РАБОТА НАД ИСПОЛНИТЕЛЬСКИМ АППАРАТОМ УЧАЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ НА ФЛЕЙТЕ
- Антропова М.А.
- Педагог по классу флейты
- КГКП "Восточно-Казахстанское училище искусств им. народных артистов братьев Абдуллиных"
- г. Усть-Каменогорск, Восточно-Казахстанская область, Казахстан
Одним из наиболее важных аспектов обучения детей в ДШМ- является
вопрос работы над постановкой и исполнительским аппаратом. Правильная
последовательность и логическая выстроенность на начальном этапе
обучения, зачастую определяют степень успешность ребенка в музыке
вообще, и в частности в исполнительстве на духовых инструментах.
Актуальность темы, рассмотренной в статье обуславливается тем
обстоятельством, что в настоящее время существует обширное количество
специализированной методической литературы, адресованной
преподавателям, но нет материалов, на которых в процессе домашних
занятий могли бы опираться старшие родственники, организующие
домашние занятия ребенка.
В этой статье хотелось бы подробнее рассмотреть специфику начального
этапа обучения игре на флейте; систематизировать информацию,
касающуюся данного этапа обучения.
Данную работу можно рассматривать как рекомендацию к начальному этапу
обучения детей игре на духовых инструментах, в возрасте 6-7 лет.
Не является секретом то, что для успешного и продуктивного обучения игре
на духовых инструментах, наравне с такими требованиями к учащимися, как
слух, память, интонация, ребенок должен обладать хорошими физическими
данными. Если раньше обучение на духовых инструментах начиналось с
блок - флейты (школа Лушегникова) то сейчас в силу многих причин
допустимо начинать обучение с флейты пикколо.
Попробуем рассмотреть подробнее начальный этап обучения на флейте-
пикколо (малая флейта). Данная практика представляет собой самый
трудный и объемный процесс в виде накопления информации, работе над
координацией, постановки дыхания, овладения способами звуковедения и
звукоизвлечения и объединения всех этих требований в единое целое. Давно
известно, что ребенок в таком возрасте еще не склонен к длительному
восприятию информации. Его моторика и его подвижность не позволяют ему
долго сидеть на одном месте и внимательно воспринимать всю информацию.
Поэтому образовательный процесс лучше разбить на несколько ступеней, то
есть имеет место поэтапное обучение.
Четкость в терминологии и педантичное зазубривание специфических
обозначений и названий- вовсе не являются обязательным критерием
требований к ребенку, и несут решающего значения.
Достаточным на этом этапе будет даже то, что ребенок на уроке с педагогом
аудиально воспринимая информацию, постепенно привыкает к ней и
начинает запоминать ее и воспринимать даже на подсознательном уровне.
Когда ребенка вынуждают заучивать наизусть на каждом уроке новую
информацию, рано или поздно происходит информационная
перенасыщенность. В результате ребенок окончательно запутывается в
понятиях, обозначениях, нервничает и теряет интерес к обучению. Очень
часто это происходит на занятиях по теоретическим дисциплинам, потому
как занятия групповые и имеется определенный план работы. Поэтому очень
важно начинать обучение ребенка в ознакомительно-игровой форме, не
требуя обязательных и правильных ответов. Ознакомление и запоминание -
вот главные принципы обучения на начальном этапе. Детская память еще
достаточно цепкая, и со временем без давления со стороны преподавателя
ребенок с легкостью начнет усваивать весь тот объем материала, который
необходим на первом этапе обучения.
Но не менее важным вопросом является понимание и осознание ребенком
той информации, которую ему предоставляет педагог. Понимание у детей в
такой возрастной группе- ассоциативное, а восприятие- эмоциональное, а не
рациональное. То есть новая, незнакомая ему информация, и тот мир, в
котором он живет и с чем он уже знаком, сталкиваются практически каждый
день. В качестве одного из примеров возьмем Скрипичный ключ и параллель
с ключом от квартиры, которая отворяется дверь . Нотный стан - ноты и
окошечки, на которых и в которых ноты живут. Такт — комнатка, в которой
проживает несколько нот или головок. Музыкальные лады (мажор и минор) –
это краски, светлые и темные. Высота звука — рост человека. Длительность
звука - длина руки или пальца. Размер такта можно сравнить с размером
одежды, обуви, которую носит сам ребенок. Наравне с теоретической
информацией, ребенок получает дополнительную информацию об
инструменте и способах звукоизвлечения на нем. Именно поэтому очень
важно построить все начальное обучение на игре и ассоциациях.
Следующий этап начального обучения — знакомство с музыкальным
инструментом и обучение игре на нем. Это тяжелая и кропотливая работа,
как для ребенка, так и для преподавателя. На первых занятиях нужно
рассказать ребенку об инструменте, его истории, - заинтересовать учащегося
и его родителей. Преподаватель сам должен поиграть на инструменте и
показать все его достоинства. Далее нужно показать, как собирается и
разбирается инструмент, как нужно за ним ухаживать. Необходимо
рассказать, чем отличается данный инструмент, каковы его особенности,
достоинства и трудности. С первых уроков преподаватель просто обязан
прививать своему ученику любовь и бережное отношение к инструменту.
Далее рассмотрим отличия дыхания духовиков от обычного дыхания
человека. Ребенку в 6-7 — летнем возрасте очень трудно объяснить, что такое
грудо-брюшное дыхание и как нужно при вдохе опираться на диафрагму.
Очень важно, чтобы ребенок не поднимал плечи. Для этого существует
несколько упражнений. Самое правильное дыхание — это дыхание в
состоянии покоя, лежа на диване. Именно тогда происходит вдох
диафрагмой. А также слышно, согнувшись, доставать руками до пола.
Ребенок делает вдох только диафрагмой. Эти упражнения можно и нужно
проделывать дома. В результате подобных занятий и их повторении,
происходит мышечной запоминание, практически на подсознательном
уровне. На начальном этапе обучения очень важно научить ребенка
правильно делать вдох и выдох. Это умение является основополагающим для
всего дальнейшего обучения. Следует перед зеркалом показать ребенку, как
надо держать инструмент. Это тоже способствует мышечному запоминанию
нужного положения тела, и тогда на уроках приходится уделять именно
правильному держанию инструмента. Здесь помимо отсутствия спешки в
обучении, необходимо пристальное внимание педагога, во избежание того,
что ребенок начнет самостоятельно приспосабливаться к инструменту и
совершит типичные ошибки, которые потом бывает непросто исправить. В
силу того, что они в дальнейшем запоминаются на таком же
подсознательном уровне. В этот же период необходимо заняться изучение
нотной грамоты. Если на последующих занятиях ребенок не способен
воспроизвести все то, что было сказано на предшествующих занятиях, нужно
обязательно повторять до тех пор, пока не будет достигнут желаемый
результат. Не всегда в обучении сразу же достигаются желаемые результаты,
начиная с первых уроков. Этот этап обучения иногда растягивается на
длительный период времени. Все зависит от восприятия ребенка и его
индивидуальных способностей. Главное на этом этапе - не торопить ребенка
и проявить педагогическую выдержку.
Следующий этап начального обучения — звукоизвлечение и звуковедение.
Самое главное — это правильная постановка амбушюра, то есть зубного
аппарата, обучение атаке звука и активного исполнения двух звуков на одном
дыхании. Все эти упражнения для начала проделываются только на одной
головке перед зеркалом. Здесь воедино нужно собрать правильное дыхание,
атаку звука и выдох. Для преподавателя очень важно скоординировать эти
приемы. Один ребенок, без помощи преподавателя, с этим не справится. Как
только ребенок научится правильно извлекать хотя бы один звук, очень
полезно дать упражнения (ту-ту-ту). Чем больше звуков он будет извлекать
на одном дыхании, тем лучше. И только после этих подготовительных
упражнений можно собрать флейту.
Следующий этап настолько же важен для обучаемого ребенка, насколько и
сложен. В первую очередь из-за объема информации которую нужно собрать
воедино. Дыхание, атака звука, амбушюр, звукоизвлечение, звуковедение,
нотный текст, умение «считать ногой», аппликатура.
Воспроизведение нотного текста на этом этапе происходит при активном
участии и помощи преподавателя. Процесс обучения должен быть построен в
виде игры, без давления на ребенка.
Начинать рекомендуется с более легкого учебного материала. Таковы
песенки «Василек», «Как под горкой», «Кошкин дом», «Петушок». В работе
над этими пьесами самое главное - научить ребенка правильно соединять две
ноты на одном дыхании штрихом деташе, чтобы между ними не было
остановок. Таким образом, важнейшим показателем успешности начального
этапа обучения в игре на флейте является овладение правильным дыханием,
простейшими штрихами и умением соединять на одном дыхании две ноты.
По достижении поставленных целей и освоении описанных выше навыков,
преподаватель может делать дальнейшие шаги, постепенно увеличивая
сложность технических задач, постепенно расширяя круг обзора
разбираемых произведений и работая над оттачиванием и
совершенствованием исполнительского мастерства учащегося.