« Детство — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.» В.А.Сухомлинский
На протяжении нескольких лет с детьми дошкольной организации наработан положительный опыт работы по использованию оригами в предметно-развивающей среде ребенка. Оригами — традиционное японское искусство. Основной материал для работы — бумага. Исходная форма листа бумаги — квадрат, иногда используются прямоугольник (“лодочка”, “письмо-треуголка”, “гармошка”, “пакетик для семян”) и круг — автор корейская оригамистка Йонг Ок. Оригами — это геометрия в природной и предметной среде. Базовые понятия в оригами: сгибание, складывание, торцевание, кирикоми-оригами. Понятие “сгибание” подразумевает расположение сторон заготовки, образующихся относительно линии сгиба, под некоторым углом друг к другу. Положительной стороной приема “складывание” является трехмерность получаемого изделия, образование по линиям сгиба ребер жесткости — важнейшего конструктивного элемента, значительно превышающего прочность изготавливаемого изделия, способность изделия сохранять равновесие в различных положениях, т.е. устойчивость. Использованная, мятая бумага после сгибания может быть применена на занятиях по оригами. Мятый лист превращается после многоразовых складываний, сгибаний в прекрасную имитацию шерстки животных, снежного покрова. Помятые листы белой бумаги дают возможность получить неповторимый рисунок при окрашивании их водными красками. Такие странного цвета листы используются в оформлении поделок в оригами. В оригами выделяются 11 исходных, базовых форм (Б.Ф.) — “блинчик”, “дверка”, “водяная бомбочка”, “двойной квадрат”, “воздушный змей”, “лягушка”, “птица”, “карамаран” и т.д. Кирикоми — прорезная бумага. Кири — резать, ками — бумага. Кирикоми-оригами — это складывание и частичное прорезывание или надрезание.
“Изображение будущего героя “строится” ножницами на глаз или по различному контуру”
Фигурки вырезаются и складываются из одного листа прямоугольной формы, в ходе работы ни одна из частей не удаляется, при этом видны лишь надрезы и прорези. При выполнении поделок оригами у детей развивается наглядно-образное мышление, творческое воображение, память, внимание, точность движения пальцев рук. Дети, занимающиеся оригами, приобретают такие качества, как усидчивость, целеустремленность, развивают собственный творческий потенциал, для дошкольников характерно желание творить и быстро получать результат своих действий. В ходе работы ребенку необходимо запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания — все это стимулирует, совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда. В познавательном плане: расширяется круг знаний, умений, навыков в технике оригами; расширяется кругозор, повышается интерес к культуре Востока (Японии, Китаю); углубляются знания детей об истории бумагоделания и экологии; получают дополнительную информацию о животном мире, среде их обитания в ходе складывания и обыгрывания их в игровых ситуациях. На основе данной работы нами рассматривался вопрос использования оригами в предметно-развивающей среде в учебно-образовательных учреждениях дошкольного и школьного возраста.
Как же организовать предметно-развивающую среду у детей?
Педагоги, воспитатели создают ребенку возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ними, получать удовольствие от каждого прожитого дня, от разнообразия своей деятельности, успешно выполненного задания, которое завершилось, осуществилось. В данном случае огромное значение имеет организация условий пространства дошкольного и школьного учреждения. Все, что видит ребенок вокруг себя — важное условие эмоционального воспитания. Все, что окружает ребенка, во многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям.
Одним из способов насыщения предметно-развивающей среды могут стать оригамские модели.
Адаптивная программа «Волшебные превращения бумаги» составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста как практическое руководство для воспитателей и родителей. Дошкольники не умеют читать самостоятельно, использовать книгу для чтения, а знаки, при помощи которых можно успешно складывать оригамские модели, помогут ребенку, заинтересованному разбираться в прочтении схем при сложении моделей оригами.
Исходя из значения оригами в жизни ребенка, коллективы детских садов города Актобе широко используют в образовательном процессе ДОУ. Эту технику и продукты детской деятельности (оригамушки) используют в оформлении: в интерьере, украшении групп, классов, уголков, рекреаций, музыкальных залов, гостиных.
Оригамские модели применяются на уроках, занятиях, лекциях, драматизации, на уроках контроля, экскурсиях, выставках, праздниках, на просмотрах видеофильмов.
Воспитательно-образовательный процесс ведется в дидактических играх:
а) “Кубики Азакова”
Знакомство с одной деталькой (модулем), с помощью которых очень быстро и без всяких сложностей собираются любые пространственные формы, сложенные из кубиков. Развивается пространственное мышление и воображение;
б) “Игра в слова”. Классическая модель .
Игра в слова с помощью искусства складывания.
в) “Где яблоко?” . и т.д.
Использование оригами
1) Оригами в интерьере. “Ветка с еловыми шишками”, “Сакура в цвету”, “Подсолнух”, “Два веселых гуся”, “Хоровод” (корейские куклы), “Умка и его друзья”, “Я на солнышке лежу”, “Зимний лес”, натюрморты — “Цветы в вазе”, “Цветы на лугу”, “Лето”.
2) Моделирование макетов “Сад камней в Японии”. При изучении культуры Японии. Альбомы “Оригами”.
3) На музыкальных вечерах, праздниках, утренниках (танцы, песни с оригамушками).
4) В сюжетно-ролевых играх: “Игра в цветочный магазин” (ромашка, тюльпан, нарцисс, астра, роза, цветик-семицветик).
5) В дидактических играх: “Зоопарк на столе” (посетители, звери, животные, птицы, земноводные, зоопарк).
6) Проведение подвижных игр с ободками-масками, выполненных из модулей цветной бумаги: “Два Мороза”, “У медведя во бору”, “Гуси-лебеди”, “Карусели” (изображение животных на ободках-масках).
7) Для режиссерских игр. Ребенок сам из сложенных ранее оригамских моделей составляет сюжет и сам его обыгрывает.
8) В театральной деятельности:
а) Пальчиковый театр (головки оригамские);
б) Настольный театр “Гуси-лебеди”, “Три поросенка”, “Маша и медведь”, “Снегурочка”, “Репка”.
9) В композициях на занятиях ИЗО и оригами: “Золотая осень”, “Кот и лиса”, “Теремок”, “Морское дно”, “На березовой опушке”, “Птицы”.
10) В русском фольклоре (потешки, загадки, скороговорки, сказки).
11) В ознакомлении с окружающим.
12) На праздниках (8 Марта, день Учителя (букет цветов), день Защитника Отечества, 9 Мая).
13) На выставках: внутри детского сада на конкурсах.
14) В физкультурных соревнованиях, развлечениях.
15) На занятиях по математике как счетный материал, так и распознавание геометрических понятий: треугольник, диагональ, углы, квадрат, противоположные стороны и углы, деление на 2, 4, 6 частей, круг.
Создание предметно-развивающей среды при работе с дошкольниками
Определяющим моментом в создании развивающей среды является педагогическая идея, которой руководствуется коллектив педагогов. Важно учитывать особенности каждой группы класса: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные характеристики детей.
Как организовать предметно-развивающую среду, чтобы она обеспечивала развитие ребенка и сохраняла его право на детство?
А нужно для этого не так уж и много: помнить, что это — “пространство детства”, где все по-другому.
Ребенок воспринимает мир сначала эмоциями, а эмоции формулируют отношение и настроение.
Метод эмоционального взаимодействия — отношение партнерства с учащимися на основе доброжелательности, поиска контакта и включении в какую-либо ролевую ситуацию позволяет достичь цели, предусмотренной педагогом.
Самая эмоциональная характеристика — цвет. Существует понятие “возрастное восприятие”.
С позиции дизайна не должно быть случайных объектов, вносящих диссонанс в гармонизированное пространство.
“Подлинность вещей должна смениться подлинностью чувств” (К.Станиславский).
Дети очень наблюдательные, чуткие и восприимчивые. Как “театр” начинается с вешалки, так и восприятие начинается с первого впечатления.
Задача детского сада: создать благоприятные условия для детей, чтобы ребенок, перешагивая знакомый порог, не боялся, а удивлялся, радовался и восхищался тем, что раньше не видел, а увидев, заинтересовался бы и наблюдал. Результатом работы с детьми стала выставка по оригами.
Работа, которая проводилась:
1. Методическое объединение воспитателей по ИЗО и художественному труду: экскурсии по выставке (культура Востока, куклы, орнаменты, оригами в интерьере);
оригами в игровом пространстве детства (поделки в технике оригами для театрализованных, сюжетно-ролевых, подвижных, развивающих, настольных играх, для праздников и развлечений; практическое задание — подбор тематики игр на основе имеющихся поделок — оригамушек);
особенности организации работы с родителями;
практическая работа;
подведение итогов.
2. Посещение и участие в выставке .
3. Занятия с детьми и взрослыми.
4.Круглый стол “Роль творчества в духовном развитии детей. Волшебный мир оригами” с участием воспитателей;
5. Практический семинар для педагогов городскихДО;
6. Методическая секция по изучению искусства оригами со студентами-воспитателями ОблИИУ и ПК.
7. Проводились консультации для родителей, детей, учителей, воспитателей города.
Песня-гимн
ОРИГАМИ.
В детском садике всем интересно,
Заниматься весело идём,
Об одном занятии чудесном
Мы сейчас вам песенку споём.
ПРИПЕВ:
Оригами, оригами,
Мастерить умеем сами:
И фонарик, и хлопушку,
И загадочный цветок.
Оригами, оригами,
Мастерить умеем сами:
И дракона, и лягушку,
И загадочный цветок
Что такое это оригами?
Рассказать давно уже пора.
Это мир фантазии бумажной,
Это сказка, фокус, и игра.
ПРИПЕВ:
Эта песенка полна мечтами,
Что когда-нибудь под Новый год
И сама принцесса Оригами
Непременно в гости к нам придёт.