НАУЧНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:
«Особенности смены меха при работе над
полифоническими произведениями в классе баяна, аккордеона»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Место полифонии в репертуаре баянистов и аккордеонистов
2. Способы достижения совершенства техники смены меха в полифонии
3. Переосмысление редакционных изданий полифонических
произведений для адаптации смены меха на баяне (аккордеоне)
Полифония занимает важное место в программном и концертном
репертуаре баянистов и аккордеонистов, составляет одну из основ стиля в
творчестве многих выдающихся композиторов прошлого, прежде всего И. С.
Баха. В творчестве современных композиторов, создающих баянный
репертуар, таких как Н. Чайкин, А. Репников, Вл. Золотарёв, А. Тимошенко,
полифония занимает не менее важное место.
Вопросы по смене меха очень актуальны при достижении исполнения
на высоком уровне. Важным средством извлечения звука на баяне,
аккордеоне является ведение меха. Чтобы достичь связности и
последовательности исполнения звуков нужно вести мех безостановочно.
При игре произведения на баяне, аккордеоне наступают моменты, когда
ведение меха в одном направлении достигает критического предела, а нужно
продолжить звучание. В таком случае нужно продолжить ведение меха в
другом направлении. Смена меха расчленяет звучание, потому что в этот
момент происходит перерыв в звучании. Чтобы достичь совершенства в
технике смены меха, исполнитель должен работать над незаметным
перерывом изменения движения меха. Плавная смена меха способна
уменьшить проявление акцента и ослабить проявление расчленённости.
Смена меха должна совпадать с расчленённостью тонов и построений.
Грамотная расстановка меха, которая совпадает со смысловым
разграничением, выполняет свои фразировочные функции. Если
расчленённость и напряжённость мелодии совпадает и подчёркивается
сменой меха, то она имеет интонационную функцию. Необходимо менять
мех в местах расчленений мелодической линии на фразы, предложения или
мотивы. Это особенно важно в музыке гомофонного склада, так как
расчленяемая мелодия является главным ведущим голосом. В репертуаре
баянистов и аккордеонистов в настоящее время очень популярны клавирные
и органные мелодии И. С. Баха.
Достаточно много редакционных изданий этих произведений, которые
предусматривают свою артикуляцию. В изданиях можно заметить не только
разночтения, но и противоречия. В связи с этим возможны обоснования
других правомерных вариантов артикуляции, в данном случае в связи с
необходимостью смены меха на баяне или аккордеоне. В нотных текстах для
фортепиано или органа артикуляционные обозначения указаны в расчёте их
исполнения на данных инструментах. Следование этим указаниям для
аккордеонистов, баянистов часто оказывается неисполнимым, так как
невозможно сохранить связность в момент смены меха. В таком случае
артикуляционные предписания нужно переосмысливать с учётом
приемлемости исполнения на баяне, аккордеоне. Переосмысление должно
строиться на стремлении обоснованного употребления коротких лиг. При
замене связности расчленённостью увеличивается количество цезур в
голосах и вероятность моментов совпадения их во времени, которые можно
использовать при смене меха.
Важным средством при исполнении полифонической музыки на баяне
аккордеоне является приём укорочения звучания длительностей. Путём
варьирования звучащей и незвучащей частей обозначенной длительности
тона можно регулировать время наступления цезуры в данном голосе, чтобы
подвести её к цезурам в других голосах при смене меха. Чаще укорачиваются
ноты большой длительности, прерывающие различные расчленения в других
совместно звучащих. Укорочения длительности является исполнительским
приёмом, подчёркивающим внутренне расчленение. Иногда сокращение
звучания больших длительностей способствует более ясному появлению
тематического материала в просветах артикуляционной паузы.
Достаточно часто укорочение звуков вместе с умелой сменой меха
значимо улучшает звучание полифонии. Непрерывность и текучесть
звучания, характерная для полифонии возможна, если будет логическое
продолжение мелодической линии на противоположном движении меха. При
работе над сменой меха в полифоническом произведении требуется
творческий подход и находчивость, а точное следование оригиналу не всегда
оправдывается.
Таким образом, чтобы достичь подлинной полифоничности звучания,
исполнитель должен владеть искусством смены меха.