Актуальность и значимость развития музыкальных способностей
обусловлено тем, что музыкальное развитие имеет ни чем не заменимое
воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера,
пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие,
активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у
самых инертных детей.
В процессе певческой деятельности успешно формируются весь
комплекс музыкальных способностей, эмоциональная отзывчивость на
музыку, обогащаются переживания ребенка. Современной наукой доказано,
что дети, занимающиеся певческой деятельностью, более отзывчивы,
эмоциональны, восприимчивы и общительны.
В настоящее время в научной среде существует убеждение, что
развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной
культуры необходимо прививать, начиная с первых дней пребывания ребёнка
в школе [4]. И если ребёнок хочет и любит петь, важно, чтобы рядом с ним
оказался взрослый, который помог бы раскрыть перед ним красоту музыки,
дать возможность её прочувствовать, развить у него певческие навыки и
музыкальные способности.
Музыка, и сопутствующие ей вокальные, дыхательные,
артикуляционные упражнения, применяемые на занятия по вокалу, помогают
устранить или смягчить присущую ребенку непоседливость, чрезмерную
утомляемость, угловатость, замкнутость, подавленность.
Существует множество подходов к понятию «способности». В
различные исторические эпохи ученые, подчеркивая сложность и
многоаспектность этого явления, по-разному его осмысливали.
Исследованием способностей человека занимались С.Л. Рубинштейн, Б..М.
Теплов, В. Д. Шадриков, Л. С. Выготский и др.
В современной научной литературе даются следующие объяснения
данному понятию: способности — индивидуально-психологические
особенности личности необходимые для освоения определенной
деятельности и ее успешного осуществления. Процесс формирования
способностей происходит на основе задатков. Энциклопедия
психологических знаний определяет понятие способность как «совокупность
врожденных анатомо-физиологических и приобретенных регуляционных
свойств, которые определяют психофизиологические возможности индивида
в различных видах деятельности» [6].
Различаются конкретно общие и специальные способности. Общие
способности необходимы для всех видов деятельности. В соответствии с
видами деятельности различаются способности специальные - графические,
художественно-литературные, конкретно-научные (математические и др.),
практически-организационные и др. [5].
Музыкальные способности — это индивидуально психологические
особенности личности, которые включают: 1) естественную слуховую
чувствительность, которая обусловливает анализ естественных, языковых
или музыкальных звуков; 2) развитое в труде и социальном общении
субъективное отношение к языковым и музыкальным интонациям,
выраженное в виде эмоциональной реакции. В своем развитии они образуют
систему со сложными динамическими связками между отдельными
способностями. В структуре музыкальных способностей выделяются
основные, общие и специальные способности. К основным музыкальным
способностям, необходимым для всех видов музыкальной деятельности
можно отнести:
1) ладовое чувство — способность переживать отношение между звуками
как выразительные и содержательные.
2) музыкально слуховое представление — способность прослушивать «в
уме» раньше воспринятую музыку, которая составляет основу для
музыкального воображения, формирование музыкального воображения
и развитие музыкального мышления.
3) музыкально ритмичное чувство — способность воспринимать,
переживать, точно воспроизводить и создавать новые ритмичные
соединения.
Таким образом, под музыкальными способностями мы понимаем
комплекс индивидуально-психологических способностей ребенка таких как
музыкальный слух, ладовое чутье, чувство ритма.
Музыкальное искусство эстрады занимает особое место в современной
культуре. Эстрадная музыка сегодня — это не просто вид искусства, но и
социокультурный феномен [1]. Она привлекает почитателей своей
экспрессивностью, непосредственной связью с движением и ритмом,
красочностью сценического воплощения, достаточно простым, по сравнению
с академическим пением, содержанием и эмоциональным строем
произведений.
Эстрадный вокал обычно по своему звучанию определяют как нечто
среднее между академическим (или классическим) вокалом и народным
вокалом. Главное отличие эстрадного вокала от академического и народного
состоит в целях и задачах вокалиста. Дело в том, что академические и
народные певцы всегда работают в рамках определенного канона или
регламентированного звучания и для них отклоняться от нормы не принято.
Задача эстрадного заключается в другом — в поиске своего оригинального
звука, своей собственной характерной, легко узнаваемой манеры поведения,
а также сценического образа. По той же причине, в эстрадных песнях гораздо
чаще встречаются трудные для выпевания фразы, требующие быстрой смены
дыхания, в то время как в академических и народных песнях, зачастую, текст
в большей степени адаптируется под музыку. Таким образом, основной
спецификой эстрадного вокала являются поиск и формирование своего
неповторимого, уникального голоса вокалиста [2].
На современной эстраде в основном поют певцы и певицы
полуприкрытой манеры вокала. При полуприкрытом пении положение губ
близко к разговорному, но с приподнятым мягким небом. При таком пении
увеличивается объем ротоглоточной полости и достигается
полутораоктавный диапазон голоса уже не в чистом грудном, а в смешанном
звучании. При этом заметно увеличивается амплитуда вибрато голоса певца,
голос перестает быть прямым; тембр становится «насыщеннее», красочнее и
эмоциональнее. Но в верхнем регистре при насыщенном звучании появляется
дребезжащий тембр, «барашек» — сигнал о напряженности голосовых
связок. Прикрытие переходных звуков и головного регистра при
академической постановке голоса приводит к созданию защитных
механизмов голосового аппарата. Игнорирование закрытого звука лишает
верхние ноты их красивой тембровой округленности, а также может
привести к преждевременной порче голоса [3].
По определению международной ассоциации эстрадный вокал
(эстрадное пение) как направление возник с появлением городской культуры.
В средние века это были мотеты, кантаты, позже — романсы. Отличала их
простая повторная форма (чаще куплетная), светское содержание текстов (не
духовной тематики) и доступная манера исполнения. Главное отличие
эстрадной музыки и по сей день — это простота формы и содержания,
доступность понимания массам [4].
Сегодня на эстраде сосуществуют много различных музыкальных
стилей и направлений: поп-музыка, рок-музыка, фолк-музыка, рэп, хип-хоп,
Р’н’Б (R&B), классический джаз, соул и много-много их разновидностей и
гибридов. Каждому стилю соответствует своя манера исполнения, свои
вокальные приемы, своя форма и образное наполнение содержания, однако,
одинаковая для всех постановка дыхания и постановка голоса.
При работе с эстрадным вокальным репертуаром нельзя сразу работать
над динамикой, драматургией, звуком и т.д. Все должно происходить
поэтапно. Такой подход обеспечивает качественный и скорейший результат.
Сначала необходимо выучить мелодию и вокализировать её на любую
удобную гласную. Нельзя сразу приклеивать мелодию к словам, поскольку
можно не достичь требуемого результата. Вместе с работой над интонацией
необходимо разобраться с дыханием. Следует помнить, что дыхание нужно
брать как можно чаще и не забывать о фразировке на кантилене. Правило
гласит — дыхание меняется на каждой паузе. В самом начале песни, а также
после проигрыша нужно делать носом активный вдох. В оставшихся случаях
необходим активный выдох со сменой дыхания. В тексте песни или в нотах
дыхание очень удобно обозначать галочками.
В это же время можно начать работать и с текстом. Его нужно прочесть
несколько раз и определить сложности в дикции. Эти отрывки нужно
изолировать от всего текста и заучить как скороговорку. Темп
проговаривания можно довести до быстрого. Это обеспечит запас прочности.
После выполнения технической работы можно заняться и творческой
работой. Нужно прочесть весь текст как стихи. Они подскажут драматургию
песни. Это позволит окрасить песню живыми эмоциями.
После этого можно всё соединить воедино. Главное, чтобы в конечном
итоге ни один компонент не пострадал. Этот этап обычно немного дольше
всех предшествующих. Песню нужно записать на магнитофон и объективно
оценить.
Таким образом, музыкально-эстетическое воспитание и вокально-
техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и
неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом
принадлежит кружку вокального пения — и на сегодняшний день основному
средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.
Установлено, что современное эстрадное вокальное искусство во всем
многообразии своих средств и форм оказывает огромное влияние на
сознание, чувства, вкусы, формирование эстетического отношения к
действительности, развитие творческих качеств личности. И именно поэтому
актуальной и значимой представляется проблема развития вокальных
способностей детей, формирования певческих навыков, воспитания
духовности, самореализации и саморазвития. Развитие вокальных
способностей обеспечивается в единстве с интеллектуальным и личностным
развитием детей, их индивидуальными потребностями.
Список литературы
1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя музыки // Ю.Б. Алиев —
М.: Владос, 2000г.
2. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное
пособие для студентов пединститутов по специальности «Музыка и пение» //
О.А. Апраксина — М.: Просвещение, 1983г.
3. Ветлугина Н.А. «Музыкальное воспитание в детском саду» // Н.А.
Ветлугина М., «Флинта», 2005г.
4. Дубровская Е.А. «Ступеньки музыкального развития» // Е.А. Дубровская
— М., «Просвещение», 2006г.
5. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей (4-е изд.) // Б.М.
Теплов– М.: 2002г.
6. Энциклопедия психологических знаний. М.: «Наука» — 2005 г.