Ольга Николаевна
Должность:Редактор
Группа:Команда портала
Страна:
Регион:не указан
Методика работы с рисунками на основе рельефно-графического пособия «Памятники культуры» под редакцией А. В. Шустова

Россия, г. Челябинск

М(Б)С(К)ОУ С(К)ОШ №127

Учитель истории и обществознания

Бортников П. В.

Одной из важнейших задач в курсе преподавания истории в классах, где обучаются незрячие дети, является формирование у учащихся представлений о предметах материальной культуры, относящейся к той или иной исторической эпохе. Пособие «Памятники культуры» [5] даёт учителю такую возможность. В 7 альбомах представлен 301 рисунок, выполненный рельефно-графическим способом. Они охватывают все периоды в истории человечества с древнего мира до конца 20 века. Данное пособие мы используем в своей работе в течение нескольких лет, поэтому хотелось бы поделиться некоторым опытом.

В качестве примера возьмём альбом № 3 «История России с древнейших времен до конца 16 века». Изображения, помещённые в пособии, на первый взгляд не кажутся упорядоченны­ми. Конечно, они размещены в альбомах по разделам, но каждый рисунок видится сам по себе. Для того чтобы извлечь из пособия всю информацию, систематизируем объекты на рисунках. Все рисунки пособия составляют группы изображений, объектов окружающей нас дей­ствительности. Объекты каждой из групп обладают определёнными характеристиками. Таковы, например, форма, назначение объекта, его функции. Зная эти свойства, педагоги и ученики могут по рисунку получить представление об объекте, то есть его изучить. Таким образом, рельефный рисунок должно понимать не как отвлечённое изображение, но как тифлоинформационную модель объекта определённого рода. В ней инфор­мация об объекте свёрнута в удобном для восприятия незрячими виде. Разумеется, извлечение такой инфор­мации требует от незрячего культуры осязания и рабо­ты мысли [1].

На рисунках, представленных в альбоме, изображено семь типов объектов:

1) изображение конкретных предметов;

2) памятники архитектуры или их фрагменты;

3) изображение людей;

4) композиции;

5) схемы и планы;

6) машины и механизмы;

7) движущиеся объекты.

Наиболее простыми для изучения являются изобра­жения конкретных предметов. Здесь, как и везде при работе с рельефным рисунком, нужно сначала найти сам рисунок на странице альбома или в группе изобра­жений. Затем следует установить форму предмета, его назначение, выделить составные части, после чего сде­лать вывод [5].

Рассмотрим для примера такой простой предмет, как меч, который позволяет познакомиться с военным ору­жием прошлого. Рисунок помещён в верхней части 3-й страницы третьего альбома. Форма его удлинённая. Нужно обратить внимание учащихся на то, что меч состоит из двух частей. Слева показана рукоятка с перекрестием, защищавшим руку бойца, а справа — клинок. Для полноты представления нужно дать информацию о размерах реального меча: его длина составляла около метра. Таким образом, данный рисунок позволяет получить представ­ление о холодном оружии рубящего действия.

При рассмотрении памятников архитектуры или их частей необходимо также выяснить, что перед нами — па­мятник или его фрагмент, и определить, в каком виде он изображён: спереди, сбоку или сверху. В описаниях архитектурных объектов принято рассматривать пост­ройки от земли — снизу вверх, идя от несущих конст­рукций к несомым. Так же целесообразно поступать и при рассмотрении этого рисунка. При этом мы как бы следуем за мыслью и действиями зодчего. Нужно обра­щать внимание на детали и давать пояснения по верности изображения и пропорций. Как правило, в рель­ефе отображают экстерьер памятников, но иногда пока­зывается и интерьер. В последнем случае изучать объект на рисунке лучше, начиная с изображения входа, как если бы мы имели дело с реальным помещением [6]. В качестве примера можно взять изображение софийского собора в Киеве (11 век).

При рассмотрении рельефных изображений людей нужно соблюдать следующую последовательность: сначала рассматривается голова, затем туловище, руки, ноги. Например, рассмотрим изображение стрельца, представленного в разделе «Россия в 16 веке». На голове у воина остроконечная шапка, на тело надет кафтан, на правом плече он держит пищаль. При обследовании, у огнестрельного оружия необходимо обратить внимание учащихся на частях пищали: она состоит их приклада, рукояти спускового механизма, ствола. В левой руке стрелец держит бердыш. Нужно рассказать, что это вид холодного оружия, состоящего из длинной ручки и лезвия, по виду напоминающего топор. Также стоит рассказать и о том, что бердыш использовался в качестве подставки для пищали.

В альбоме также имеются изображения и композиции. Это сложные рисунки. Отыскав нужную композицию, необходимо выяснить, какая она — одноплановая или многоплановая. У каждой композиции есть главный элемент — её смысловое ядро. Все остальные элементы ему подчиняются. В много­плановых композициях показывается передний и зад­ний план, мелкие детали тоже имеют значение. Такие рельефные рисунки сложны для осязательного вос­приятия. Их рассмотрение требует от педагогов пояс­нений по верности изображений [2].

В качестве примера рассмотрим изображение плуга-сеялки (плуг с устройством для сева). Оно использовалось в древнерусском государстве. Познакомиться с этим орудием труда позволяет многоплановая компози­ция, помещённая в левом верхнем углу 4-й страницы первого альбома. Смысловым ядром здесь будет сам процесс — вспашка и сев. На переднем плане справа показан вол, за ним идёт человек, насыпающий зерно в устройство для сева, а другой, ведущий плуг-сеялку, завершает передний план изображения. На заднем плане показан третий человек, который погоняет вола. Чело­век, ведущий плуг-сеялку, облачён в долгополую одежду.

При рассмотрении рельефных изображений механизмов особое внимание следует уделить рассмотрению машины в целом, затем деталей механизма отдельно. Учитель должен обязательно объяснить, для чего они служат, и какие действия выполняют [4].

К шестой группе относятся различные схемы. Мы рассмотрим рельефное изображение схемы «Ледовое побоище». Схема рассматривается во время изучения темы «Борьба русских княжеств с западными завоевателями». Учитель рассказывает детям о том, что на схеме изображено построение войск крестоносцев и войск Александра Невского на Чудском озере. Войска крестоносцев изображены в виде клина. Учитель должен объяснить, в чём была стратегия ведения сражения в данном построении, затем переходит к русскому войску и объясняет, где находились ополченцы и конные полки. Затем учитель рассказывает о замысле Александра Невского.

Последней группой являются движущиеся объекты. Найдя рисунок, надо рассматривать его по ходу движе­ния и установить вид на объект. Среди изображений движущихся объектов бывают такие, при изучении кото­рых следует подчёркивать роль людей в управлении этими объектами (паровозы, самолёты). В таких случа­ях следует рассматривать рисунок с экипажной части. Надо отталкиваться от характера движения, подчёрки­вать назначение объекта и выделять детали. Пояснения поверности рисунка тоже важны.

Например, рассмотрим, что представляет собой парусно-гребной древний корабль. Его изображение помещено в левом нижнем углу 7-й страницы третьего альбома, дан вид слева. Следовательно, рассматривать его будем слева направо. Слева показан нос, а справа корма. Особенностью корабля является способность его двигаться по водной поверхности. На рисунке внизу мы видим подводную часть объекта, её поверхность гладкая. Здесь можно выделить ватерлинию. В надводной части по борту обозначены ряды вёсел. Основными элементами здесь яв­ляются палуба и мачта с большим прямоугольным парусом.

В заключение хотелось бы ещё раз подчеркнуть огромное значение использования рельефных изображений при изучении истории, так как у незрячих детей очень часто представления о различных предметах весьма смутные, тем более о тех которые относятся к прошлому. Поэтому очень важно сформировать эти представления с помощью рельефных изображений. Это позволит создать у учащихся более яркие и точные представления о прошлом и дать детям теоретические знания об истории. По нашим наблюдениям, использование рельефных изображений на уроках резко повышает интерес незрячих детей к истории, поэтому рельефные изображения предметов должны в обязательном порядке использоваться учителями истории на занятиях.

Литература

  1. Вопросы тифлопедагогики. — Под ред. чл.-корр. АПН РСФСР Б. И. Коваленко. - М.: Академии педагогических наук РСФСР, 1955.
  2. Гареева Н.А. Коррекция развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения. // Дошкольное воспитание, № 6, 2002, с. 45-49.
  3. Карпушина Е. Б. Формирование представлений о предметах окружающего мира у детей с недостатками зрения младшего школьного возраста: Автореф. к. п. н. - М.: Педагогика, 2001. — 285 с.
  4. Милова Л.М. Развитие осязательного восприятия у тотально слепых младших школьников// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2005.- №1 — 19-24 с.
  5. Памятники культуры [Рельефнографическое пособие]: [в семи альб.] / Сост. В. Л. Шустов. — М.: Логос, 2010.
  6. Тупоногов Б.К. Теоретические основы тифлопедагогики. Учебное пособие. — М.: АПК и ПРО, 2001. — 68 с.
Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности