link10582 link10583 link10584 link10585 link10586 link10587 link10588 link10589 link10590 link10591 link10592 link10593 link10594 link10595 link10596 link10597 link10598 link10599 link10600 link10601 link10602 link10603 link10604 link10605 link10606 link10607 link10608 link10609 link10610 link10611 link10612 link10613 link10614 link10615 link10616 link10617 link10618 link10619 link10620 link10621 link10622 link10623 link10624 link10625 link10626 link10627 link10628 link10629 link10630 link10631 link10632 link10633 link10634 link10635 link10636 link10637 link10638 link10639 link10640 link10641 link10642 link10643 link10644 link10645 link10646 link10647 link10648 link10649 link10650 link10651 link10652 link10653 link10654 link10655 link10656 link10657 link10658 link10659 link10660 link10661 link10662 link10663 link10664 link10665 link10666 link10667 link10668 link10669 link10670 link10671 link10672 link10673 link10674 link10675 link10676 link10677 link10678 link10679 link10680 link10681 link10682 link10683 link10684 link10685 link10686 link10687 link10688 link10689 link10690 link10691 link10692 link10693 link10694 link10695 link10696 link10697 link10698 link10699 link10700 link10701 link10702 link10703 link10704 link10705 link10706 link10707 link10708 link10709 link10710 link10711 link10712 link10713 link10714 link10715 link10716 link10717 link10718 link10719 link10720 link10721 link10722 link10723 link10724
Илья Гашек
Должность:Системный редактор
Группа:Команда портала
Страна:Россия
Регион:Москва
Технология игрового обучения

Республика Татарстан
МБОУ "Шешминская основная общеобразовательная школа"
Учитель-предметник
Ахметзянова Р.А.

Слайд№1.

Я глубоко убеждена, что люди, в частности, ученики, усваивают хорошо то, что им интересно. Поэтому важно пробудить и поддерживать в детях интерес к своему предмету.

Темой нашего семинара мы взяли проблему «Ролевые игры как средство формирования интереса к изучению татарского языка». Ролевые игры — это одна ветвь методики игрового обучения. Эту технологию я выбрала для осуществления своей педагогической деятельности (Сл.№2) Игровое обучение — это интерактивный подход.

Оно имеет глубокие исторические корни. Собрав и изучив материал по истории развития технологии игрового обучения, я сегодня очень коротко предоставлю это вашему вниманию.

История возникновения

Игровое обучение имеет глубокие исторические корни. Известно насколько игра многогранна, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Но исторически одна из первых её задач — обучение. Не вызывает сомнения, что игра практически с первых моментов своего возникновения выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. С целью выработки необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей. Ещё в древних Афинах (VI—IV века до н. э.) пафос практики организованного воспитания и обучения пронизывал принцип соревнования (агонистики). Дети, подростки, юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах, самоутверждаясь и оттачивая свои лучшие качества. Тогда же зародились военные игры — манёвры, штабные учения, разыгрывание «боев». В X веке в школах среди методов обучения также популярны были состязания школьников, в частности, в риторике. Рутинное обучение выглядело так: учитель читал, давал образцы толкования, отвечал на вопросы, организовывал дискуссии. Учащиеся учились цитировать на память, делать пересказ, комментарий, описания (экфразы), импровизации (схеды). В Западной Европе в эпоху Возрождения и реформации к использованию принципов игрового обучения призывали Т. Компанелла и Ф. Рабле. Они хотели, чтобы дети без труда и как бы играя, знакомились со всеми науками. В XVI—XVII веках Ян Амос Каменский (1592 - 1670) призывал все «школы — каторги», «школы-мастерские» превратить в места игр. Всякая школа, по его мнению, может стать универсальной игрой и надо все осуществлять в играх и соревновании, сообразуясь с возрастом в школе детства, отрочества, юности и т. д. Джон Локк ^рекомендовал использовать игровые формы обучения. Ж.-Ж. Руссо, ставя задачи гражданского воспитания человека, предлагал программу педагогических мероприятий: общественно полезный труд, совместные игры, празднества. Как педагогическое явление игру одним из первых классифицировал Фридрих Фрёбель, теория игры являлась основой его педагогической теории. Подметив дидактичность игры, он доказал, что игра способна решать задачи обучения ребенка, давать ему представление о форме, цвете, величине, помогать овладевать культурой движения. Дальнейшее развитие игровых форм обучения и их изучение показало, что с помощью игры решаются практически все педагогические задачи.

Особую роль в современном становлении игрового обучения сыграло стихийное развитие игротехнического движения, опиравшегося в первую очередь на использование деловых игр, .которые послужили основой развития большой группы методов обучения, получивших название методов активного обучения. Теоретически их использование было обосновано в ряде концепций, в первую очередь в теории активного обучения. Первая деловая игра была разработана и проведена М. М. Бирштейн в СССР в 1932 году (М. М. Бирштейн, 1989). Метод был подхвачен и сразу получил признание и бурное развитие. Однако в 1938 году деловые игры в СССР постигла участь ряда научных направлений — они были запрещены. Их второе рождение произошло только в 1960-х гг., после того как появились первые деловые игры в США (1956 г., Ч. Абт, К. Гринблат, Ф. Грей, Г. Грэм, Г. Дюпюи, Р. Дьюк, Р. Прюдом и другие). Сегодня в России, в США, в других развитых странах нет такого учебного заведения, в котором не использовались бы деловые игры или игровые методы обучения.

Признаки и особенности методики

Игровому обучению присущи те же черты, что и игре:

  • свободная развивающаяся деятельность, предпринимаемая по указанию учителя, но без его диктата и осуществляемая учениками по желанию, с удовольствием от самого процесса деятельности.
  • творческая, импровизационная, активная по своему характеру деятельность.
  • эмоционально напряженная, приподнятая, состязательная, конкурентная деятельность.
  • деятельность, проходящая в рамках прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры и элементов общественного опыта
  • деятельность, имеющая имитационный характер, в котором моделируется профессиональная или общественная среда жизни человека.
  • деятельность, обособленная местом действия и продолжительностью, рамками пространства и времени. (В. Кругликов, 1999).

К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре и дети и взрослые действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости участников. Человек приоткрывается, отбрасывает в игре психологическую защиту, теряет настороженность, становится самим собой. Это может объясняться тем, что участник игры решает игровые задачи, увлечен ими и поэтому не готов к противодействию с другой стороны. Экспериментально было показано, что в ситуации некоторой рассеянности внимания иногда легче убедить человека принять новую для него точку зрения. Если чем-то незначительным отвлекать внимание человека, то эффект убеждения будет более сильным (В. В. Бойко, 1983). Возможно этим, в какой-то степени, определяется высокая продуктивность обучающего воздействия игровых ситуаций.

Игровое обучение отличается от других педагогических технологий тем, что игра:

  1. хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста.
  2. одно из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее участников в игровую деятельность за счет содержательной природы самой игровой ситуации, и способное вызывать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение. В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры.
  3. мотивационна по своей природе. По отношению к познавательной деятельности, она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность.
  4. позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться глубинного личностного осознания участниками законов природы и общества; позволяет оказывать на них воспитательное воздействие; позволяет увлекать, убеждать, а в некоторых случаях, и лечить.
  5. многофункциональна, её влияние на человека невозможно ограничить каким-либо одним аспектом, но все её возможные воздействия актуализируются одновременно.
  6. преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект. В качестве соперника, однако, может выступать не только человек, но и обстоятельства, и он сам (преодоление себя, своего результата).
  7. нивелирует значение конечного результата. В игре участника устраивает любой приз: материальный, моральный (поощрение, грамота, широкое объявление результата), психологический (самоутверждение, подтверждение самооценки) и другие. Причем при групповой деятельности результат воспринимается им через призму общего успеха, отождествляя успех группы, команды как собственный.
  8. в обучении отличается наличием четко поставленной цели и соответствующего ей педагогического результата (В. Кругликов, 1998).

Как на практике я использую методы, возможности игрового обучения?

Во-первых, это разыгрывание диалогов в предполагаемых ситуациях.(Слайд 4) Это постановка кукольных спектаклей по изучаемым произведениям, где это возможно.(Сл.5) В отдельных папках хранятся куклы из картона для таких постановок, ученики сами их делают. Это инсценировка произведений или отдельных отрывков (Сл.6-10).

Для ознакомления с историей татарского народа, культурой разучиваем татарские народные игры, их использую на физкультминутках. Разучили такие игры как “Зимчәчәк”, “Каравылчы”, “Әйт, күгәрчен”, “Утыр, утыр,Мәликә”, “Миңлебай”, “Исем табыш”.(Слайды 11,12) При этом обнаруживаются интересные совпадения. Некоторые современные игры, которые используются на вечерах, своими корнями уходят в татарские народные игры. В частности,нпр., всем знакома игра со стульями, когда участники под музыку танцуют вокруг стульев и, когда музыка останавливается, стараются быстрей занять стул, п.ч. их на1 меньше, чем участников.Эта игра - упрощённый вариант татарской нар. игры «Каравылчы».Там тот же принцип, но играющие говорят определённые слова, отвечают каравылчыга, повторяют его движения, потом только бегут занять стулья.

Физкультминутки использую и для формирования интереса к культуре, традициям татарского народа. Под музыку «Әпипә”выполняем элементы татарского танца, беру некоторые традиционные игры из Сабантуя.(Слайды 13-15)

Для поддержания интереса к изучению тат.языка, для воспитания таких качеств, как человечность, милосердие, сострадание, для обогащения словарного запаса включаю в программу уроков разные поговорки, пословицы, загадки, анекдоты, использую в этих целях и периодическую печать: газеты «Безнең Чирмешән”, “Кәеф ничек”. Старшеклассникам задаю на дом задание подготовить коротенькие сообщения о новостях в районе, республике, России, в мире. Для этого им приходится обращаться к периодике, смотреть татарские передачи.

Так же для поддержания интереса к изуч.татарского языка использую приёмы других методик. Напр., проектную технологию. С учащимися 10 класса выполнили проект «Минем шәҗәрәм”( “Моя родословная”) (Слайды17 -18) после прочтения произведения Т.Миннуллина. Эта ученица в процессе работы над проектом узнала, что их род ведётся от француза по фамилии Лепень, которого на русский манер назвали Лепенин. Мы говорили о том, что как дерево с сильными корнями не поддаётся природным катаклизмам, так же и люди, понимающие свою суть, знающие своих предков, свои корни, не теряются в этой жизни. Пришли к выводу о том, что человеческая жизнь не ограничивается только отрезком времени между двумя датами: датой рождения и датой смерти. Что жить по-настоящему — это значит своей жизнью продлить свой род, его прекрасные традиции. На сегодняшнем уроке увидели проекты “Афиша” и “Программка”. Для их выполнения ученикам пришлось выполнить очень большую работу:

- ознакомиться с образцами

- ознакомиться с законами жанра

- наметить план действий

- самостоятельно выполнить работу на компьютере.

Возможности информационных технологий тоже использую для поддержания интереса к изучению языка. Безусловно, никакая машина не может заменить живое естественное общение при совершенствовании речевых навыков, но чувство радости, удовлетворения, которые испытывает ученик в результате своих поисков,нпр., в Интернете, по словам Сухомлинского “не может не оказать положительного влияния на повышение качества знаний”.

В каждом классе есть ученики, которые стали изучать тат.язык , только попав в нашу школу и требуют особого внимания. Во внеклассные, внеурочные мероприятия мы стараемся привлечь всех учащихся. В сегодняшнем мероприятии, посвящё нном жизни и творчеству поэта-патриота Мусы Джалиля , в показе стихотворения-игры “Күрсәт әле”участвовали все ученики 5-6 классов, стихотворение «Җырларым” рассказывали все ученики 7 класса. При планировании этого мероприятия мы поставили целью, чтобы стихи поэта прозвучали на языках всех обучающихся: русском, татарском, чувашском и мордовском. Ученики мордовской и чувашской национальностей почему-то очень стесняются своего языка, было сложно уговорить их выступить на родном языке.Мы планируем 21февраля-в день Родного языка-провести уроки по теме “Туган телеңне, ата-анаң телен, бел һәм хөрмәт ит”.

Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности