Акулина Лариса Степановна
Кожевникова Галина Сергеевна
Сыса Тамара Анатольевна
Анисимова Юлия Павловна
Зарипова Елена Владимировна
Железнова Елена Юрьевна
Пивнева Анастасия Николаевна
Преподаватели теоретических дисциплин
МБУ ДО «ДМШ с.п. «Село Большая Картель»
Комсомольский район, Хабаровский край, Россия
Данный проект является результатом плодотворной работы теоретиков Комсомольского района. Участвовали преподаватели ДМШ с.п. «Село Хурба», с.п. «Село Большая Картель», с.п. «Село Пивань 1» и ДШИ «Уктурского сельского поселения».
Авторы проекта:
Акулина Лариса Степановна
Кожевникова Галина Сергеевна
Сыса Тамара Анатольевна
Анисимова Юлия Павловна
Зарипова Елена Владимировна
Железнова Елена Юрьевна
Пивнева Анастасия Николаевна
Аннотация: данный проект посвящен изучению музыкальной истории детьми ДМШ и ДШИ. Авторами были разработаны проекты углубленного изучения тем предмета «Музыкальной литературы». Исследованы биографические данные и музыкальные произведения русских, зарубежных и советских композиторов. К каждой теме прилагается презентация.
Введение: Проблема углубленного изучения музыкальной литературы - одна из самых актуальных задач обучения детей.
Выбор темы каждой разработки определен наличием у автора накопленного педагогического опыта по исследуемой проблеме.
Методическая разработка предназначена для педагогов музыкальных школ и школ искусств по классу теоретических дисциплин.
Целью данного проекта является повышение уровня компетенции учащихся и педагогов ДМШ и ДШИ в области ИКТ. Умение применять компьютерные технологии на олимпиадах и в повседневной учебной деятельности.
Содержание:
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
Содержание:
Балет — вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит танец. Чаще всего балетный спектакль имеет сюжет, тему, идею и либретто. Исполнители должны передать чувства персонажей, сюжет действие только с помощью пластики, танца, мимики, жестов. Как вы думаете, это просто? Нет я предполагаю что это очень сложно и требует огромного мастерства. Но ведь как то происходило становление этого искусства и это отнюдь не самый короткий этап. Что там происходило и как? Именно этот вопрос заинтересовал меня и подтолкнул к выбору этой темы.
Но обо всем по порядку.
Балет появился в Италии. Истоки его зарождались в придворной аристократической среде. В эпоху ренессанса происходил расцвет всевозможных спектаклей и танцев для развлечения знати. Если можно так выразиться хореография создавалась на основе церимониальных шагов. В то время не было четкого разделения на исполнителей и зрителей. Принимать участие в действе могли все желающие. В это время хореографические сценки так же входили как эпизод в музыкальное представление, оперу.
В XVI веке в Северной Италии появились грандиозные представления, которые включали в себя битвы всадников, выступления наездников и танцы.
После 1533 года когда всем известная Екатерина Медичи урожденная итальянская аристократка вышла замуж за французского короля Генриха II и переехала во Францию. Интерес к танцам стал разгораться и в этой стране. Екатерина привезла с собой лучших итальянских учителей. Она очень любила устраивать грандиозные представления.
Например, в 1573 году был поставлен «Польский балет» специально подготовленный к визиту польских послов.
А 15 октября 1581 года была осуществлена постановка «Комического балета королевы» или еще его называют «Цирцея» автором которой был Больтазар де Буадье. На нём присутствовало более 10000 зрителей. Постановка длилась с 10 часов утра до 3 часов ночи. Первые французские балеты имели в своей основе народные танцы и мелодии. Наряду с музыкой в спектаклях присутствовали разговорные и драматические сцены.
Нужно отметить и профессионализацию танцевального искусства. Первой по хореографии была книга «Про искусство танца и ведение танца», автором которой был итальянский танцор Доминико да Пьяченца (Феррарский) в XV веке. Необходимо отметить что слово Балло что означает танец по-итальянски, было впервые использовано в книге и позже от этого образовалось название балет.
Еще один немаловажный труд был написан в 1581 году называется он «Ил Балларино» его создал Фабрицио Карозо — который жил во Франции, но был итальянцем. Книга представляет собой руководство для исполнителей танцев в котором представлены правила, описаны различные «па», дается психологическая характеристика различных движений. Автор обращает внимание на музыкальную составляющую. Особое место в трактате уделяется мужскому танцу, так как в то время мужской танец считался более сложным и разнообразным, а женский тогда был больше прикладным и массовым. По большей части это связано с костюмами. Уже в таком раннем труде говорилось не только о сольных номерах, но и о парных и даже о ансамблях.
Другой труд Туана Арбо уже француза содержит важную информацио о французских танцах XVI века и танцев прошлого времени. Называется он «Орхезография».
Людовик XIV «Король-солнце» сделал много для признания и становления балета как самостоятельного вида искусства. При нем танец начинает взаимодействовать с актерским мастерством. Этот монарх открыл первую в мире балетную школу, которая существует и по сей день. Это Королевская академия танца в Париже. Его любимым композитором, а после и директором «Королевской академии музыки» был Жан Баттист Люлли.
Еще нужно отметить, что так же как и музыканты, танцоры всего мира разговаривают на одном языке, даже не владея иностранным словарем. За это стоит благодарить Пьра Бошана, который преподавая танцы создавал терминологию. Ему принадлежат самые ранние названия пяти позиций ног. А так же почти каждое движение описывается словом или фразой например: ALLONGE [аленже] - Положение удлиненной руки, или ASSEMBLE [ассамбле] - Прыжок с одной ноги на две, выполняется с отведением ноги в заданном направлении, и собиранием ног во время прыжка вместе.
Так же немаловажной заслугой Пьера было то, что он первым стал выпускать на сцену дам, тогда как до него женские роли исполнялись мужчинами в женском одеянии.
Женщины-танцовщицы появились лишь во второй половине 17 столетия, когда балет уже формировался как профессия, а не как вид отдыха аристократов. Считается, что самой первой стала француженка мадемуазель Ла Фонте́н или де Ла Фонтен. Это была первая женщина, которая упомянута в хрониках как профессиональная танцовщица. И немаловажным фактом является то, что она принимала участие во многих спектаклях постановкой и написанием которых занимался сам Жан Баттист Люлли — любимый композитор короля Людовика XIV.
Так же необходимо сказать несколько слов о одежде исполнителей. Как известно, время мода средних веков сильно отличалась от современной. Одежда исполнителей, так же как и обычная, претерпевала различные изменения. Самые известные это пачка и пуаны.
Па́чка — жёсткая юбка, используемая в балете для танцовщиц. Первая пачка была сделана в 1839 для Марии Тальони по рисунку художника Эжена Лами. Стиль и форма пачки со временем менялись. В конце XIX века пачка Анны Павловой сильно отличалась от современной, она была длиннее и тоньше. В начале XX века пришла мода на пачки, украшенные перьями и драгоценными камнями. В советское время пачка стала короткой и широкой.
Пуа́нты (от французского— «кончики пальцев»; также па́льцевые ту́фли,.) — женские балетные туфли, неотъемлемая часть женского танца в классическом балете. Пуанты позволяют танцовщице принять положение с точкой опоры на кончики пальцев вытянутой стопы одной или обеих ног, что делает позу менее бытовой и более возвышенной.
Возникнув как средство образной выразительности с наступлением эпохи романтизма, первоначально применялись для ролей фей, богинь и прочих волшебных созданий, чтобы подчеркнуть их неземное происхождение — тогда как «простым смертным» отводился танец на полупальцах или в характерных туфлях на каблучках.
В заключение хотелось бы сказать несколько слов о известных мне примах русского и советского балета.
Матильда Кшесинская танцевала в балетах Мариуса Петипа и Льва Иванова: в ее исполнении свет увидели фея Драже в «Щелкунчике», Пахита в одноимённом балете, Одетта-Одиллия в «Лебедином озере», Никия в «Баядерке».
О Галине Уановой известный русский композитор Сергей Прокофьев сказал так: «Она — гений русского балета, его неуловимая душа, его вдохновенная поэзия».
Во время австралийского турне Анна Павлова произвела на публику такое впечатление, что её именем назвали очень популярное пирожное, которое и по сей день подают на десерт в ресторанах Австралии и Новой Зеландии.
Тамара Карсавина солировала в Мариинском театре, входила в состав Русского балета Дягилева и часто танцевала в паре с Вацлавом Нижинским.
Майя Плисецкая — обладательница выразительной пластики, феноменального прыжка, гибкой спины, лёгкого шага и высокой музыкальности. Она первая ввела в балетную лексику такой прыжок, как «кольцо».
Галина Уланова о НатальеБессмертновой: Помню, как на каком-то спектакле «Жизели», взглянув на Бессмертнову, танцевавшую одну из девушек, подруг героини балета, я уже не могла оторвать от неё глаз — так искренне, непосредственно «жила» она в «толпе», так выразительно смотрела, пугалась, сочувствовала, когда шла сцена сумасшествия Жизели.
Ульяна Лопаткина российская артистка балета, прима-балерина Мариинского театра с 1995 года, лауреатка Государственной премии РФ (1999), Народная артистка России.
Николай Цискаридзе российский артист балета и педагог
Анастасия Волочкова российская балерина, танцовщица и общественный деятель.
На этом у меня все большое спасибо за внимание.
продолжение в архиве.