Илья Гашек
Должность:Системный редактор
Группа:Команда портала
Страна:Россия
Регион:Москва
Литературное краеведение во внеурочной деятельности

Россия, г. Ярославль

МОУ средняя общеобразовательная школа №30

Учитель начальных классов

Дмитриева Т.Е.

Сегодня на уроках литературы и во внеклассной работе мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.

Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, фольклор, прошлое и современную жизнь. Многие были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, культурного характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия — наша общая, большая единственная Отчизна. У каждого из нас есть еще свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место — город, село, деревня, где мы родились — и они не сравнимы ни с чем. Это наш порог жизни, наша малая родина.

Приобщение к духовно-культурным ценностям малой родины, воспитание патриотического отношения к отчизне самым тесным образом связано с открытием литературы родного края. Она помогает познать край, а край, в свою очередь, — познать литературу и тех, кто создает ее.

Важную часть процесса обучения и воспитания учащихся в современной школе, в связи с переходом на ФГОС второго поколения заняла внеурочная деятельность. Именно через нее стало возможным реализовать курс литературного краеведения. Чте­ние, направляемое учителем, способствует формированию читательских интересов школьников, расширяет их литера­турно-эстетический кругозор, помогает удовлетворению ду­ховных запросов.

Внеурочная деятельность это такая образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Задачи внеурочной деятельности:

• обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

• оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

• улучшить условия для развития ребенка;

• учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Направления внеурочной деятельности:

• спортивно- оздоровительное

• духовно- нравственное

• социальное

• общеинтеллектуальное

• общекультурное

Занятие по литературному краеведению отнесем к духовно-нравственному и общекультурному направлению.

Занятия по литературному краеведению — это своеобразный этап на пути ста­новления читательской личности, познания художе­ственной книги.

На занятиях учащиеся учатся читать и осмысливать лите­ратурные произведения. Во внеурочное время этот навык расширяется и обогащается в значительной мере с помощью рекомендованных учителем книг, при его содействии и под­держке. После окончания школы ее воспитанники уже впол­не самостоятельно отбирают книги для чтения и оценива­ют их.

Отсюда ясно, как велика роль направляемого учителем чтения в воспитании читателей-школьников, в развитии у них живого интереса к художественному слову.

Предусмотренные программой по литературному чтению уроки вне­классного чтения служат не только средством контроля за домашним чтением учащихся. Они призваны помогать фор­мированию у воспитанников школы высоких нравственных качеств, совершенствованию читательской культуры.

Успешное решение этих задач во многом зависит от под­бора литературных произведении для чтения и анализа. Чем ближе учащимся произведения писателей, обсуждаемые на занятиях внеклассным чтением, тем сильнее их воздействие на юные души, глубже влияние на становление человеческой личности.

В этой связи заслуживают внимание занятия по литературному краеведению. Они строятся на тех же методологических принципах, что и обычные уроки ли­тературного чтения, в том числе внеклассного чтения.

Вместе с тем занятия на местном ма­териале имеют свои особенности. Они могут выступать как часть литературно-краеведческой работы, которая ведется в школе. Их можно рассматривать как подступы к факуль­тативу по литературе родного края. Во всех случаях важно подчеркнуть, что уроки литературного краеведения призваны помочь учащимся познавать через родное и близкое духовные богатства страны, способствовать воспитанию у них чувства любви к малой родине.

Занятия по литературному краеведению помогают учащимся открывать эту «первоначальную» родину, а через нее — нашу страну — Россию.

Занятия по литературному краеведению должны быть тесно связаны с основным направлением занятий ли­тературного чтения в школе. Они выступают как продолжение уроков литературного чтения в классе, хотя и строятся на особом материале.

На занятиях школьники знакомятся с наиболее совершенными в художественном отноше­нии и доступными их возрасту произведениями писателей-земляков.

К выбору книг для таких занятий необходимо подходить особенно внимательно. Для чтения и анализа можно рекомендовать произведе­ния как известных, так и малоизвестных писателей края.

Произведения, отбираемые для занятий, должны быть в тематическом отношении близ­ки к изучаемому по программе материалу. Так, для занятия по литературному краеведению в IV классе можно взять лучшие стихи о природе родных мест, созданные поэтами-земляками.

Нельзя за­бывать и о том, что отдельные произведения писателей-зем­ляков могут оказаться недоступными для учащихся младшего школьного возраста, трудными для понимания.

В подобных случаях следует обратиться к произведениям местных писателей, выходящим за рамки школьной програм­мы для соответствующего класса, но обладающих высокими художественными достоинствами.

Кроме того, при выборе книг учитывала возрастные интересы учащихся, их желание больше узнать по волнующему вопросу (события прошлого, дружба, любовь, приключения и подвиги и т. п.). Именно соединение, по возможности, этих «четырех начал» в выборе материала для уроков литературного краеведе­ния - художественная ценность, связь с программой по литературному чтению, доступность, интерес - и обеспечивают ак­тивную работу мысли и чувства школьников при его изуче­нии.

Тематика занятий на местном мате­риале всецело зависит от литературного окружения школы, от особенностей края, где она расположена. Чем богаче в литературном отношении местность, тем больше возмож­ностей у учителя и учащихся в выборе художественных произведений для чтения и анализа.

Отдельные школы расположены в местах, с которыми связаны своей жизнью и творчеством выдающиеся русские писатели, представленные в школьной программе: Тургенев и Орловщина, Некрасов и Ярославский край, Шолохов и Донская область, А. Твардовский и смоленские места и т. п. На занятиях литературного краеведения в подобных случаях целесообразно читать и анализировать произведения писателей-земляков, расширяющие и углубляющие представле­ния учащихся о их жизни и творческой деятельности.

Такая возможность, однако, представляется довольно редко. Чаще всего учитель и школьники встречаются с пи­сателями-земляками, занимающими более скромное место и истории отечественной литературы, представляющими ее се­годняшний день (П. П. Бажов и Урал, Н. Рыленков и Смо­ленский край). Разумеется, учитель не пройдет мимо подоб­ных имен, планируя уроки внеклассного чтения на местном материале.

Любая местность, даже мало приметная на литературной карте России, имеет свои художественные традиции, пред­ставлена именами писателей, внесших посильный вклад в со­кровищницу общенациональной литературы. Поэтому в каж­дой школе практически возможны уроки литературного кра­еведения, помогающие школьникам получить представление о литературе родного кран, способствующие познанию его через художественное слово.

Нельзя не отметить, что лишая учащихся возможности познакомиться с литературой родных мест, мы тем самым обедняем их представления о литературе в целом.

В основе занятий по литературному краеведению на местном материале лежит чтение и анализ произведений писателей-земляков, посвященных жизни и людям родного края. Вместе с тем возможны уроки литературного краеведения и по книгам, выходящим за пределы краевой тематики, если они принадлежат перу известного писателя и представляют значи­тельный интерес для читателя-школьника.

Личность писателя находит многостороннее отражение в его творчестве. По книгам мы судим о жизненных позициях художника слова, его идеалах, пристрастиях, интересах. А. И. Герцен подчеркивал, что сама жизнь писателя является важ­ным комментарием к его сочинениям.

На занятиях особенно важно привлечь внимание учащихся к автору обсуждаемой книги, т. к. в ней встают перед читателем не только природа, люди, жизнь близких мест, но и сам писатель, влюбленный в род­ную землю. Знакомство с его жизнью поможет лучше понять и истоки творчества, и самое произведение, и оценку жизнен­ных явлений, получивших отражение в книге.

Но дело не только в этом. Сама жизнь многих выда­ющихся писателей-земляков, нашедшая отражение в их твор­честве, является образцом патриотического служения Родине и своему народу. В самом деле, разве останутся равнодуш­ными дальневосточные школьники к рассказу учителя о бо­евой юности А. А. Фадеева? Разве жизнь А. П. Гайдара, став­шая легендой, не затронет юных читателей его книг из Нижегородской области? Разве биография поэта Н. Рыленкова, креп­чайшими узами связанного со Смоленщиной, не поможет школьникам увидеть пример влюбленного служения родной земле?

Вот почему занятия по литературному краеведению во многих случаях включают биографический материал, оставаясь в основе уроками чтения и анализа художествен­ных произведений писателей-земляков.

Известно, что углубленному познанию литературного про­изведения в ряде случаев помогает знакомство с историей его создания, прототипами литературных героев, с конкрет­ными фактами, на которые опирался писатель в художест­венном исследовании жизни.

Это необходимо учитывать при подготовке уроков лите­ратурного краеведения. Знакомясь с историей создания ли­тературного произведения, узнавая о том, как писатель со­бирал и отбирал жизненные факты, пропуская их через свое сознание и сердце, школьники учатся сопоставлять явления хорошо знакомой действительности с их отображением в ли­тературе. Тем самым они приобщаются к процессу художест­венного творчества, без понимания специфики которого не может быть и полноценного читателя.

Подготовка к занятию по литературному краеведению, как и к любому другому, требует от учащихся прежде всего чтения книги, которая станет предметом анализа. Это — основа для успешного проведения занятия. Вместе с тем такие занятия нередко нуждаются в особой подготовке, рассчитанной подчас на длительное время.

Школьники знакомятся с автором произведения, предназначенного для анализа, не только с помощью книжных источников, рассказывающих о его жизни и творчестве.

Предварительно может быть просмотр документального диафильма или кинофильма, фраг­менты из которого могут быть, конечно, использованы и непо­средственно на занятии в классе.

Просмотр фильма может сопровождаться комментариями учителя или завершиться краткой беседой. Во всех случаях главное заключается и том, чтобы помочь школьникам подго­товиться к самостоятельному чтению художественного про­изведения, заинтересовать книгой, которую предстоит обсуж­дать на уроке внеклассного чтения.

Предварять занятие просмотром фильма-экранизации худо­жественного произведения нецеле­сообразно, т. к. зрительные впечатления будут доминировать в памяти учащихся, затрудняя проникновение в книгу, сводя ее к роли словесного иллюстратора кинофильма.

К обсуждению художественного произведения помогают готовить учащихся и литературно-краеведческие экскурсии по местам жизни писателя или отразившимся на страницах его книг. Не простое любопытство должно вести учащихся в поход, а желание узнать больше о писателе-земляке, увидеть жизненные истоки его творчества.

Экскурсия по местам, связанным с биографией писателя, обычно предшествует чтению намеченной к анализу книги. Знакомство с описанными в произведении местами чаще всего сопровождает или завершает первое чтение, подготавливая школьников к развернутому разговору в классе.

В любом случае ученики должны ясно представлять, что и как смотреть во время экскурсии, в каком направлении вес­ти наблюдения. Этому помогают вопросы-задания, которые разрабатывает учитель. Например: какие места родного края изобразил писатель? Сопоставьте их описание в книге с тем, что вы видите в жизни. Найдите в книге пейзажные сцены. Какие явления в природе родных мест привлекают внимание писателя? Соответствует ли их описание нашим представлениям о родной природе? Какова роль пейзажных картин в произведении писателя-земляка?

Из сказанного видно, в каких многообразных методиче­ских формах может выступать подготовка к занятиям по литературному краеведению. Но при этом надо всегда учитывать возможности учащихся, не допуская перегрузки. Нельзя забывать, что главное в подготовке — чтение художе­ственного произведения.

Выбор методических форм и приемов проведения занятия диктуется особен­ностями произведения, которое предстоит обсуждать, подго­товленностью учащихся, а также зависит от таких специфи­ческих условий, как наличие нужного количества текстов, возможности привлечения технических средств и т. п. Во всех случаях надо стремиться к тому, чтобы урок, развивая инте­рес к чтению, вовлекал школьников в активную работу над текстом, помогал формированию самостоятельной мысли.

Небольшие по объему художественные произведения (рас­сказы, стихи) могут быть прочитаны непосредственно на уро­ке. Первым читает учитель, т. к. важно сразу же привлечь внимание школьников к книге писателя-земляка. Достигается это не только выразительным чтением текста, ни и немногословными пояснениями, способными заинтересовать слушате­лей, помочь им войти в изображаемую писателем жизнь.

Последующая беседа углубит представления учащихся о произведении. Среди вопросов-заданий будут и такие, кото­рые помогут выявлению связей изучаемого произведения с родным краем, вызовут желание поделиться мыслями и пере­живаниями, возникшими при встрече с книгой.

Классный анализ больших художественных произведений (рассказ, былина, сказка) предваряется домашним чтением. В этом случае школьники имеют возможность остаться наедине с книгой, ближе познакомиться с нею.

При этом важно, однако, чтобы процесс самостоятельного чтения носил целенаправленный характер, а не сводился к за­поминанию сюжета. Пусть ученики непосредственно отдадут­ся чтению рекомендованной учителем книги, войдут в изобра­женный писателем мир, разделят его мысли и переживания, почувствуют красоту художественного слова. Чтение вместе с тем должно явиться толчком для собственных выводов и умозаключений. Прийти к ним помогут вопросы, рассчитан­ные на использование после знакомства с текстом. Например: какие мысли вызвала у вас прочитанная книга? Что нового вы узнали из нее о жизни и людях родного края? Какие стра­ницы особенно взволновали и запомнились?

Своеобразны занятия с участием авто­ра обсуждаемой книги. Уже сам процесс подготовки к ним имеет большое воспитательное значение, т. к. школьники с особым вниманием знакомятся с произведением, суждения о котором им предстоит высказать в присутствии его создателя.

Приглашенный писатель не останется, конечно, равно­душным наблюдателем того, что происходит на занятие. Он расскажет и о себе, и о своей работе над произведением, кото­рое обсуждается. Вы­ступление писателя призвано помочь лишь более глубокому проникновению учащихся в книгу.

Как видим, в занятиях по внеурочной деятельности могут быть использованы различные методиче­ские формы. Но в любом случае они должны ориентировать школьников на самостоятельное чтение художественных про­изведений.

Успех занятий зависит, прежде всего, от учителя. Своей эрудицией, глубокими знаниями природы, быта, культуры родного края, влюбленностью в литературу он способен увлечь самых равнодушных, помочь им приобщиться к истокам художественного творчества. Лучшей наградой за его усилия явится большое ответное чувство любви к родной земле, без которого жизнь человека теряет смысл.

Образовательными формами организации внеурочной деятельности будут следующие:

  • Образовательные и краеведческие экскурсии
  • Классные
  • КТД, праздники, викторины, познавательные игры
  • Смотры-конкурсы, выставки
  • Исследовательская деятельность
  • Школьный музей
  • Литературоведческие беседы, занятия по внеклассному чтению

Работу в этом направлении разделила на несколько этапов.

1 этап - подготовительный

На этом этапе дети знакомятся с разными жанрами произведен по литературному краеведению. Они выбирают необходимый материал, изучают его, читают и задумываются над тем, что такое Родина, узнают об отношении авторов к своей “малой Родине”, учатся видеть красоту родной природы и сравнивать героев, выписывают понравившиеся слова, предложения, отрывки, анализируют и обобщают. На данном этапе у детей формируются навыки самоконтроля, способность оценивать поступки героев и выражать своё отношение к герою.

После того, как дети овладели определёнными умениями, переходим ко 2 этапу.

2 этап — основной

Здесь применяя различных формы способствую развитию творческих способностей учащихся.

1. Библиотечные занятия

Пользуясь библиотекой, учащиеся могут приобрести опыт публичных выступлений на диспутах, конференциях и приобщиться к творческой и исследовательской деятельности. Однако, поскольку непосредственное общение с книгой осуществляется только в условиях библиотеки, то отсутствие книжного фонда в классе ведёт к потере у детей интереса к урокам чтения и литературы. В этих условиях учащиеся недополучают знания и умения для самостоятельного чтения, чего даже квалифицированный библиотекарь, встречаясь с классом один раз в неделю, восполнить не может.

В ряде случаев, не имея специальной программы и учебного материала для внеклассного чтения, учитель передоверяет его организацию библиотекарю. Учащиеся, особенно в начальных классах, где формируется культура чтения, как правило, приходят в библиотеку только на библиотечные уроки. Часто их "проводят" строго по расписанию для всего класса, не считаясь с индивидуальными желаниями и потребностями; учащиеся должны отчитываться перед библиотекарем за своё чтение. Это приводит к тому, что вместо культуры чтения у учащихся вырабатывается стойкий "иммунитет" по отношению к библиотеке.

2. Конкурсы:

А) Конкурс стихов на лучшего чтеца.

При подготовке к конкурсу дети используют стихи ярославских писателей о Родине, о любимом крае.

При подведении итогов конкурса выбираются лучшие чтецы, которые принимают участие в школьном конкурсе стихов о Родине;

Б) Конкурс рисунков по произведениям ярославских писателей.

Дети иллюстрируют литературные произведения и проводят выставку рисунков. Такая работа даёт возможность творческого характера: поупражнять руку в умении рисовать, а ум в умении представлять.

Очень любят дети сочинять свои собственные произведения.

3. Создание собственных произведений:

А) Сочинение рассказов, сказок.

Сочинение рассказов даёт возможность включать в работу каждого ученика с учётом его индивидуальных возможностей .

В) Написание мини-сочинений.

Дети пишут интересно, неповторимо, искренне, с той тонкой фантазией, которая присуща им. Это развивает умение логически мыслить, рассуждать и фантазировать. А ещё ребята сочиняют произведения заданного жанра с соблюдением его особенностей. Изучая произведения ярославских поэтов о временах года, ребята сочиняют свои стихи.

Г)Стихосложение.

Ребята с радостью и гордостью читают одноклассникам свои творения и с большим удовольствием записывают их в творческие тетради.

При работе по развитию поэтического творчества выявляются склонность к интеллектуально творческому труду, способности к стихосложению. Целенаправленная систематическая работа по развитию поэтического творчества обязательно принесёт свои плоды.

4. Отзывы о прочитанном.

Моим ученикам очень нравится писать отзывы о прочитанных произведениях наших земляков.

5. Сочинение загадок.

В 1–2-м классе дети обучаются умению отгадывать загадки, а в 3–4-м классе пробуют сами сочинять. Загадки очень разнообразны и по содержанию и по происхождению.

Например, в 4-м классе проводим творческий конкурс “Придумаем, загадаем и вместе отгадаем!”.

Дети сначала разгадывают загадки писателей нашего края, а затем придумывают свои.

За лучшую загадку победителей конкурса обязательно ждут призы. Отгадывание загадок, объяснение вывода, сочинение собственных загадок требует от ребёнка умения мыслить, рассуждать, творчески решать логическую задачу, находить убедительную форму выражения своих мыслей. Индивидуальная организация работы постепенно переходит в групповую. Начиная с 1 класса в конце каждого учебного года проводим литературный праздник, в который включаем всё самое лучшее, приготовленное по определённой теме за год.

3 этап итоговый

1. Праздник.

В подготовке к праздникам ребята делятся на группы. Каждая группа выполняет определённое задание. Например: 1 гр.- отвечает за инсценировку какого- либо произведения; 2 гр.- готовит выставку лучших рисунков; 3 гр.- отвечает за приглашение гостей и.т.д. Часто к подготовке праздника привлекаются родители.

Праздники помогают каждому ребёнку включиться в коллективную работу и сделать самооценку: что умеет, что знает. Здесь я помогаю, направляю, поддерживаю, объясняю.

2 Урок — встреча.

Стали традицией в школе встречи с ярославской поэтессой Валентиной Яковлевной Радуль. Она знакомит ребят со своей биографией, читает им свои стихи, играет с ними в игры и дарит им свои книжечки. Такие встречи оставляют неизгладимое впечатление у детей.

Занятие по литературному краеведению позволяет повысить интерес учащихся к изучению родного края, а это одно из важных достижений на сегодняшний день. Краеведение способствует развитию у учащихся чувства собственного достоинства и патриотизма.

Работа по литературному краеведению строится на основе современных методов обучения. При использовании на занятиях новых образовательных технологий, учащимся доступен более высокий уровень познавательной деятельности, который, прежде всего, обеспечивает глубину и осознанность усвоения знаний.

Каждый учитель, работающий с младшими школьниками, знает, что дети этого возраста очень любят воображать, придумывать, сочинять, а это является обязательным условием для развития творческих способностей учащихся. Склонность к творчеству присуща каждому ребёнку. По утверждению психолога Л.С. Выготского, “творчество — норма детского развития”. И как важно вовремя распознать в маленьком человечке его эмоции, восприятие окружающего, научить его любить, жалеть, сострадать человеку. Использование различных форм во внеурочной деятельности для развития творческих способностей учащихся даёт возможность поднять интерес к чтению, формируются необходимые читательские качества, наблюдательность, способность к сопереживанию, воссоздающее и творческое воображение.

Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности