link11172 link11173 link11174 link11175 link11176 link11177 link11178 link11179 link11180 link11181 link11182 link11183 link11184 link11185 link11186 link11187 link11188 link11189 link11190 link11191 link11192 link11193 link11194 link11195 link11196 link11197 link11198 link11199 link11200 link11201 link11202 link11203 link11204 link11205 link11206 link11207 link11208 link11209 link11210 link11211 link11212 link11213 link11214 link11215 link11216 link11217 link11218 link11219 link11220 link11221 link11222 link11223 link11224 link11225 link11226 link11227 link11228 link11229 link11230 link11231 link11232 link11233 link11234 link11235 link11236 link11237 link11238 link11239 link11240 link11241 link11242 link11243 link11244 link11245 link11246 link11247 link11248 link11249 link11250 link11251 link11252 link11253 link11254 link11255 link11256 link11257 link11258 link11259 link11260 link11261 link11262 link11263 link11264 link11265 link11266 link11267 link11268 link11269 link11270 link11271 link11272 link11273 link11274 link11275 link11276 link11277 link11278 link11279 link11280 link11281 link11282 link11283 link11284 link11285 link11286 link11287 link11288 link11289 link11290 link11291 link11292 link11293 link11294 link11295 link11296 link11297 link11298 link11299 link11300 link11301 link11302 link11303 link11304 link11305 link11306 link11307 link11308 link11309 link11310 link11311 link11312 link11313 link11314 link11315 link11316 link11317 link11318
Нурсеитова Баян Каирбековна
Должность:учитель русского языка и литературы
Группа:Посетители
Страна:Казахстан
Регион:Казахстан, г. Кокшетау
Значение образа емшан-травы в стихотворении А. Майкова (дополнение к разработке)

ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА ЕМШАН — ТРАВЫ

В СТИХОТВОРЕНИИ А.Н. МАЙКОВА «ЕМШАН»

Урок русской литературы в 8 классе казахской школы

Нурсеитова Б. К., областная специализированная школа - интернат

для одарённых детей (с казахским языком обучения), Кокшетау

Предмет: русская литература

Класс: 8

Тема: Апполон Николаевич Майков

Стихотворение « Емшан»

« Степной травы пучок сухой»

2 часа

Тип урока: урок формирования новых знаний, умений и навыков.

Вид урока: урок - презентация

урок — исследование.

Цель урока: раскрыть проблему « Значение образа емшан — травы

в стихотворении А. Н. Майкова « Емшан»

Задачи урока

Образовательные:

- познакомить учащихся с поэтом А. Н. Майковым;

- раскрыть символическое значение художественного образа на основе книги Мурада Аджи « Полынь половецкого поля»;

- найти ключи к тексту стихотворного произведения, чтобы проникнуть в языковую ткань и смысловое пространство; раскрыть историческую основу произведения.

Развивающие:

- ввести учащихся в творческий поиск;

- развивать навыки самостоятельной работы, исследовательской работы;

Воспитательные:

- воспитывать любовь к поэзии, русской речи; патриотизм, верность родной земле;

- воспитывать интерес к чтению;

- организовать внеклассное чтение учащихся, интерес к работе с дополнительной литературой.

Словарь урока:

Гусли - гусляр (найти ударение) щепоть — щепоть; ладанка — амулет, мастерски

Оборудование: словари, справочники;

портреты А. Н. Майкова, Ш. Уалиханова;

рисунки цветов: незабудка, лотос, полынь;

выставка книг: Мурад Аджи. « Полынь половецкого поля»

Б. Кумеков, К. Саки. « Султан Бейбарс».

Этапы и содержание урока.

1. Вводный этап: цели и задачи, организация учебной деятельности класса.

2. Актуализация ассоциативного мышления.

Класс разделен на три группы. Каждой группе дается иллюстрация с изображением цветка:

1 группа — незабудка; 2 группа — лотос; 3 группа — полынь;

Задание учителя: запишите слова и словосочетания, связанные с этими растениями в тетрадь.

Вопрос учителя: Есть ли связь между растениями и значениями слов?

Почему именно так называются эти растения? Можете ли вы объяснить?)

3. Презентация книги Мурада Аджи « Полынь половецкого поля».

А. Чтение учителем вступления

« … эту книгу не надо читать тому, кто не знает пьянящего запаха емшан — травы.

И тот, кто в вороном коне не видит гарцующей красоты, а в степной песне — услады сердцу, пусть тоже отложит её: и он не поймёт автора.

Пожалуйста, не берите её и те, кому не интересно прошлое и будущее, кому безразличны предки и потомки. Она действительно не для вас.

Эта книга о полыни, траве особенной: не все, лишь избранные ценят её. Для меня в ней запах Родины. Она — весть безмолвная из покинутой Анна — дол, страны, ныне забытой, нелюбимой, поруганной.

Наши предки перед дальней дорогой вешали себе на шею маленький кожаный мешочек с щепотью сухой полыни — на счастье. Ладанка для души. Для степняка не было роднее запаха, чем у емшан — травы.

К сожалению, ныне внуки и правнуки тех степняков не знают этого божественного, чарующего запаха. Забыли, огрубели. Отучили их от него.

Когда то в степи за добрую традицию почитали посылать далёкому родственнику не письмо, не подарок, а пучок сухой полыни — сигнал к встрече или возвращению».

Б. Чтение учителем стихотворения А. Майкова « Емшан».

В. Контроль первичного восприятия стихотворного текста.

Вопросы:

Когда происходили описанные события?

Кто главные герои произведения?

Что с ними произошло?

Почему Сырчан послал гонца за своим братом?

Когда хан Отрок решил вернуться на свою родную землю?

Возвращение к книге Мурада Аджи « Полынь половецкого поля»

Чтение учителя:

« Это Майков. Слова напутствия поэт вложил в уста половецкого хана Сырчана, который звал брата Отрока вернуться домой в родные степи. Эта книга тоже зовёт вернуться к самому себе, к своему потухшему очагу наш кипчакский - половецкий народ, который судьбой разбросан по свету».

Какие слова Мурада Аджи из вступления к книге затронули вас,

заставили сжаться ваше сердце?

Г. Устный пересказ учащимися легенд о незабудке и лотосе.

1. Богиня цветов Флора однажды решила одарить всех именами. Никого из цветов не обидела и хотела уже удалиться, но вдруг услышала за спиной слабый голосок:

- Не забудь меня, Флора! Дай мне какое — нибудь имя!

Оглянулась Флора — никого не видно. Снова захотела уйти, но ещё раз услышала:

- Не забудь меня, Флора! Дай мне какое — нибудь имя!

И тут только Флора заметила в разнотравье маленький голубой цветок.

- Хорошо, - сказала богиня, - будь незабудкой. Вместе с именем я наделяю тебя чудесной силой — ты будешь возвращать память тем людям, которые начнут забывать своих близких или свою родину.

2. Однажды путешественник попал в страну лотофагов, питающихся лотосами. Отведав кушанья из листьев растения, он забыл о матери, забыл о родине и был очарован красотами чужой земли. Долго ждала его мать и, отчаявшись, попросила прохожего гусляра отнести сыну букет незабудки. Пришёл гусляр в восточную страну и увидел путешественника, утопающего в роскоши и богатстве. Красивая черноокая девушка напевала ему сладкие песни, у ног юноши рычали злые псы, и грозная стажа стояла у дверей.

Гусляр попросил разрешения исполнить дорожную песню. Запротестовала черноокая красавица, нахмурилась стража, псы зарычали, обнажив острые клыки. Но хозяин вскинул руку в знак согласия. И гусляр запел колыбельную, которую когда — то пела у изголовья сына.

3. Вспомнил юноша землю, его породившую. Со слезами на глазах упросил он гусляра указать путь — дорогу на родину, а гусляр вместо ответа протянул ему букетик незабудок, цветы которых были голубыми, как глаза его матери, а пахли они лугами и лесами родного края. По незабудкам и песням нашёл юноша дорогу на родину. Но как ни спешил он, как ни торопился, застал мать уже умирающей. И когда бледные иссохшие руки её упали на плечи вернувшегося сына, открыла мать голубые глаза и все грехи простила ему за возвращение в отчий дом.

Задание: отметить ключевые слова в стихотворении и тексте легенды.

(емшан, незабудка, песни, край родной, степь, чужбина, возвращение).

Вопрос учителя: Кроме прямого значения, какое значение имеют слова незабудка, лотос, емшан? (символическое).

Д. Групповые задания: ответить на вопрос

1 группа:

Почему незабудка стала символом русских полей и лесов?

2 группа:

Раскройте символическое значение лотоса в этой легенде. Что олицетворяет цветок лотоса у индусов

( лотос у индусов - символ божества и Вселенной, в то время как в легенде он символизирует чужбину, забвение).

3 группа:

Какое символическое значение емшан — травы утверждает историк Мурад Аджи?

4. О поэте Аполлоне Николаевиче Майкове.

А. Слово учителя (обращается внимание учащихся на портрет)

Аполлона Майкова с полным правом можно назвать певцом природы. Его стихи пленяют читателя трогательными картинами солнечного дня в поле, в лесу, описанием животных. Вершина искусства Майкова - стихотворение « Рыбная ловля». К лучшим стихам можно отнести стихотворение « Емшан». В этой поэтической обработке летописного предания Майков размышляет о кровной связи человека, оказавшегося в плену, с судьбой его родных половецких степей. Творчеством поэта восторгались его современники. Его друг Яков Полонский, обращаясь в лирическом послании к Майкову, вспоминал русские пейзажи, мастерски им описанные:

Люблю я стих широкий твой,

Насквозь пропахнувший смолою

Тех самых сосен, где весною,

В тени от солнца, меж ветвей

Ты подстерёг лесную фею…

Б. Сообщения ассистентов.

1. Поэта Аполлона Николаевича Майкова нередко называли баловнем судьбы. Он происходил из старинного дворянского рода, известного со времен царя Ивана Грозного. Среди предков Майкова был русский святой и церковный писатель Нил Сорский. Можно представить себе, какие фамильные портреты окружали подрастающего поэта. Иван Майков — один из организаторов первого русского публичного театра. Василий Майков — поэт 18 века; родной дед Аполлон Майков — директор императорских театров. Его отец Николай Аполлонович прославился как художник — самородок. Он пользовался уважением у современников как участник Бородинского сражения.

2. Писатель Гончаров, преподававший Майкову литературу и

ставший близким другом семьи, вот как вспоминает об атмосфере

семьи:

«Дом кипел жизнью, людьми, приносившими сюда неистощимое содержание из сферы, мысли, науки, искусств. Молодые учёные, музыканты, живописцы, многие литераторы толпились в залах квартиры, и все, вместе с хозяевами составляли какую — то братскую семью, или школу, где все учились друг у друга, разменивались занимавшими тогда русское общество, мыслями, новостями науки, искусств».

3. В шестнадцать лет Майков стал студентом Петербургского университета. В университете занимался историей, увлёкся искусством древних греков и римлян. Чтобы читать в подлиннике древнеримских писателей, он изучал латинский язык, а стихи греческих классиков переводил на французский.

4. Его первый поэтический сборник, вышедший в 1842 г. высоко оценил Виссарион Григорьевич Белинский, великий русский литературный критик. Он писал: « Это перл поэзии Майкова, торжество таланта его, повод к надежде на будущее его развитие.

5. Посещал Майков и петербургский кружок М. В. Петрашевского, участники которого стремились к общественному переустройству. Там близко сошёлся с членом Общества помощи нуждающимся литераторам и ученым Шоканом Уалихановым, правнуком хана Абылая. С Шоканом Уалихановым Майков сблизился на почве общего увлечения преданьями старины глубокой. Шокан часто бывал у поэта дома. От него Майков услышал легенду о хане Отроке, которая послужила толчком к созданию стихотворения « Емшан»

6. Зрелый Майков заметно обогатил русскую поэзию переводами из Гете, Шиллера, Шелли, Лонгфелло и других зарубежных авторов. Его волновали вечные философские и религиозные вопросы, ответы на которые он искал в истории, в древних сказаниях. 4 года он трудился над переводом поэмы 12 века « Слово о полку Игореве» на современный русский язык

5. Вопрос учителя:

Почему поэт обратился к образу емшана?

Внимание учащихся обращается на постатейный комментарий на стр. учебника 92 и дополняется информацией ассистента.

Ассистент:

Стихотворение написано спустя несколько лет после смерти Уалиханова, и, как предполагают исследователи, некоторые казахские слова Майкову пришлось восстанавливать по памяти.

Ем – лечение, исцеление; шан – искаженный вариант слова шөп ( трава).

Таким образом, емшан — исцеляющая трава, что не расходится с содержанием этого поэтического произведения.

(Автор Сатпаева Ш. К. « Ш. Валиханов и русская литература. Историко — филилогические очерки.) Алма - Ата, 1987 г.

  1. Чтение учащимися стихотворного текста.
  2. 7. Самостоятельная исследовательская деятельность учащихся

1 группа « Историки».

Работа над текстом летописи « О романе Галицком и половецких ханах Сырчане и Отроке».

Ориентировочные опросы

1. Что такое летопись?

2. О каких русских князьях повествует летопись?

3. О каких половецких ханах рассказывает летопись?

4. Когда половецкие ханы Отрок и Сырчан оказались в плену?

5. Имена исторических ( т. е. действительнот живших в 13 веке половецких ханов искажены в летописи и в стихотворениии А. Н. Майкова) Как следует правильно произносить их имена?

6. С каким наказом шлёт Сырджан певца к своему брату на Кавказ? Прочитайте эти строки.

7. Что говорит Олжас Сулейменов об этой легенде? ( смотрите учебник на стр. 95 — 96)

2 группа « Литературоведы»:

Задание: работа с учебником и с дополнительными источниками, определить жанр, тему, основную идею произведения. На основе композиционных особенностей текста составьте цитатный план и расскажите о сюжете произведения.

1. Каков жанр произведения? (что такое романтическая поэма, в чём особенности и отичительные черты баллады

2. Тема. Что говорит И. Анненский о стихотворении Майкова, о его теме? Как вы понимаете следующие строки: И взял пучок травы степной/ Тогда певец, и подал хану/ - И смотрит хан — и, сам не свой, / как бы почуя в сердце рану?

Что такое емшан? Символом чего он является?)

3. Какова идея произведения?

Историк Мурад Аджи в своей книге « Полынь половецкого поля» пишет: « Люди, потерявшие запах дома, запах емшан — травы, как говорили древние, обязательно рано или поздно потеряют себя, забудут даже свои имена, а их могилы навсегда станут безымянными».

5. Определив тип текста, выделите композиционные части стихотворного прозведения, укажите основные мысли, озаглавьте.

Это произведение повествует о половецких ханах Отроке и Сырчане, потерпевших поражение (в 13 веке) от Киевского князя Владимира Мономаха. Отрок в Абхазии стал владыкой. А Сырчан остался у Дона. После смерти Владимира Мономаха Сырчан посылает гонцов за братом и передает ему символ родины емшан траву. Отрок плачет, целуя пучок сухой травы и принимает решение о возвращении на родную землю. Поэтому в этом произведении соответственно его типу речи выделеяем следующие композиционные части

Композиция произведения.

Экспозиция

Завязка

Развитие действия

Кульминация

Развязка

План

По плану раскройте сюжет произведения

1. «Велик полон был взят из Руси…»

2. «Мономах всесокрушающий явился…»

3. «Сырчан в донских залёг мелях…/ Отрок в горах кавказских скрылся…»

4. «Но вот — скончался Мономах…»

5. «Чтоб шёл в наследие своё / В благоухающие степи!»

6 «На братнин зов / Одной усмешкой отвечает…»

7. «Поёт о былях половецких…»

8. «Пучок травы, целуя, плачет…»

9. «Смерть в краю родном / Милей, чем радость на чужбине…»

2 группа « Лингвисты»:

Анализ языка стихотворения, выписывание изобразительно — художественных средств из произведения.

1. Какие слова тюркского происхождения использовал А. М. Майков?

(К тюркизмам относятся слова орда, батыры, кумыс, улус, емшан, кунаки. Они использованы поэтом для соэдания восточного колорита))

2. Какие слова из старославянского языка использовал автор?

( Смотрите в учебнике постатейный словарь на стр. 94)

Какова их роль в произведении?. В произведении старославянизмы использованы в для создания возвышенного, торжественно — приподнятого стиля: полон — плен, туга — бедствие, златой — золотой, озлатились — озолотились.

3. Найдите в тексте изобразительно — художественные средства. Как вы понимаете строки: « на золоте и серебре он чествует подвластных»? Как называется этот художественный приём - замена одного слова другим, смежным по значению? (смотреть словарь литературоведческих терминов: метонимией)

эпитеты

Ученики находят по тексту примеры художественно - изобразительных средств

4. Обратите на место ударения в тюркизмах.

Был хан Отрок и хан Сырчан,

Два брата, батыри лихие.

В слове «батыр» автор поставил ударение неправильно. На каком слоге должно стоять ударение в этом слове? (Поэт поставил ударение неправильно, на первом слоге, в угоду ритму)

И раз у них шел пир горой –

Велик полон был взят из Руси (полон — плен)

5. Подберите к словам « батыр» и « лихой» синонимы (батыр, богатырь, молодец, герой; лихой, удалый, смелый, бесстрашный).

Литература

1. Боранбаева З. И., Сверчкова Р. С. Русская литература. Учебник для общеобразовательных школ с казахским языком обучения. 8 класс. Алматы, «Білім».

2. Боранбаева З. И. Методические указания к учебнику «Русская литература» для 8 класс общеобразовательных школ с казахским языком обучения.

3. Мурад Аджи. « Полынь половецкого поля».

4. М. Б. Нуркенова. Стихотворение А. Майкова «Емшан» в 8 классе.

Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности