link1716 link1717 link1718 link1719 link1720 link1721 link1722 link1723 link1724 link1725 link1726 link1727 link1728 link1729 link1730 link1731 link1732 link1733 link1734 link1735 link1736 link1737 link1738 link1739 link1740 link1741 link1742 link1743 link1744 link1745 link1746 link1747 link1748 link1749 link1750 link1751 link1752 link1753 link1754 link1755 link1756 link1757 link1758 link1759 link1760 link1761 link1762 link1763 link1764 link1765 link1766 link1767 link1768 link1769 link1770 link1771 link1772 link1773 link1774 link1775 link1776 link1777 link1778 link1779 link1780 link1781 link1782 link1783 link1784 link1785 link1786 link1787 link1788 link1789 link1790 link1791 link1792 link1793 link1794 link1795 link1796 link1797 link1798 link1799 link1800 link1801 link1802 link1803 link1804 link1805 link1806 link1807 link1808 link1809 link1810 link1811 link1812 link1813 link1814 link1815 link1816 link1817 link1818 link1819 link1820 link1821 link1822 link1823 link1824 link1825 link1826 link1827 link1828 link1829 link1830 link1831 link1832 link1833 link1834 link1835 link1836 link1837 link1838 link1839 link1840 link1841 link1842 link1843 link1844 link1845 link1846 link1847 link1848 link1849 link1850 link1851 link1852 link1853 link1854 link1855 link1856 link1857 link1858
Редактор
Должность:Редактор
Группа:Мир учителя
Страна:Россия
Регион:Санкт-Петербург
Использование оригами в предметно-развивающей среде в учебно-образовательной работе

Казахстан,Актюбинская область, г.Актобе
ГККП ДО №40 "БАЛДАУРЕН"
Методист
Бикмухамбетова Т.Н.

« Детство — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.

И от того как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, -

от этого в решающей степени зависит, каким человеком

станет сегодняшний малыш.»

В.А.Сухомлинский

На протяжении нескольких лет с детьми дошкольной организации наработан положительный опыт работы по использованию оригами в предметно-развивающей среде ребенка. Оригами — традиционное японское искусство. Основной материал для работы — бумага. Исходная форма листа бумаги — квадрат, иногда используются прямоугольник (“лодочка”, “письмо-треуголка”, “гармошка”, “пакетик для семян”) и круг — автор корейская оригамистка Йонг Ок. Оригами — это геометрия в природной и предметной среде. Базовые понятия в оригами: сгибание, складывание, торцевание, кирикоми-оригами. Понятие “сгибание” подразумевает расположение сторон заготовки, образующихся относительно линии сгиба, под некоторым углом друг к другу. Положительной стороной приема “складывание” является трехмерность получаемого изделия, образование по линиям сгиба ребер жесткости — важнейшего конструктивного элемента, значительно превышающего прочность изготавливаемого изделия, способность изделия сохранять равновесие в различных положениях, т.е. устойчивость. Использованная, мятая бумага после сгибания может быть применена на занятиях по оригами. Мятый лист превращается после многоразовых складываний, сгибаний в прекрасную имитацию шерстки животных, снежного покрова. Помятые листы белой бумаги дают возможность получить неповторимый рисунок при окрашивании их водными красками. Такие странного цвета листы используются в оформлении поделок в оригами. В оригами выделяются 11 исходных, базовых форм (Б.Ф.) — “блинчик”, “дверка”, “водяная бомбочка”, “двойной квадрат”, “воздушный змей”, “лягушка”, “птица”, “карамаран” и т.д. Кирикоми — прорезная бумага. Кири — резать, ками — бумага. Кирикоми-оригами — это складывание и частичное прорезывание или надрезание.

“Изображение будущего героя “строится” ножницами на глаз или по различному контуру”

Фигурки вырезаются и складываются из одного листа прямоугольной формы, в ходе работы ни одна из частей не удаляется, при этом видны лишь надрезы и прорези. При выполнении поделок оригами у детей развивается наглядно-образное мышление, творческое воображение, память, внимание, точность движения пальцев рук. Дети, занимающиеся оригами, приобретают такие качества, как усидчивость, целеустремленность, развивают собственный творческий потенциал, для дошкольников характерно желание творить и быстро получать результат своих действий. В ходе работы ребенку необходимо запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания — все это стимулирует, совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда. В познавательном плане: расширяется круг знаний, умений, навыков в технике оригами; расширяется кругозор, повышается интерес к культуре Востока (Японии, Китаю); углубляются знания детей об истории бумагоделания и экологии; получают дополнительную информацию о животном мире, среде их обитания в ходе складывания и обыгрывания их в игровых ситуациях. На основе данной работы нами рассматривался вопрос использования оригами в предметно-развивающей среде в учебно-образовательных учреждениях дошкольного и школьного возраста.

Как же организовать предметно-развивающую среду у детей?

Педагоги, воспитатели создают ребенку возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ними, получать удовольствие от каждого прожитого дня, от разнообразия своей деятельности, успешно выполненного задания, которое завершилось, осуществилось. В данном случае огромное значение имеет организация условий пространства дошкольного и школьного учреждения. Все, что видит ребенок вокруг себя — важное условие эмоционального воспитания. Все, что окружает ребенка, во многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям.

Одним из способов насыщения предметно-развивающей среды могут стать оригамские модели.

Адаптивная программа «Волшебные превращения бумаги» составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста как практическое руководство для воспитателей и родителей. Дошкольники не умеют читать самостоятельно, использовать книгу для чтения, а знаки, при помощи которых можно успешно складывать оригамские модели, помогут ребенку, заинтересованному разбираться в прочтении схем при сложении моделей оригами.

Исходя из значения оригами в жизни ребенка, коллективы детских садов города Актобе широко используют в образовательном процессе ДОУ. Эту технику и продукты детской деятельности (оригамушки) используют в оформлении: в интерьере, украшении групп, классов, уголков, рекреаций, музыкальных залов, гостиных.

Оригамские модели применяются на уроках, занятиях, лекциях, драматизации, на уроках контроля, экскурсиях, выставках, праздниках, на просмотрах видеофильмов.

Воспитательно-образовательный процесс ведется в дидактических играх:

а) “Кубики Азакова”

Знакомство с одной деталькой (модулем), с помощью которых очень быстро и без всяких сложностей собираются любые пространственные формы, сложенные из кубиков. Развивается пространственное мышление и воображение;

б) “Игра в слова”. Классическая модель .

Игра в слова с помощью искусства складывания.

в) “Где яблоко?” . и т.д.

Использование оригами

1) Оригами в интерьере. “Ветка с еловыми шишками”, “Сакура в цвету”, “Подсолнух”, “Два веселых гуся”, “Хоровод” (корейские куклы), “Умка и его друзья”, “Я на солнышке лежу”, “Зимний лес”, натюрморты — “Цветы в вазе”, “Цветы на лугу”, “Лето”.

2) Моделирование макетов “Сад камней в Японии”. При изучении культуры Японии. Альбомы “Оригами”.

3) На музыкальных вечерах, праздниках, утренниках (танцы, песни с оригамушками).

4) В сюжетно-ролевых играх: “Игра в цветочный магазин” (ромашка, тюльпан, нарцисс, астра, роза, цветик-семицветик).

5) В дидактических играх: “Зоопарк на столе” (посетители, звери, животные, птицы, земноводные, зоопарк).

6) Проведение подвижных игр с ободками-масками, выполненных из модулей цветной бумаги: “Два Мороза”, “У медведя во бору”, “Гуси-лебеди”, “Карусели” (изображение животных на ободках-масках).

7) Для режиссерских игр. Ребенок сам из сложенных ранее оригамских моделей составляет сюжет и сам его обыгрывает.

8) В театральной деятельности:

а) Пальчиковый театр (головки оригамские);

б) Настольный театр “Гуси-лебеди”, “Три поросенка”, “Маша и медведь”, “Снегурочка”, “Репка”.

9) В композициях на занятиях ИЗО и оригами: “Золотая осень”, “Кот и лиса”, “Теремок”, “Морское дно”, “На березовой опушке”, “Птицы”.

10) В русском фольклоре (потешки, загадки, скороговорки, сказки).

11) В ознакомлении с окружающим.

12) На праздниках (8 Марта, день Учителя (букет цветов), день Защитника Отечества, 9 Мая).

13) На выставках: внутри детского сада на конкурсах.

14) В физкультурных соревнованиях, развлечениях.

15) На занятиях по математике как счетный материал, так и распознавание геометрических понятий: треугольник, диагональ, углы, квадрат, противоположные стороны и углы, деление на 2, 4, 6 частей, круг.

Создание предметно-развивающей среды при работе с дошкольниками

Определяющим моментом в создании развивающей среды является педагогическая идея, которой руководствуется коллектив педагогов. Важно учитывать особенности каждой группы класса: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные характеристики детей.

Как организовать предметно-развивающую среду, чтобы она обеспечивала развитие ребенка и сохраняла его право на детство?

А нужно для этого не так уж и много: помнить, что это — “пространство детства”, где все по-другому.

Ребенок воспринимает мир сначала эмоциями, а эмоции формулируют отношение и настроение.

Метод эмоционального взаимодействия — отношение партнерства с учащимися на основе доброжелательности, поиска контакта и включении в какую-либо ролевую ситуацию позволяет достичь цели, предусмотренной педагогом.

Самая эмоциональная характеристика — цвет. Существует понятие “возрастное восприятие”.

С позиции дизайна не должно быть случайных объектов, вносящих диссонанс в гармонизированное пространство.

“Подлинность вещей должна смениться подлинностью чувств” (К.Станиславский).

Дети очень наблюдательные, чуткие и восприимчивые. Как “театр” начинается с вешалки, так и восприятие начинается с первого впечатления.

Задача детского сада: создать благоприятные условия для детей, чтобы ребенок, перешагивая знакомый порог, не боялся, а удивлялся, радовался и восхищался тем, что раньше не видел, а увидев, заинтересовался бы и наблюдал. Результатом работы с детьми стала выставка по оригами.

Работа, которая проводилась:

1. Методическое объединение воспитателей по ИЗО и художественному труду: экскурсии по выставке (культура Востока, куклы, орнаменты, оригами в интерьере);

оригами в игровом пространстве детства (поделки в технике оригами для театрализованных, сюжетно-ролевых, подвижных, развивающих, настольных играх, для праздников и развлечений; практическое задание — подбор тематики игр на основе имеющихся поделок — оригамушек);

особенности организации работы с родителями;

практическая работа;

подведение итогов.

2. Посещение и участие в выставке .

3. Занятия с детьми и взрослыми.

4.Круглый стол “Роль творчества в духовном развитии детей. Волшебный мир оригами” с участием воспитателей;

5. Практический семинар для педагогов городскихДО;

6. Методическая секция по изучению искусства оригами со студентами-воспитателями ОблИИУ и ПК.

7. Проводились консультации для родителей, детей, учителей, воспитателей города.

Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности