link7152 link7153 link7154 link7155 link7156 link7157 link7158 link7159 link7160 link7161 link7162 link7163 link7164 link7165 link7166 link7167 link7168 link7169 link7170 link7171 link7172 link7173 link7174 link7175 link7176 link7177 link7178 link7179 link7180 link7181 link7182 link7183 link7184 link7185 link7186 link7187 link7188 link7189 link7190 link7191 link7192 link7193 link7194 link7195 link7196 link7197 link7198 link7199 link7200 link7201 link7202 link7203 link7204 link7205 link7206 link7207 link7208 link7209 link7210 link7211 link7212 link7213 link7214 link7215 link7216 link7217 link7218 link7219 link7220 link7221 link7222 link7223 link7224 link7225 link7226 link7227 link7228 link7229 link7230 link7231 link7232 link7233 link7234 link7235 link7236 link7237 link7238 link7239 link7240 link7241 link7242 link7243 link7244 link7245 link7246 link7247 link7248 link7249 link7250 link7251 link7252 link7253 link7254 link7255 link7256 link7257 link7258 link7259 link7260 link7261 link7262 link7263 link7264 link7265 link7266 link7267 link7268 link7269 link7270 link7271 link7272 link7273 link7274 link7275 link7276 link7277 link7278 link7279 link7280 link7281 link7282 link7283 link7284 link7285 link7286 link7287 link7288 link7289 link7290 link7291 link7292 link7293 link7294 link7295 link7296 link7297 link7298 link7299 link7300
Ольга Николаевна
Должность:Редактор
Группа:Команда портала
Страна:
Регион:не указан
КАЧЕСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ УСПЕШНОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Россия, ХМАО - ЮГРА ,Тюменская область, г. Пыть-Ях

МБОУ ДОД "Детская школа искусств"

Преподаватель

Ганус Е.И.

Качества художественного руководителя при формировании

успешного хореографического коллектива

Танец — это искусство, а всякое искусство должно отражать жизнь в образно-художественной форме. Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека она передаёт без помощи речи, средствами движения и мимики. Хореографическое искусство как специфический род человеческого мышления и творческой деятельности, оно в течение огромного исторического периода более других искусств было широко и непосредственно вплетено в процесс материальной и духовной жизни людей и выполняло свое предназначение в интересах общества. Являясь ярким выразительным воплощением ментальных особенностей, национального мировоззрения, философских, религиозных, нравственных, эстетических взглядов, господствующих в тот или иной исторический период, хореографическое искусство оказывало влияние на духовный мир человека и его взаимоотношения в обществе, нравственной позиции, положительного отношения к лучшим национальным традициям и общечеловеческим ценностям. Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох необходимо, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией и активным развитием многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, развитию креативности, эмоциональности, предотвращает появление различных психологических комплексов, воспитывают настойчивость, силу воли, коллективизм и художественный вкус.

Художественный руководитель — это передовой человек своего времени, человек высокой культуры и глубоких знаний, в совершенстве владеющий основами профессионального мастерства. Он должен разбираться в сложных явлениях современного искусства, отличать прогрессивные тенденции от ошибочных, вредных. Должен уметь мыслить хореографическими образами, быть мыслителем, психологом и педагогом. Балетмейстер должен уметь понимать, чувствовать и воспроизводить всевозможные движения, жесты, позы, присущие людям самых разных характеров и национальностей.

Большинство художественных руководителей сами являются постановщиками номеров в своих коллективах, но есть и такие кто приглашает постановщиков и использует работы других хореографов, но и те и другие должны обладать знаниями и навыками балетмейстера. Что же собой должен представлять сам балетмейстер, в чём заключаются его задачи в искусстве, в чём специфика его профессии?

Слово «балетмейстер» означает «мастер балетного спектакля». Балетмейстеры работают в оперно-балетных театрах, а так же в музыкальной комедии, на эстраде, в ансамблях классического, народного, современного танца, сочиняют бальные танцы. Одни создают большие балеты, другие их репетируют, ведут педагогическую работу. Значит, мы должны разделить балетмейстеров на 4 типа: сочинитель, постановщик, репетитор и танцмейстер.

1.Балетмейстер-сочинитель, создатель новых хореографических произведений. Его можно сравнивать с композитором, создающим музыкальные произведения большой формы. Но композитор будит воображение слушателей, создавая музыкальные образы, а балетмейстер для достижения той же цели создаёт образы пластические, зримые. Талант балетмейстера состоит из многих слагаемых: это, прежде всего, отлично развитая фантазия, способность мыслить хореографическими образами и сочинять несчётное число разнообразнейших танцевальных композиций. Кроме того, ему необходимо обладать прекрасной зрительной памятью и острым взором. Должен замечать исполнительскую погрешность в массе танцовщиков. Глаз балетмейстера, подобно объективу фотокамеры, должен точно фиксировать сцену или танец, так же как ухо композитора или дирижёра контролирует игру оркестра. Музыкальный слух, безупречное чувство ритма дают балетмейстеру возможность, работая над музыкальным произведением, запомнить его так, чтоб при сочинении хореографии он смог его мысленно пропеть. В связи с этим наличие начального музыкального образования необходимо для балетмейстера, так как идеал балетного спектакля или отдельного танцевального номера — это полная органическая взаимосвязь между музыкальным произведением и танцевальным. Знание законов изобразительного искусства для балетмейстера очень важно, так как неотъемлемой частью его работы является рисунок в танцевальной композиции, подбор красочной гаммы костюмов и декораций.

2.Балетмейстер-постановщик — это тот, кто ставит артистам уже сочинённые произведения.

3.Репетитор — это тот, кто репетирует сочинённый и поставленный спектакль или отдельный танец. Часто занимается возобновлением старых танцевальных номеров, вводом в них новых исполнителей, в его обязанности входит работа по показу и отделке танцев и мизансцен, как сольных, так и массовых. «Передача опыта и традиций из рук в руки, из поколения в поколение, непрерывность этой цепочки преемственности обеспечивается в первую очередь трудом балетмейстеров-репетиторов — педагогов.

4. Слово «танцмейстер» буквально означает « мастер танца», то есть отдельного номера, работающего в малых формах.

Только в больших театрах и больших профессиональных коллективах можно встретить целый штат балетмейстеров, репетиторов и танцмейстеров высокой квалификации: одни из которых работают только с солистами, другие — с кордебалетом, третьи лишь с народно-характерными танцовщиками, четвёртые специализируются в области современной хореографии. Но в небольших хореографических коллективах имеется один единственный штатный балетмейстер, который является и сочинителем, и постановщиком, и репетитором, и художественным руководителем в одном лице. Художественный руководитель должен обладать знаниями и способностями режиссёра-постановщика, чтобы правильно выстроить номер или программу концертного выступления коллектива. Он должен обладать пытливым умом и жаждой знаний, заниматься самообразованием: много читать (специальной и художественной литературы), посещать музеи и выставки, концерты и театральные премьеры, то есть знакомиться с выдающимися достижениями других искусств, что расширяет кругозор, развивает ум и художественный вкус.

Художественный руководитель не только балетмейстер, но и воспитатель. Он должен быть сам воспитанным человеком, обладать выдержкой, уметь ладить с людьми, а так же быть в какой-то степени и дипломатом — умет владеть искусством «стратегии» и «тактики». Ведь большой творческий коллектив — это множество живых людей, с разными характерами, привычками и представлениями о нравах и способах, какими можно скорее и эффективнее достичь успехов в жизни и на сцене. Конечно, балетмейстеры — народ очень разный, как впрочем, и все люди: С одним работается легко и спокойно, творческие радости и огорчения по-братски делятся пополам; другие жестоко требуют беспрекословного соблюдения своей воли, ни на шаг не поступаясь своим замыслом в угоду исполнителю. Культура поведения балетмейстера на работе и в жизни имеет огромное воздействие на коллектив, а так как хореографические коллективы — это в основном молодёжь, то можно себе представить, какое огромное как положительное, так и отрицательное влияние оказывает личная жизнь, личный пример художественного руководителя.

Художественный руководитель всегда на виду и скрыть свои пороки не удастся, поэтому планка требований к себе как к личности, как к воспитателю подрастающего поколения должна быть очень высока. Надо постараться воспитать в себе лучшие качества, искореняя по возможности такие как: самовлюблённость, зазнайство, высокомерие, чёрствость и равнодушие к участникам коллектива, несправедливость в решении спорных вопросов, пристрастное отношение к одним и неприязненное к другим, необходимо избегать легкомыслия в профессиональных оценках и стараться никогда не давать невыполнимые обещания. Начинать работу необходимо с организации самого себя, только в этом случаи художественный руководитель может рассчитывать на прочный и устойчивый успех во всех начинаниях. Талант, ум, долг, справедливость, чистая совесть никогда не подведут, это должно быть творческим кредо художественного руководителя коллектива. Иначе сколько ни тверди о нравственности, коллектив всегда увидит безнравственное поведение своего руководителя — и авторитета как не бывало! Во время создания новых хореографических номеров, подготовки ответственных концертов, участники коллектива часто находятся в состоянии большого нервного и психического напряжения, без чего невозможен настоящий творческий процесс. По этой причине иногда из-за пустяков возникают споры, конфликты. И только взаимное уважение, вежливость, внимание и бережное отношение друг к другу могут оградить от ненужной нервозности весь коллектив. И тон всем этим отношениям должен задавать балетмейстер, художественный руководитель.

Хореография, как искусство коллективное, сплачивает детей, развивает чувство требовательности, принципиальности, ответственности — ведь в танце проявляется характер и духовные качества личности. Танец развивают эмоциональную сферу ребенка. Если научные предметы сообщают ему знания о мире, то танцевальное искусство вызывает эмоциональный отклик, связанный с преображенными в танце явлениями объективного мира. Скажем, музыкальный образ «Весны» может вызвать целую гамму переживаний, связанных представлением об этом времени года: запахами зелени, травы, яркостью неба и солнца. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. Хореография — искусство, любимое детьми, обладающее огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Занятие танцем формирует правильную осанку, тренирует мышечную силу, дает организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Я считаю, что именно хореография предоставляет огромные возможности для решения проблем, связанных со здоровьем детей. Поэтому мною, как педагогам, уделяется большое внимание работе по сохранению и укреплению здоровья детей.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал личностных качеств, которыми по моему мнению должен обладать художественный руководитель при формировании успешного хореографического коллектива.

Литература:

  1. Ахутина Т.В. Здоровье сберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 — 28.
  2. Джозеф С. Хавилер. Тело танцора, медицинский взгляд на танцы и тренировки. Издательство «Новое слово». Год: 2004
  3. Неменский Б.М. Искусство — школа - формирование личности - Москва 2003 г.
  4. Пуртова Т.В, Беликова А.Н Учите детей танцевать - Москва 2003г.
  5. Смирнов Н.Г, Бочкарёва Н.И Уроки хореографии в образовательных учреждениях - Кемерово 1996 г.
Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности