Россия, ХМАО-Югра, г. Нижневартовск
Обучение ребенка с проблемами в развитии всегда представляется делом очень трудным и ответственным,требующим особого подхода к образовательному процессу. Содержание обучения, методы и формы работы определяются с учетом психофизических особенностей ребенка, его возможностей и направлены на компенсацию имеющихся у него нарушений развития и выработку социально адаптивных компетенций. Так слепые дети при правильно организованном специальном обучении достаточно успешно уже на ранних годах обучения овладевают точечно-рельефным шрифтом, что, в свою очередь, позволяет им успешно овладеть чтением, грамотой, письмом и счетом.
Если же у ребенка сочетание двух и более дефектов развития, то процесс обучения значительно усложняется, т. к. сочетание первичных нарушений дает сложный дефект. Сложный дефект — это не просто сумма двух (а иногда и более) дефектов; он является качественно своеобразным и имеет свою структуру, отличную от составляющих сложный дефект аномалии. Поэтому у умственно отсталых слепых процесс обучения проходит далеко не так успешно, как у слепого ребенка с сохранным интеллектом и занимает значительно больше времени.Это объясняется рядом причин.Во-первых, в силу органического поражения центральной нервной системы компенсаторные возможности умственно отсталого ребёнка значительно снижены и механизмы тактильного и слухового анализаторов без специальной работы в компенсаторную деятельность не включаются. Во-вторых, для формирования представлений, понятий и, наконец, обобщений на уровне слова при обучении нормально видящих умственно отсталых широко используются средства наглядности, а при обучении интеллектуально полноценных слепых — слово и специальные тифлографические средства. То есть, для усвоения учебной информации требуется достаточно высокий уровень абстрактного мышления, анализа и обобщения. А именно эти психические функции и нарушены у умственно отсталых детей в первую очередь.
А если у такого ребенка наблюдается еще и мутизм?Как обучать ребенка со сложным дефектом, имеющим аномалию развития зрения (слепоту) в сочетании с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) и одним из редкихнарушений детского возраста - мутизмом, характеризующимся сложным симптомокомплексом, и невысокой эффективностью коррекции?
Этот вопрос возник у меня при знакомстве с моей новой ученицей. Девочка до поступления в школу не посещала дошкольного образовательного учреждения и к обучению в школе не готова. Гиперопека со стороны родителей, ограждающая девочку от специфических трудностей, которые возникают у каждого слепого ребенка, не сформировали в ней навыков самостоятельности. У девочки отсутствуют элементарные навыки самообслуживания.Сензитивный период для развития речи, сенсорного развития ребенка через восприятие окружающего мира с помощью сохранных анализаторовбезвозвратно упущен.Речь не имеет коммуникативной направленности, эхолалична, фрагментарна. К тому же она пользуется ею только в присутствии близких людей - своей семьи.Такое избирательное общение называется элективным мутизмом и относится к редким расстройствам. Его распространенность в мире составляет 0,8 на 1000 детей.Встречается чаще у девочек.В международной классификации болезней мутизм рассматривается как отдельное заболевание в рубрике "расстройство социального функционирования, начало которого характерно для детского и подросткового возраста».
Мутизм бывает элективным и тотальным. При элективноммутизме ребенок вступает в словесный контакт избирательно, с определенными людьми. То есть, он обладает речью и способностью понимать ее, но при этом имеет избирательный отказ разговаривать. При тотальном — речевой контакт прекращается со всеми.
Выделяют три условия для возникновения мутизма: задержка в развитии, патология в структуре личности или темперамента и семейная патология. Многими исследованиями подтверждено, что еще до проявления заболевания дети характеризуются как робкие, замкнутые, чувствительные, тревожные и во многих случаях — чрезмерно привязанные к матери. Важную роль в возникновении мутизма играет депривация — влияние на развитие ребенка отрицательных факторов социума, которые приводят к нарушению взаимодействия между ним и обществом (в нашем случае - гиперопека, изолированность…). Пусковой механизм мутизма — стресс, самая распространенная причина которого — страх (боязнь сказать или сделать что- нибудь неправильно, страх перед неудачами, страх от вынужденного общения с чужими вне дома). Часто мутизм проявляется в детском саду или в школе. Проявление мутизма у ребенка не способствует развитию его речевых и мыслительных навыков, сохраняя задержку речи и интеллектуальное развитие.
Первый год обучения такого ребенка в школе является пропедевтическим. Основные его цели - коррекция мутизма и подготовка ребенка к обучению в школе.
Коррекция мутизма-длительный процесс, требующий немалых усилий исовместной работы учителя, специалистов (психолога, логопеда, дефектолога), родителей.Приступая к работе с ребенком, имеющим такую сложную структуру дефекта, необходимо понимать, что его обучение будет продвигаться постепенно, маленькими шагами и потребует от участников образовательного процесса особого такта и внимания,профессионализма и огромного терпения.
Установление эмоционального контакта с ребенком - первый шаг в работе педагога. Рекомендуется в начале работы заниматься с ребенком в привычных для него условиях - дома. За это время, используя метод наблюдения, педагог выявляет актуальное развитие ребенка, выясняет его интересы или пристрастия, а так же всё то, что может пригодиться для расположения ребёнка к сотрудничеству.Подробный анализ дошкольной жизни поможет педагогу понять причины особенностей развития и подскажет путь работы с ребенком.Для установления доверительных и безопасных для ребенка отношений важносоздать вокруг него спокойную доброжелательную обстановку. Необходимо помнить, что такой ребенок особенно нуждается в понимании, чутком и ласковом отношении. Сколько времени потребуется для установления контакта педагога с ребенком неизвестно, этот процесс индивидуален и может занять длительное время.
В нашем случае эмоциональный контакт был установлен достаточно быстро. Уже на втором занятии девочка проявила интерес к моему приходу, позволила сделать ей массаж кистей рук, внимательно прислушивалась к моей речи, не произнося ни слова. Наблюдения показали, что ребенку нравятся игры и упражнения с речевым сопровождением.На занятиях я использую разнообразные упражнения с речевым сопровождением.Они способствуют развитию мелкой и общей моторики, воспитывают умение вслушиваться в речь и формируют подражательную деятельность. Частое повторение стихотворных строчек позволяет выучить их наизусть, что также развивает память. И если первые месяцы во время занятий девочка молчала и рассказывала стишки только после моего ухода, то к концу декабря у нас с ней стала появляться сопряжено- отраженная форма речевого общения. То есть, она стала понемногу повторять за мной слова, иногда совместно считать, произносить стихотворение или напевать песенку. И с каждым разом такое общение возникало все чаще и чаще. К сожалению, развития других параметров вербальных средств общения (вопросно- ответной формы речевого общения, пересказа, спонтанного речевого высказывания)–не наблюдалось. Но их не было и в общение с родными.
Поэтому,следующий шаг- это обучение коммуникативной стороне речи. Речь необходима, как для развития ребенка, для овладения им знаниями, навыками и умениями, так и для возможности общения с окружающими людьми.В жизни человека общение с другими людьми играет важнейшую роль, а речевое общение в детском возрасте отвечает за полноценное формирование личности ребенка.
Так как, в нашем случае, ребенок не разговаривал и не выполнял даже самые простые речевые инструкции, было непонятно, понимает ли он вообще обращенную к нему речь. Определить это я смогла с помощью косвенных методов через игру. Например, брала игрушку — ежика. Описывала его, обследовав его вместе с ребенком ивыделивсущественные признаки, рассказала о нем: колючий, живет в лесу, топает, фыркает — показала как. На последующих занятиях, проверила - взяла игрушку, изображая топот по столу, спросила: «Кто к нам прибежал?». Ребенок молчал. Начинала описывать: «живет в лесу, топает, колючий…Кто это?». Ребенок, не называя животное, начинал фыркать.Или, рассказывая сказку «Теремок», давала задание: постучать, когда услышишь фразу «тук- тук- тук, кто в теремочке живет?» и показала как. И ребенок начинал стучать в нужном месте, что говорило о том, что он слышит и понимает меня.
Далее пришлось вернуться к онтогенетически более ранним формам коммуникации с целью добиться невербального контакта с ребенком в виде реакций на вопросы простым кивком головы. Сначала отрабатывали жест «да». На занятиях и в повседневной жизни специально создавались ситуации, которые помогали овладеть ими. Ребенку задавались вопросы, которые требовали ответа «да». При этом я сам слегка нажимала ладонью на затылочную область его головы. Как только жест стал получаться, пусть с помощью моих рук, стали вводить жест «нет». Постепенно моя помощь свелась к минимуму и сошла на «нет». На сегодня эти жесты у нас сформированы, но не всегда используются ребенком. И чаще он их использует для того, чтобы показать, что не хочет заниматься тем или иным занятием.
Следующий шаг - формирование элементарной коммуникативной лексики, т. е. умения вербально с помощью элементарных лексических конструкций обозначить свою просьбу, желание, отказ. К элементарной коммуникативной лексике относятся следующие слова и фразы:
Формирование понимания и употребления элементарной коммуникативной лексики лучше всего осуществлять в рамках поведенческой терапии. В своей работе я использовала общепринятый алгоритм для поведенческой терапии, при этом учитывала особенности сложного дефекта ребенка. То есть при формировании правильной реакции использовала те подсказки, которые доступны для понимания ребенку - вербальную подсказку в виде моделирования и физическое руководство действиями ребенка.Каждый шаг ребенка, каждая его маленькая победа обязательно закреплялась похвалой, одобрением. Закрепив первые успехи ребенка, мы моделируем и постепенно усложняем ситуации, требующие речевой активности со стороны ребенка, а также расширяем количество участников речевого общения. И если в самом начале работы мы проводили занятия дома, то теперь стараемся по возможности как можно чаще бывать в школе. Привлечение к речевому общению детского коллектива - необходимый компонент в формировании социально значимых потребностей ребенка.
Параллельно с коррекцией мутизма идет работа по формированию у ребенка первичных учебных навыков;коррекции специфического недоразвития восприятия, моторики, внимания, речи; организации целенаправленного поведения в предметно — практической и игровой деятельности; формированию представлений о себе и доступных представлений об окружающем мире, ориентировки в пространстве; формированию навыков самообслуживания. И здесь важно, чтобы все члены семьи ребенка поддерживали и принимали самое активное участие в коррекционном процессе.
На сегодня, моя ученица полностью доверяет мне, родители отмечают в ее поведении положительные перемены, в речи ребенка появилось употребление элементарной коммуникативной лексики, которую она начала использовать для выражения своих просьб, речь ее стала более осознанной. На занятиях я отметила для себя проявления вопросно - ответной формы общения, что меня очень обрадовало. Конечно, это только первые успехи и работа по преодолению мутизма у моей ученицы еще не закончена. Но совместные усилия школы и родителей в поисках адекватных путей самореализации ребенка обязательно принесут результат.
Литература: