Россия, ЯНАО, пгт. Уренгой, Пуровский район
МБОУ СОШ №1
Классный воспитатель
Кривошеина Наталья Степановна
Слайд 2. «Казачество, как историческая драгоценность России! Мы все жестоко виноваты перед казачеством. Коммунистический геноцид, который над казачеством был учинен, - первый геноцид в России и один из первых геноцидов на Земле».
А.И.Солженицын, 1994г.
Слайд 3. Абсолютно незаметно, без больших празднований, без широкого освещения в СМИ в декабре 2012 г. прошли две великие даты –
430 - летие присоединения Сибири к России и 430-летие образования Сибирского Казачьего войска. Трудно переоценить значение этой судьбоносной для всех народов России даты. Великий край - Сибирь - источник богатств нашей страны.
А что касается казаков…Так это именно они подарили России большую часть ее территории - 1/8 часть мировой суши! От Урала до Аляски (всего лишь за какие-то 60 лет!) первыми прошли казаки. От Урала до мыса Дежнева, от Таймыра до Афганской границы они были первыми.
Все мы, граждане современной России, в неоплатном долгу перед Ермаком и его сподвижниками-последователями. Нелегкой была служба сибирских казаков, и невозможно за 5 минут рассказать о том, как казаки осваивали Сибирь и покоряли Среднюю Азию. В основном, мы знаем о кубанских и донских казаках, а о сибирцах почти ничего. И связано это с тем, что в годы Гражданской войны Сибирское казачье войско погибло почти поголовно, а войсковой архив в декабре 1919 г. попал в руки красноармейцев на станции Тайга и бесследно исчез.
Слайд 4. Давайте вспомним историю покорения Сибири. Как известно, 1 сентября 1580 года на территорию Сибирского ханства, возникшего из остатков Синей Орды, вторгся отряд казаков под предводительством атамана Ермака Тимофеевича, нанятый купцами Строгановыми для предотвращения набегов сибирцев, направляемых ханом Кучумом.
Предыдущий сибирский хан - Едигер - заключил с Иваном IV Грозным союзнический договор. Однако вскоре, в 1563 г., Едигер был убит ханом Кучумом, захватившим власть в Сибирском ханстве.
Иван Грозный, занятый Ливонской войной, не смог оказать помощь своему союзнику. С тех пор жизнь русских поселенцев на Урале и вблизи сибирских границ превратилась в кошмар. Кучум и его данники из числа местных племен осадили главную русскую крепость Чердын, сожгли Соликамск и вырезали всех его жителей. Беспощадно истреблялось все русское население, осевшее по берегам рек Чусовой, Сылве и Каме.
Слайд 5. О самом Ермаке известно очень немного. Впоследствии его имя обросло легендами и небылицами, в результате которых атаман стал полумифической личностью. Предполагается, что настоящее имя его Василий Оленин, сын Тимофеев, а прозвище "Ермак" (большой половник или подставка под казан) получил за то, что некоторое время кашеварил в казачьей ватаге.
Доподлинно известно лишь следующее: Ермак - донской казак, к моменту начала похода был очень известным казачьим атаманом - по данным летописей, воевал с Ногайской ордой, командовал казачьим полком во время Ливонской войны (о нем даже есть запись в дневнике польского короля Стефана Батория и письмах Ивана Грозного). Ермак отличался решительностью, смекалкой, большой физической силой и даром красноречия.
6 -7 Слайд. С Ермаком повели в поход своих казаков атаманы Никита Пан, Матвей Мещеряк, Яков Михайлов и Иван Кольцо. Кроме русских, в отряде были мещеряки, немцы (из военнопленных), литовцы и татары.
Слайд 8. По сказанию Строгоновской летописи, казаки пошли обратно тем же путем, которым Ермак шел вперед, т.е. по Туре, где они встретились с воеводой Мансуровым и обратно вернулись в край. 29 июля 1586 г. был основан город Тюмень.
Слайд 9. В 1587 г. в город Тюмень прибыл с 500-ми конных казаков письменный голова Данила Чулков. По царскому указу Чулков достиг р. Иртыш, и при слиянии этой реки с Тоболом основал в том же году город Тобольск.
Слайд 10. В последующем казацкие слободы возводятся при других городах Сибири, и казаки получают имя этих городов: томские, сургутские и т.д. В официальной переписке все они получили общее название "сибирских" казаков. Правительство, убедившись, какую пользу приносят казачьи поселения на границах, впоследствии на вновь занятых землях стало водворять поселенцев, образуя из них новые казачьи войска.
В начале 18 века Петр Великий задумал открыть новые пути торговли с Китаем, Индией и другими странами Средней Азии, приказал снарядить экспедицию для исследования стран, лежащих в верховьях реки Иртыша. Исполнителем этих предположений Императора явился первый сибирский губернатор князь Матвей Петрович Гагарин.
Процесс формирования Сибирского линейного казачьего войска, начавшийся в 20-х годах XVIII в., завершился в 1808 году принятием Положения о Сибирском линейном казачьем войске. В 1808 году вследствие войны с Наполеоном, все полевые регулярные войска, находившиеся до этого времени в Сибири, были передислоцированы в европейскую часть России, а охрана Сибирской линии целиком легла на сибирских казаков, и вплоть до конца XIX века сибирские казаки являлись основой российских вооруженных сил в Сибири.
Слайд 11. В царской России на плечи казачества ложилась задача борьбы с внешними и внутренними противниками государства. Ликвидация же казачества происходила в 1920-1930 годах.
В советский период казачье сословие практически исчезло, но когда рухнули идеологические оковы, пали диктаторы и прекратилось навязывание коммунистической элитой своих приоритетов, остатки многочисленных казачьих родов снова стали создавать общины, они объединялись в небольшие организации.
15. 09. 1990 г. на Учредительном Круге собравшиеся в торжественной обстановке приняли Устав казачьего войска. Сами собравшиеся выступали за создание такой казачьей организации, которая сможет объединить всех казаков Западного региона Сибири.
В 1995 г. государственными органами был издан Указ о создании реестра казачьих обществ на уровне государства на всей территории Российского государства. Данный факт положил начало развитию следующих событий: 29.06. 1996 г. прошел Учредительный Круг казаков Сибирского округа.
С этого дня Сибирское войско находится в подчинение Главного Управления казачьих войск при Президенте России, которое впоследствии реорганизовали в Управление Президента РФ по делам казачества.
Слайд 12. С 1990 года в России возрождается казачество как многонациональная, субэтническая общность российского населения. Ещё в августе 1990г. в окружной газете «Красный Север» появилась статья народного депутата Тюменского областного Совета народных депутатов Г.С. Зайцева «Союз казаков на крайнем Севере», она стала отправной точкой в истории возрождения казачества на Севере.
Слайд 13.
Слайд 14. В октябре 1992г. в Салехарде прошёл Большой круг казаков ЯНАО. Была образована Обско-Полярная казачья линия, атаманом избрали Г.С. Зайцева.
Слайд 15. Процесс создания Пуровского станичного казачьего общества начался в 1995 году. С этого времени пуровские казаки стали принимать самое активное участие в общественной жизни Пуровского района, но по ряду объективных причин законная регистрация общества состоялась 26 мая 1999 года. В этот день вышло постановление администрации Пуровского района "О регистрации Пуровского станичного казачьего общества Обско-Полярного отдельского казачьего общества Сибирского войскового казачьего общества в п. Тарко-Сале". Этот день и считается официальной датой организации Пуровского станичного казачьего общества.
Слайд 16. Первыми организаторами станичного казачьего общества в Пуровском районе был Анатолий Иванович Острягин.
Слайд 17. В 2007 году состоялся первый выпуск восемнадцати уренгойских казачьих кадетов, двое из них поступили в высшие военные училища, три кадета были призваны в ряды Российской армии.
Слайд 18. В 2008 году из учащихся 7-го класса набран новый казачий кадетский класс численностью 23 ученика. 28 февраля 2009 года в культурно-спортивном комплексе «Уренгоец» в торжественной обстановке кадеты приняли присягу.
Слайд 19. В 2012 году состоялся второй выпуск казаков, а на их место пришли 23 совсем юных шестиклассника, которые уже много знают о казачестве сибирском. Штаб Пуровского станичного казачьего общества уделяет большое внимание развитию и пропаганде казачьей культуры. Сегодня казачьи песни во весь голос слышны на всех праздниках и торжественных мероприятиях. Это очень важная часть нашей каждодневной работы. Песня!
Слайд 20. Богата Сибирь казачья на традиции и обряды! перечислим лишь некоторые из них:
Слайд 21. Масленица - неделя, предшествующая Великому посту и разделяющая в календаре зиму и весну. По православным пасхалиям празднование Масленицы начиналось за 56 дней до Пасхи и приходилось на время сыропустной недели. Являясь древнейшим праздником, Масленица объединила языческие и христианские верования. Основной обрядовой пищей на Масленицу и символом праздника являлись блины, потребляемые с маслом, сметаной, творогом и связанные с поминовением предков: их стряпали для «поминовения родителей» в Родительскую субботу (накануне масленичной недели), первый испеченный на Масленицу блин клали на слуховое окошко «для родительских душ» или отдавали старушкам на «помин души». Блины играли основную роль и в ритуале под названием «ходить к теще на блины», когда молодожены посещали родителей жены с непременным одариванием тещи и тестя подарками. Праздновать Масленку начинали с понедельника. Каждый день недели имел собственное название: понедельник - «встреча», вторник - «заигрыши», среда - «лакомка», четверг - «разгул», «перелом», «широкий четверток», пятница - «тещины вечёрки», суббота - «золовкины посиделки», воскресенье - «проводы», «прощеный день», «целовник».
Повсеместно любимым масленичным развлечением являлось катание на тройках лошадей, а у казачества также были широко распространены конские скачки. Любимым развлечением сибирских казаков была игра «взятие снежного городка».
В последний день масленичной недели («Прощеное воскресенье») устраивались проводы Масленицы.
В воскресенье вечером заканчивалось масленичное гуляние, и люди после вечерней службы в церкви шли к родственникам, крестным родителям, знакомым: несли им блины и просили прощения за «вольные или невольные обиды», причиненные ими в течение года.
3 недели назад и у нас была Масленица, вот мы и решили по традиции сибирских казаков угостить Вас блинами.
Слайд 22. Согласно "Положения" 1808 года казак выходил на службу с собственным вооружением, снаряжением, обмундированием и лошадьми. За это казак получал жалование 6 рублей 16,5 копеек ассигнациями, провианта 3 четверти и фуража на 7 месяцев. Служба казаков бессрочна - "доколе в силах".
Слайд 23. Первая регламентированная форма сибирцев появилась как признание заслуг сибирских казаков перед Россией - они получили особую форменную одежду уланского типа, не имевшую аналогов в других казачьих войсках: темно-синий мундир и такие же шаровары с алыми лампасами. Только сибирцам разрешили носить оружие по старинному обычаю сибиряков - карабин на левой стороне, а боеприпасы на правой.
Слайд 24.
Слайд 25. В 1909-м году, приказом по Военному Ведомству № 518 от 6 октября, казачьим войскам, кроме кавказских и гвардейских, была присвоена новая форма обмундирования, состоявшая из папахи, зимней и летней фуражки, парадного мундира, походного мундира, шаровар, шинели, полушубка, сапог, гимнастерки, шлема (взамен башлыка), перчаток, фуфайки
Слайд 26. Шашка - символ всей полноты прав у казака. Не обладающий полноправием шашку носить не мог. Вручалась казаку стариками в 18 лет, за особые заслуги раньше, без темляка (петля из ремня или ленты на рукоятке шашки, надеваемая на руку при пользовании оружием). В 22 года при отправке на службу казак получал погоны и темляк. Хранилась в семье на видном месте, передавалась от деда внуку, когда старик терял силу и менял шашку на посох. Если в роду не оставалось наследника, шашка ломалась пополам и укладывалась в гроб к умершему. На кругу голосовали шашками. По решению круга казак мог быть лишен права ношения оружия на определенный срок. Следующим наказанием было исключение из станицы и изгнание из казачества.
Слайд 27. А вот так выглядит современная парадная форма сибирских казаков.
Слайд 28. Сибирские казаки были первыми проводниками русской гражданственности и культуры на наших азиатских окраинах. Они первые в своем наступательном движении вглубь Азии проложили путь нашей торговле и промышленности. Под прикрытием казаков распространилась в Сибири промышленная и земледельческая колонизация. За казаком-воином шел в Сибирь крестьянин-земледелец, а за линией крепостей, редутов и форпостов образовались города и села с промышленным и торговым населением.
Особенно среди казаков было развито чувство товарищества. Эта черта характера была не просто заметной, но поистине неистребимой. Именно среди казаков возникла поговорка - сам погибай, а товарища выручай.