жизни. «Поэзия - это витамины души, особенно растущей. В молодости чего-то недоделали, какого-нибудь витамина D и ущербная совесть всю жизнь ходит на гнутых ножках» — так очень метко определил значение поэзии для нравственного здоровья Леонид Экуховецкий.

Николай Михайлович Рубцов — истинный поэт, живший болью своей эпохи, патриот земли родной в самом высоком смысле этого слова, поэт редкого, самобытного дарования, светлый талант. Сохраняя любовь и память к родной деревеньке, речке, к родным местам, он тем самым говорит в своих стихах о любви к Отчизне, ко всему живому на земле.

Поэзия Рубцова, помимо эмоционального, несёт в себе мощный нравственный заряд, иными словами — она, его поэзия, способна воспитывать в человеке чувства добрые, формировать сложные духовные начала.

Вдумчиво вчитываясь в строки стихов поэта, знакомясь с образами его лирики, мы понимаем, что мир природы с её открытостью, искренностью, спокойствием, с привычным пейзажем, с жизнью простой русской деревни может перебороть злобу, мстительность, не доброту в человеческом сердце. Его творчество необходимо знать каждому человеку.

Давно меня, как преподавателя, волнует то, что у современной молодежи мало душевных впечатлений, гораздо больше телевизионных. Как создать условия, в которых их любознательность и энергия будут проявляться в творчестве, в поступках? Очень важно, чтобы к душевным движениям, порывам и размышлениям человек пришёл сам, сделав самостоятельный выбор, почувствовав стремление к духовной жизни в себе, к открытию сложного многоликого мира. Как пробудить «жизнь сердца», учить сочувствовать и сорадоваться? В методике эти вопросы относятся к разряду «вечных». В поисках ответа я и обратилась к лирике Н.М.Рубцова.

Но общение с детьми и педагогический опыт убеждали, что отзывается в них только-то художественное слово, которое задевает сокровенные струны души. И я решила провести занятие, пробуждающий эти чувства. Поэзия Н. М. Рубцова зовёт к добру, к любви России, к осмыслению себя и своего места на родной земле.

Эпиграфом к занятию были подобраны слова из стихотворения Н. М. Рубцова: «За всё добро расплатимся добром, за всю любовь расплатимся любовью». Читая эти строки, понимаешь, что в них заключена глубинная суть поэта. Это состояние его души. Так сказать и написать мог только человек, любящий свою страну.

Система занятий по изучению романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» строится с учетом компетентностного подхода, состоящего из трех компонентов: когнитивного, операционального и аксиологического. Следуя заявленной теме, мы рассмотрим только аксиологический компонент, способствующий, в том числе духовно-нравственному формированию личности.

Мировоззренческие проблемы, волнующие Достоевского, связаны, прежде всего, с образом Раскольникова, занимающим центральное положение в романе, а второстепенные персонажи предстают как разные “я” главного героя. Поэтому Раскольникова следует оценивать, на наш взгляд, не столько как антипода Лужина и особенно Свидригайлова (а также Катерины Ивановны и Порфирия Петровича), сколько как их двойника. Анализируя систему образов, мы организуем работу в группах с использованием модульной технологии, благодаря чему самостоятельно достигается конкретная цель учебно-познавательной деятельности. Учащиеся приходят к важному нравственному выводу: один человек предстает как все люди и отвечает за всех. Чтобы избежать нравственного падения (заблуждения), необходимо осознавать эту меру ответственности. Борьба добра и зла происходит, прежде всего, не вовне, а внутри человека, и исход этой борьбы — результат усилий его собственной души. Гордый человек, сознательно отделившийся от людей, отделяется и от Бога, обрекая себя на душевную пустоту безверия. У Лужина эта пустота заполняется деньгами (“более всего на свете любил и ценил он добытые трудом и всякими средствами свои деньги”), у Свидригайлова — развратом (“в этом разврате, по крайней мере, есть нечто постоянное, основанное даже на природе”), у Катерины Ивановны есть самая главная для ее гордости вещь — похвальный лист, Порфирий Петрович поглощен казуистикой следствия. Раскольников подменяет веру своей теорией.

Изучение романа “Преступление и наказание” потребовало от учащихся напряженной интеллектуальной и духовной работы и заставило их задуматься над непростыми проблемами взаимоотношений людей в современном обществе и сохранения человеческого в человеке.

Урок-исследование по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» является одним из этапов изучения творчества сатирика. Организованная подготовительная и исследовательская деятельность на уроке позволяет постичь идейно-художественную глубину сказочного наследия Щедрина. Работа по содержанию произведений имеет важное в воспитательном плане значение. Тема актуальна во все времена. На уроке используются элементы презентации деятельности творческих групп, дискуссии. Основная часть посвящена исследованию имманентной (языковой) ткани сказки, работе над содержанием произведения. Деятельность творческих групп отражена в презентации собственных наработок, выводов. Драматургия урока связана с созданием учебных ситуаций, решать которые приходится «здесь и сейчас».

Четкая система в работе позволяет мне эффективно проводить работу с одаренными, а так же способными студентами, стараюсь расширять возможности для участия одаренных и способных учащихся в российских, международных конференциях, творческих конкурсах различного уровня, выставках, олимпиадах с целью развития интеллектуальных творческих способностей учащихся, их самореализации.

Наши участия:

Конкурсы, конференции ит.д.

Цель

  1. IX Межрегиональный Рождественский фестиваль «Возродим Русь Святую!» - ТрофимоваО.И. в номинации конкурс статей по духовно-нравственному виспитанию.
  2. IX Межрегиональный Рождественский фестиваль «Возрадим Русь Святую!» - Кудряшова Александра в номинации лучшее сочинение на Рождественскую тему.

Цель: возродить духовное, культурное и историческое наследие России, ее лучшие исторические традиции.

Задачи:

1. Возродить национальное и духовное самосознание.

2. Воспитать достойного гражданина и патриота России.

3. Ознакомить детей с Русской Православной Церковью.

4. Ориентировать воспитанников на доброту, любовь, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие.

5. Развивать у детей духовность.

6. Развивать творческие способности детей создавать условия для умственного и физического совершенствования детей, воспитания у них волевых качеств.

7. Воспитывать уважение к людям труда.

XIV областная научно-практическая конференция студентов образовательных учреждений НПО, СПО «Погружаясь в мир науки…» - Назарова Динара с работой «Речевые и языковые особенности рассказов А.П.Чехова».

Основной целью конференции является активизация работы по пропаганде научных знаний, привлечение внимания студентов к научному творчеству и исследовательской работе в будущей профессиональной сфере.

VIII Открытая Международная научно-исследовательская

конференция старшеклассников и студентов «Образование. Наука. Профессия» - Назарова Динара с работой «Речевые и языковые особенности рассказов А.П.Чехова».

Способствовать развитию интеллектуально и творчески одарённых старшеклассников и студентов и формированию навыков научной и творческой деятельности.

Межрегиональная акция «Вестник добра» Аминова Рузеля с творческой работой «Птица счастья».

Цель: воспитание патриотизма, чувства любви и уважения к своему Отечеству.

Задачи:

1. Возродить национальное и духовное самосознание.

2. Воспитать достойного гражданина и патриота России.

3. Развивать творческие способности школьников, создавать условия для умственного и физического совершенствования детей, воспитания у них волевых качеств.

4. Формирование навыка работы в эпистолярном жанре.

Межрегиональный конкурс «Пасха радость нам несет»: Рыбкина Мария заняла 2 место с сочинением «Традиция моей малой Родины»

Цель: возрождение духовного наследия России.

Задачи:

1. Возродить национальное и духовное самосознание молодого поколения.

2. Воспитать достойного гражданина и патриота России.

3. Развивать и формировать творческие способности учащихся.

4. Формировать духовно-нравственные принципы жизни подрастающего поколения.

III Заочная областная конференция молодых авторов «Будем помнить…» Кашенко Оксана с сочинением «Великий человек».

Цели и задачи:

1.Формирование чувства патриотизма и гражданского самосознания.

2.формирование эрудированного, компетентного специалиста, знающего историю своей Родины.

3.Активизация творческого мышления и духовного потенциала современного студента.

4.Активизация творческой деятельности преподавателей ОУ СПО, НПО и ВПО.

Список использованной литературы

  1. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Москва, «Просвещение», 2009.
  2. О.А. Северина «Гражданское образование: опыт, проблемы и перспективы», Волгоград, «Учитель», 2007.
  3. http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/201175.html.
  4. Шугаев И. , Священник. Брак, семья, дети. Беседы со старшеклассниками. — Талдом: Изд. Храма Архангела Михаила, 2002. — 81 с.
  5. Духовные истоки воспитания. Альманах. Тематический выпуск: Православная культура в школе. — М. : Изд-во Моск. Патриархии, 2003 — 170 с.
  6. Православная культура: Концепции, учебные программы, библиография. - М.: Покров, 2003. - 301с.
  7. Поурочные разработки по русской литературе 19в / Под ред. И.В. Золотаревой, Т.И.Михайловой. М.: ВАКО, 2002.
  8. Коровин В.И., Вершинина Н.Л. Методические рекомендации к учебнику В.И. Коровина и др. «Русская литература XIX века». - М.: Просвещение, 2004. - 86 с.
  9. Русские писатели. Библиографический словарь. Ч.2. М-Я/ Под ред. П.А. Николаева.- М.: Просвещение, 1990.- С. 208-218.
  10. Салтыков-Щедрин М.Е. Сказки. М.: Дрофа, 2005.-64 с.



Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности