Россия, Республика Татарстан, г. Набережные Челны
Детский сад №82 "Подсолнушек"
Воспитатель
Файзрахманова Лилия Камилевна
Введение
Силу воздействия цвета на человека, на его здоровье и сознание давно заметили представители самых разных наук: многие философы и физики, физиологи и врачи, снова и снова обращались к проблеме цвета, пытались ее решать — каждый по своему, чаще на ощупь, интуитивно. У колыбели цветоведения стояли величайшие умы человечества — Аристотель, Леонардо да Винчи, Ньютон, Гете, а в наше время — И.П. Павлов, С.Н. Вавилов и многие другие.
Вопрос влияния цвета на человека, рассматривался многими авторами. В частности, влияние цветового воздействия на изменения порогов тепловых, вкусовых, слуховых ощущений, восприятия веса, самочувствие и настроение людей исследовалось в работах М. Дерибере, В.И. Иванова, Ч.А. Измайлова и др. Имеются публикации, подтверждающие связь предпочтения цветов с потребностью во внешней стимуляции, с активностью, эмоциональной напряженностью, характеристиками тонуса вегетативной нервной системы (Г.А. Аминев, В.Ф. Петренко).
Кроме того, имеются работы, в которых исследовано влияние цвета на формирование «Я - концепции» (К.В. Андреева, П.В. Яньшин). Показано, что действие цвета имеет определенную семантическую структуру и подчинено закономерностям, понимание которых позволяет предсказывать реакцию человека на цвета в различных ситуациях.
Цвет воздействует на человека с рождения. Цвет помогает людям общаться. Цвет посылает сигналы, простые и сложные, и человек непроизвольно внутренне реагирует на них. Цвет может быть притягивающим и отвращающим, успокаивающим и будоражащим, соблазнительным или возбуждающим.
У каждого есть любимые и нелюбимые цвета. Мы часто занимаемся цветотерапией, даже не ставя при этом преднамеренной цели. Облачаясь в одежду любимого цвета или наслаждаясь красками природы, мы ощущаем комфорт, спокойствие и внутреннее удовлетворение. Нелюбимые же цвета мы предпочитаем отвергать, ослабляя тем самым неблагоприятное воздействие. Цветовой язык массовой моды тоже несет психологическую информацию, он не случаен и произволен, а закономерно, хотя зачастую и бессознательно выражает состояние людей.
Макс Люшер, психолог и исследователь в области цвета, изучал выбор оттенков из цветовой гаммы различными людьми. Он пришел к заключению, что реакция людей на цвет имеет глубокие корни в самом человеке, что выбор цвета отражает психологические качества, а также гормональные нарушения в нем.
Цвет занимает умы ученых многих областей: физиологов, физиков, психологов и др. И если с «физическим фундаментом» цвета, который заложил в свое время И.Ньютон, уже относительно все известно и изложено в учебниках - по физике, то в психологии цвета ещё остается много разногласий и неизученного в отношении человека к цвету, его воздействии на психику в разных психических состояниях, в выборе предпочтений цветов людьми с разным типом В.Н.Д. и др.
Анализ психологической литературы показывает, что первые проявления индивидуального своеобразия в цветовосприятии наблюдаются уже с первых дней жизни. В частности, на разностную цветовую чувствительность в первые дни жизни указывается в работах Н.И. Красногорского, А.В. Зоновой, М.Я. Басова.
1. Возрастные особенности восприятия цвета
Новорожденный ребенок, развивая способность видеть, начинает с того, что приобретает способность различать контраст, т.е. яркость и темность. Различие контраста — самая ранняя и наиболее примитивная форма зрительного восприятия. Особенности детского восприятия заключается в том, что зрительный аппарат ребенка еще недостаточно сформирован и оценки психического, физиологического и эстетического порядка выступают на равных и тесно слиты с нравственной оценкой.
В «Учении о цветах» И.В.Гете содержится раздел, посвященный «чувственно-нравственному» действию цвета. «Под этим действием Гете понимал душевный отклик, рождающийся у наблюдателя при восприятии цвета».
Анализ работ, посвященных исследованиям особенностей процессов цветовосприятия и цветопередачи детей показал, что существуют различные суждения относительно различения и использования ребенком цвета в рисовании.
Что касается первоначальных возможностей ребенка в области цветовой восприимчивости, то, по мере усовершенствования методики исследования начало цветоразличения все больше приближается к начальным моментам жизни ребенка.
А.В.Зонова установила у детей наличие цветовой разностной чувствительности. Оказалось, что 37% детей от 15 часов до 17 дней жизни реагируют на изменение цвета. Спустя несколько месяцев, как утверждает данный автор, число детей, различающих цвета, увеличилось до 50%. Основными цветами, которые различались испытуемыми, являлись красный и зеленый.
В ходе исследования Ионесса было установлено, что тонкость различения насыщенности возрастает таким образом, что к 14 годам она становится в 2-3 раза больше, чем в 6-7 лет.
Малыши плохо разбираются в оттенках каждого цвета, они просто не различают этих различий, которые, по-видимому, еще не имеют для них существенного значения. Результаты исследований А.А.Люблинской подтвердили, что большинство детей 3-4-х лет в общем хорошо различают цвета и даже знают многие их оттенки, «однако при раскрашивании своих рисунков совсем не замечают тех цветовых оттенков, которые характерны для какого-нибудь предмета.
Детей от одного года до трех лет особенно привлекают яркие, красочные предметы. Если ребенку дают малознакомые вещи, то ребенок ориентируется на знакомый или привлекательный для него цвет.
Для того, чтобы выявить предпочитаемый цвет предлагается приобрести для ребенка-дошкольника коробку карандашей с 12-тью цветами, одинаково хорошо подточить все карандаши. В течении месяца пронаблюдать какие карандаши после рисования приходится подтачивать чаще. В результате окажется, что к концу месяца одни карандаши будут короче, другие останутся прежней длины. Цвет коротких карандашей и будет предпочитаемым в данный период времени для этого ребенка.
Конечно, здесь очень важен такой фактор, как разнообразие тематики детского рисунка. Если ребенок в экспериментальный период будет рисовать только то, что непосредственно увидел, наблюдал в природе, в окружающей жизни или на основе прослушанных сказок, то выбор цвета в этом случае будет уже запрограммирован.
Для объективного выявления предпочитаемого цвета на определенном этапе развития ребенка чаще предлагать нарисовать что-то по замыслу, например: волшебный воздух, озорной ветер, геометрический орнамент и др.
Для более точного определения предпочитаемого цвета ребенком родителям также нужно знать, нет ли у ребенка так называемого «цветового голода», т.е. есть ли разнообразие цветов и оттенков в окружающей среде: среди игрушек, одежды, оформлении интерьера, карандашей и т.д. Ведь если в коробке карандашей ребенок впервые увидит тот или иной цвет, то данный цвет вызовет у него большее внимание, интерес, и рисовать этим цветным карандашом ребенок будет чаще.
Данные исследования С.З. Садыковой показали, что существует взаимосвязь цветовых предпочтений в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с особенностями проявлений типов темперамента. Периодически, в течении длительного времени детям предлагалось нарисовать что-то по замыслу. Тематика рисунков предполагала проявление индивидуальности, и в выборе цветов, и в изображении заданной темы. В разработанных темах было предусмотрено отсутствие в будущем содержании рисунков влияния социальных стереотипов в цветопередаче. Темы рисунков были подобраны такие, которые нельзя увидеть в окружающей обстановке, природе, подсмотреть в иллюстрациях; Были предложены темы, которые не связаны с социальным стереотипом восприятия цвета .
С малых лет детей начинают знакомить с эталонами, в том числе, с эталонами цвета. При наблюдениях в природе дети говорят, что небо голубое, трава зеленая, а снег белый, т.е. определяют принадлежность цвета к определенным предметам, явлениям. Для изображения их в рисунках дети часто берут соответствующие цвета. Необходимо было исключить влияние стандартных ситуаций, за которыми фигурируют определенные цвета. Поэтому, темы были разработаны такие, где не нужны эталонные привязки цветов к определенным предметам.
Для учета такого фактора, как влияние состояния ребенка на выбор цвета в процессе изобразительной деятельности, перед началом занятия каждому ребенку предлагалось из цветных карточек выбрать цвета, которые нравятся сейчас. Выбор цвета каждым испытуемым фиксировался в дневнике наблюдений. В ходе занятий по рисованию важно было выявить, какие цвета красок больше и чаще использует каждый из детей.
Участвовали дети, начиная со старшего дошкольного возраста, т.к. только в старших группах ДОУ вводятся акварельные краски. Детей знакомят со свойствами этих красок; учат, пользуясь палитрой, получать разные оттенки одного цвета по светлоте, насыщенности, дополнительные цвета. Кроме того, со старшей возрастной группы в ДОУ предлагается коробка карандашей с 12-ю цветами. Все это дает богатую возможность через изобразительную деятельность знакомить детей с разными цветами и оттенками. Начиная с этого возраста, на занятиях по изобразительной деятельности и вне их есть свобода выбора детьми цветов и оттенков.
При анализе детских рисунков учитывалось и количество использованных цветов, и их процентное отношение, а также фиксировался доминирующий цвет. Таким образом, у каждого ребенка по всем его рисункам по замыслу был вычислен доминирующий цвет. Всего в ходе эксперимента было проанализировано около тысячи рисунков у 238 детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Полученные данные позволили сделать определенные выводы. Один из них: основными цветами, используемыми в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, в выборе которых в наибольшей степени проявляются особенности темперамента, являются желтый, красный, голубой цвета.
2. Факторы, влияющие на развитие цветовосприятия детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Сравнительный анализ, проведенный В.С.Мухиной по использованию «неподражательного» цвета детьми, показал, что выбор этого цвета закономерен. Цвет несет безусловную информацию, выражающую отношение, и одновременно используется как выразительное средство. Своими исследованиями В.С.Мухина доказала, что на протяжении всего дошкольного возраста наблюдаются тенденции выбора «неподражательного» и действительного цветов. Но в условиях, когда взрослые постоянно указывают ребенку, что «так не бывает», и сообщают, каким цветом следует закрашивать тот или иной предмет, «неподражательное» использование цвета не удерживается надолго .
Влияние усвоенных эталонов столь сильно, что свойство воспринимаемых предметов «подгоняются» под эталонные значения. Этот факт был доказан экспериментально в исследовании Л.А.Венгера на материале восприятия цвета детьми 3-х лет: дети, имеющие представления о желтом цвете, но не знакомые с оранжевым, воспринимают и запоминают оранжевый как желтый, «подтягивая» его к эталону. Очевидно, что чем определеннее набор эталонов цвета (зеленая трава, синее море, желтое солнце и т.д.) тем дольше ребенок по мере взросления будет находиться в пределах «детского восприятия». И наоборот, чем шире и вариативнее набор цветовых сочетаний, тем больше возможность выбора, тоньше анализаторские свойства восприятия .
Этапы развития цветового восприятия у детей наиболее полно, доказательно и последовательно раскрыты в исследовании Е.И.Игнатьева. Автор отмечает, что дети трехлетнего возраста раньше учатся различать цвета, чем применять их в рисунке. Несмотря на четкую и ясную для них инструкцию, дети не могут выполнить задание - раскрасить рисунок точно такой же краской, которой окрашен изображаемый предмет. Это происходит из-за того, что «в данном возрасте дети не умеют сличать цветной эталон с цветом соответствующего карандаша» и выделить цвет в окрашенном предмете. Е.И.Игнатьев отмечает, что трехлетние дети предпочитают рисовать красным карандашом, но если его убрать, то они удовлетворяются и другими карандашами.
Долгое время дети пытаются закрашивать рисунки в произвольный цвет, а не в цвет, соответствующий изображаемому предмету. Даже научившись пользоваться цветом для изображения, они часто сбиваются на произвольную» окраску, т.е. «неподражательный цвет».
Взрослые, называя цвет предметов, постоянно подкрепляют у ребенка восприятие локального цвета. В результате вырабатывается связь между локальным цветом и обозначающим его словом, которая облегчает ребенку выделение соответствующего цвета в других предметах. Знание наименований цветов предметов способствует выработке цветовых дифференцировок у дошкольников. Как правило, к 6-7-ми годам дети уже хорошо знают название цветов. Но только к старшему дошкольному возрасту дети начинают замечать изменения цвета в зависимости от освещения, но все же, чаще всего, выразить это в рисунках еще не могут. В этом возрасте дети уже не только тонко различают оттенки цветов, но и относят их к определенным предметам и узнают по ним их отдельные состояния и свойства: «это зеленая елочка, она молодая, светло-зеленая… Осенний лист уже завял, он потемнел и завял и т.д.»
Таким образом, о восприятии и использовании цвета дошкольниками, можно сказать, что:
- ребенок с раннего возраста тянется, выделяет яркие локально окрашенные цвета, рано начинают воспринимать, «выделять среди других цветов красный цвет, затем, чаще всего, зеленый, синий»;
- в начале ребенок ничего не изображает, ребенок просто оставляет цветные пятна на бумаге;
- затем появляется эталонность восприятия цвета предметов под воздействием окружающих взрослых; по мере развития речи названия цветов начинают закрепляться: в начале конкретно за каждым предметом и лишь где-то к 4-м годам постепенно эта привязка определенного цвета к конкретному предмету начинает исчезать;
- к старшему дошкольному возрасту ребенок начинает различать, выделять и называть оттенки цветов, кроме этого по оттенкам цвета может определить состояние, свойства предметов.
В младшем школьном возрасте продолжается развитие восприятия. Совершенствование восприятия неотрывно от общего умственного развития ребенка. Цвет становится акцентированным компонентом воспринимаемого предмета тогда, когда он:
- становится сигналом в результате специально выработанного рефлекса;
- является характерным признаком предмета;
- обозначается словом при восприятии незнакомого предмета;
- конкурирует с незнакомой детям абстрактной для них формой.
Список литературы
1. Венгер JI.A., Венев И.Д. Развитие восприятия цвета в дошкольном детстве. Формирование восприятия у дошкольника /Под ред. А.В. Запорожца, Л.А. Венгера . М., 1968,- C.34-61.
2. Зюзько М.В. Пять шагов к себе. - М.:Приор, 1992- 205с.
3. Люшер М. Цвет вашего характера. // Сара Д . Тайны почерка.- М.,1996-400с.
4.Садыкова С.З. Психология цветовосприятия и цветопередачи- Казань, 2006 -78 с.