Программа этнотеатра, дополнительное образование в школе
- Дрибас Нина Ивановна
- методист по воспитательной работе
- Отдел образования Щербактинского района
- с. Шарбакты, Павлодарская область, Казахстан
Пояснительная записка
Развитие творческой личности школьника, а также создание условий для
его самоопределения и самореализации — одна из задач, поставленных
Законом «Об образовании» РК. Театральное искусство — эффективное
средство активации творческого потенциала ребёнка, развития его общей
культуры и личности в целом. В этой связи важная роль отведена
дополнительному образованию детей. Задачу развития творческого
потенциала подростка можно решить путем создания комплекса
педагогических условий, обеспечивающих активизацию креативных ресурсов
личности средствами искусства. Театральное искусство — одна из
многочисленных форм педагогического воздействия, влияющая на развитие
творческого потенциала подростка. Развитие творческого потенциала
подростка средствами театрального искусства позволяет активизировать такие
личностные качества, как коммуникативность, активность, эмоциональность,
креативность, уверенность в себе, самоактуализированность, эмпатия,
способность к самораскрытию, стремление к гармоничным отношениям с
людьми и жизнью.
Современная психолого-педагогическая наука характеризует творческий
потенциал как творческие ресурсы личности, её психические возможности,
способности, структуированные резервы креативности, личностную
энергию и продуктивные механизмы самоактуализации. Психолого-
педагогическое исследование возрастных особенностей подростка
показывают, что в подростковом возрасте происходит процесс формирования
самосознания и идентичности. В переходном возрасте (11-15 лет) происходит
переломный момент, в этот период подросток обретает способность к
самостоятельному решению задач. Главными психологическими
новообразованиями этого возраста психологи считают открытие «Я»,
возникновение рефлексии, осознание подростком своей индивидуальности.
Кроме этого современные психологи к специфике подросткового возраста
относят стремление к поиску новых смыслов и активизацию процессов
смыслообразования в целом. Так одной из форм деятельности,
способствующих самовыражению, самоактуализации подростка, стремлению
к гармоничному бытию и здоровым отношениям к людям, творческому
отношению к жизни, уверенностью в себе, прочному доброжелательному
отношению с окружающими, является театральное искусство. Театральная
деятельность позволяет ребенку проявить собственную активность, наиболее
полно реализовать себя, научиться понимать, сочувствовать, сопереживать,
удивляться, вызывать эмоциональный отклик на окружающую
действительность. Особенностью школьного театра является то, что он
является под влиянием двух сфер: искусства и педагогики и в результате
формируется довольно устойчивая структура художественно-педагогического
процесса. Несмотря на инновационные направления в современном театре, мы
всё же возвращаемся к школе Станиславского и учим жить детей в искусстве,
по-детски, но очень серьёзно подходя к этой проблеме, овладевая всем
арсеналом средств основ театральной школы, её духовно-нравственной
идеологией.
Театр играет существенную роль в нравственно-эстетическом
воспитании учащихся. Сильный воспитательный эффект обусловлен тем, что
учащиеся сопереживая положительным персонажам, самостоятельно
избирают образец для подражания, приходят к какому либо выводу, избирают
ориентиры собственного поведения. В целом каждый учащийся обучается
основам театрального искусства, пробует создавать авторские сценарии-
интермедии, школьные комедии, праздничные постановки. Постановки дают
повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети
сочиняют, импровизируют роли.Изготавливают декорации, бутафорию,
костюмы. Обучаясь в школьном театре, ребёнок погружается в мир
литературы, музыки, хореографии, изобразительного искусства, технического
творчества. Таким образом, воспитание театром раскрывает способности и
возможности ребёнка, кроме этого следует заметить, что все постановки
имеют воспитательный характер, так как в их создании принимают участие
артисты разного возраста, большие и малые группы, таким образом дети
учатся согласовывать свои действия с действиями других, т.е. приобретают
навыки совместной работы, навыки поведения в определённых ситуациях, что
помогает воспитанникам преодолевать многие психологические проблемы
детского и подросткового возраста. Благодаря умению держаться на сцене и
творческому партнёрству юные артисты приобретают коммуникативность и
умение подать себя в различных жизненных ситуациях, а в будущем это даст
возможность безболезненно адаптироваться в обществе.
Каждая отдельная программа театра представляет собой объёмное,
красочное, наполненное общей идеей выступление. Каждое выступление — это
пробы себя, своих сил и достойного достижения конечного результата:
участие в спектакле, конкурсе, презентации, бенефисе, литературно-
драматической композиции, праздничных концертах и фестивалях. Каждое
участие - это новая покорённая вершина. К традиционным постановкам
школьных театров можно отнести: Осенний бал, Посвящение в гимназисты,
Новый год, Наурыз, Проводы зимы и т..д.
В школьном театре введена традиция проведения праздничной
церемонии (к международному Дню театра, который отмечается 27 марта)
«Посвящение в артисты». В артисты посвящаются учащиеся, которые имеют
опыт сценического мастерства. Данная церемония — это признание таланта
детей, старт новых творческих достижений и побед.
Кроме проведения традиционных мероприятий, церемонии
«Посвящения в артисты», для подведения итогов деятельности театра и
реализации программы курса, учащиеся готовят творческий отчёт «Ты, да я,
да мы с тобой» к концу учебного года.
Создавая программу школьного театра, стараюсь сделать её
неповторимой, отражающей успешный ход его работы и способную обогатить
общие представления об особенностях театрального воспитания и
образования. Как говорил К.С.Станиславский: «…мало изучить «систему»,
надо на её основе придумать свою. Я предлагаю свою систему воспитания и
обучения через школьный театр. Театр — это искусство синтетическое,
объединяющее искусство слова и действия с изобразительным искусством,
музыкой и т.д. Привлечение воспитанников театра к многообразной
деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие
возможности для многостороннего развития их способностей.
Целью создания данного курса является:
Формирование нравственно-эстетической личности ребёнка, развитие
творческого потенциала, уверенности в своих силах и способностях
средствами театрального творчества. Воспитание творческой театральной
активности.
Задачи:
- Познакомить с историей возникновения театра /театра вообще, театра в
Казахстане, России, с историей создания школьных театров/.
- Знакомство с культурным наследием, устным народным творчеством и
традициями разных народов.
- формирование и развитие навыков коллективной работы. Эмоциональное
сплочение коллектива, через ситуации совместного переживания театрального
творчества.
- раскрепостить детей, раскрыть потенциал, дать им необходимую культурную
базу для дальнейшей жизни, познакомить учащихся с театральными
профессиями.
- развить самостоятельность и инициативу учащихся, реализация
возможностей и способностей учащихся (сценических, актёрских,
оформительских).
- Развитие речи, как главное художественное выразительное средство театра.
Работа над дикцией.
- Обучение учащихся искусству подбора театрального грима, костюмов,
оформления для декораций, занавеса.
- Развитие умений по созданию дизайна афиш, программ, пригласительных
билетов.
- Создание словаря театральных терминов.
Задачи решаются в учебном процессе при освоении тем программы.
Нравственно-эстетическое воспитание и творческое развитие личности
подростка происходит через познание мира театрального и художественного
искусства. Изучая творчество великих актёров, имея представление о
специфике жанров спектаклей, знакомясь с основами профессиональной
театральной терминологии подростки формируют национальное
самосознание и уважение к историческому и культурному наследию стран.
Метод обучения в школьном театре предполагает создание особенного
нравственного климата в группах. В них не будет ни отличников, ни
отстающих. Отличительная черта метода в том, что дети сами анализируют
свою работу и работу своих товарищей. Именно не оценивают, а анализируют.
Роль руководителя курса следить за тем, чтобы этот анализ был всегда
выдержан в доброжелательном тоне, поправляя детей там, где они допускают
резкие и обидные замечания. В такой атмосфере легче всего дают всходы
ростки коллективизма, терпимости друг к другу, уважения к
индивидуальности. Вместе с тем, ребёнок, анализируя происходящее,
приучается «думать вслух», формулировать, излагать свои мысли в
определённой последовательности, выделять главное и отмечать
второстепенное. Развитие логического мышления идёт рука об руку с
формированием навыков ораторского искусства и сценической речи. По
окончанию курса
Учащиеся должны знать:
- историю возникновения театра
- театральные профессии
- виды театрального искусства
- театральную атрибутику
- жанры театра
- театральную терминологию
- выдающихся деятелей театра
Учащиеся должны уметь:
- проводить речевой тренинг
- запоминать роли, что тренирует память и художественное воображение
- свободно держаться на сцене
- согласовывать свои действия с действиями других, иметь навыки совместной
работы
- эмоционально выражать свои впечатления и точно показать качества своего
героя на сцене
- подбирать грим, костюмы. Готовить простейшие декорации, реквизиты,
бутафорию, оформлять занавес
- создавать афиши, программы, пригласительные билеты
Содержание курса «Этнотеатр»
Раздел 1.
Организационный период. Прослушивание (чтение стихов, прозы, басен),
выявление природных данных, музыкального ритма.
Раздел 2.
Мир театра. Творчество великих актёров. Жанры театра. Профессия театра.
Создание словаря театральных терминов.
Раздел 3.
Художественное оформление. Театральное оборудование. Реквизиты.
Театральные костюмы, бутафория, декорации. Занавес, сценические коробки,
подиум. Пригласительные билеты, афиши и программы, их дизайн, создание,
выпуск.
Раздел 4.
Театральное слово. Техника речи. Работа над дикцией. Разминка для языка и
губ. Освобождение голоса от зажимов и улучшение его звучания. Ораторское
искусство. Уроки грима.
Раздел 5.
Актёрское мастерство. Методика составления сценариев. Развитие
уверенности в себе. Снятие эмоциональных и физических зажимов.
Импровизация. Ролевые игры. Этюды. Видеотренинги, с последующей
работой над ошибками. Составление сценариев. Постановки спектаклей,
изготовление декораций, костюмов, афиш.
Итоговые мероприятия. Викторина «Знаток театра», посвящение в артисты,
этюдный день, участие в итоговом творческом отчёте «Ты, да я, да мы с
тобой».
Методическое и материально-техническое обеспечение
Для реализации данной программы имеется необходимая
материально-техническая база, включая:
- компьютерное оборудование, аудио, СД, видео материалы
- возможность работы с микрофонами (в том числе и с радио микрофонами)
- музыкальное оборудование (усилитель, микшерный пульт, колонки,
минидиск, телевизор)
- сцена
- ширма
- трибуна
При организации обучения по программе «Этнотеатр» используется
следующая методическая литература:
1. Стаунэ Г.Д. О роли режиссера-педагога в организации студийного
театрального коллектива во Дворце детского и юношеского творчества.
Екатеринбург 1996 г.
2. Стаунэ Г.Д. Освоение начальных профессиональных навыков в детско-
юношеской театральной студии Улан –Удэ. Издательство ВСГАКИ,
1999 г.
3. Стаунэ Г.Д. Гуманизация воспитания подростков посредством игровой
театральной деятельности. Издательство ИГПУ. 2006 г.
4. И.А.Агапова, М.А.Давыдова Школьный театр, Москва «ВАКО» 2006 г.
5. О.Н.Гумирова Волшебный театр, Шымкент «ШИКУЛА и К» 2005 г.
6. Андреева, Конорова «Первые шаги в музыке». а) Музыкальное
воспитание. Пение. Пение с текстом.
7. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Переиздание.
Екатеринбург. Издательство АРД ЛТД. 1997 г.
8. Подорожник: Стихи / Колл. Авторов. –Свердловск: Сред.-Урал. Кн.
Издательство, 1990 г.
9. Чурилова Э.Г. методика и организация театрализованной деятельности
школьников — М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001 г.
10. И.Агапова, М.Давыдова. Пьесы школьного театра. Аквариум Бук. 2003
г.
11. Используются материалы педагогических изданий (журналов, брошюр).
Список используемой литературы
1. Стаунэ Г.Д. О роли режиссера-педагога в организации студийного
театрального коллектива во Дворце детского и юношеского творчества.
Екатеринбург 1996 г.
2. Стаунэ Г.Д. Освоение начальных профессиональных навыков в детско-
юношеской театральной студии Улан –Удэ. Издательство ВСГАКИ,
1999 г.
3. Стаунэ Г.Д. Гуманизация воспитания подростков посредством игровой
театральной деятельности. Издательство ИГПУ. 2006 г.
4. И.А.Агапова, М.А.Давыдова Школьный театр, Москва «ВАКО» 2006 г.
5. О.Н.Гумирова Волшебный театр, Шымкент «ШИКУЛА и К» 2005 г.