Ольга Николаевна
Должность:Редактор
Группа:Команда портала
Страна:
Регион:не указан
Дополнительная образовательная программа. Дисциплина:гимнастика.

Россия, Московская область,Рузский район, п.Кожино

Дороховская школа искусств

Преподаватель хореографии

Плетнева Светлана Николаевна

Дополнительная образовательная программа.

Дисциплина: гимнастика.

Пояснительная записка

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что дает возможность Детям, поступающие на хореографическое отделение ДШИ, не имеющих какой-либо подготовки в области культуры движения, страдающими недостатками физического сложения тела, не имеющих ярко выраженных профессиональных данных, необходимых для занятий хореографией, помогает физически развиться, исправить недостатки телосложения , стать гармоничной личностью . Значительные дополнительные трудности при освоении учащимися материала специальных танцевальных дисциплин, тормозят процесс обучения и развития творческого начала ребёнка. В связи с этим преподаватели-хореографы, испытывая острый недостаток учебного времени, часть урока отводят специально для занятий гимнастикой. Гимнастические упражнения, отвечающие задачам хореографического обучения, позволяют ускорить исправление физических недостатков и развитие профессиональных данных у детей. Недопустимо форсирование материала. Первые годы обучения совпадают по времени с бурным развитием всего организма ребёнка. У детей формируется скелет, мышечная система, развиваются внутренние органы. Это обстоятельство накладывает на преподавателя особую ответственность при определении объёма учебной нагрузки на каждом уроке. В 1-й год у ребёнка ещё не окреп позвоночный столб и слабо развиты мышцы и суставно-связочный аппарат. Многие упражнения исполняются на полу (в дальнейшем можно чередовать). «Гимнастика» вводится в 1-м классе. Набор детей свободный, то есть принимаются все желающие, так как главными задачами в школе искусств являются воспитательные: организация досуга и приобщение к творческой деятельности детей.

Новизна обусловлена образовательными потребностями конкретной категории учащихся. Эта объективная заинтересованность в определённых образовательных услугах субъективно выражена в обращённых к системе образования интересах и ожиданиях. В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов дополнительного образования относятся такие, как создание такой системы обучения хореографии, которая позволила бы:

- выявить и развить личностные качества ребёнка, его одарённость через обучение танцевальному искусству;

- организовать полноценный досуг, наполняя его активно-деятельным, эмоционально и психологически комфортным содержанием;

- помочь организовать ребёнку здоровый образ жизни;

- привить аккуратность, культуру поведения, умение ценить красоту;

- приобщить к культурным ценностям.

Дисциплина «Гимнастика» является одним из основных предметов, особенно в 1-м классе, для освоения всего комплекса танцевальных дисциплин. Он развивает физические данные детей, укрепляет мышцы ног и спины и сообщает подвижность суставно-связочному аппарату, формирует технические навыки и основы правильной постановки корпуса, осанки, тренирует сердечно-сосудистую и дыхательную системы, корректирует физические недостатки строения тела - в этом его значение и значимость. Учебная рабочая программа по предмету «Гимнастика» способствует разрешению этих вопросов, чем и обусловлена её актуальность.

ЦЕЛЬ:

- выявление индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка через танец;

- преобразование личности ребёнка, его внутреннего духовного и внешнего облика.

Достижение поставленной цели связано с решением следующих задач:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

- приобретение музыкально-ритмических навыков;

- формирование навыков координации, владения мышечным и суставно-двигательным аппаратом;

- приобретение свободы движения.

2.РАЗВИВАЮЩИЕ:

- развитие эстетического и художественного вкуса у детей;

- развитее образного мышления;

- развитие профессиональных данных: гибкости, выворотности, подъёма стопы, танцевального шага, прыжка, ритмичности, эластичности мышц, музыкальности, сообразительности, координации;

- формирование осанки;

- коррекция физических недостатков строения тела;

- тренировка сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

- развитие танцевально-ритмической координации и выразительности.

3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

- воспитание культуры поведения и чувства прекрасного;

- воспитание чувства такта, благородства, уважения друг к другу;

- воспитание трудолюбия, дисциплинированности, обязательности, аккуратности - то есть общечеловеческих качеств;

- повышение занятости детей в свободное время, организация полноценного досуга.

Программа рассчитана на учащихся, не имеющих какой-либо подготовки. Занятия гимнастикой рекомендуется начинать с 1-го класса. Это поможет детям с 9 лет быстрее адаптироваться в школе искусств, понять требования учебного процесса. Занятия проводятся по 1 часу в неделю, (по 45 минут), важно постепенное включение всех групп мышц в работу.

Форма занятий групповые, индивидуальные, мелкогрупповые. Преподаватель должен уметь проявлять гибкость в подходе к каждой группе учащихся, учитывать возрастные особенности, психологические и физические возможности детей, и, исходя из этого, творчески решать вопросы, которые ставит перед ним учебный процесс.

На уроках «Гимнастики» необходимо формировать не только специальные способности, но и общие художественные способности, которые являются универсальными в любой художественной деятельности. Программа предусматривает проведение уроков, с использованием инновационных методов и практических занятий.

Умения учащихся определяются в соответствии с практическими пунктами программы.

Результатом обучения является определённый объём знаний, умений и навыков.

Учёт и контроль успеваемости следует определять следующими формами:

- опрос

- контрольный урок

Контроль позволяет определить эффективность обучения, обсудить результат, внести изменения в процесс, если надо. Контроль позволяет родителям, преподавателям, ученикам увидеть результат своего труда.

Проведение показательных уроков перед родителями с целью повышения интереса, проведение контрольных уроков, их периодичность устанавливает преподаватель.

Контроль может быть текущим, промежуточным, итоговым. Текущий контроль осуществляется по ходу занятия. Форма промежуточной аттестации проводится по контрольным урокам в конце каждой четверти.

Возраст детей участвующих в реализации, данной дополнительной образовательной программы от 9лет. Обучение начинается в 1 классе.

Сроки реализации образовательной программы:

- 1год обучения — 34часа в неделю –34 учебных часа в год.

Формы и режим занятий.Содержание программы ориентировано на одновозрастные группы детей.

Наполняемость учебных групп выдержана в пределах требований СанПиН и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 19.10.06 № 06-1616 «О методических рекомендациях» Приложение 7 «Примернаянаполняемость групп».

В целом состав групп остается постоянным. Однако состав группы может изменяться по следующим причинам:

- учащиеся могут быть отчислены при условии

систематического непосещения учебных занятий;

- смена места жительства, противопоказания по

здоровью и в других случаях.

Ведущей формой организации обучения является групповая.

Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к учащимся, так как в связи с их индивидуальными способностями, результативность в усвоении учебного материала может быть различной.

Полезными в данном случае могут быть специальные задания и упражнения, выполняемые индивидуально, а также допускается ограничение задач постановки для отстающих учеников при условии выполнения основной задачи.

Форма занятий групповые, индивидуальные, мелкогрупповые. Преподаватель должен уметь проявлять гибкость в подходе к каждой группе учащихся, учитывать возрастные особенности, психологические и физические возможности детей, и, исходя из этого, творчески решать вопросы, которые ставит перед ним учебный процесс.

Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к предмету и способствует творческому росту учащихся.

Формами подведения итогов реализацииданной программы являются:

- диагностика уровня сформированности предметных знаний, проводимая 3 раза в учебный году, стартовая (сентябрь), промежуточная (декабрь), итоговая (май) в виде зачетных занятий по теории предмета.

- ежегодно в декабре и мае - внутреннее отчетное выступление, где просматриваются танцевальные номера учащихся за истекший период;

- участие в областных и городских конкурсах - фестивалях.

-Итоговая оценка ставится по каждой теме, учитывая прилежность обучаемого, посещение занятий, четкости и верности исполнения того или иного упражнения, выразительности, чувствительности

1класс

Учебно-тематический план

Содержание темы

Кол-во часов

по учеб.плану

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

1

0.5

0.5

2

Комплекс упражнений для разогрева.

1

1

3

Комплекс упражнений для разминки.

1

1

4

Повторение пройденного материала.

1

1

5

Упражнения для общего физического развития.

1

1

6

Упражнения для пластики рук.

1

0.5

0.5

7

Растяжка.

1

1

8

Применение разноуровневой технологии.

Партерные упражнения.

1

0.5

0.5

9

Повторение пройденного материала.

1

1

10

Комплекс упражнений для общего развития.

1

1

11

Мостик.

1

1

12

Партерные упражнения.

1

1

13

Упражнения для гибкости и пластики.

1

0.5

0.5

14

Растяжка.

1

1

15

Шпагат.

1

1

16

Повторение пройденного материала.

1

1

17

Мостик.

1

1

18

Повторение пройденного материала.

1

1

19

Партерные упражнения для выворотности ног.

1

1

20

Упражнения для гибкости и пластики.

1

1

21

Партерные упражнения.

1

1

22

Упражнения для пластики рук.

1

0.5

0.5

23

Отработка элементов композиции.

1

1

24

Партерные упражнения.

1

1

25

Мостик.

1

1

26

Комплекс упражнений для общего физического развития.

1

1

27

Упражнения для растяжки ног.

1

1

28

Растяжка у хореографического станка.

1

1

29

Партерные упражнения.

1

0.5

0.5

30

Растяжка.

1

1

31

Комплекс упражнений для общего физического развития.

1

1

32

Упражнения для гибкости и пластики.

1

1

33

Повторение пройденного материала.

1

1

34

Заключительный урок.

1

1

Итого:

34

3

31

Содержание дополнительной образовательной программы.

В программу занятий входят упражнения по развитию современной пластики: партерная гимнастика ; упражнения для отдельных групп мышц.

При исполнении упражнений необходимо следить, чтобы те части тела, которые данный момент не задействованы, оставались статичными. Это способствует не только постепенному разогреву, но и тренировке дифференцированного мышечного чувства, что позволяет совершенствовать пластику всего тела и овладевать исполнением сложных по координации движений.

В последней части урока предлагаются танцевальные движения и комбинации различной координационной сложности, соответствующие стилям Джаз-модерн.

Методика и основные принципы построения тренажа: все упражнения тренажа выстраиваются с учетом постепенного возрастания физической нагрузки — от легких движений к трудным, от простых к сложным, от медленного темпа к быстрому; постепенно варьируя известные элементы, осваиваются более сложные по координации движения.

Ожидаемый результат.

По окончании 1-го класса учащиеся должны владеть:

- координацией движений рук, ног, головы;

- своим дыханием, несмотря на увеличение количества движений;

- танцевально-ритмической координацией в упражнениях с мячом, обручем, скакалкой и др.;

- приёмами вращения;

- силой своих мышц ног, быть выносливыми и сообразительными.

Уметь:

- начинать и заканчивать упражнение подготовкой;

- пользоваться приобретёнными умениями и навыками;

- пользоваться своими развитыми данными при исполнении комбинаций;

- комбинировать различные виды движений и правильно их исполнять;

- исполнять типы координации движений: однонаправленные и разнонаправленные;

- координировать движения в упражнениях на полупальцах;

- показать правильную осанку, танцевальную манеру;

- пользоваться культурой движений рук, ног — школой; пластикой движений.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Основными методами работы преподавателя являются показ движений и словесное объяснение. Они — главные проводники требований преподавателя к учащимся. В разных классах показу и объяснению отводится различная роль, изменяются функции показа и объяснения на разных этапах обучения.

На начальном этапе обучения (1-й младший класс) показу придаётся исключительно большое значение, т.к. он даёт первоначальное представление о движении. Поэтому показ должен быть предельно точным, конкретным и технически совершенным.

Словесное объяснение комментирует показ, выделяя наиболее важные моменты, а также служит для формирования основных понятий, необходимых на начальном этапе (правила исполнения).

На следующем этапе обучения (2-е полугодие) показ приобретает иной характер. Он становится более обобщённым, акцентирующим наиболее важные моменты, особенно мышечную работу тела.

Словесный метод приобретает очень большое значение в связи с происходящим процессом осмысления исполнения. На этом этапе СЛОВО несёт самую большую нагрузку.

Методы показа и объяснения варьируются в самых широких пределах, учитывая многообразие задач младших классов.

Таким образом, два важнейших метода — показ и объяснение — связаны с одним из центральных моментов обучения: активизацией мышления и развитием творческого начала в процессе напряжённой физической работы по овладению танцевальными навыками.

Формы работы:

- урок (практические занятия);

- практические индивидуальные занятия;

- беседа и рассказ о творчестве гимнасток (в качестве дополнительной информации, обзорно);

- просмотр видеозаписей.

Перечень учебно-методического обеспечения:

- наличие специального зала, оснащенного зеркалами, тренировочными станками;

- качественное освещение в дневное и вечернее время;

- аккомпанемент концертмейстера;

- музыкальная аппаратура, аудиозаписи;

- специальная форма и обувь для занятий.

Список литературы для учащихся:

  1. Зинченко В.С. Художественная гимнастика . Программа для детско — юношеских спортивных школ Москва ФиС 1972 г
  2. Левитов Н.Д. "Психология характера" Изд. 3-е, испр. и доп. М., "Просвещение", 1969г.
  3. Ковалев А.Г. "Психология личности" Изд. 2-ое, испр. и доп. М., "Просвещение", 1965г.

Список литературы для педагога:

1. Н.К. Меньшикова. “Гимнастика с методикой преподавания: Учебное пособие для педучилищ.  — М. “Просвещение” 1999.

2. Палыга В.Д. “Гимнастика” - М. “Просвещение” 1999.

3. А.М.Шмелин “Гимнастика” - М. ФиС 1999.

4. А.М.Шмелин и М.Л.Украна “Гимнастика” ФиС Москва 2000

Психолого- педагогическая литература:

1. Белокопытова Ж.А. Комплексная оценка прогнозирования спортивного результата в художественной гимнастике

2. Ж.А. Белокопытова Комплексная оценка эффективоности спортивной тренировки.: тез. докл. науч. конф. - К., 1978. - С. 53 - 54.

3. история художественной гимнастики http://clubgym.ru/e-to-nado-znat/istoriya-hud-gimnastiki

4. Левитов Н.Д. "Психология характера" Изд. 3-е, испр. и доп. М., "Просвещение", 1969г.

5. Ковалев А.Г. "Психология личности" Изд. 2-ое, испр. и доп. М., "Просвещение", 1965г.

Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности