Россия,ХМАО-Югры,Нефтеюганский район,г.п. Пойковский
МОБУ "СОШ №4"
Учитель русского языка и литературы
Ковпак Ирина Анатольевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обоснование актуальности
новизны и значимости программы
Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения, позволяют без трудностей подготовить учащихся к экзамену по русскому языку в 11 классе. Последние результаты ЕГЭ в 11 классе свидетельствуют о том, что особые затруднения у выпускников вызывает именно написание сочинения-рассуждения. При существующем количестве часов по русскому языку в 11 классе (35 часов в учебном году, 1 раз в неделю) учителю необходимо не только объяснить и закрепить изученный материал, но и подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения. Предоставленный курс помогает учителю преодолеть трудности вподготовке учащихся к сочинению-рассуждению к ЕГЭ в 11 классе.
Новизна программы:
- в выделении дополнительных часов на уроки развития речи;
- в логике построения учебного материала, для формирования навыков лингвистического анализа;
- в определенном планировании занятий (но вовсе не обязательном), так как распределение часов для подготовки учащихся во многом зависит от уровня подготовленности учащихся;
- в предоставлении большого количества разнообразных упражнений и тестовых заданий, которые можно использовать выборочно. Отбор предложенных для анализа текстов осуществлен с точки зрения нравственного и эстетического воспитания старшеклассников. Варианты заданий и занятий в целом позволяют
учителю использовать материал в зависимости от психолого-педагогических особенностей класса или группы учащихся;
- в акцентировании внимания взаимопроверке, рецензированию, редактированию текстов;
- в систематизировании занятий для постепенного накопления умений: осмысление авторского текста, создание текста с опорой на образец, написание собственного текста;
- в отсутствии необходимости обеспечения дополнительной литературой как учителя, так и учащихся. Все, что необходимо для работы, содержится в методическом обеспечении к данному элективному курсу.
Значимость данной программы состоит в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусства речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика.
Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи. -
Материал построен таким образом, что соблюдается единство программы, ощущается взаимосвязь между отдельным занятием и всем курсом в целом. С целью предотвращения перегрузки учебный материал распределен таким образом, что практически не требуется домашней подготовки.
В структуре занятий учтена необходимость систематического повторения некоторых разделов языкознания, изученных с 5 по 9 классы; даны разные типы заданий: словарная работа, лингвистические задания различной сложности, тестовые задания, практические работы, на выбор учителя предлагается несколько вариантов авторских текстов по определенной тематике.
С первого занятия учащиеся четко представляют конечный результат: перед ними сформулированы цели курса.
Разработанный материал можно использовать для курсов по выбору в 8-9 классах, для классов с углубленным изучением филологических дисциплин, на уроках развития речи в старших классах при подготовке к ЕГЭ. Тестовые задания к текстам составлены на основе заданий ЕГЭ 2011 года в 11 классе, материал уроков предусматривает подготовку учащихся к выполнению тестовых заданий ЕГЭ и творческого задания.
Цели данной программы:
- научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста;
- подготовить учащихся к сдаче школьного и вступительного экзамена по русскому языку;
- оказать помощь учащимся в формировании нравственной позиции;
- способствовать интеллектуальному развитию ученика;
- воспитать деловые качества у человека, готовящегося вступить в самостоятельную жизнь через ЕГЭ-ЦЕНТР http://gia-centr.ru/
Цели и задачи образовательной области и учебного курса
Теоретические:
- освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете.
Развивающие:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления;
- развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку.
Практические:
- совершенствование коммуникативных умений;
- овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста;
- поддерживать беседу, вести спор;
- адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения;
- логично и образно излагать свои мысли, составлять связанное высказывание, создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;
- совершенствовать и редактировать текст;
- применять полученные знания в работе над разнообразной устной и письменной информацией.
Воспитательные:
- воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- воспитание интереса и любви к русскому языку;
- воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;
- воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;
- воспитание требовательности к себе, объективности в самооценке.
Кроме того, данный курс помогает решать задачи литературного образования: воспитывать внимательного читателя, учить размышлять над прочитанным, извлекая нравственные уроки.
Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии,
на которых базируется данная программа,
роль и место программы
в образовательном маршруте обучающегося
Доминирующей идеей курса «Создай совершенство» является:
- формирование у учащихся высокой коммуникативной, языковой, лингвистической, эстетической и нравственной компетенции.
Занятия данного курса базируются на знаниях, полученных на уроках литературы и русского языка в У-1Х классах. Теоретической основой данного курса является:
- лингвистический, стилистический анализ текста;
- система языковых понятий и функционирования;
- различные виды упражнений и заданий, стимулирующие активные речевые действия и задачи.
Принципы, на которых базируется программа:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся
- уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной
требовательностью;
- комплексный подход при разработке занятий;
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- научность, связь теории и практики;
- преемственность;
- наглядность;
- систематичность и последовательность;
- прочность полученных знаний;
- активность и сознательность обучения.
Применяемые технологии:
- технологии исследовательской деятельности учащихся;
- технологии проблемного обучения.
Роль программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик:
- овладевает глубокими и систематизированными знаниями языковых норм;
- способен работать над разнообразной информацией,
- может корректно выразить свое мнение по различным проблемам;
- способен аргументированно доказать собственную точку зрения.
Предлагаемая программа учит учащихся создавать собственный текст, совершенствовать написанное, использовать ИВС, работать с различными словарями.
Обоснование отбора содержания и общей логики и последовательности его изучения
Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, средствах художественной выразительности, коммуникативных качествах речи, тексте, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа авторского текста, в составлении собственного текста.
Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по составлению собственного текста-рассуждения.
Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей, экологией, риторикой.
При отборе материала составитель руководствовался отсутствием материала в учебных пособиях, возрастными интересами учащихся и проблематикой возраста.
Учебная программа данного курса сочетается с внеучебной деятельностью: элективными курсами по риторике, стилистике, словесности, культуре речи, «Обучение сочинению в жанре эссе» (для 9-11 классов), факультативным курсом «Теория и практика сочинений различных жанров» (для 9-11 классов), а также с внеклассными мероприятиями в форме диспутов, с олимпиадами, исследовательской деятельностью, индивидуальными и групповыми консультациями.
Разработанный материал можно использовать для проведения элективного курса в 9 классах, курса по выбору в 10 классах, для классов с углубленным изучением филологических дисциплин, на уроках развития речи в старших классах при подготовке к ЕГЭ. Тестовые задания к текстам составлены для отработки речеведческих навыков. Материалы занятий и приложения (составлены на основе заданий ЕГЭ 2009 года в 11 классе) предусматривают качественную подготовку учащихся к выполнению тестовых заданий ЕГЭ и творческого задания.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Перечень разделов |
Всего |
Кол-во лекц. занятий |
Кол-во практических занятий |
Формы контроля |
Виды контроля |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 2 3 |
Текст как результат речевой деятельности. Основные требования к творческой работе. Обучающее сочинение-рассуждение. Средства выразительности речи. Лингвистический анализ текста. Виды связи предложений в тексте. Лингвистический анализ текста. Сочинение-рассуждение о русском языке |
2 1 1 |
1 |
1 1 1 |
Творческая работа, тест Тест, таблица Тест, таблица |
Входной контроль Тематический Тематический |
4 5 6 7 8 9 10 |
Типы грамматических ошибок(нарушение морфологических и синтаксических норм). Рецензирование, редактирование собственной творческой работы. Рецензирование творческих работ на основе примеров. Виды речевых ошибок. Сочинение- рассуждение о Родине. Рецензирование и редактирование собственной творческой работы. Сочинение- рассуждение 0 нравственных проблемах. Рецензирование и редактирование собственной творческой работы. |
2 1 2 2 1 2 1 |
2 1 2 2 1 2 1 |
Индивидуальная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Творческая работа Самостоятельная работа Творческая работа Само- стоя- тельная работа |
Тематический. Текущий Итого- вый ТематическийТекущий Итого- вый. Тематический Текущий ТематическийИтоговый Итоговый. Тематический. Текущий |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
11 12 |
Обучающее сочине ние-рассуждение об экологических проблемах. . Творческая мастерская. Сочинение- рассуждение по словам мудрых людей. |
2 2 |
2 2 |
Творческая работа Творческая работа |
Итоговый Итоговый |
Содержание курса.
Тема 1. Вводное занятие.
Текст как результат речевой деятельности.
Основные признаки текста (смысловая цельность, завершенность, связность текста, соответствие содержания заголовку). Основные требования к творческой работе. Обучающее сочинение-рассуждение(2 часа). Стили речи. Типы речи. Композиция сочинения-рассуждения. Критерии и нормативы оценки творческой работы. Лингвистический анализ текста.
Тема 2. Средства выразительности речи(1 час). Композиция сочинения-рассуждения. Лингвистический анализ текста. Понятие о средствах выразительности речи и их роли. Совершенствование написанного.
Тема 3.Виды связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте (1 час) Лингвистический анализ текста. Средства связи предложений в тексте. Цепная и параллельная связь. Лексические и морфологические средства связи предложений в тексте. Сочинение-рассуждение о русском языке.
Тема 4. Типы грамматических ошибок(нарушение морфологических и синтаксических норм русского языка)
Ошибка-это нарушение требования правильности речи. Нахождение различных ошибок в письменной речи - показатель уровня владения нормами литературного языка.
Грамматические ошибки и их устранение(2 часа).
Тема 5. Рецензирование и редактирование собственной творческой работы. Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов(1 час).
Тема 6. Рецензирование и редактирование творческой работы на основе примеров (2 часа). Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.
Тема 7. Виды речевых ошибок.
Речевые ошибки - это ошибки, связанные с неудачным
употреблением правильно образованных слов, словосочетаний
или предложений.
Употребление слова в несвойственном ему значении.
Нарушение лексической сочетаемости.
Употребление лишнего слова (плеоназм).
Употребление рядом однокоренных слов.
Неоправданные повторы. Употребление слов или выражений иной стилевой окраски. Бедность и однообразие синтаксических конструкций. Неудачный порядок слов. Сочинение-рассуждение о Родине. Лингвистический анализ текста художественного стиля. Тема и проблема текста. Корректное изложение собственного мнения по проблеме, ее комментарий. Позиция автора. Аргументы(2 часа).
Тема 8. Рецензирование и редактирование собственной творческой работы (1 час). Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.
Тема 9. Обучающее сочинение-рассуждение о нравственных проблемах. Лингвистический анализ текста художественного стиля. Тема и проблема текста. Корректное изложение собственного мнения по проблеме, ее комментарий. Позиция автора. Аргументы. Оформление работы(2 часа).
Тема 10. Рецензирование и редактирование собственной творческой работы (1 час). Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.
Тема 11. Обучающее сочинение-рассуждение об экологических проблемах. Лингвистический анализ текста публицистического стиля. Тема и проблема текста, ее комментарий. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Позиция автора. Аргументы.
Тема12. Творческая мастерская. Сочинение-рассуждение по словам мудрых людей (2 часа).
Планируемый результат
В результате обучения написанию творческой работы по данной программе ученик должен:
- Иметь представление:
- о коммуникативной функции языка;
- о литературном языке как основе художественной литературы;
- о языковых нормах и их признаках.
- Знать:
- Смысл основных понятий: речь устная и письменная, ситуация речевого общения, тема текста, идея, проблема, комментарий, авторская позиция, аргументы;
- требования к сочинению части С (критерии оценивания);
- стили речи и их признаки;
- особенности жанра рассуждения;
- признаки текста и его функционально смысловые типы;
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка;
- основные нормы речевого этикета;
- специфику работы с публицистическим и художественным текстом при написании сочинения-рассуждения части С;
- Уметь:
- различать стили речи;
- проводить лингвистический, стилистический анализ текста;
- вести спор, соблюдая правила речевого этикета;
- Определять проблему публицистических и художественных текстов и формулировать ее разными способами;
- выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста;
- определять авторскую позицию, адекватно и корректно выражать собственное мнение к фактам и явлениям окружающей действительности;
- подбирать убедительные доказательства своей точки зрения, адекватно выражать собственное мнение;
- свободно, правильно, логично и образно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;
- создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;
- осуществлять речевой самоконтроль: находить ошибки и исправлять их, совершенствовать и редактировать текст;
- извлекать необходимую информацию из различных источников, включая жизненные ситуации и средства массовой информации, свободно использовать ее в творческой работе;
- применять полученные знания в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения.
Аппарат контроля. Содержание контроля
№ п/п |
Перечень разделов и тем |
Уровень контроля |
Требования к знаниям |
Требования к умениям |
Общеуч. навыки |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 2 3 |
Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе. Основные аспекты анализа текста Работа с авторскими текстами Обучающие работы над созданием собственного текста |
Уровень знакомства (распознавания) Репродуктивный уровень Уровень полно- ценных знаний |
Знать основные требования к работе. Композиция творческой работы, смысл понятий: речь устная и письменная, ситуация речевого общения Понятия: стили речи, типы речи, средства выразительности связь предложений в тексте, тема текста, проблема, авторская позиция, корректное изложение собственного мне ния по проблеме, аргументы. Понятия: тема текста, проблема, авторская позиция, корректное изложение собственно- го мнения по проблеме, аргументы. |
Разбираться в нормах оценки Производить лингвистический анализ текста с по- мощью учителя. Производить лингвистический анализ текста, адекватно пере- давать со- держание текста, определять |
Оформлять записи в тетради Оформлять записи в тетради. Находить необходимую информацию в тексте Планировать работу. Аргументированно выражать собственное мнение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
4 |
Самостоятельное создание собственного тек- ста |
Уровень транс- формации |
Композиция текста. Основные нормы литературного языка, основные нормы речевого этикета Понятия: тема текста, проблема, авторская позиция, корректное изложение собственно- го мнения по проблеме, аргументы. Композиция текста |
авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения, уметь составлять текст по за- данной мо- дели Самостоятельно производить лингвистический анализ текста, уметь составлять собственный текст по за- данной мо- дели. Уметь совершенствовать и редактировать текст |
Планировать работу, выбирать необходимую информацию из различных источников, логично и образно излагать свои мыс- ли, составлять связное высказывание |
Методическое обеспечение учебного процесса Ведущие методы и приемы: Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся |
|
Разновидность метода |
Приемы |
Метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации. Метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации Метод передачи информации с помощью практической деятельности |
Лекция, беседа, рассказ, дискуссия, инструктаж. Наблюдение, экспериментальная задача, иллюстрирование (готовый текст) Практические упражнения, составление плана, рецензирование, редактирование, трудовая деятельность |
Методы стимулирования и мотивации ученика |
|
Разновидность метода |
Приемы |
Эмоциональный |
Поощрение, создание ситуации успеха, свободный выбор успеха. |
Познавательный |
Создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, выполнение заданий |
на смекалку |
|
Волевой |
Предъявление учебных требований, информация об обязательных результатах обучения, прогнозирование будущей деятельности |
Социальный |
Демонстрация заинтересованности результатами своей работы |
Методы контроля и самоконтроля
Разновидность метода |
Приемы |
Устный Письменный Самоконтроль |
Индивидуальный опрос, «тихий опрос». Сочинение Самоконтроль по образцу |
Формы организации на занятии:
- индивидуальные;
- фронтальные;
- групповые.
Технологии:
- технологии исследовательской деятельности учащихся;
- технологии проблемного обучения.
Условия реализации программы
Перечень имеющегося и разрабатываемого учебного, научно-методического и дидактического материала:
1. Авторская программа курса по выбору «Анализ художественного текста».
2. Методическое пособие к авторской программе курса по выбору «Анализ художественного текста».
3. Демонстрационные варианты тестовых заданий экзамена в 11 классе.
Образцы сочинений — рассуждений части С.
Как прекрасны стихи Сергея Есенина! Читая их, мы открываем перед собой неизвестный, но такой манящий мир, который полон светлых чувств, романтики и надежды. Но немногие из читателей задают вопрос, каким образом «малограмотный рязанский парень» начал создавать такие прекрасные, глубокие стихи? На этот вопрос и отвечает Е. Осетров, автор текста.
Публицист в данной статье поднимает проблему главных истоков поэзии Есенина. Для истинных любителей произведений этого поэта, я считаю, эта статья будет очень интересна и поучительна. Здесь автор рассматривает различные точки зрения на то, откуда черпал знания С. Есенин, чтобы получились такие прекрасные произведения. Можно ли, не имея образования, благодаря только природному дару стать большим поэтом.
Автор считает, что «на художественное воспитание поэта, вне сомнения, оказали решающее влияние народные эстетические идеалы, атмосфера семьи». Это, конечно, является основным, но не единственным составляющим. Также большое влияние на творчество поэта оказало то, что он был человеком очень начитанным, интересующимся искусством. С. Есенин часто общался с образованными людьми.
Нельзя не согласиться с автором. Ведь именно семья и книги являются основой нашего воспитания. Отношения родителей, семейные традиции - всё это оказывает большое влияние на духовное и нравственное становление человека. Именно в детстве в нас закладываются навыки и знания, которые дают нам опору для движения по сложному жизненному пути. Помимо этого большое влияние оказывает народная культура страны, в которой живёт человек, её традиции и обычаи. Стать большим художником благодаря только одному природному дару невозможно. Художник должен учиться, используя все представляющиеся для этого возможности.
С. Есенин создал множество прекрасных стихотворений, которые пропитаны огромной любовью к своей родине. Побывав за границей, исколесив всю страну, он всё равно остался поэтом «золотой бревенчатой избы», ведь он дорожил своими корнями, был верен своим идеалам.
«К чёрту я снимаю свой костюм английский,
Что же дайте косу, я вам покажу.
Я ли вам не свойский? Я ли вам не близкий?
Памятью деревни я ль не дорожу?…»
Для меня ярким примером влияния семьи и книг на человека является творческая семья Калинушкиных нашего посёлка. Глава - Виктор Александрович- автор и исполнитель песен, Наталья Ивановна- руководитель и участник народного ансамбля. Их взрослые дети также занимаются вокальным искусством. Анастасия носит титул «лучший голос Нефтеюганского района», а Павел не раз становился лауреатом различных конкурсов.
Русский народ издавна уважают за его силу, храбрость и мужество. Но, как и у любого народа, у него есть не только положительные, но и отрицательные качества. И в данной статье «Нельзя уйти от самих себя» Д. С. Лихачёв рассуждает о национальном характере русских.
Известный литературовед затрагивает актуальную культурно - нравственную проблему национального характера русских. Почему же так непредсказуем и противоречив наш народ?
Д. С. Лихачев считает, что характер русских крайне противоречив. В нём совмещаются абсолютно несовместимые черты: «религиозность с … безбожием, бескорыстие со скопидомством, практицизм с … беспомощностью». Но главное несчастье русских заключается в их легковерии. И это даже не легкомыслие, а скорее доверчивость, связанная с добротой и отзывчивостью.
Я согласен с Д. С. Лихачёвым. Действительно, легковерие русского народа сильно мешает им. Надежда на «авось и небось» ни к чему хорошему не приведёт. Русский народ верит «в судьбу в форме недоверия к себе и в свою предназначенность». Доказательством этого служат издавна различные предметы (медальоны, подковы, браслеты), поверья и заговоры на удачу, которыми хотя бы раз в жизни пользовался каждый русский человек во все времена. Также в пример можно привести моего одноклассника, который понадеялся на удачу и судьбу и пошёл неподготовленным писать проверочную работу. Он написал её на не очень хорошую оценку, как и ожидалось.
Таким образом, легковерие является одним из главных несчастий у русского народа, которое сильно вредит. И нам, русским, надо собраться с силами и начать бороться с этим недостатком.
В нашем национальном характере скрещиваются противоположные черты, русские склонны к крайностям во всём.
Мы часто слышим о великих научных открытиях, изобретениях и удивляемся, как людям удаётся открыть что-то новое, чего раньше не существовало. Но великое изобретение не обязательно должно быть большого размера. Это нам и пытается доказать Иван Банькин в своём рассказе.
Автор раскрывает проблему истинного мастерства. В чём его секрет? Этот вопрос актуален сегодня тоже.
Позиция автора ясна. Существует заблуждение, что великое изобретение - это что-то очень сложное по своей технологии или большого размера. Но «не всё то золото, что блестит». Внешне не применяемая вещь может стать гениальным изобретением. «Оказывается и не на самой малой площади можно сделать больше большего». Изобретение Тычки удивило людей, не ожидавших увидеть что-то необычное в маленьком кубике. «Вроде бы не велика штучка, да мотовата». Свой статус мастера Тычка каждый раз подтверждает делом в отличие от бездельников, которые только мечтают «как бы на лету комара подковать и мастерством выше Тычки стать». Истинный мастер сделал из простого кубика уникальную вещь и не побоялся показать её людям. Ещё автор говорит о том, что настоящему мастеру необходима смелость в реализации своих идей. Каждый должен начинать с малого и не пытаться сразу сделать что-то великое, грандиозное, масштабное.
Я согласна с мнением автора. Существует много примеров современных изобретателей, отличающихся своей простотой, но при этом являющихся истинно гениальными изобретателями. Например, автомат Калашникова по своей технологии и в строении очень прост, именно поэтому является уникальным оружием нашего времени: быстро разбирается, легко собирается, в воде не тонет, в огне не горит. Именно это ещё раз подтверждает слова: «всё гениальное просто».
Искренний, чистосердечный, прямодушный, прямой и усердный. Много ли на нашей земле таких людей? Людей, желающих помочь без всякой корысти, не ожидая благодарности?! К сожалению, таких людей очень и очень мало. Именно о таком человеке рассказывает К.Г.Паустовский в своем тексте.
Автор поднимает нравственную проблему человеческой отзывчивости, взаимопомощи, бескорыстия. Проблему чистосердечного доброжелательного отношения к миру и людям, то есть желания искренне помочь, не ожидая награды или благодарности. Это очень актуально сегодня.
К. Паустовский считает, что человек должен быть нелицемерным и перед самим собой. Искренность делает человека не только здоровым, но и красивым. Люди должны помогать друг другу, не ожидая ничего взамен. В нашем обществе очень не хватает таких людей, как А. П. Гайдар - большой, добрый, талантливый человек.
Автор считает, что добрые и талантливые люди всегда оказываются там, где нужна их помощь и действуют они всегда бескорыстно, не ожидая благодарности.
Я согласна с мнением автора. Мало чистосердечных людей: общество сейчас лицемерное, грубое, невоспитанное, эгоистичное. Люди постепенно забывают о моральном долге, о духовных ценностях. Редко встретишь доброжелательного человека, готового помочь, не требуя ничего взамен. Такие люди очень богаты духовно, они с большим сердцем и открытой душой, считающие своей обязанностью помогать нуждающимся.
Таким был Антон Павлович Чехов - интеллигентный, добродушный, приветливый человек. Именно он помог бедному студенту. Умирая, он отдал ему последние деньги. В своей жизни мне доводилось встречаться с очень хорошими людьми, которые помогали всем, чем могли, и не жалели ничего.
Я надеюсь, что на нашей земле добрых людей будет больше, а злых и агрессивных вовсе не будет!
И. С. Тургенев писал в своём стихотворении в прозе: «О великий могучий русский язык…» Это один из самых сложных языков в мире, на нём люди говорят не одно столетие. Сегодня на наших глазах происходит нарушение функционирования языка, размывание веками устанавливавшихся норм. В своём тексте С. Казначеев говорит о том, что реальная жизнь убеждает в том, что происходит нарушение функционирования языка.
Автор поднимает нравственную проблему развития и сохранения русского языка. Применяя иностранные слова, не стоит заниматься порчей языка. Ведь русский язык богат огромным словарным запасом, многофункционален и разнообразен. Но с каждым днём исконно русских слов становится всё меньше и меньше. Обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?
С. Казначеев считает, что аномальные шрифтовые комбинации служат для привлечения внимания потенциальных потребителей. А Формирование имиджа за счёт «порчи языка»- банальный, примитивный рекламный трюк. Обогащается или портится природная речь благодаря заимствованиям? На этот непростой и неоднозначный вопрос можно ответить просто. Все это понимают, но продолжают засорять язык ради своей выгоды.
Используемые в тексте просторечные слова, развёрнутые метафоры, а также контекстные антонимы, воздействуют на эмоции читателя, убеждая его в правильности точки зрения автора. Такое синтаксическое средство, как однородные члены, помогают более полно выразить позицию С. Казначеева.
Я согласна с автором, что нужно сохранять свой родной язык. Сократ сказал: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Это говорит о том, что речь может рассказать о человеке: его внутреннем мире, образованности и воспитании. «Слово - дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегитесь от такого слова, которое разъединяет людей», - сказал в своё время А. Толстой, великий русский писатель. В наше же время на каждом шагу искажённые слова. С этим нужно как-то бороться, иначе вся наша культура, традиции, все, чем гордится русский народ, навсегда исчезнет. «Слепое» использование заимствований сегодня приводит к искажению алфавита, разрушению слов, нарушению функционирования языка, утрате культурных традиций.
Детство всегда останется для нас счастливой порой. Почему мы осознаем это, уже вступая во взрослую жизнь? Какова его роль в нашей жизни? На эти вопросы пытается ответить В. Солоухин.
Нравственная проблема, поднимаемая в тексте, а именно - роли детства в жизни человека очень важна для общества. Ведь именно эта пора формирует характер, происходит процесс становления личности. Именно с детством связаны теплые, светлые воспоминания, которые мы трепетно храним в памяти.
Позиция автора хорошо отражается в тексте. В. Солоухин считает, что у каждого человека детство - самая яркая пора и все, что связано с ним, кажется потом прекрасным. Автор пишет, что человека всю жизнь манит «Эта недоступная больше страна», после которой остаются воспоминания, такие сладкие, ненасытные и будоражащие душу.
Я полностью согласна с мнением автора, дети дружелюбно все воспринимают, быстро забывают обиды и радуются простым вещам. Это время, когда душой человек чист, ведь недаром говорят, что до семи лет все люди - ангелы. В пример я хочу привести стихотворение И. Бунина «детство». Эти строчки лучше всего передают ощущения от этой прекрасной поры:
«Прильну к сосне корявой и чувствую: мне только десять лет, А ствол - гигант, тяжелый, величавый» Сразу чувствуешь себя маленьким и незначительным перед этим огромным
миром, где хочется изучить каждую мелочь. И так сладко становится на душе от понимания того, что все только впереди. В стихотворении все построено на светлых нотах, что еще раз подтверждает тот факт, что прелесть детства осознается только со временем. Ранние воспоминания впоследствии становятся одними из самых счастливых в памяти каждого. Я знаю это по собственному опыту, например, самое первое воспоминание у меня было в четыре года, когда солнечный свет залил комнату, и я радовалась этому обыденному, но такому замечательному явлению. «Куда уходит детство», -так поется в знаменитой песне, но иногда возникает вопрос: «Когда это происходит?». Ведь эта пора очень коротка и неуловима. И когда приходит понимание этого, в сердце поселяется печаль и грусть. Есть замечательная цитата, которая характеризует детство:
«Это та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку»
Вариант 10. Сочинение по части С.
Мы проводим различные мероприятия по сохранению природы, но забываем о культурной среде, о её важности в нашей жизни. Для чего необходима культурная среда? Какое влияние она оказывает на человека? На эти вопросы пытается ответить русский писатель Д.С. Лихачев.
В тексте поднимается нравственная проблема, а именно - сохранения культурной среды. Этот вопрос касается каждого уважающего себя человека, ведь культура воспитывает в нас уважение к предкам, чувство долга перед будущими поколениями. Проблема актуальна в наше время, ведь общество должно находиться в постоянном развитии, и культурная среда способствует этому лучше всего.
Позиция автора ярко отражается в тексте. Д.С. Лихачев считает, что задача сохранения культурной среды не менее важная, чем забота об экологии. Человек, считает автор, воспитывается в культурной среде и вбирает в себя прошлое своих предков. Он учится уважению к ним, чувству долга перед потомками. Автор считает, что любящий свою Родину человек не может не испытывать нравственной ответственности перед людьми будущих поколений.
Я полностью согласна с мнением автора. Примером культурной ценности может служить любое литературное произведение, памятник какой-либо личности или событию. Например, памятник тысячелетию России в Нижнем Новгороде. Также, хорошим примером может служить произведение А.Л Толстого «Война и мир», которое признано величайшим эпическим произведением новой европейской культуры. Большой вклад в нашу культуру привнесла сказка « О сестрице Аленушке и братце Иванушке». Это произведение уже вот на протяжении нескольких десятилетий считается неотъемлемой частью русской культуры и является источником морали не только для детей, но и для взрослых.
По отдельности произведения представляют немаловажную ценность, но вместе они образуют самое сокровенное, что может быть у общества - его культуру.
Вариант №28. Сочинение по части С.
Посиделки с друзьями всегда поднимают настроение и расслабляют. В случае с подростками посиделки превращаются в «пошумелки», и многие задаются вопросом: Какое значение они имеют? Пользу или вред они приносят? Почему именно примитивная музыка пользуется популярностью у подростков? На эти вопросы пытается ответить в своей статье В. Дольник.
Социальная проблема, поднимаемая в тексте, а именно - подростковых пошумелок, она касается широкого круга общественности. Молодежь предпочитает громкую поп-музыку, как средство общения и единения, что имеет врожденную основу - потребность организовать пошумелку. Еще наши предки - обезьяны устраивали демонстрационные выступления для соседнего племени, чтобы показать противникам свою мощь и единство. Значит ли это, что подобное поведение приводит к деградации?
Позиция автора ярко отражается в тексте. «Болезнь подростков поп-музыкой имеет древнюю, врожденную основу бесцельно пошуметь. В понимании автора - это механизм бессловесного, внеразумного общения и единения, и чем громче она, чем больше в ней участвуют подростков, тем сильнее она действует своим ритмическим звуком, вибрацией и мельканием. В. Дольник считает, что новое в этом подростковом действе не сама пошумелка, а её слияние с музыкой.
Я полностью согласна с мнением автора. Такие посиделки не только ведут к безнравственности, но и порождают массу других проблем. Именно во время таких встреч, подростки, находясь в экстазе от шума, решают попробовать алкоголь, сигареты, наркотики, - все, с чем активно борется наше общество. Если взглянуть внимательнее, то корень всех проблем находится в этих шумных «тусовках», в том возрасте, когда формируется личность. В пример можно привести половину современной молодежи, для которых норма жизни - ставить такие сборы превыше всего.
Еще психологи доказали, что личность заканчивает формироваться в отроческом возрасте, и наша задача — приложить все усилия, чтобы это развитие было максимально успешным.
Искусство… Какую роль оно играет в жизни? Как отображает своё время? И как время влияет на искусство? Именно на эти вопросы размышляет автор.
М. Петрова поднимает социальную проблему- проблему искусства, отражающего своё время. Вопрос этот один из актуальных и в наше время. Искусство есть время, схваченное в образе. И оно точно отображает всё, словно зеркало.
Автор раскрывает проблему на примере замечательного русского художника И.И. Шишкина. Его портреты заповедных лесов (или Большелесья) стали проводником охранительного искусства и равносильно сбережению заповеди народа об охране своих святынь, природы… В своих полотнах он отражает своё время, то, что видел своими глазами, и взывает к охране природы. Спасительного духовного родника, к которому припадает душа, ищущая отраду и отдохновение. Искусство, отражённое во времени - история народа, его крестный путь. Его зеркало души.
Я полностью разделяю позицию автор. Ведь мы, изучая искусство, можем понять, чем жили когда-то люди, что чувствовали, чего хотели и чего боялись… Говорят, каково время, таково и искусство. Оно как глаза человека, в которых видна душа и правда. Не только художники отражали своими работами время, в котором жили, но и музыканты, и писатели. К примеру, фантасмагории и мистика М. Булгакова тонко и точно отражают его время, жизнь в СССР, состояние страны как духовное, так и политико-экономическое. Искусство отражает время в художественных образах, хранящих в себе правду о том, каково было когда-то.
Духовное богатство… Необходимо ли нам сегодня понятие богатого внутреннего мира? Какие факторы влияют на формирование человеческой души? Именно на эти вопросы пытается дать ответы Н. Долинина.
Автор поднимает нравственную проблему-проблему нравственных критериев, определяющих миропонимание человека. Является ли природа и красота окружающего мира источником гармонии человеческой души?
Н. Долинина считает, что духовное богатство человека определяется в первую очередь тем, насколько человек «открывает свою душу» красоте мира, окружающим его людям; эта способность не зависит от возраста и образования человека. Автор говорит о том, что жизненный опыт не подтверждает мнение о том, что полный, интересный внутренний мир бывает только у образованных, даже высокообразованных людей.
Я полностью согласна с мнением автора данной статьи. Проблема формирования человеческой души является актуальной на сегодняшний день. Многие люди склонны во всем винить неблагоприятные условия: семью, друзей, жизненный уклад, правителей. Но ведь именно борьба, преодоление трудностей есть важнейшее условие полноценного духовного развития, и уровень образованности не влияет на формирование способностей к моральному совершенствованию. Не случайно в народных сказках подлинная биография героя начинается только тогда, когда он проходит испытание. С самого раннего детства начинается закладывание в человека всех его будущих качеств. Детство как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Биография человеческой души, человеческого сердца — это прорастание семян, развитие их в крепкие, большие растения. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые — хлебными колосьями, некоторые — злым чертополохом. Гармония человеческой души проявляется во всем, в том числе и в отношении к природе, к красоте окружающего мира.
Как гласит известный афоризм: «Не на то надо смотреть, где человек родился, а каковы его нравы. Не в какой земле, а по каким принципам он решил прожить свою жизнь».