Баймухамбетова Айсулу Жумашевна
У каждого должны быть обязательно,
Кроме родителей, четыре корня, как четыре матери:
Родная земля, родной язык, родная история, родная культура.
М.Шаханов.
В условиях становления новой образовательной парадигмы, обновления содержания образования идет интенсивный поиск эффективных форм и технологий организации учебно-воспитательного процесса, которые позволили бы:
- обеспечить высокий уровень качества образования выпускников;
- вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс;
- сформировать навыки самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, развивать критическое мышление;
- повысить мотивацию к сотрудничеству, проявлению коммуникативных умений.
Поиск новых форм и приемов изучения истории в наше время- явление не только закономерное, но и необходимое. В условиях гуманизации образования обучение должно быть направлено на формирование сильной личности жить и работать в непрерывно меняющемся мире.
Наш современный мир становится все более зависимым от информационных технологий, так как они все больше используются во всех сферах общественной жизни. Для миллионов людей компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни, стал незаменимым помощником в учебе, в работе и отдыхе. Он избавил человека от рутинного труда, упростил поиск и получение необходимой и своевременной информации, общение между людьми, ускорил принятие решений. Все это привело к появлению нового типа культуры — информационной. И овладевать ее люди начинают с самого раннего детства. Поэтому использование информационных технологий в школе объективный и естественный процесс, это требование сегодняшнего дня.
В своей педагогической деятельности я использую компьютер на различных этапах урока. Но, как показывает опыт, на уроке истории целесообразнее применять их при изучении нового материала, закреплении полученных знаний и уроке-контроле.
Информационные технологии на уроках истории я использую в следующих вариантах:
1) Самый распространенный вид - мультимедийные презентации. Подготовка презентаций — серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика. На подготовку одной презентации к конкретному уроку с использованием средств анимации, графики, аудиосредств, фрагментов тех же мультимедийных энциклопедий уходит порядка 2-2,5 часов.
2) Кроме мультимедийных презентаций на своих уроках я использую флеш-фильмы. Они позволяют нам наглядно увидеть то или иное событие, почувствовать свою сопричастность, окунуться в эпоху, наглядно представить происходящее событие. Особенно полезны флеш-фильмы на уроках истории при изучении военных сражений, битв, так как они наглядно позволяют учащимся увидеть расположение сил противников перед битвой, ход сражение и итоги сражения.
3) Следующий вид использование информационных технологий на моих уроках истории это мультимедийные карты.
4) Так же в своей педагогической деятельности я использую учебно-методические комплекты. Благодаря использованию интерактивной доски закрепление материала происходит оживленно и интересно, так как сама работа с доской вызывает у учащихся желание работать и процесс протекает более доступно и наглядно.
5) Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний на своих уроках я использую различного рода тесты и тренажеры. Это могут быть как тесты, составленные учителем в программах Word или Power Point, или готовые варианты тестов, которых очень много сейчас в сети Интернет. Тесты могут простые в виде текстов, предусматривающие несколько вариантов из которых нужно выбрать правильный. Также они могут быть представлены в виде картинок, изображений, фотографий.
Способы работы с тестами также разнообразны — фронтальный опрос, индивидуальный опрос
6) Во внеклассной деятельности и на уроках обобщения я использую различные викторины. Для примера я выбрала три викторины разного рода и вида:
1. «Средневековый путешественник». При проведении данной викторины я делю класс на две команды. И вывожу на экран задания различного рода на экран, даю командам время для обсуждения и потом переходим к ответам. Такие викторины могут содержать задания — угадай политического деятеля, объясни красивое название, шарады, вопрос-ответ и т.д.
2. «Русь в начале X — XIII вв.». Данная викторина относится к типу «Своя игра». На слайд выводятся Разделы, где содержатся вопросы разные по баллам, которые может набрать команда. Учащиеся выбирают любой уровень сложности заданий, отвечают на вопрос и в случае правильного ответа получают заслуженные баллы. Выигрывает тот игрок, или та команда, которая наберет большее количество баллов.
3. «Отечественная война 1812 года». Данная викторина содержит различного рода задания («расположите по хронологии», «узнай героя», «соотнесите», «почемучка», «исторический словарь», «Вопросы от Ю. Лермонтова»). Каждое задание содержит несколько вопросов и команды по очереди отвечают на них.
По желанию учителя могут быть использованы разнообразные виды викторин, которые делают урок красочным, эмоционально насыщенным, интересным и помогает добиваться главной цели — прочного усвоения материала в процессе практической деятельности, что дает лучшие результаты и способствует более прочному усвоению и закреплению материала.
7) Так же часто на своих уроках я использую кроссворды, которые готовлю либо сама, либо учащиеся дома, либо использую готовые формы. Чаще всего работа с кроссвордами ведется на интерактивной доске, так как такой вид работы является наиболее эффективным, потому что ученики непосредственно задействованы в данном виде деятельности.
8) В связи с тем, что главной задачей в старших классах является качественная подготовка учащихся к ЕНТ, то такая работа должна быть главной на данной ступени обучения.
В итоге ученик получает развернутый анализ выполненных заданий, где можно посмотреть - как он ответил и как должен был ответить. В конце дается общее количество правильно выполненных заданий и оценка.
Если у ученика возникли затруднения с тем или иным вопросом, то он в любой момент может вернуться к теории и еще раз изучить материал.
Такие задания можно выполнять как со всем классом, так и с отдельным учеником. Тренажеры позволяют более эффективно подготовить учащихся к ЕНТ.
9) Необходимо всё же заметить, что яркая картинка на экране — всего лишь способ подачи материала. Это одностороннее движение. Самое же важное на уроке — это живое взаимодействие учителя и ученика, постоянный обмен информацией между ними. Поэтому неотъемлемый атрибут любого учебного класса — школьная доска. Доска — это не просто кусок поверхности, на которой может писать и взрослый, и ребенок, а поле информационного обмена между учителем и учеником. Форма организации деятельности- это система средств, с помощью которых педагог добивается включения учащихся в активную деятельность на основе сочетания разных видов работы. Например:
Методы обучения — это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.
В современном понимании обучения процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками (урок) с целью приобщения учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям. С первых дней существования обучения и до сегодняшнего дня сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три формы взаимодействия учителей и учащихся.
1. Пассивные методы;
2. Активные методы;
3. Интерактивные методы.
Каждый из них имеет свои особенности. Рассмотрим их подробнее.
Пассивный метод (схема 1) — это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.
Активный метод (схема 2) — это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали автократный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Интерактивный метод (схема 3). Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) — означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).
Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
Под активными понимаются методы, в которых субъективную, активную позицию ученик занимает по отношению к учителю, другим учащимся или индивидуальным средством обучения, таким, например, как компьютер, рабочая тетрадь, или учебник.
Под интерактивными подразумеваются методы, при использовании которых ученик получает новое знание только в результате осуществления позитивного взаимодействия с другими учащимися. Позитивное взаимодействие- основопологаюший принцип интерактивных методов обучения, смысл которого заключается в достижении результата усилиями, рабочей группы, но при индивидуальной отчетности и ответственности каждого члена этой группы.
Новые интерактивные методы дают возможность понять взаимосвязь между событиями, анализировать, иметь свое мнение, уметь аргументировать и толерантно вести диспут.
Таким образом, оказывается возможным разделить многочисленный арсенал педагогических воздействий, причисляемый к активным и интерактивным методам обучения, всего на три группы: индивидуальные, групповые и фронтальные.(таблица)
Активные методы преподавания |
||||
Индивидуальные |
Групповые |
Фронтальные |
||
Аудиовизуальные средства |
Деловые игры |
Тренинг |
||
• Тетрадь • Учебные средства • Компьютер |
• Работа в группах • Проект • Анализ КС • Мозговой штурм |
• Музыка • ТВ • Видеосъемки |
• Ролевые • Имитационные • Учебные • Ситуационные • Организационно – деятельностные |
Из своего опыта работы я хочу представить урок:
«Повторительно- обобщающий урок по истории Древнего мира»
Цель урока: в форме соревнования проверить усвоение знаний учащимися по истории Древнего Двуречья, Финикии, Ассирии, Персидской державы, Индии, Китая, Палестины.
Подготовка к уроку: разделить класс на команды (3-4), выбрать капитанов каждой из них. Каждая команда получает домашнее задание: придумать название команды, девиз, эмблему, вопросы по пройденному материалу для другой команды.
План урока.
Вопросы: Как называли бога солнца в Древнем Двуречье? У какого царя в Ассирии была самая большая библиотека? Кто такой Цинь Шихуанди? Как называли бога с головой слона в Индии? Какой цвет был у касты брахманов, кшатриев, земледельцев? Изобретения финикийцев? и. т. п.
Кроссворд №1 представлен на рисунке (рис.1):
Кроссворд № 2 представлен на рисунке (рис. 2):
Кроссворд № 3 представлен на рисунке (рис.3)
Конкурс на знание исторической географии (по 1 человеку от каждой команды).
Участники вытягивают карточку с географическими названиями: п-ов Индостан, Вавилон, Янцзы, Хуанхэ, Тигр, Нил, Евфрат и др. Задача участника: показать на карте и словами определить географическое положение этих объектов, а также объяснить, какие исторические события связаны с этими реками, государствами и т.д.- за каждый правильный ответ участник получает 2 балла.
Конкурс ''Домашнее задание''(3 мин.): команды обмениваются вопросами, заранее заготовленными дома. Жюри учитывает, как качество вопросов, так и правильность ответов.
Конкурс капитанов (5 - 6 мин.):
а) Учитель зачитывает отрывки из текстов по Хрестоматии по истории Древнего мира. Капитаны должны ответить на вопросы:
- о ком идет речь [2];
- о чем идет речь [3];
- где это было написано [4].
б) Работа с датами: 3000г. до н.э., 1500 г. до н.э., 1792 г. до н.э., 1750 г. до н.э., 538 г. до н.э., 525 г. до н.э.- какие события им соответствуют?
Конкурс ''Как вы знаете Библию''. Учитель задает вопросы: За сколько дней Бог создал мир? Как звали человека, которого Бог пожалел при всемирном потопе? На какой день Бог сотворил человека? По какой причине Бог изгнал первых людей из рая? Что означает выражение ''иерихонская труба'', откуда оно произошло и т.д.? За каждый правильный ответ - 1 балл.
Заключение: подведение итогов жюри, награждение победителей, объявление оценок за урок
В активизации познавательной деятельности учащихся большую роль играет умение учителя побуждать своих учеников к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в нем главных и наиболее существенных положений.
В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно решить через технологию игровых форм обучения.
Игра- это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к её достижению, общие переживания.
Структура игры:
Структура организации игры:
Классификация исторических игр
Приведу примеры игр на уроках истории:
1. “Головоломка”
Оценивается в 5 баллов )
(Их главное достоинство — мужество)
Найдя буквы с одинаковыми значками и составив слова, вы прочитаете, что сказал греческий историк Геродот о Персах.
2. “Блеф–клуб”
Оценивается (4б).
1) Верите ли вы, что казнь декабристов была проведена дважды?
(Да, т.к. при казни Рылеева, Каховского и Муравьева оборвались веревки их виселиц)
2) Верите ли вы, что, Александр II был внуком Александра I?
(Нет. Александр II является племянником Александра I.)
3) Верите ли вы, что Наполеон хотел породниться с Александром II?
(Да, французский император в 1910 г. сватался к сестре Александра I Анне Павловне, но Александр отказал)
4) Верите ли вы, что в начале XX в. в моде были галстуки, которые называли “столыпинскими”?
(Нет, столыпинскими галстуками назывались виселицы для осужденных за революционную деятельность)
5) Верите ли вы, что во времена расстрела царской семьи палачи были в ужасе от того, что никак не могли справиться с княжнами? Пули, казалось, отскакивали от корсетов царских дочерей и катались по помещению, словно градины.
(Да, действительно корсеты княжен были целиком прошиты драгоценными камнями.)
6) Верите ли вы, что когда строили Кремлевскую стену, то кирпичи промазывали сырыми яйцами, чтобы они плотно склеивались?
(Да)
7) Верите ли вы, что во время Русско-персидской войны послом России в Персии был автор комедии “Горе от ума” Грибоедов?
(Да. 10 февраля 1828 года в деревне Туркманчай подписан составленный им мирный договор, по которому Персия отказывалась в пользу России от своих притязании на Грузию, Азербайджан и Восточную Армению)
3. “Гонка за лидером”
Оценивается в один балл.
(Мемфис)
(Раб)
(Саркофаг)
По окончании игры детям предлагается поднять таблички с тем выражением лица, которое подходит к их оценке урока.
Также можно заслушать детей, почему ты поднял ту или иную картинку.
Очень много практических заданий на уроках истории мы выполняем совместно с учениками непосредственно на интерактивной доске. И тут перед учителем находится неисчерпаемое разнообразие работы. Все типы заданий, используемых мною можно условно разделить на 7 групп:
1. «Работа с рисунками»
2. «Кроссворд»
3. «Контурная карта»
4. «Вставьте слово»
5. «Имена»
6. «Соотнесите»
7. «Отметьте».
На уроке даю классу из любой группы задания и прошу учащихся у доски выполнить задание, будь-то вставить пропущенное слово, отметить что-то на контурной карте, разгадать кроссворд, соотнести даты и события и т.д.Задания готовятся заранее дома. Это может быть и отсканированный документ (текст, картинки), и созданный в любой программе. Например:
1. Вспомните, кто…:
Участникам предлагаются карточки с заданиями (за правильный ответ — 1 балл).
Кто из исторических деятелей:
2. Историческое сочинение (мак.- 5 баллов)
Команды по жребию выбирают темы мини-сочинений на историческую тему.
Учащиеся в своей работе могут показать знание эпохи, ее характерных черт. Важно, чтобы сочинение было написано грамотно, логично, эмоционально, оригинально. Особое внимание уделяется к своему отношению к описываемым событиям.
Темы сочинений:
Пока команды работают над историческим сочинением, болельщикам предлагается ответить на вопросы, разгадывая кроссворд.
3. Кроссворд “Средневековый город” (мак.- 15 баллов, за правильный ответ — 1 балл)
Помощник ведущего записывает ответы. После того, как кроссворд разгадан, команды представляют сочинения.
По горизонтали:
2. Мелкое городское производство, ориентированное на рынок или на продажу. (Ремесло)
7. Ремесленник, не владевший собственной мастерской и работавший по найму. (Подмастерье)
8. Вещь, предназначенная для продажи. (Товар)
10. Большой городской или монастырский храм. (Собор)
11. Объединение купцов. (Гильдия)
12. Средневековый город как самоуправляющаяся единица, как объединение всех полноправных жителей. (Коммуна)
13. Человек, обменивающий деньги и берущий за это процент. (Меняла)
14. Ежегодный торг, в котором участвовали купцы из разных городов, стран. (Ярмарка)
По вертикали:
1. Сбор в пользу государства, феодала, взимавшийся с купцов за право торговать в городе, проезжать по мостам и т.п. (Пошлина)
2. Человек, дающий деньги в долг под проценты (Ростовщик)
3. Здание городского совета (Ратуша)
4. Глава городского совета (Мэр)
5. Помещение, в котором работали средневековые ремесленники (Мастерская)
6. Союз городских ремесленников одной профессии (Цех)
9. Город во Франции, крупный средневековый центр ремесла и торговли (Лион)
Во время проведения конкурса капитанов команды готовятся к конкурсу “Оживи картину”.
4. Конкурс капитанов “Верно ли, что…”
За каждый правильный ответ — 1 балл, за выполнение задания без ошибок — поощрительные 3 балла, таким образом, мак. — 13 балл.
5. Конкурс “Оживи картину” (домашнее задание)
При оценивании учитывается яркость, юмор, оригинальность и умение донести до зрителей основную идею картины (max — 10 б). Командам были по жребию предложены картины: “Вступление Жанны д`Арк в Орлеан”, “Сдача оброка феодалу”, “В средневековом университете”. Пока жюри подводит окончательные итоги, ведущий проводит с залом анализ конкурса капитанов. При оглашении итогов игры, команды награждаются грамотами.
Еще один пример с урока истории Древнего мира по теме: «Искусство Древней Греции», фрагменты на закрепление новой темы:
1. Гейм. «Заморочки» из бочки
а) Кого в Греции называли отцом истории? (Геродота)
б) Кто мог быть участником Олимпийских игр? (Все эллины, кроме женщин)
с) Кто является автором поэм «Илиада» и «Одиссея»? (Гомер)
д) Как древние греки называли свою Родину? (Эллада).
е) Сколько дней длились Олимпийские игры? (Пять)
2 Гейм. Кто мог бы так сказать:
- Друг подвел меня, и теперь мне приказал отец приковать его к скале…(Гефест)
- Все равно я буду покровительницей города, я подарю людям то, от чего им трудно отказаться…(Афина)
3 Гейм. Исторические даты.
Кто больше назовет событий по датам, связанные историей Древней Греции.
4 Гейм. Исторические понятия.
Объяснить данные термины:
Демос, ареопаг, архонт, полис, илоты.
Комедия, Акрополь, аристократ, демократия, Гера.
5 Гейм. Соотнести имена богов, чему покровительствовали.
Имена богов |
Чему покровительствовали |
Зевс |
Бог небо, царь богов и людей |
Посейдон |
Бог морей |
Аид |
Бог царства мёртвых |
Деметра |
Богиня плодородия |
Гермес |
Вестник богов, покровитель дорог и путников |
Апполон |
Бог солнечного света. Покровитель искусств |
Артемида |
Богиня природы и покровительница охоты |
Афродита |
Богиня красоты и любви |
Арей |
Бог войны |
Афина |
Богиня мудрости, покровительница ремесла и городской жизни |
Гефест |
Бог огня и кузнечного дела |
Гера |
Царица богов и защитница семейного очага |
Дионис |
Бог виноделия |
Таким образом, использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету и приводит к целому ряду положительных следствий:
• психологически облегчает процесс усвоения материала учащимися;
• возбуждает живой интерес к предмету познания;
• расширяет общий кругозор детей;
• возрастает уровень использования наглядности на уроке;
• повышение интереса к изучению истории и успеваемости;
• идет более полное усвоение теоретического материала;
• идет овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;
Итак, при постоянном использовании инновационных педагогических технологий ученики испытывают субъективные ощущение перемены в самом себя, приобретают способность работать с понятиями, проектировать новые формы действия, творчески проявлять себя, выстраивать коммуникацию при групповом решении проблемы, независимо от того, с учениками какого возраста работает учитель.
«А сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к ученику, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом. Самое главное- учитель должен помочь ученику осознать себя личностью, пробудить интерес в познании себя, жизни, мира… » В.Ф Шаталов.
Свой доклад хочу закончить словами великих людей:
- «Не любить историю может человек совершенно не развитый умственно» (Н.Чернышевский)
- «История- свидетельница эпохи, луч правды, жизнь памяти, посланница минувшего, наставница жизни» (античные мыслители)
- «Каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно действующим гражданином» (В.Ключевский).
|
Памятка для работы с текстом
1. Внимательно читайте главу или раздел учебника, вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста.
2. Кратко изложите главные мысли в том порядке, в каком следуют в тексте.
3. Сделайте черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги.
4. Преобразуйте эти записи в графические, буквенные, символические сигналы.
5. Объедините сигналы в блоки.
6. Обособьте блоки в контуры и графически отобразите связи между ними.
7. Выделите значимые элементы цветом
Памятка для работы с тестом
1. Внимательно читайте главу или раздел учебника, вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста.
2. Кратко изложите главные мысли в том порядке, в каком следуют в тексте.
3. Сделайте черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги.
4. Преобразуйте эти записи в графические, буквенные, символические сигналы.
5. Объедините сигналы в блоки.
6. Обособьте блоки в контуры и графически отобразите связи между ними.
7. Выделите значимые элементы цветом
Отзывы
учителю истории СОШ № 17 Баймухамбетовой А.Ж.
2009-2010 уч.год
уч.год, дата, класс
Ф.И.О. учителя, категория, стаж, предмет.
Отзывы: к уроку, выступлению на пед.советах, семинарах и т.д.
1
2
3
4
5
6
7