Россия,Саратовская область,г.Энгельс
ГАПОУ СО "Энгельсский политехникум"
Педагог-психолог
Зотова С.А.
Почему создаваемые в русской литературе образы, начиная с гуляющего носа Гоголя и заканчивая говорящим котом Булгакова, остаются такими завораживающими и загадочными в классике мировой литературы? Возможно, ответ даст старуха, которая часто появляется в русских народных сказках. «Если люди слишком любопытные, - говорит Баба-Яга, - я съедаю их».
Где живет сказка? Да повсюду: в дремучем лесу, в поле, на распутье дорог. В шорохе листвы… Сказки родились с человеком, и пока живет человек, живет и сказка. Сказки любят все: и взрослые, и дети. В них много разных чудес, волшебства.
На грани двух миров, светлого и темного, посреди дремучего леса издревле векует в избушке на курьих ножках, окруженной забором из человеческих костей, старая Яга. Временами она - злобная ведьма - налетает на Русь, несет с собой мор людей и падеж скота, похищает детей. Иной раз она — «гостеприимная» хозяйка, - и к ней заглядывают гости с Руси: одних Яга пытается съесть, других привечает, помогает советом и делом, предсказывает судьбу.
Так кто же она, эта загадочная старушка, откуда пришла в русский фольклор, почему этот образ так неоднозначен. Кто же эта Баба-Яга и что в этом лихом существе такого, что пугает, а одновременно и необыкновенно манит и влечет читателя по тропинкам сказки.
Так вот, еще до колобка и репки, до Добрыни Никитича и Соловья Разбойника жила — была прекрасная, юная богиня, с карезелеными роскошными глазами и мягкими длинными русыми косами — Йогиня. Всем она была хороша — и красива, и добра необычайно. А уж какая модница! Самое главное — это ее прекрасные Золотые сапожки, которые носили ее по белу свету. И была у нее особая миссия. Йогиня отыскивала в селениях осиротевших деток. Вечнопрекрасная, Любящая, Добросердечная Богиня-Покровительница детей-сирот и детей вообще. Она странствовала по Земле то пешком, то на Огненной Небесной Колеснице, то верхом на коне, собирая беспризорных детей-сирот. В каждом славянском поселении Богиню-Покровительницу узнавали по излучающейся доброте, нежности, кротости, любви и ее нарядным сапожкам, украшенным золотыми узорами, и показывали Ей, где живут дети-сироты.
Простые люди называли Богиню по-разному, но обязательно с нежностью. Кто - Йогой Златой Ногой, а кто и совсем попросту - Йогиней- Матушкой. Детей-сирот Йогиня доставляла в свой предгорный Скит, который находился в самой чаще леса, у подножия Ирийских гор (Алтай). Она делала это для того, чтобы спасти от неминуемой гибели последних представителей древнейших Славянских и Арийских Родов.
Йогиня- Матушка проводила детей через Огненный обряд посвящения Древним Вышним Богам, перевод детей из мирской жизни в другую. Именно из этого мифа перенесено в сказки то, что Баба Яга предлагает своим гостям сесть на лопату и отправляет их в печь.
Когда загорался Огонь в Пещь Ра, Жрецы Рода переносили детей с лопаты в помещения Капища Рода. Впоследствии из детей-сирот воспитывали Жрецов и Жриц, а когда они становились взрослыми, юноши и девушки создавали семьи и продолжали свой род.
Мы имеем дело с образом Бабы Яги, которая является, чуть ли не главным персонажем в общей канве большинства народных сказок и праздников.
Причём, Баба Яга предстаёт перед читателями, слушателями и зрителями как яркая личность, женщина любящая порядок, чистоту, наряды, соответствующие своему возрасту; умная, сметливая, любящая повеселиться со своими друзьями, т.е. деловая и коммуникабельная женщина.
Рефлексия:
В ходе проделанной работы мы:
изучили художественную литературу, в которой описывается образ Бабы Яги;
посетили Энгельсскую центральную библиотеку, где нам была предоставлена необходимая информация о истории происхождения образа Бабы Яги (приложение );
побеседовали с сотрудниками Энгельсской центральной библиотеки, получили статистические данные о читателях, интересующихся фольклором (приложение);
провели опрос среди обучающихся техникума (приложение);
составили буклет с информацией о нашем проекте.
На косогоре, на семи его ветрах,
Стоит избушка, ветхая, кривая,
Чертополох вокруг - и тот зачах,
Тропинка к той избушке - непростая.
Живет в избушке той забытая Яга,
Когда-то славилась она своей красою,
И костяною не всегда была ее нога,
Средь девок отличалась длинною косою.
Сломила жизнь ее, в горбунью превратив,
Преобразило горе в старую каргу,
Ей огрубеть пришлось, всю чашу зла испив,
Но расскажу все по порядку, как смогу…
Глава I. История возникновения образа Бабы - Яги
Так вот, еще до колобка и репки, до Добрыни Никитича и Соловья Разбойника жила — была прекрасная, юная богиня, с карезелеными роскошными глазами и мягкими длинными русыми косами — Йогиня [2]. Всем она была хороша — и красива, и добра необычайно. А уж какая щеголиха! Самое главное — это ее прекрасные Золотые сапожки, которые носили ее по белу свету. И была у нее особая миссия. Йогиня отыскивала в селениях осиротевших деток. Вечнопрекрасная, Любящая, Добросердечная Богиня-Покровительница детей-сирот и детей вообще. Она странствовала по Земле то пешком, то на Огненной Небесной Колеснице, то верхом на коне, собирая беспризорных детей-сирот. В каждом славянском поселении Богиню-Покровительницу узнавали по излучающейся доброте, нежности, кротости, любви и ее нарядным сапожкам, украшенным золотыми узорами, и показывали Ей, где живут дети-сироты.
Простые люди называли Богиню по-разному, но обязательно с нежностью. Кто - Йогой Златой Ногой, а кто и совсем попросту - Йогиней- Матушкой. Детей-сирот Йогиня доставляла в свой предгорный Скит, который находился в самой чаще леса, у подножия Ирийских гор (Алтай). Она делала это для того, чтобы спасти от неминуемой гибели последних представителей древнейших Славянских и Арийских Родов.
Йогиня- Матушка проводила детей через Огненный обряд посвящения Древним Вышним Богам, перевод детей из мирской жизни в другую. Именно из этого мифа перенесено в сказки то, что Баба Яга предлагает своим гостям сесть на лопату и отправляет их в печь.
Когда загорался Огонь в Пещь Ра, Жрецы Рода переносили детей с лапаты в помещения Капища Рода. Впоследствии из детей-сирот воспитывали Жрецов и Жриц, а когда они становились взрослыми, юноши и девушки создавали семьи и продолжали свой род.
Баба Йога (Яга) была полноправной богиней, чей образ почитался нашими предками наравне с образами других Богов древности. Почему же так изменили образ? Почему пытались превратить образ «добра» в образ «зла»?[3]
Однозначных ответов на эти вопросы нет. Большинство учёных считают, что после христианизации Руси, когда появилась необходимость отвлечь народ от языческого образ красивой молодой Богини, подменили образом старой, злой и горбатой старухи со спутанными волосами, которая крадет детей, жарит их в печи в лесной избе, а потом поедает их. Даже Имя Йогини-Матушки исказили и стали пугать Богиней всех детей.
Оказывается, Баба Яга существует не только в русском фольклоре. Пожалуй, не только любой украинский или польский ребенок был бы очень расстроен и обделен, если бы вдруг больше не оказалось в сказках его любимой Бабы Яги. В сказаниях любого народа мира, есть персонаж, сродственный русской Бабе Яге. В детстве мы просто воспринимаем Бабу Ягу всей своей душой, не давая определение, плохая эта женщина или хорошая. Она просто оставалась желанной Бабой Ягой на великом протяжении множества и моих любимых сказок.
«Пошла Марьюшка, а лес стал еще темнее. За ноги ее цепляет, за рукава хватает… идет Марьюшка, идет и назад не оглянется.
Долго ли, коротко ли шла, башмаки железные износила, посох железный поломала, колпак железный порвала.
Вышла на полянку, а на полянке избушка на курьих ножках, вокруг тын, а на кольях лошадиные черепа, каждый череп огнем горит.
Говорит Марьюшка:
- Избушку, избушка, встань к лесу задом, а ко мне передом.
Повернулась избушка к лесу задом, а к Марьюшке передом. Зашла Марюшка в избушку и видит: сидит там Баба — яга — костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Сама черная, а во рту один клык торчит. Увидела Баба-яга Марьюшку, зашумела:
- Тьфу, тьфу, русским духом пахнет! Красная девушка, дело пытаешь, аль дело лытаешь?
- Ищу, бабушка, Финиста - ясна сокола.
- Трудно, красавица, тебе будет его отыскать, да я тебе помогу. Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце, бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая.
- Спасибо тебе, бабушка!
- Ладно, спасибо потом скажешь, а теперь слушай, что я тебе накажу: будут золотое веретенце покупать — не продавай, а просись Финиста — ясна сокола повидать.
Поблагодарила Марьюшка Бабу — ягу и пошла, а лес зашумел, загудел, поднялся свист, совы закружились, мыши из нор повылезли да все на Марьюшку. («Финист — ясный сокол», русская народная сказка).
Такой нам с детства знакома Баба-Яга.
Достойное место данный образ занимает в Мифологическом словаре: «Баба-Яга, Яга Ягишна, Яга Виевна, Яга Змиевна- сказочный персонаж;» род ведьмы или злой дух под личиною безобразной старухи.
Образ Бабы Яги передан глазами художников.
Случайно ли с незаметной женской хитростью Баба — Яга увековечила себя во времени. Сказки, мифы, песни, частушки, опера, балет.
Замечательной иллюстратор былин и сказок Иван Яковлевич Билибин в своей замечательной акварели «Русская сказка» как бы обращается к своему зрителю со словами: «Вот так я представляю себе сказку, а вы попытайтесь разгадать, что тут на рисунке и к чему».
Такие художники, как Васнецов, Билибин, Иванов, Ерко, Корольков, Кинуко Крафт отражали в своих работах образ Бабы Яги.
К. Кузнецов, (Баба -яга в кн. Сестрица Аленушка.- М.: Детская литература, 1973) |
Е.Д.Поленова, конец ХIX века (Русские народные сказки. - М.: Фортуна ЭЛ, 2007) Иллюстрации к сказке "Избушка на курьих ножках". |
Иван Билибин, 1900 (Русские народные сказки. - М.: Изд. дом Мещерякова, 2009 |
А. Бенуа (Азбука в картинках Александра Бенуа. - М.: Экспедиция заготовления |
Иван Малютин (Агнивцев Н. Октябренок-постреленок. - М., 1925. - из кн. Блинова В. Русская детская книжка-картинка. 1900-1941. - М., 2009.) |
Вениамин Лосин, 1958 (Барышникова А.К. (Куприяниха) Сказки. - М.: Московские учебники, 2006) |
А. Лебедев (Сивка-бурка. - М.: Стрекоза, 2007) |
|
Марина Литвинова (Волшебные русские сказки. - М.: Эксмо, 2008). |
Старая безобразная старуха — самый мистический персонаж русского фольклора.
Внешность Бабы Яги неприглядна. Это страшная сгорбленная древняя старуха с косматыми лохмами седых волос, крючковатым носом, железными зубами и длинными руками. Она чугуны «руками в печку садит вместо лопаты, ногами уголь выгребает, языком печку лижет». «Во лбу рога, нос упирается в потолок, костяная нога, сосцы висят ниже пояса, кости у нее местами выходят наружу».
В одной из сказок, собранных Афанасьевым, можно найти такой портрет героини: «Лежит баба на печи на девятом кирпиче, нос в потолок врос, губы на грядке (т. е. на потолке), губами горшки волочит, языком печь пашет (т. е. метет), в зубах шелковый пояс плетет».[6]
Возраст Яги точно не установлен: некоторые сказки утверждают, что ей от трёхсот до семисот лет, другие говорят — больше тысячи. Впрочем, возраст женщины — всегда загадка. Секрет долгожительства Яги не разгадан: помогли ли ей молодильные яблочки, или живая вода, или какие-нибудь другие волшебные средства — неизвестно. Но факт: она дожила до нашего времени!
Живёт баба Яга отшельницей в дремучем лесу, в небольшой избушке на курьих ножках. Избушка Бабы Яги тоже не просто так расположена на опушке леса, которая символизирует собой границу миров живых и мёртвых. Это значит, что сама Яга, живя на этой границе, выступает в роли некоего проводника между мирами. Находясь там, она поддерживает баланс между добром и злом.
В избе у себя баба Яга или лежит на печи, или прядет шерсть. Избушка бабы Яги не простая, а волшебная, могла поворачиваться вокруг своей оси, но почти всегда была обращена передом к лесу. Любому путнику было известно: чтобы войти внутрь, нужно произнести волшебные слова: «Встань по-старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне передом»[6].
Забор вокруг избы — из человеческих костей, на заборе — черепа, вместо засова — человеческая нога, вместо запоров — руки, вместо замка — рот с острыми зубами. Служат ей лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи: все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость. Также на службе у неё состоят три всадника: чёрный (ночь), белый (день) и красный (солнце), эти всадники ежедневно проезжают через ее «проходную». С помощью мертвой головы она повелевает дождем.
Баба Яга хорошая хозяйка, не случайно у неё под рукой всегда ступа, метла, пест — орудия женского труда. Она приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы. Зашедшим к ней в избушку добрым молодцам она помогает советом и даёт им в дорогу волшебных помощников.
Она владеет ветрами и чудными конями. Обязательным атрибутом бабы Яги во многих сказках является клубок. Кроме клубка баба Яга иногда снабжает героя полотенцем, гребнем и щеткой: если по дороге бросить полотенце, то образуется быстрая, глубокая река, а гребень может превратиться в непроходимый дремучий лес, щётка — в огненную реку.[4]
Из дома баба Яга выезжает на своей ступе: пестом отталкивается, помелом следы заметает. Иногда железную ступу везут черти, причём везут по воздуху. А чтобы, для известных ей причин, не видно было следов, заметаются они за нею приделанными к ступе метлою и помелом.
Она отшельница, но у неё есть родственники. В некоторых сказках у бабы Яги есть дочери и их зятья, сыновья и их снохи, племянники и племянницы, три или сорок сестёр, которые действуют с нею заодно. А Василиса, во многих сказках представляющая собой самые положительные качества, — это племянница бабы Яги.
Многие ученые настаивают на том, что Баба-яга божественная сущность, прародительница рода человеческого. К ней приходят за советом. Иван-царевич получает волшебные дары, Василиса Прекрасная после посещения избушки Бабы-яги находит себе мужа-царя и способность совершать волшебные действия. Она ткет необыкновенную ткань, шьет необыкновенные рубашки.[2]
Образ Бабы-Яги с точки зрения происхождения очень сложный и неоднозначный, существует несколько точек зрения на этот счет. Можно провести следующие параллели:
• сходство с ведьмой (способ перемещения, умение перевоплощаться).
• лесная хозяйка (жизнь в лесу, полное подчинение ей животных);
• повелительница мира мёртвых (ритуальные обряды, забор из человеческих костей вокруг избы, черепа на кольях, засов — человеческая нога, запор — рука, замок — зубы.
Рассмотрим основные версии происхождения образа Бабы-Яги.
1. Змеиха.
Первоначально образ Бабы-Яги восходит к тотемному животному - черной змее. Предположительно, само слово «яга» является изначальным, позднее измененным названием змеи: известно, что общерусское «змея» не является исконным названием этого пресмыкающегося, а возникло, вероятно, как табу по связи со словом земля — «ползающая по земле». Связью со змеей объясняется и «хромоногость» Бабы-Яги.
Подобно мифическому змею, она поедает человеческое мясо и чует «человеческий дух» (вспомним народные сказки, когда Яга или змей возвращаются в свой дом, где притаился герой, они восклицают: «Фу-фу! Человечьим духом пахнет!» и т.п.).[2]
2. Хозяйка леса.
Образ лесной Яги-ведуньи связан с отождествлением ее с женщинами-знахарками, отшельницами, которые жили в лесах, собирали лечебные травы, делали целебные снадобья или зелья, помогали тем, кто приходил к ним за помощью. С этой точки зрения Баба-Яга предстает как существо, живущее в гармонии с окружающим ее миром (лес и его обитатели), отсюда представление о ней, как о хозяйке зверей, прародительнице всего живого, ведающей судьбами людей и наделяющей шаманов их сверхъестественной силой.
3. Стражница потустороннего мира.
Яга в сказках часто выступает именно как привратница, стерегущая границу между миром живых и миром мертвых, и проводница в иной мир; она испытывает героев, пытающихся проникнуть в мир мертвых, и помогает тем, кто эти испытания выдержал. Избушка Яги, стоящая на границе двух миров, является как бы вратами в мертвое царство, загробный мир; даже облик ее в сказках и поверьях напоминает о смерти: она весьма схожа с домовиной (погребальным сооружением в виде человеческого жилища) и нередко бывает окружена человеческими останками (на плетне висят черепа, дверь подпирается ногой и т.д.).[4]
4. Образ Богини-матери.
Многие детали сказок, повествующих о страшной Яге, живущей где-то в глухих лесах, позволяют предположить, что образ Яги является конечной трансформацией древнейшего образа богини-матери, повелительницы мира, ведающей судьбами людей. Некогда эта богиня-мать считалась верховным божеством; однако со временем, с переходом от матриархата к патриархату произошли определенные изменения этого образа, и богиня-мать стала почитаться людьми не как хозяйка мира, а превратилась в существо, несущее смерть.[5]
Образ «ведающей» женщины вполне мог послужить основой для создания сказочного образа Бабы-Яги.
5. Яга-Воительница.
В некоторых южнославянских сказках Баба-Яга выступает не как злая лесная старуха, а как степная Богатырша, иногда — мать, жена или сестра убитых богатырями змеев. Во многих сказках Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю. Совместно с Бабой-Ягой нередко действуют ее дочери или жены ее сыновей, обычно числом 3 или 12.[6]
Яга-воительница в сказках - это обычно антагонист героя: прилетев в избу и застав в ней постороннего человека, она избивает его до полусмерти, вырезает у него из спины ремень и т.д.; побеждает же ее только одаренный особой силой, хитростью и умением богатырь.
Такая Баба-Яга (словенск. Ежи-баба) в некоторых сказках выступала еще как мать Змеев - противников богатырей: как правило, в сказках богатырь сперва сражался с ее сыновьями, а потом уже с ней самой.
Баба-яга — персонаж неоднозначный и потому очень интересный. Несмотря на ее пугающий внешний вид — вся в бородавках, нос крючком соединяется с задранным подбородком, белая козлиная бороденка, крючковатые пальцы, страшное морщинистое лицо, горб на спине, — Бабу-ягу нельзя причислить к отрицательным персонажам сказки. Ее неоднократные угрозы съесть Ивана Царевича, Машеньку, Василису и других многочисленных путников никогда не воплощаются в жизнь. Баба-яга скорее волшебный помощник, просто помощь она осуществляет особую.
Обратите внимание, что герой сказки до того, как приходит к избушке на курьих ножках, встречается и разговаривает с лесными зверями (еж, заяц, медведь, щука и т. д.), а после посещения дома Бабы-яги героя ждут испытания встречей с Кощеем (Кащеем) Бессмертным, Змеем Горынычем, Лихом Одноглазым, Кикиморой, Лешим — в общем, с демонологическими существами, которые не принадлежат реальному миру. Они ирреальны и представляют собой мир мертвых в сказке. Баба-яга принадлежит этому миру только наполовину: одна нога у нее костяная, другая — живая.
6 Баба-яга — сказочный «пограничник».
Ее необычная избушка — своего рода «контрольно-пропускной пункт». В избушке Бабы-яги герой проходит все необходимые обряды, чтобы отправиться в мир сверхъестественного: он парится в баньке (покойника моют перед погребением), Баба-яга поит и кормит путника (поминки по умершему), герой обязательно ночует в странной избушке (ночь — время перехода из одного состояния в другое, недаром сон сравнивают с маленькой смертью).
Герою необходимо попасть в мир ирреального, чтобы через испытания обрести сверхъестественную силу, потому что своей силы для преодоления возникших на его жизненном пути препятствий недостаточно.
В связи с этим интересно вспомнить интерпретацию образа Бабы-яги психоаналитиком и доктором философии Клариссой Пинколой Эстес. В книге «Бегущая с волками» она пишет о том, что Баба-яга — прообраз Старой Дикой Матери, аллегория Первозданной Женщины, обладающей дикой жизненной силой, которая пугает своей мощью неподготовленную наивную душу: «Баба-яга — сама суть инстинктивной, целостной души: ей известно все, что было раньше; она — хранительница небесных и земных сущностей. Белый День, Красное Солнышко и Темная Ночь — ее дети. Баба-яга внушает страх, потому что одновременно олицетворяет и разрушительную энергию, и энергию жизненной силы». И если герой проходит в доме Бабы-яги необходимую подготовку для погружения в иной мир и черпает силу в сражениях с демонологическими существами, то героине достаточно только посещения дома Бабы-яги и выполнения в нем необходимой женской работы, чтобы обрести душевную силу и стать мудрее.[7]
Каждая женщина хотя бы раз в своей жизни «отправляется к Бабе-яге». Эта инициация наивной души нам более известна как «снятие розовых очков», когда выясняется, что мир, казавшийся добрым и приветливым, оказывается жестоким: тяжелая болезнь, предательство или смерть близкого человека — все, что вызывает у наивной души вопрос «За что?». Обретение силы для преодоления суровых жизненных испытаний сопровождается огромной душевной работой, которая аллегорически выражается в сказках в том, что у Бабы-яги героиня стирает белье, метет пол, готовит еду, из кучи мусора выбирает маковые семена. На наш взгляд, это очень точная аллегория, поскольку, чтобы разобраться в сложной жизненной ситуации, необходимо навести в своей душе порядок: разложить по полочкам мысли и чувства, избавиться от ненужного груза, «отделить зерна от плевел», «накормить» душу новыми впечатлениями, ощущениями, знаниями. Женщина, сумевшая выполнить эту нелегкую работу, перерождается: перестает быть наивной, становится сильной и мудрой, готовой к любым испытаниям, которые преподносит жизнь. Ее голова становиться ясной, душевная среда незамусоренной, ей хватает творческой энергии для осуществления своих замыслов и проектов. В сказке героиня, побывавшая у Бабы-яги, в дальнейшем или успешно противостоит злой мачехе и сестрам, или становится находчивой и смелой для того, чтобы убежать от злой колдуньи.
К сожалению, не все возвращаются от Бабы-яги. Сказки дают нам позитивный сценарий: сказочная героиня, несмотря на свою наивность, всегда достаточно сильна, чтобы уйти от Первозданной Дикой Женщины, унеся с собой часть ее мудрости и энергии. В жизни мы знаем много примеров, когда женщина, не сумев выполнить «важную работу у Бабы-яги», постепенно угасает под грузом жизненных испытаний, сетуя на тяжелую долю, жестокую судьбину. В этом случае инициация не пройдена и переход на следующий, качественно новый уровень жизни невозможен.
Что несёт она в себе: зло или добро? Положительный этот образ или отрицательный?
Большинство из нас с уверенностью скажут, что отрицательный. Но тогда возникает вопрос: почему во многих сказках она так хорошо обращается с Иваном-царевичем, когда он к ней приходит? Думаете, что она делает это, преследуя какую-нибудь свою коварную цель? Ведь если бы она была на 100% отрицательным персонажем, то, попадая к ней в дом, главный герой обязательно бы почувствовал исходящее от неё зло и не стал бы так спокойно принимать её гостеприимство. Ведь ни один нормальный человек не будет ночевать там, где в любой момент может прерваться его жизнь.[3]
Если Баба Яга загадывает Ивану загадки, это тоже не из вредности. Загадка — самый древний фольклорный жанр. Это зашифрованные потаённые знания, передаваемые лишь избранным. Поэтому умение отгадывать их говорит о принадлежности к числу избранных. Отгадав загадку, главный герой подтверждает своё право на получение этих знаний.
Знакомство с Ягой обычно происходит в её доме или где-нибудь в лесу, недалеко от самой избушки. Избушка Бабы Яги тоже не просто так расположена на опушке леса, которая символизирует собой границу миров. Это значит, что сама Яга, живя на этой границе, выступает в роли некоего проводника между мирами. Находясь там, она поддерживает баланс между добром и злом. Немаловажным является и тот факт, что именно от неё Иван-царевич обычно получает волшебное оружие, которым потом побеждает Кощея и прочую нечисть.
Исследовательская работа строилась следующим образом:
1. Была проведена оценка знаний обучающихся о героях русских народных сказок.
2. Оценка знаний о загадочной героине русских народных сказок Баба — яга.
3. Кто она, Баба-яга: богиня или ведьма?
4. Почему женщина иногда становится бабой-ягой. Анализ характера бабы-яги и характера современной женщины.
5. Сделан анализ полученных данных.
В процессе работы были выдвинуты две гипотезы относительного того, кто есть Баба-Яга.
Гипотеза 1-Баба Яга-ведьма.
Во многих сказках говорится, что она сажала детей на лопату, чтобы изжарить в печи. Но это не вся правда. Сказка доносит до нас древний ритуал перепекания ребенка. Суть его заключалась в следующем: если младенец рождался недоношенным, то его сажали на хлебную лопату и трижды всовывали в теплую печь. Там малыш «допекался», становился сильнее и жизнеспособнее. Подобным образом лечили детей постарше, если они заболевали. Есть такая болезнь «сухота», или «собачья старость». Но в прежние времена больного ребенка - обмазывали тёплым тестом, сажали на лопату и трижды засовывали в натопленную печь. В этом случае считалось, что болезни сжигаются и вместе с дымом выходят через трубу, а «заново перепеченный» ребенок становится более здоровым. Выполняла этот ритуал деревенская знахарка. Таким образом, версия о Бабе-Яге, ведунье и знахарке, небезосновательна. Сказка лишь исправила знак «плюс» (перепекание ребенка приносит ему пользу), на «минус» (ведьма детей жарит и ест). Баба - Яга жила в согласии с природой, отлично знала этот народный метод и вылечила немало деревенских детишек.[1]
На самом деле Баба - Яга не ела человеческого мяса, это придумали взрослые, чтобы пугать маленьких детей. Ведь раньше сказки рассказывали «из уст в уста», поэтому наделили ее разными качествами—и хорошими, и плохими. Каждый придумывал к образу Бабы - Яги новые детали - пострашнее. И может быть, не зря Баба- Яга пугала народ? Перестали люди бояться — стали уничтожать природу, загрязнять атмосферу и воду, вырубать леса, осушать болота и менять течения рек. Многие виды зверей и птиц исчезли. В последнее время Яга нечасто показывается людям. Возможно, дожидается, когда мы станем бережнее и добрее к природе [8]…
Если прочесть сказки правильно, можно увидеть, что матери посылали к ней своих дочерей вовсе не для того, чтобы их съели. Девочки проходили у Яги настоящий курс разных женских премудростей: учились прясть, ткать, готовить.
Сказка — продукт своей эпохи, она изменяется во времени, народная мысль вносит в ее повествование свои поправки. Современная Баба- Яга чаще приходит на помощь герою, выручая его из трудных ситуаций.
Многие до сих пор считают Бабу-Ягу ведьмой. Но ничего плохого в этом нет. Слово «ведьма» происходит от слова «ведать», то есть знать. От этого же слова произошло и название первых святых книг на земле — Веды. Более того, ведьмами называли добрых женщин-целительниц, которые ведали разные секреты, и относились за это к ним в народе, как к святым.[2]
Скорее всего, в древности в каждом доме была своя «ведьма» — старшая из женщин, исполнявшая должные обряды, которые должны были способствовать благополучию семьи, и хранившая семейный очаг от всяких бед (ср. особую связь ведьм с печью в народных поверьях: ведьма может летать на хозяйственной утвари — ухвате, кочерге и т.п.; колдует чаще всего у печи; оборачивается сорокой, кувыркаясь на печном шестке; вылетает из дома через дымоход и т.д.).
Гипотеза 2 -Баба Яга-богиня.
По результатам проведенного исследования были сделалы следующие выводы:
Баба -Яга, как и сама природа, никогда не раскрывает всех своих тайн и остается вечной загадкой для человека .
Баба-Яга персонаж не отрицательный. Впрочем, и не положительный. Создается впечатление, что у нее свой собственный кодекс чести (совсем как у богов древности) и свои секреты.
Значит, из двух гипотез - «Баба Яга—богиня», «Баба Яга—ведьма» - обе подтвердились.
В анкетировании и социологическом опросе приняло участие 95 человек.
Для опроса была разработана анкета, состоящая из 5 вопросов, содержание которых включает в себя:
- выразить свое отношение к образу Бабы Яги. Здесь 63% обучающихся положительно ответили на вопрос, 21% - отрицательно, 11% - затруднились дать однозначный вопрос.
- определить наиболее точный образ Бабы Яги из предложенных характеристик, которые были выявлены из литературных источников. 37 % отдали предпочтение типу «древняя старуха, колдунья», 26 % - «ведающая» женщина — знахарка, травница, 25 % дали характеристику как стражу в волшебную страну, лесному божеству.
- установить наиболее характерные черты характера Баба — Яги. 52 % отмечают злость, 19% - вредность, 18% отметили высокие умственные способности, 11% - хитрость, 4% - справедливость, настойчивость.
- определить возможную пользу Бабы Яги в современном мире. 16% отметили юмор и артистизм персонажа, 11 -15% - магия и способность творить чудеса, колдовство, 9% - возможность изменения будущего, 5% - проведение эвтаназии, 3%- оказание помощи в развитии самоконтроля и самоорганизации.
- сравнить современную девушку и образ Бабы Яги. 89% могли бы назвать современную девушку Бабой Ягой, 11% - дали отрицательный ответ. Положительные ответы были обоснованы следующими причинами: уход в работу с головой, не замечая доброту окружающих; грубое и бестактное обращение со сверстниками; поиск выгоды во всем; частая смена настроения, долгое пребывание в раздраженном состоянии.
Наглядно результаты исследования представлены в диаграммах.
Отношение к образу Бабы Яги
Ассоциации с образом Бабы Яги
Характер Бабы Яги
Польза Бабы Яги
Современная девушка - Баба Яга
Анкетирование обучающихся
1.Как вы относитесь к образу Бабы — Яги?
Положительно 42
Отрицательно 16
однозначно ответить трудно 7
не знаю 3
2. Какие ассоциации у вас возникают от образа Бабы — Яги?
- «ведающая» женщина — знахарка, травница, 24
- древняя старуха, колдунья, 38
- сторож в волшебную страну тайн, лесное божество. 6
-нормальная старуха, которая знает жизнь 5
3. Черты характера Бабы - Яги?
Вредная
Злая
Добрая
Непредсказуемая
Странная
Устаревший образ
На нас похожа
Мудрая
4. Что полезного может принести Баба - Яга?
Спасти заблудшую душу
Наградить волшебством
Поддержать слабого
Пожалеть
Научить жить
Заставить думать
воскресить
5. Можно ли назвать современную деловую женщину Бабой — Ягой?
Обоснуйте свой ответ.
В анкетировании приняло участие 68 человек
Баба Яга - это передовая женщина нашего времени. Живёт в лесу в современном коттедже на электронных куриных ногах. В избе у неё всё автоматизировано - и печка и бадья для варки зелья и самодвижущийся ухват для посадки в печь добрых молодцев.
На стенах, во встроенных шкафчиках и в кладовке у бабки всегда достаточный запас компонентов и приправ для приготовления её зловещих снадобий и препаратов. Это сушёные летучие мыши, лягушачья икра, змеиная кожа, сушёные мухоморы, бледные поганки, мухи цеце, обеднённый уран и многое другое.
Характер у бабки добрый, озывчивый, твёрдый, общительный, нордический. Аппетит хороший. Темперамент бойкий.
Имеет способности к дальним перелётам в современной ступе с реактивным двигателем. Ступа также снабжена помелом для аварийной посадки или для бесшумного подлёта к секретным объектам или добрым молодцам для захвата их врасплох, а также к пещерам и дворцам своих закадычных друзей - Змея-Горыныча и Кащея Бессмертного.
Постоянное подключение к ресурсам Интернет, для обеспечения связи с миром.
Интеллект - выше среднего.
Волевые качества развиты. Самооценка завышена, так как считает себя правой в своих действиях. Уверена с в себе.
Хорошо входит в контакт с окружением. Обладает даром убеждения, внушения.
Легко входит в контакт, обходительна для своих целей.
Стиль одежды: экологический, ретро стиль.
Внешность обманчива. Привлекает путников для своих корыстных целей. Внешне Баба Яга, конечно, ведьма - косматая хозяйка леса, с рогами и клыками, нос изогнут, как клюв, кости из-под кожи торчат - старуха, наделённая магической силой. Она не ходит, а со страшным грохотом летает по ночам, "наша" - в ступе, западно-европейская - на метле, с обязательным колпаком - символом тайного знания, сохранившимся сегодня разве что в виде профессорской шапочки и головного убора студентов-выпускников университетов.
Черты характера: бесстрашие, корыстность, алчность, вспыльчивость, двуличность, мудрость, хитрость, эрудированность, знание жизни, юмор.
- отношение к жизни: оптимистка, чем проще живет, чем меньше усилий затрачивает она на организацию своей жизни.
Материальный достаток неважен. довольствуется малым. однако стремиться улучшить свое положение через осуществление своих корыстных целей.
Любимые хобби: полеты, кулинария, колдовство, танцы, зельеварение,
Отношение к животным: любит лесную живность.
Бабы - Яги - мудрые русские женщины, которые умели хранить семейный очаг и при этом сохранять молодость и красоту.
Бабы - Яги умели жить по своим мерам - мерам вещей, мерам идей, и таким образом ухаживать за своими эмоциями, своим здоровьем, настраивать гармонию взаимоотношений.
Баба Яга - отличная бабушка (тьфу-тьфу-тьфу, без шуток!)
Очень развито обоняние - русский дух (пот, перегар, нужное подчеркнуть) чует за много верст.
Баба Яга не летчица, но ее летательный аппарат в ее же умелых руках не хуже Ту-154 будет. И приземлиться можно где душе угодно, прямо, что твой вертолет.
Баба Яга гостеприимная. Правда, как правило, она принимает царевичей-королевичей, но это не повод вешать на избушку ярлык VIP-отеля. Она всем поможет, если надо, нужно только сказки соответствующие поискать.
Баба Яга накормит, напоит, в баньке выпарит (наверное, в сибирской, ух хорошо-то как!), поддержит светскую беседу, расскажет много интересного, ответит на любой вопрос, поможет советом.
Баба Яга любит природу. Она одинока, к сожалению, но это потому, что она пожилая. В молодости она была ого-го!
Вот так. Баба Яга - позитивный персонаж сказок, к тому же - архетип.
- у человека, недовольного собой, опускаются плечи, становится сутулой спина, опускается подбородок. И растёт горб;
- и, наоборот, когда он доволен собой, то плечи распрямляются, голова и подбородок поднимаются, поднимается ваше настроение и самооценка.
- улучшая свою осанку, вы перестаете подпитывать собственный круг недовольства собой.
Это поможет избежать «безвыходных» ситуаций, которые могут вывести вас из равновесия. Лучше составлять план с вечера, а утром корректировать, если есть необходимость.
Работа над проектом позволила нам убедиться в том, что Баба Яга в большей степени совершает добрые дела. Она заботится о том, чтобы из «царства мёртвых» герой вернулся живым и невредимым, отыскав наконец-то своё земное счастье. Такое внимание к герою (просто материнское) из мира живых обусловлено, как мы выяснили, тем, что первоначально образ Бабы Яги рассматривался в славянской мифологии как хранительницы домашнего очага. Ей поклонялись как божеству.
Со временем образ Бабы Яги претерпел изменения.
Ей всё чаще, возможно, потому что она имела такой «загадочный» неухоженный вид, стали в фольклоре, а позднее и в литературных сказках приписывать «злые», недобрые дела, например, похищение детей.
Но в людоедстве мы её не можем обвинить, потому что она ни одного ребёнка не съела.
Таким образом, Бабу Ягу с уверенностью можно назвать ДОБРОЙ волшебницей.
Народные сказки - хранилище забытой народом информации о событиях, происходивших так давно, что помнится с трудом. Каждая из них несет в себе общий смысл, который говорит о том, что такое хорошо и что такое плохо в жизни человеческого общества.
Быть смелым, добрым, рассудительным, трудолюбивым, умным, искать правду, не хамить - вот атрибуты победы, которыми делится с нами, людьми XXI века, сказочная старуха - Баба Яга.
Только по-настоящему сильному и мужественному человеку могут быть даны силы для путешествия в неведомый, волшебный, сказочный мир. Только настоящий герой может вернуться из Кощеева царства с победой.
Изучив теоретический материал и проведя исследование мы пришли к следующим выводам:
1. Сказки — это не просто занимательные истории, призванные веселить человека, а произведения, способные ответить на серьёзные и где-то даже философские вопросы;
2. В сказках отражается мировоззрение, быт, национальные особенности народа.
3.Сказка даёт уроки доброты, мужества, говорит об экологии души и природы, о самоценности человеческой личности.
И хотелось бы сказать вот ещё что: Ни одной русской женщине не посвящалось столько произведений, сколько Бабе- Яге. Объяснение этому одно: у Бабы-Яги есть характер: яркий, самобытный, неоднозначный.
Я надеюсь, что после завершения проекта мы сможем:
доказать взаимосвязь русских народных сказок и современных сказок о Бабе - Яге;
сравнить с точки зрения истории возникновения образа бабы — яги в сказках с современной интерпретацией образа бабы - яги как современной женщины;
использовать информационные технологии для поиска информации и оформления результатов исследования;
анализировать и сравнивать литературные источники.
Практическая значимость нашей работы заключается в том, что материал можно использовать во внеклассной работе (КВН, олимпиадах), на классных часах, на литературных вечерах, для самообразования, на уроках литературы при изучении темы устное народное творчество.
По–прежнему к Бабе–Яге хочется относиться с детской наивностью. Еще многие поколения детишек вырастут на русских сказок, где Баба — Яга зла и коварна, но при этом смешная, забавная, добрая. Сказки еще раз напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.
1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка/ Сост. Шахматова Н. В. С.-Петербург: ИД Весь, 2004, — 1678 с.
2. Журнал «Слово» http://www. portal-slovo. ru/slovo/15711.php
3. Зуева Т. В., Кирдан Б. П. Русский фольклор. М.:Флинта, 1998, — 123с.
4. Кузнецов А. Н. Из времен незапамятных. — М.: Оникс, 2005, — 325с.
5. Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. — М.: Русское слово, 1995, — 568 с.
6. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. — С.-Петербург: Лабиринт, 1996, — 336 с.
7. Русские народные сказки. Составитель Аникин В. П. — М.: Пресса, 1992, — 560 с.
8. Усачев А. А.Большая книга бабы Яги. — М.: Оникс, 2006, — 72 с.
[1] Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка/ Сост. Шахматова Н. В. С.-Петербург: ИД Весь, 2004, — с.1457
[2] Кузнецов А. Н. Из времен незапамятных. — М.: Оникс, 2005, — с. 76
[3] Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. — М.: Русское слово, 1995, — с. 49
[4] Зуева Т. В., Кирдан Б. П. Русский фольклор. М.:Флинта, 1998, — 93.
[5]Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка/ Сост. Шахматова Н. В. С.-Петербург: ИД Весь, 2004, — с.1457
[6] Афанасьев А. Н. Народные русские сказки: в 3 т. — М.: Художественная литература, 1957, — 574 с.
[7]Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка/ Сост. Шахматова Н. В. С.-Петербург: ИД Весь, 2004, — с.1457
[8] Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. — С.-Петербург: Лабиринт, 1996, — 336 с.
[9] Русские народные сказки. Составитель Аникин В. П. — М.: Пресса, 1992, — 560 с.
[10] Усачев А. А.Большая книга бабы Яги. — М.: Оникс, 2006, — 72 с.
[11] Журнал «Слово» http://www. portal-slovo. ru/slovo/15711.php