Ольга Николаевна
Должность:Редактор
Группа:Команда портала
Страна:
Регион:не указан
Интеграция деятельности преподавателей общего и дополнительного образования по формированию культурной компетентности учащихся

Россия, Московская область, г. Москва

ГБОУ ВПО МО "Академия социального управления"

Аспирантка

Пантелеева А.В.

В условиях реализации ФГОС качественно новым образом должна решаться проблема формирования компетентностей учащихся. В новом Стандарте существует документ «Концепция духовно-нравственного воспитания», задающий параметры ценностных ориентиров нашего общества. В данном документе говорится о «национальном воспитательном идеале», определяется система ценностей, формирующих российскую идентичность - патриотизм, гражданственность; творчество; наука; труд, семья; искусство и литература. Современный национальный воспитательный идеал определяется:  в соответствии с национальным приоритетом;  исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох;  согласно Конституции Российской Федерации;  согласно Закону Российской Федерации «Об образовании»  в части общих требований к содержанию образования (ст. 14) и  задачам основных образовательных программ (ст. 9, п. 6). Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренѐнный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В данном документе определяется цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания, такие, как  осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;  готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;  развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;  заботу о благосостоянии многонационального народа РФ  поддержание межэтнического мира и согласия; осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;  понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям,  забота о младших и старших, ответственность за другого человека;  бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;  законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок; духовную, культурную и социальную преемственность поколений. В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:  формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах;  укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;  повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций; повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;  укреплению национальной безопасности. Исходя из сути ФГОС формирование компетентностей у учащихся должно происходить в рамках системно-деятельностного подхода и ориентироваться на «национальный воспитательный идеал». Формирование культурной компетентности учащихся является одной из насущных проблем современного образования. Что же такое культурная компетентность? Это способность человека к личностному росту путем непрерывного изучения и понимания культурного наследия различных стран и эпох, их культурных ценностей, а также умение эффективно взаимодействовать с людьми, принадлежащими к различным культурным группам. Формирование культурной компетентности резко актуально в настоящее время потому, что без нее не удастся построить общество толерантности и национальной терпимости, а без этого у нас не получится решить с каждым годом увеличивающееся число проблем мирового масштаба (экологических, экономических, политических.) Несмотря на постоянный пересмотр обществом ценностных ориентиров, есть так называемые непреходящие ценности, которые делают задачу формирования культурной компетентности актуальной и в будущем, так как наше эстетическое воспитание, идеалы, вкусы и суждения формируют наше мировоззрение и, в конечном счете, влияют на облик материального и духовного мира в целом. Конференция АСОУ «Социальное управление в XXI веке: Личность — Общество — Бизнес — Власть», прошедшая в 2013 году, частично затрагивала данную тему на секции «Развитие воспитательного потенциала УДОД в рамках взаимодействия основного и дополнительного образования в условиях реализации и внедрения ФГОС». Одной из проблем, поставленной участниками секции было дальнейшее совершенствование взаимодействия основного и дополнительного образования в условиях реализации и внедрения ФГОС. В моем исследовании напрямую затрагиваются проблемы данного взаимодействия. В рамках формирования культурной компетентности, так же, как и в плане совершенствования взаимодействия деятельности общего и дополнительного образования предпринимаются отдельные, разрозненные шаги, но системы, которая дала бы повсеместный результат все же нет. Мои выводы подкреплены тем фактом, что с каждым годом набор в музыкальную школу все сложнее осуществить, концертные залы полупустые, а культурная составляющая нашего общества ухудшается. В моем исследование я использую метод анкетирования, опроса и эксперимент. Мной было проведено анкетирование среди музыкальных школ Белгородской, Тамбовской, Тульской, Московской, Рязанской областей и Республики Коми. По данным проведенного анкетирования мы видим, что 90 % учеников, пришедших в музыкальную школу — это дети тех, чьи родители сами когда-то посещали ДМШ. То есть уже как минимум несколько десятилетий процент детей, получающих музыкальное образование, не растет! В лучшем случае он остается прежним, а в худшем — уменьшается (в зависимости от удаленности региона от Москвы). Этот факт дает мне право предположить, что до сих пор в массовых масштабах не был предложен путь решения данной проблемы. Так же, согласно опросу, 50% родителей отдает детей в музыкальную школу не для получения профессионального музыкального образования, а для общего развития. В этом кроется следующая проблема: музыкальные школы с 2013 года переходят на предпрофессиональное образование и программы обучения, реализуемые в этих школах просто непосильны для тех, кто пришел заниматься музыкой не профессионально. С другой стороны, недобор в музыкальных школах много лет вынуждал преподавателей брать детей, которые изъявили желание учиться, но не всегда обладали необходимым набором качеств для того, чтобы стать в будущем артистами. У таких детей музыка — это изначально хобби. Такой подход к обучению делает крайне затруднительным освоение даже программы общеэстетического направления. На фоне таких «середнячков» способный ребенок кажется одаренным и развивается не так интенсивно потому, что ему попросту не с кем соперничать. Качественная система досугового образования внутри общеобразовательной школы могла бы решить данную проблему. А привлечение в школу профессионалов высокого уровня и разного направления (танцы, музыка, рисование) дало бы возможность детям, у которых выявились способности, без проблем перейти в музыкальную школу в тот момент, когда они осознали, что это им необходимо и они готовы рассматривать искусство как будущую свою профессию. В больших городах (таких, как Москва) решающим фактором часто является удобство расположения музыкальной школы (ее близость к дому). Для 80% родителей данный фактор важен. На вопрос анкеты « Где Вы получили информацию о музыкальной школе?»  От знакомых и родственников ответило 55 % опрошенных  В детском саду (приходил педагог из ДМШ) около 40 % опрошенных  В общеобразовательной школе и из Рекламы по радио и телевидению 0% В общеобразовательной школе дело обстоит следующим образом. Результаты проведенного мной в 2012 году анкетирования среди двух СОШ Московской и Тульской областей говорили о том, что 85 % учащихся считали классическую музыку скушной и несовременной; 50% опрошенных никогда не посещали классический концерт, не владели базовыми знаниями по музыкальной литературе. После проведенного устного опроса выяснилось, что подавляющее большинство опрошенных детей знают и любят музыку, которая звучит в мультфильмах, кино и рекламе, но они не знают, что эта музыка почти всегда и есть та самая «нелюбимая» классика. Так получилось, что поколение современных детей запомнило шедевры мировой классики по названиям кино, мультфильмов и рекламируемых продуктов. Данный факт свидетельствует о значительных недоработках в системе общего музыкального образования и низком уровне культурной компетентности. Данная проблема решается некоторыми учебными заведениями в виде таких проектов, как «Детской филармонии» (ДШИ «Родник», Москва, проводит концерты для общеобразовательных школ), «музыка мобильных телефонов», «музыка кино» и других. Некоторые детские сады (например, МБДОУ д/с. «Радуга», Москва) включают в свою образовательную программу долгосрочные проекты «Классической музыки в детском саду». Но все эти начинания не приносят желаемого результата, так как они не осуществляются в масштабах государства, и, следовательно, о каком-либо значительном изменении в этом направлении говорить пока нельзя. Иногда классика звучит в метро, но она безымянна также, как и в рекламе на телевидении. Если бы каждое звучащее произведение сопровождалось краткой аннотацией (в виде автора и названия), будь то радио в метро или реклама по телевидению, то было бы больше пользы. Недавно в Москве был запущен проект "Поезд-акварель" в котором картины нарисованы учащимися Школы акварели Сергея Андрияки и им самим. Замечательный проект! Но, к сожалению, он подходит только для городов, в которых есть метро. Ситуацию в стране он не поменяет. А вот проект «Ночь музеев», напротив, является замечательным примером масштабных изменений в сторону улучшения культурного уровня не только отдельной страны, но и мира в целом. Впервые акция «Ночь музеев» прошла в Берлине в 1999 году. Через 2 года подобные мероприятия прошли уже в 39 странах Северной Америки и Европы. В нашей стране история данного мероприятия началась в 2002 годы в Красноярске. И что само по себе удивительно — ни Москва, ни Петербург не подхватили этой идеи вплоть до 2007 года! На основании вышесказанного я могу сделать вывод о том, что в сфере общего образования нет продуманной, поэтапной организации формирования у граждан культурной компетентности. Так почему же мы удивляемся, что наши концертные залы, музеи и выставки пусты? Разве низкая культура поведения в нашем обществе не является следствием скудности наших знаний в области искусства? Как говорил Базен «Никакое государство не может претендовать на величие, если не получило от искусства грамоты на цивилизацию». Я считаю, что именно у общеобразовательной школы, дающей всеобщее обязательное образование есть ключ к улучшению ситуации в области формирования культурной компетентности! В этом случае задача школы — вырастить слушателя и ценителя искусства в каждом человеке. Для этого не обязательны большие бюджетные траты — нужно просто хорошо организовать работу учителей общего и дополнительного образования на всех ступенях от сада до ВУЗа. Какие меры необходимо принимать для формирования культурной компетентности учащихся:  - устраивать интегрированные уроки внутри гуманитарные, междисциплинарные, делать совместные проекты: музыка и английский, музыка и изобразительное искусство, музыка и литература, музыка, литература, мхк, история, музыка и математика и другие,  - планировать внеклассную работу классного руководителя вместе с учителями музыки, мхк, изобразительного искусства, литературы, истории. (Мало сводить ребенка на балет или в Третьяковскую галерею — нужно, чтобы он понимал сюжет, знал историю создания и пропустил через себя всю необходимую информацию. Экскурсовод в музее лишь напоминает нам факты, и, если вы придете неподготовленными к восприятию искусства, то у вас в голове, скорее всего, все смешается.)  - проводить музыкальные игры, уроки-концерты, которые будут пропагандировать искусство в каждом классе каждой школы. Например, мои авторские проекты «Я горжусь тем, что хожу в музыкальную школу!», «Сказки и рассказы, сочиненные под музыку великих классиков». (Дети — выступающие и соревнующиеся, и дети-слушатели смогут практически применить знания и навыки поведения на сцене и в зрительном зале, сопереживать, сосредотачиваться, воспитывать свою волю, умение выигрывать и проигрывать достойно)  - участвовать в организации и выступать в концертах внутри школы.  - принимать участие в общешкольных конкурсах и смотрах.  Организовывать такие проекты, как «Просмотр шедевров мировой классики» (Николаева Е.П, учитель СОШ совхоза Ленина), «Читательский клуб» (Маликова П.М, учитель СОШ совхоза Ленина), «В мире мюзикла и кино» (Пантелеева А.В) При отсутствии иных возможностей, даже проводимые внутри школы, такие мероприятия смогут значительно повысить культурную компетентность учащихся. Если же есть возможности, то все эти проекты могут осуществлять на районном, областном и всероссийском уровне. Во многих странах показателем культуры является высокий уровень самодеятельного искусства. Врачи, ученые и инженеры, в свободное от работы время, собираются в любительские оркестры и играют вполне профессионально. Хочу сделать особый акцент на том, что в организации и проведении мероприятий и проектов должны участвовать высоко квалифицированные кадры. Потому, что все вышеперечисленное связано с публичными выступлениям. Но без правильной эмоциональной подготовки любое концертное выступление грозит его участникам нервным срывом или психологической травмой. Я хочу отметить, что в нашей стране психологическая помощь в данном аспекте стала оказываться сравнительно недавно, даже если говорить о профессиональных музыкантах и актерах. А в области общего образования проблему подготовки учащихся к публичному выступлению практически не освещают. Только в ВУЗах и театральных училищах есть такие дисциплина как риторика, «Искусство речи». Но не все идут в артисты, и не все заканчивают ВУЗ! Если же есть возможность проводить интегрированные мероприятия с преподавателями и учащимися музыкальных школ и школ искусств, то перед вами откроются самые широкие возможности. Такая интеграция обоюдовыгодна.Юным музыкантам нужна концертная практика, а дети из общеобразовательных школ посмотрят чего достигли их трудолюбивые сверстники. Так же, интегрированные концерты — хорошая реклама для повышения престижа музыкальной школы и искусства. У детей будет формироваться установка «музыка — это хорошо, это элитно» Помимо этого, известно, что вживую исполненное произведение запоминается гораздо лучше, чем проигранное на пластинке. Если в школе искусство есть отделение изобразительного искусства, то юные художники получат шанс не только организовать выставку, но и смогут объяснить своим сверстникам из общеобразовательной школы язык живописи, ее стиль, проблемы, возникшие у них во время работы над произведением. Такие выставки проходят в непринужденной обстановке, дети не стесняются задавать друг другу вопросы, учатся выражать свои мысли и, ко всему прочему, у них появляется общая тема — живопись. В школе совхоза Ленина такая выставка была 14.02.14. Были выставлены работы Т.Н. Рудько и ее учеников, а так же, лучшие работы детей школы, выполненные на уроке ИЗО (преп. Заева О.Н). Совокупность всех перечисленных пунктов и составляет проводимый мной эксперимент. После сбора в 2012 году начальных данных, я начала разрабатывать модель интеграции деятельности преподавателей общего и дополнительного образования по формированию культурной компетентности учащихся. А одновременное преподавание в СОШ и ДШИ дает мне возможность отслеживать результаты в двухстороннем порядке. По истечении двух лет я могу предложить следующие результаты: 90% детей получили знания по музыкальной литературе и искусству, согласно ступени их образования. 35% детей за последний год посетили 2 и более концерта классической музыки, спектакль или музей 20% детей увлеклись классической музыкой (из них 10 % - мюзиклом и рок-оперой). В перспективе я ожидаю следующих результатов:  Воспитание полноценной развитой личности, компетентного слушателя, ценителя искусств, достойного члена общества  Воспитание любви к Родине, знание ее фольклора, истории, традиций ее народов  Толерантность к различным культурам  Здоровьесбережение (музыкотерапия, дыхательная гимнастика Стрельниковой, стрессоустойчивость)  Гармоничное развитие личности И, как следствие всего вышеперечисленного, улучшение духовного и материального мира, рост самосознания каждого человека, Я убеждена, что правильно налаженная система интеграции улучшит культурную компетентность учащихся с минимальными затратами бюджетных средств! Увеличит прибыльность классической музыки и искусства в целом. Мы должны растить не только хороших музыкантов, но и компетентных слушателей, так как искусство утрачивает свою ценность, если его не кому оценить по достоинству

Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности