Россия, Краснодарский край, Туапсинский район, п. Новомихайловский
ФГБОУ «Всероссийский детский центр «Орлёнок»
Педагог дополнительного образования
Пахтусова Г.И.
«Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев»В.А.СухомлинскийТема: художественное творчество.Название: «Тайна старого узора».Форма: обучающее занятие практико-ориентированного характера.
Пояснительная записка.Сказочная птица, горделивый конек, женская фигурка, диковинное дерево, лучистые круги. Кто и когда придумал эти образы, передаваемые из века в века? Что они значили в вышивке? Какими условными знаками выражал человек свои понятия о мире. Зададим сами себе вопрос: -А стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески, думать о значении волнистой линии орнамента? -Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы, домотканые полотенца, расшитые красными нитями; донца прялок, расписанные пестрыми красками? Стыдно сознавать себя «Иванами, не помнящими родства». Неудивительно, что так жадно стали читать литературу о прошлом, что вереницы людей потянулись к вновь выстроенным, сверкающим золотом куполов, церквям, что вспоминают старинные обряды и, казалось, безвозвратно забытые традиции.Народное искусство обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Знакомство с произведениями народного творчества способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного. Изучение вышивки как части духовного и материального наследия своего народа, способствует воспитанию уважения к его истории и традициям, развитию у учащихся чувства красоты и гармонии, способности воспринимать мир художественных образов. В процессе занятий вышивкой развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Народная художественная вышивка — яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством.Вышивка — это вид декоративно-прикладного искусства, заключающийся в выполнении узора или другого изображения нитками на ткани. Один из старинных, но по-прежнему популярный вид вышивки — вышивка крестиком. Тематическое занятие «Тайна старого узора» дает возможность практически познакомить детей с этим видом рукоделия и способствует актуализации интереса и уважения к его историческому прошлому, изучению народного творчества, развитию творческих способностей. Такие занятия способствуют формированию трудовых навыков и умений, происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и духовными ценностями своего народа. Практическая деятельность способствует приобщению подростков к труду, дает им возможность самостоятельного выбора индивидуального стиля при декорировании собственного изделия. Тематическое занятие «Тайна старого узора» является прикладным, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приемами вышивания. Актуальность. Все, что окружает человека, за исключением творений самой природы, создано на протяжении тысячелетий руками человека. Наша планета похожа на гигантский фантастический музей вечности, главными экспонатами которого является вдохновение, работа, мастерство. Для того, чтобы украсить свой дом, можно сделать многое своими руками. Тематическое занятие «Тайна старого узора» способствует воспитанию усидчивости, трудолюбия, аккуратности, развитию хорошего вкуса, мелкой моторике пальцев рук, позволяет воплощать творческие идеи ребят, само утверждаться, проявляя индивидуальность. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры. В современных условиях развития общества, перемен в социально-экономической сфере, культуры и образования, когда проблемы общества как в зеркале отражаются на детях, особую значимость приобретают вопросы воспитания, образования и развития подрастающего поколения. В связи с этим необходимо формировать у детей внимание к духовной культуре своего народа, воспитывать интерес и уважение к его историческому прошлому, повышать роль русского народного творчества, развивать творческие способности, национальную память. Народная художественная вышивка — яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Занятие дает возможность практически познакомить детей с этим видом искусства. У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для начала обучения вышивки. Происходит ориентация подростков на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте. А также в целом наблюдаются и другие ценностные ориентиры, которые находят отражение в данном занятии:Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.Ценность добра — направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви.Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Цель занятия: способствовать развитию интереса подростка к народной вышивке, через изготовление открытки с элементами орнамента.Обучающие задачи:- познакомить с историей развития вышивки крестом, с различными видами вышивки;- познакомить с символикой узора в вышивке крестом;- учить подростка работать со схемами;- учить распределять вышивку на канве;- познакомить с разными способами закрепления нитки на ткани;- учить основным приемам вышивки;- учить изготавливать открытку.Развивающие задачи:- способствовать развитию интереса у ребенка к такому виду творчества, как вышивка крестом;- способствовать актуализации интереса к изучению символики узора в вышивке;- способствовать развитию концентрации внимания;- способствовать развитию познавательной активности подростков;способствовать развитию творческих способностей детей.Воспитательные задачи:- способствовать воспитанию у детей чувства вкуса и меры;- способствовать воспитанию уважительного отношения к истории и культуре других народов;- способствовать воспитанию подростков в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения;- способствовать появлению у подростков понимания важности развития в себе таких качеств как аккуратность, прилежание, усидчивость. Предполагаемые результаты для подростков: - познакомились с историей вышивки, видами вышивок;- познакомились с символикой узора в вышивке;- познакомились с материалом, с инструментом для вышивки; - выбрали схему — рисунок;- подобрали цветовую гамму ниток;- распределили вышивку на канве;- вышили небольшой фрагмент орнамента;- усвоили правила техники безопасности при работе с ножницами, иглой.По окончании занятия подросток должен знать:- историю и виды вышивок;- основные значения узора в народной вышивке ;- инструменты и материалы, необходимые для работы;- распределение вышивки на ткани.Должен уметь:- закреплять нить на ткани;- вышивать крестом;- пользоваться инструментом для вышивки;- грамотно пользоваться схемами;- анализировать собственные работы;- выполнять открытку.Участники занятия: подростки 11- 16 лет. Основная идея занятия: На занятии «Тайна старого узора» научить подростков не только вышивать крестом, но и познакомить их с историей происхождения вышивки, с народной вышивкой, с различными видами вышивок. Показать красоту вышитых изделий, взаимосвязь явлений природы с народным творчеством. Протянуть ниточку от прошлого к настоящему времени (диалог поколений, передача информации в символах), познакомить с дизайном оформления вышитых работ. Выполнить с ребятами несложную открытку с элементом вышивки орнамента. Научившись вышивать крестиком, ребенок может украсить одежду, интерьер своего дома или сделать приятный подарок близким. Даже такие небольшие вещички, как картинки, открытки, книжные закладки, оригинальные игольницы, саше мешочки, фенечки - браслеты и еще множество разноцветных и ярких мелочей очень хорошо подходят для подарков друзьям и знакомым. Кроме того, вышитые работы зачастую передаются из поколения в поколение, таким образом, у подростка есть возможность передать своим потомкам частичку своего искусства. Дополнительные педагогические возможности: содержание занятия «Тайна старого узора» соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции народной вышивки. Помогает современникам ощутить всю атмосферу прошлого, понять особенности каждого народа в отдельности. Выполняя вышивку крестом, ребенок не только осваивает технику, но и учиться самостоятельно, создавать композицию, используя отдельные элементы оформления открытки. В процессе занятия у подростка развивается фантазия, творчество.Для проведения занятия необходимы:Технические средства обучения:- компьютер;- мультимедийный проектор.Дидактический раздаточный материал:- схемы-рисунки;- учебный курс по вышивке крестом.Тематическая выставка в кабинете:- творческие работы, выполненные педагогом и детьми.Материалы и инструменты для работы каждого ребенка:- плотный цветной картон;- канва;- мулине разных цветов;- игла для вышивки;- ножницы;- фигурные ножницы;- фигурный дырокол;- кисть клеевая;- клей ПВА;- атласная лента, кружева, тесьма.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:Организационный этап занятия - 10 мин- Приветствие, знакомство с детьми.- Инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности .- Знакомство подростков с содержанием занятия «Тайна старого узора», с темой занятия.Теоретический этап занятия- 15 мин.- История происхождения вышивки.- Виды вышивок.- Основные символы в вышивке.- Материалы и инструменты, применяемые в вышивке. 3.Практический этап занятия — 60 мин.- Выбор рисунка-схемы для вышивки.- Подбор ниток для вышивки.- Особенности распределения вышивки на ткани.- Закрепление нити на ткани.- Освоение техники вышивка крестом.- Вышивка по выбранным схемам.4.Итоговый этап занятия — 5 мин.- Анализ занятия.- Уборка рабочего места.План-конспект занятия: Организационный момент. Деятельность детей Сопровождение занятия - Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас на нашем занятии. С каким настроением вы пришли на занятие? Меня зовут Галина Ивановна. Мне хотелось бы познакомиться с вамиРасскажите о своем увлечении, о своем хобби.Сегодня, я вас познакомлю с одним из видов рукоделия — вышивкой крестом и мы выполним открытку с элементом вышивки в этой технике. Но прежде чем, мы начнем работать, я хочу познакомить вас с техникой безопасности на занятии:- спокойно, не торопясь входить и выходить из кабинета;- поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте; - при возникновении пожара или при сигнале пожарной тревоги немедленно прекратить работу, под руководством педагога организованно, без паники покинуть помещение;- при получении травмы немедленно сообщить педагогу о случившемся;после окончания практической работы произвести уборку рабочего места.-при работе с иголкой и ножницами соблюдайте осторожность и аккуратность;- иглы и булавки хранить в подушечке или игольнице, шить с наперстком.- нельзя брать иглу и булавку в рот, вкалывать в свою одежду.- сломанную иглу не бросать, а класть в специальную отведенную для этого коробку.-класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего. Знакомятся с педагогом и содержанием занятия . Звучит тихо музыка Теоретический этап . (Педагог комментирует видео презентацию).«Вышивка — один из древнейших видов народного художественного творчества. Точно неизвестно о том, когда и где впервые начали вышивать.Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к 6-5 векам до нашей эры. Они были выполнены в Древнем Китае на шелковых тканях шелком-сырцом, волосом, золотыми и серебряными нитями. На территории нашей страны археологами обнаружены фрагменты одежды, вышитой золотыми нитями. Находки, относящиеся к 9-12 векам, подтверждают, что вышивка существовала и развивалась уже в эпоху Древней Руси.Вышивкой украшали иконы, книги, одежду, кошельки, обувь, пояса, конскую сбрую, жилище. Умение вышивать было обязательным не только для крестьянок, но и для женщин всех сословий, в том числе и дворянского сословия. Умели шить и вышивать и самые знатные дамы общества, много примеров дает нам классическая литература. Вспомните пушкинских героинь, например, барышню — крестьянку Лизу Муромцеву, или подаренные князю Потемкину туфли и платки, собственноручно вышитые Екатериной вторая. Вот как описывает А. Корнилович повседневный быт супруги Петра Первый царицы Екатерины в повести «Андрей Безыменный»: «В то время вышивание было единственным занятием женщин высшего и среднего сословий. Мужья носили кафтаны, шитые шелками, серебром, золотом; лавок же модных еще не было, все приготовлялось дома. Посему во дворце, во всяком дворянском доме приемные, гостиные, спальни, девичьи уставлены были пяльцами; за ними просиживали по целым дням и царица, и самая бедная дворянка, и старуха, и носившая на заплечьях «крылышки».В наших музеях хранятся прекрасные вышивки, сделанные руками не только безвестных мастериц, но и таких, как великая княгиня Соломония Сабурова и первая жена Ивана Грозного — Анастасия Романовна. Известно, что любила вышивать княгиня Ольга, жена князя Владимира — принцесса Анна, дочь Ярослава Мудрого, французская королева Анна, вторя жена Ивана третьего — Софья Палеолог.Искусной рукодельницей была дочь русского царя Бориса Годунова - Ксения. Вышитое в 1601 году ее руками покрывало на церковный престол с изображением Богоматери, Христа, Иоанна Предтечи, поклоняющегося им Сергия Радонежского и Никона, сохранилось до наших дней.Скольких замечательных художников вдохновляли женщины-рукодельницы: «Крестьянская девушка за вышиванием» Венецианова Алексея Гавриловича, «Золотошвейка» Тропинина Василия Андреевича, «За вышиванием» Борисова-Мусатова Виктора Эльпидифоровича.Чаще всего вышивкой украшали свадебные и праздничные рубахи, холщевые сарафаны, головные уборы, платки, полотенца, подзоры, столешницы, орнаменты которых рассказывали о неразрывной связи человека и природы, о красоте, силе и многообразии окружающего мира.В своих узорных и тематических изображениях вышивки перекликались с росписью потолков и стен, сочетались с формами мебели, украшениями дверей, каминов. Вышивку стали употреблять для украшения мелких бытовых предметов и дополнений к костюмам. Письменные и туалетные принадлежности, сумочки и бумажники оформлялись с помощью иглы и нити. Сюжеты из античной мифологии соседствовали с богатыми цветочными мотивами, пейзажами, бытовыми сценами и «восточными» мотивами, изображавшими жизнь стран Востока с точки зрения европейца. Рисунки для подобного шитья создавались либо профессиональными художниками, либо самими мастерицами. Немало сюжетных и орнаментальных узоров для вышивок, раскрашенных акварелью или гуашью, привозилось из Вены, Берлина, Парижа.Издавна человек передавал красоту природы, свои ощущения и переживания условными знаками и узорными мотивами (прямыми и волнистыми линиями, крестами, квадратами, треугольниками, ромбами, кругами). Наши предки — восточные славяне — были язычниками, они поклонялись природным богам. Различные явления природы они изображали условно. Знаками изображали землю, солнце, воду, птиц, растения, животных, человека. Таких знаков-символов у славян было много, они приобретали смысл "оберегов". Вышивки - "обереги" размещали на одежде, веря в то, что они предохранят человека от разных неприятностей и принесут в дом счастье. Они располагали на вороте рубахи, подоле, оплечье, груди. На полотенцах и скатертях вышивки размещались на концах, с обеих сторон; на простынях — по нижнему краю; на платках — по всем четырем сторонам. Из простых знаков-символов составлялись более сложные узоры. Часто в орнаментах изображали птиц и зверей. Лебедь олицетворял собой юную прекрасную девушку, невесту — это символ верности. Уточка, курочка — символ трудолюбия хозяйки дома, символ плодородия. Голубь — символ супружеской верности и счастливой семьи; пава — символ счастливой любви; всадник на коне — символ мужества, знак Солнца. Женская фигура была символом плодородия земли и всего живого, птицы на ее руках символизировали подвластные ей стихии. Мужская фигура олицетворяла мужское божество — символ рода. Знакомятся с историей вышивки, с символикой узора в вышивке Видео презентация «народная вышивка». Обучающий этап Существуют самые разнообразные виды стежков крестом. Среди них самым распространенным является так называемый односторонний крест. Крестом вышивают по тканям, на которых отчетливо видны нити основы, на полотнах, где нити основы и утока расположены под прямым углом друг к другу, где нити одинаковой толщины (двунитка, льняное, ка полотно, канва). Мы с вами будим выполнять вышивку на канве. Для вышивки крестом образцом и руководством служит счетная схема. Схемы бывают условные, (т.е. клеточки обозначены условными знаками) и цветные. Мотив для вышивки можно подобрать из журнала, в специализированных магазинах продают схемы, наборы, куда входит рисунок, нанесенный на канву и набор ниток. Схемы можно создавать самим предварительно определив, для какого изделия нужна вышивка. Сегодня мы будем вышивать орнамент. В вышивке используем хлопчатобумажные нитки мулине для вышивания. Самое главное — подобрать подходящие по толщине и качеству нитки и ткани для вышивки. Вышить орнамент можно нитками любого цвета. Право выбора за вами.Вышивка должна располагаться в центре канвы — это аксиома. Чтобы найти центр канвы, надо сложить ее пополам, затем еще раз пополам. Место пересечения сгибов — это и есть центр канва. Отметим найденный центр карандашом. Хотя сама вышивка должна быть в центре, место начала вышивки зависит только от ваших навыков, предпочтений и удобства. Нам удобно начинать вышивать снизу. Счетная вышивка крестом выполняется иглой без острого кончика, т.е. специальными иглами для вышивания. Иглы нумеруются в зависимости от толщины и размера ушка и выбирают их, ориентируясь на ткань, на которой собираются вышивать. В вышивке на рабочей нитке никогда не делают узелков. Изнанка изделия должна быть чистой и аккуратной. Нитку закрепляем на лицевой стороне ткани в том месте, где будет расположена вышивка. Для ускорения процесса вышивки очень важно правильно подобрать длину нити. Короткую нить часто приходится менять, а длинная спутывается или на ней образуются узелки. Приемлемая длина нити — 50–60 см. Нитку вдеть в иголку надо так, чтобы при закреплении ее на ткани не делать узла. Для этого от пасмы (пасма состоит из 6 нитей) отделяем одну нитку, складываем ее концами вместе и продеваем в иглу. Чтобы нитку легко вдеть в иголку, ее следует подрезать под углом. Начиная работу, делаем по ткани не большой стежок и тянем нитку до тех пор, пока не останется маленький кончик в виде петли. В эту петлю продеваем иглу с рабочей ниткой и затягиваем ее. Закрепили? Молодцы. Начало вышивки — верхний угол клеточки на канве. Можно начинать вышивку с одного из верхних углов. Из какого именно зависит от того, как вы делаете крестики: если вы начинаете делать крестик слева-направо, то и угол выбирайте левый, если наоборот крестик ведете справа-налево, то выбирайте правый угол. При вышивке крестом обращайте внимание на следующее: основные стежки выполняют обязательно слева снизу направо вверх, а покрывающие их — справа снизу налево вверх. Только при условии четкого выполнения этого правила вы добьётесь безупречного виде готовых изделий. Знакомятся с тканями для вышивки.
Выбирают схему.
Выбирают мулине для вышивки.
Находят начало вышивки.
Вытаскивают одну нитку, складывают ее пополам и вставляют двумя кончиками в иголку. Закрепляют нить на ткани.
Вышивают первые стежки.
Демонстрация Тканей. Практическая работа Ребята самостоятельно вышивают крестом орнамент. Педагог помогает в освоении техники вышивка крестом, обращает внимание детей на ошибки в выполнении вышивки и помогает их устранить. - Ребята, кто из вас уже завершил вышивать орнамент? Я предлагаю вам вышитый орнамент вставить в открытку.Для этого:1.Берем цветной картон с вырезанным окошком. Покрываем клеем ПВА изнаночную сторону картона. Вышивку подклеиваем к картону так, чтобы вышивка находилась в центре окошка.2. Полученную деталь с вышивкой приклеиваем на открытку из белого картона.3. Полосками из цветного картона оформляем открытку.4. Бантиками из атласной ленты украшаем открытку.5. Внутри открытки на один уголок открытки приклеиваем треугольник из картона. Вставляем в уголочек листок бумаги для письма. - Вот и все, ваша открытка готова. Потратив немного времени и сил, Вы создали нечто прекрасное и удивительное.-Поздравляю вас с первой собственноручно созданной открыткой!-Фантазируйте и не бойтесь экспериментировать. Творите!- Скажите, сложно было вышивать?- Дома вы сможете изготовить открытки?- Занятие подошло к завершению. Мне было приятно работать с вами, благодарю вас за совместную работу. Желаю удачи. Методические рекомендации. Особенность занятия состоит в том, что педагогу необходимо создать атмосферу интересной, увлекательной встречей с «Прекрасным». Только в этом случае можно рассчитывать на то, что знакомство с вышивкой найдет отклик в душах ребят. И один из приемов создания этой атмосферы - это музыкальное сопровождение. Музыку можно включить еще до того, как ребята войдут в кабинет, пока они будут рассаживаться, музыка поможет успокоиться, задаст нужный тон общения. Желательно, чтобы это была классическая музыка, доступная восприятию детей (Бетховен - «Соната для фортепиано», Шопен — «Этюд №2 фа — минор», Шуман — «Сновидение» (Сцены из детства)). Когда ребята входят в кабинет их приветствует педагог, он помогает разместиться за столами, выбрать каждому комфортное место для работы. Очень важно в этот момент дать детям почувствовать, что именно его ждали, ему рады. Очень значимо, чтобы тон педагога был доброжелательным, спокойным, а речь вежлива и красива. Часто момент первой встречи недооценивается, а ведь именно в эти минуты начинает создаваться «волшебство» сотворчества педагога и детей. В этот первый момент закладываются нормы общения всех участников. Раскрыть план занятия «Тайна старого узора». Дети любопытны и пока идет организационный этап, всегда рассматривают оформление кабинета. Эту особенность можно использовать и сделать в кабинете небольшую выставку вышитых работ, книг, журналов по вышивке. Для успешного проведения занятия должно быть подготовлено рабочее пространство, материалы, инструменты для каждого ребенка. Для создания интереса к данному виду творчества и вовлечения ребят в деятельность, в начале занятия желательно продемонстрировать вышитые работы крестом, изделия вышитые художественной гладью, счетной гладью, болгарским крестом, росписью… Следует сделать небольшой обзор по истории развития вышивки. Обратить внимание детей на то, что мы будем заниматься современной вышивкой, но забывать об истоках возникновения вышивки нельзя, а искусство вышивания имеет многовековую историю. Ведь из поколения в поколения отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, что наиболее древними являются счетные вышивки: набор, крест, роспись, счетная гладь… Рассказать, что вышивка выполняется на холсте с очень четким, ровным переплетением нитей и показать ткани, на которых возможны эти вышивки. Ребятам показать с образцами тканей отличающиеся по размеру клетки, по цвету. Познакомить ребят не только с инструментом для вышивки, но и с правилами работы с ними.На занятии ребятам хорошо бы дать возможность самостоятельно выбрать схемы, подобрать мулине для своей работы, для этого должен быть выбор: схем различной сложности выполнения, схем разного размера, ассортимент по цвету ниток мулине. При выполнении практической части работы обратить внимание ребят на то, что вышивка крестом - это счетная вышивка, что схема разбита на квадраты, а сам крест образует квадрат, что крестик состоит из двух по диагонали стежков, что в вышивке не делаются узелки. На наглядных и обучающих пособиях ребятам показать желательно поэтапно, как закрепляется нитка на ткани, как правильно вышивается крестик и предложить ребенку вместе с педагогом повторить эти этапы. На первом занятии обратить внимание на скорость усвоения материала детьми, (учитывать разновозрастный и разноуровневый состав группы) и при необходимости повторить некоторые этапы работы. Отметить важность прилежания и аккуратности «точность в работе», четкое выполнение всех последовательных операций. Важно оказать помощь детям в течение всего занятия в переходах от крестика к следующему крестику, увидеть ошибки в вышивке и исправить их. На занятии ребята вышивают орнамент. Изучение темы следует начать с актуализации опорных знаний об орнаменте: понятие орнамент, раппорт места расположения орнамента на одежде, предметах быта, цвет орнамента. Хорошо бы для раскрытия данной темы подготовить слайд - презентацию. Не случайно за основу в данном занятии был выбран орнамент, так как именно общие стилистические признаки орнаментального искусства определяются особенностями и традициями изобразительной культуры каждого народа, обладают определенной устойчивостью на протяжении длительного исторического периода и имеют ярко выраженный национальный характер. Ребятам можно рассказать о славянском орнаменте, но следует учитывать, что на занятии могут оказаться дети разных национальностей, значит надо учесть их интересы, благо, что у многих народов мира основные орнаменты имеют одно значение и несут общее смысловое значение. Познакомить ребят с четырьмя основными видами орнамента.Преподаватель знакомить детей с различными способами художественного оформления вышитой работы с демонстрацией авторских открыток, фотографий. Ребята самостоятельно или с помощью педагога могут выбрать вариант оформления своей работы. Педагог должен подробно рассказать и показать, как надо вставить вышивку в открытку, как и какие еще можно использовать дополнительные элементы в оформлении (тесьма, атласная лента, морские камушки, ракушки), но выбор в варианте оформления остается за ребенком. Пока ребята оформляют открытку, можно познакомить с историей происхождения открытки.Обязательно — провести выставку открыток, можно потренироваться в том, как вручать подарок - открытку, можно предложить детям переписать стихи, которые можно вписать в открытку, вложить в конвертик…Можно вместе с ребятами придумать несколько способов интересного, нестандартного вручения открытки, которая была выполнена на занятии. Желательно определить с детьми, что же такое «открытка» по сути, и прийти вместе к выводу, что открытка - это послание, весть. Следовательно, выбирая слова, стихи дети должны, как минимум, знать, что именно будет в этом послании зашифровано. Обратить внимание подростков на то, что послания нужно учиться «писать», и предложить их составить, например:«Я думаю, мы можем быть иногда друг другу полезны»«Моя любовь к тебе велика, как мир!»«Мы Вас уважаем!»«Я желаю Вам здоровья!»«Я восхищен Вашим искусством!»«Забудем старое…»Преподаватель знакомить детей с различными способами художественного оформления вышитой работы с демонстрацией авторских открыток, фотографий. Ребята самостоятельно или с помощью педагога могут выбрать вариант оформления своей работы. Педагог должен подробно рассказать и показать, как надо вставить вышивку в открытку, как и какие еще можно использовать дополнительные элементы в оформлении (тесьма, атласная лента, морские камушки, ракушки), но выбор в варианте оформления остается за ребенком. Пока ребята оформляют открытку, можно познакомить с историей происхождения открытки.Обязательно — провести выставку открыток, можно потренироваться в том, как вручать подарок - открытку, можно предложить детям переписать стихи, которые можно вписать в открытку, вложить в конвертик…Обязательно проанализировать, что больше всего запомнилось на занятии, что было новым, что можно применить в дальнейшей жизни.… Как можно использовать, полученные на занятии знания, умения. В конце занятия важно проанализировать детские работы, подчеркнуть аккуратность, качество и точность в работе. Обязательно обсудить, что ожидали ребята от занятия, что у них получилось, на что преподавателю обратить свое внимание.Список использованной литературы1. Афонькин С.Ю., Афонькина А.С. Орнаменты народов мира. — С — Пб.: Кристалл, 1998г.2. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно - прикладное творчество: теория, история, практика.- Ростов на\Дону, «Феникс»,2007г3. Гангур Н.А., Шаповалова А.В. Традиционный костюм черноморского казачества. «Традиция» 2011г.4. Гарднер С. Вышивка для отделки. - М.: «Ниола-Пресс», 2006г. Каршинова, Л. Русский народный костюм. Универсальный подход .: Белые Альвы.- 2005.- 645. Ивановская В.И. Русские орнаменты / В.И. Ивановская - М.: Издательство "В.Шевчук".- 2006.- 224 с.6. Ситникова Н.А. Русская вышивка.- М. Эксмо 2013г.7.Соснина А., Шангина. - Русский традиционный костюм: иллюстрированная энциклопедия/ Искусство-СПБ.- 2006г.
1. Наряд русской крестьянки: http://www.rosdesign.com.- 2008. 20 мая2. Пушкарева, Н. Л. Венчик золотный, кичка низанная. /http://afield.org.ua .- 2008г.
Список рекомендуемой литературы:Афонькин С.Ю., Афонькина А.С. Орнаменты народов мира. — С — Пб.: Кристалл, 1998г.Вакуленко Е.Г. Народное декоративно - прикладное творчество: теория, история, практика.- Ростов на\Дону, «Феникс»,2007г.3. Ивановская В.И. «Русские орнаменты» - М.: Издательство "В.Шевчук".- 2006.- 224 с.