Россия, ХМАО - Югра, г. Сургут
МБОУ СОШ № 44
учитель изобразительного искусства и черчения
Малявко Нина Валентиновна
Цель:познакомить учащихся с Урало — Сибирской росписью.
Задачи:
ü способствовать формированию представлений об истории развития Урало — Сибирской росписи;
ü способствовать развитию навыков восприятия и анализа произведений искусства;
ü способствовать воспитанию интереса к культуре своего региона.
Форма занятия: обзорная лекция с использованием слайдов.
Методы и приёмы:восприятие и сравнение, погружение в тему.
Материалы к уроку:
Для учителя:
ü репродукции с изображениями произведений Урало — Сибирской росписи;
ü таблица с изображением предметов Урало - Сибирской росписи,
ü подлинные образцы изделий Урало — Сибирской росписи,
ü мультимедийная презентация «Урало — Сибирская роспись».
Для учащихся:гуашь, кисти, лист бумаги, баночка с водой, салфетки.
Музыкальный ряд:фрагменты народной музыки в исполнении оркестра народных инструментов.
Литературный ряд: стихи «Урало-Сибирская роспись» С. Ледкова
Содержание урока:
Как прекрасна наша Россия - своими полями, лесами, горами, полноводными реками, прозрачными озерами! Как богата наша Россия - драгоценными камнями, золотом и серебром! Но самым бесценным и дорогим, чем владеет наша Россия, является наш народ! Славится русская земля своими мастерами и делами. В каком бы уголке нашей Родины ты ни оказался, везде встретишь чудо - мастеров, прославляющих красоту нашей земли. Урало - Сибирская роспись, распространенная на Урале и в Западной Сибири - одна из интереснейших разновидностей свободной кистевой росписи.
Сегодня на уроке мы и поговорим о Урало — Сибирской росписи.
Ребята, кто слышал об этой росписи?
Урало — Сибирскую роспись нужно обязательно знать, так как это роспись нашего родного края. Возникла она в 18 веке.
В это время на Урале складывается два направления расписной утвари:
ü роспись металлических изделий
ü деревянных изделий.
Первое получило распространение в поселках при демидовских заводах — Нижнесалдинском, Невъянском, Нижнетагильском, и стало ремеслом городским. Второе, стало ремеслом сельских районов Урала и было сосредоточено в наиболее заселённых посёлках.
Различные сёла специализировались на производстве какого-либо одного вида товара. Так, недалеко от Кунгура красили коромысла, около Оханска делали крашеные телеги, в Шадринском и Талицком районах точили и распиливали деревянные чаши, у Далматова — изготавливали прялки и т.д.
Развитию деревообрабатывающих промыслов способствовало обилие лесного материала (берёза, сосна и др.)
В 40х года XIX века широкое распространение получил промысел по изготовлению и росписи берестяных бураков.
Однако художники расписывали не только бураки. К середине XIX в. в городском и деревенском жилище, наряду с красочным интерьером можно было увидеть расписные вальки, сечки для рубки капусты, крашеные коромысла и вёдра, с которыми женщины ходили по воду. Среди этого обилия домашней утвари выделялись прялки.
Прялка-корневушка. Рубеж XIX вв. Прялка токарная. 1899 г. Суксунский р-н. с.
Чердынский р-н, с. Корепино Тис
Детскую прялку родители дарили девочке в знак приобщения к труду.
Большую прялку преподносили девушке, когда она достигала возраста невесты и должна была появиться на посиделках. Красивая прялка как бы представляла девушку, говорила о благополучии в её семье, служила дополнением к нарядному костюму.
Прялку дарил молодой человек своей суженой. Она переходила по наследству от бабушек, матерей. Сохраняла память о близких людях.
Наряду с утварью на Урале было принято расписывать жилища. Этот обычай появился с середины XIX века, это объясняется тем, что до этого периода крестьянские избы топились по-чёрному.
А, вы знаете, почему у людей возникло желание расписывать избы?
Роспись отражала их кровную связь, единство с окружающей природой. Стремление устроить у себя в быту красивую райскую жизнь.
А как вы думаете, кто расписывал дома на Урале?
Расписывали дома мужчины, но нередко помогали и женщины. Роспись отражала единство с окружающей природой, их радостное, оптимистическое настроение.
В.К. Рябков. Цветущий сад с птицами. 1897. В.К. Рябков. Цветущий мир. 1897.
Роспись горницы Роспись горницы
Первым делом художники расписывали входные двери, окна и голбец.
Помимо общения с внешним миром, они выполняли функцию охранителей. На них рисовали красивый куст, а рядом людей и зверей-охранителей. Затем разрисовывали печь-символ жизни в доме. Её украшали особенно тщательно, так как по поверьям в подполье под печкой жил домовой — доброе существо — охранитель дома, без которого жизнь в доме считалась невозможной.
Основу росписи среднего яруса составлял растительный орнамент. Главными его мотивами являлись дерево, куст, букет, иногда цветы, поставленные в вазу.
Стены среднего яруса чаще всего окрашивали красным, красно-оранжевым или золотисто-оранжевыми тонами. Особое отношение человека к красному цвету, как цвету жизни, шло издревле. Ему отдавали предпочтение при украшении утвари и одежды. В доме он, как цвет огня, был символом очага и жизни.
П. и Е. Мальцевы. Дерево в вазоне.
1904-1910 гг. Роспись двери в чулан
Изба делилась на «углы»: прихожая — пространство под полатями, середа-место у печки, где работала женщина стряпуха, сама изба с «красным углом» — столовая и место приёма гостей.
Самый верхний ярус, потолок в доме — это его "небо". Мотивы, украшавшие потолок, связывались с солнцем, светилом, дарующим жизнь всему земному, от которого зависела судьба крестьянина.
Гамма росписи была ограничена несколькими цветами красных, синих, жёлтых, зелёных оттенков, редко пользовались темно-коричневым цветом. Но обязательно присутствовал белый — для моделировки форм и чёрный-для приписок графических элементов.
Сама техника росписи была очень простой. После определения предварительного размера мотива и композиции,
Также такой росписью украшали мебель, посуду, прялки, игрушки и т.д. Самый любимый мотив этой росписи — птица. Наши предки считали, что она несёт свет в дом и охраняет от злых духов. Ещё любили изображать львов, коней, древо жизни и различные цветочные композиции.
Особенностью Урало — Сибирской росписи является техника двойного мазка, когда на плоскую кисть берётся сразу два цвета с одной стороны и с другой. И если мы проводим по листу бумаги такой кистью, то получается двухцветный мазок, элемент.
Существует музей Урало — Сибирской росписи. Он находится в Свердловской области в селе Нижняя Синячиха. Образовал этот музей Иван Данилович Самойлов. Он собрал около 20 коллекций предметов старины.
Итог урока:мы с вами сегодня познакомились с Урало — Сибирской росписью, давайте посмотрим, что вы запомнили.
Тест для самопроверки знаний
а) в конце VIII века;
б) в начале XIX века;
в) в середине XIX века.
а) только наличники окон;
б) только наличники и ворота;
в) внутреннюю часть избы.
а) простенки между окон и потолок;
б) входные двери, голбец, печь;
в) простенки между окон, потолок, печь.
а) то же самое, что красный угол;
б) то же самое, что белая горница;
в) то же самое, что место у печи.
а) для приписок;
б) для моделировки формы;
в) для выполнения подмалёвка.
а) моделировала форму мотива;
б) связывает между собой мотивы и фон;
в) служит для мягкого перехода от цвета к цвету.
а) связь с матушкой - землёй;
б) связь с небом и землёй;
в) связь с реальными мифологизированными обитателями земли.
а) на стенах между окнами и дверях;
б) на потолке и печке;
в) в верхней части стенной росписи.
а) воду;
б) воздух;
в) землю.
а) белый;
б) голубой;
в) красный, охра.
а) как пожелание благополучия семье;
б) как охранительный символ;
в) как символ Святого Духа.
а) только круглые;
б) только плоские;
в) круглые и плоские.
а) только масляные;
б) масляные и темперные;
в) только темперные.
а) подмалёвок, тенёжка, разбел, бликовка, чертёжка ;
б) подмалёвок, тенёжка, разживка ;
в) подмалёвок, разбел, приписка.
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
Ответы: