link10425 link10426 link10427 link10428 link10429 link10430 link10431 link10432 link10433 link10434 link10435 link10436 link10437 link10438 link10439 link10440 link10441 link10442 link10443 link10444 link10445 link10446 link10447 link10448 link10449 link10450 link10451 link10452 link10453 link10454 link10455 link10456 link10457 link10458 link10459 link10460 link10461 link10462 link10463 link10464 link10465 link10466 link10467 link10468 link10469 link10470 link10471 link10472 link10473 link10474 link10475 link10476 link10477 link10478 link10479 link10480 link10481 link10482 link10483 link10484 link10485 link10486 link10487 link10488 link10489 link10490 link10491 link10492 link10493 link10494 link10495 link10496 link10497 link10498 link10499 link10500 link10501 link10502 link10503 link10504 link10505 link10506 link10507 link10508 link10509 link10510 link10511 link10512 link10513 link10514 link10515 link10516 link10517 link10518 link10519 link10520 link10521 link10522 link10523 link10524 link10525 link10526 link10527 link10528 link10529 link10530 link10531 link10532 link10533 link10534 link10535 link10536 link10537 link10538 link10539 link10540 link10541 link10542 link10543 link10544 link10545 link10546 link10547 link10548 link10549 link10550 link10551 link10552 link10553 link10554 link10555 link10556 link10557 link10558 link10559 link10560 link10561 link10562 link10563
Пивнева Анастасия Николаевна
Должность:преподаватель фортепиано
Группа:Посетители
Страна:Россия
Регион:не указан
Открытый урок: «Виды работы над фортепианной техникой на разных этапах обучения».

Открытый урок по специальности

«фортепиано»

Тема: «Виды работы над фортепианной техникой на разных этапах обучения».

выполнила: Пивнева А.Н.

преподаватель фортепиано

МБОУ ДОД ДМШ

с.п. «Село Большая Картель»

2016г.

Тема: Закрепление понятия «Виды работы над фортепианной техникой на разных этапах обучения»

Тип урока: комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний).

Вид урока: традиционный.

Цель урока: закрепление понятия “разные виды работы над техникой” на материале изучаемых упражнений и произведений.

Задачи урока:

Обучающие Научить ребенка владеть разными видами фортепианной техники в пределах, изучаемых на данном этапе упражнений (гамм) и произведений.

Развивающие Развивать образное музыкальное мышление, художественное воображение; развивать творческую активность учащегося через различные виды деятельности (варьирование штрихов в изучаемых упражнениях).

Воспитывающие Воспитывать эстетический вкус; воспитывать любовь к музыке; воспитывать усидчивость и трудолюбие.

Структура урока:

Организационный момент и вступление_______________________________3 мин
Работа с учащейся 2 класса__________________________________________14 мин
Работа с учащейся 5 класса_________________________________________ 20 мин
Итог урока ________________________________________________________3 мин

Средства обучения: фортепиано, стул.

План урока:

Этап урока

Приемы и методы

Время (мин.)

1.

Орг. Момент и вступление

Словестный

3

2.

Работа с учащейся 2 класса

Словестный, наглядный

14

3.

Работа с учащейся 5 класса

Словестный, наглядный, показа, “направляющий указаний”, “попутных поправок”

20

4.

Итог урока

Словестный, наглядный

2

Ход урока:

I. Орг. момент — приветствие, посадка за инструмент, вступление педагога.

II. Повторение пройденного материала.

Звуковые задачи при игре гамм

1. Вслушиваться в мелодический характер гаммы, слышать длительное дыхание мелодической линии, учиться на гаммах навыкам певучести и выразительности игры legato .

2. Играть гаммы с различной артикуляцией (различными штрихами).

3. Развивая методическую точность, играть гаммы с акцентами и в разных ритмах.

4. Играть гаммы с различной нюансировкой, тембровыми и динамическими красками.

5. Во время игры гамм можно развивать полифонический и ансамблевый слух.

Различные методы работы над гаммами повышают у учащихся интерес к их игре, занимают ребят и стимулируют их занятия гаммами. Ученик не должен играть гаммы механически, формально, ради темпа, не слушая, что получается. Быстрая игра не должна допускаться в ущерб ровности, точности, отчетливости звукоизвлечения и правильности пианистических движений. Основная задача при работе над гаммами - это улучшение качества исполнения. Темп берется тот, в котором все прослушивается и получается.

Ход урока:

  1. Вступление

Учитель: Игра гамм развивает такие технические качества как беглость, ловкость, четкость и точность звукоизвлечение, силу и выносливость, независимость и самостоятельность пальцевых движений, координацию движений в партиях обеих рук, вырабатывает аппликатурные привычки. Но в работе над гаммами мало развивать только простую моторику (скорость и точность). Фортепианную технику мы рассматриваем в органической связи с проблемами художественно - исполнительского мастерства, Поэтому между художественными и техническими задачами разрыва быть не должно. Художественные и пианистические способности учащегося должны развиваться в комплексе.

Необходимо, чтобы ученик осознавал, что в зависимости от характера звучат различные и пианистические движения, что качество звука связано с соответствующим движением корпуса, руки, палацев. У ученика постепенно должна выработаться автоматическая связь между желаемым звучанием и пианистическим движением, то есть сформироваться так называемое мышечное чувство. Добиваясь необходимого звукового результата, ученик будет совершенствовать свои пианистические движения, физически приспосабливаясь к выполнению постоянной цели. Поэтому, играя гаммы, мы должны стоять перед учащимся конкретные звуковые задачи, учить гаммы различными способами, направляя слуховое внимание на звуковой результат.

В работе над пианистической техникой, кроме указанных свойств, требуются еще такие необходимые компоненты музыкального развития, как яркость образных представлений, глубина переживаний, ощущение живого пульса движения музыкальной ткани, а также слуховое развитие. Недоразвитость этих сторон часто бывает причиной несовершенства техники, ее ограниченности, скованности, а также «немузыкальности», которая включает в себя недостатки звуковой области. Основная цель технического развития - обеспечить условия, при которых технический аппарат будет способен лучше выполнить необходимую музыкальную задачу. В дальнейшем эти условия должны привести к полному и беспрепятственному подчинению двигательной системы, музыкальной воле исполнителя во всех ее тончайших проявлениях, причем подчинению автоматическому. Назначение музыкальной воли - управлять исполнительским процессом, а технического аппарата - подчиняться музыкальной воле. Оба эти процесса с первых шагов обучения должны находиться в полном единстве. Исходя из этого в практике преподавания всякий игровой прием, навык не может быть абстрактным, а должен быть обоснован музыкальным выражением; точно так же каждый музыкальный образ, характер звука необходимо увязать с соответствующей формой игровых движений. Нельзя понимать это упрощенно, формально. Навык может сопровождаться целой системой вспомогательных инструктивных заданий, но сам он должен быть обоснован музыкально.

Исходя из этих задач, и будет строиться мой открытый урок.

2. Работа с учащейся 2 класса. Приглашается за инструмент Мишина Аня ученица 2 класса Учитель: Какую ты гамму ты будешь нам исполнять? Ученица: ре мажор. Учитель: Сколько знаков в ре мажоре? Ученица: Два знака. Учитель: А какие это два знака? Ученица: Фа диез и до диез. Учитель Правильно Аня. Эти два знака фа диез и до диез. А теперь, пожалуйста, исполни нам эту гамму. Исполнение прямой гаммы ученицей. Учитель: Нужно обратить внимание на то чтоб пятый и первый пальцы стояли на подушечке. И были более ловкие движения руки, при повороте первого пальца на третий, третьего на первый, и при повороте первого пальца на четвертый, четвертого на первый. Исполнение ученицей гаммы повторно. Учитель: Выполнила задачу хорошо. Рука стояла неплохо. Движения были более ловкими и гибкими. Но не было звуковой и ритмической ровности при исполнении. При движении наверх, должно быть сделано небольшое крещендо». Исполнение гаммы педагогом. Учитель: Исполни гамму еще раз, учитывая замечания, перечисленные выше. Исполнение гаммы ученицей. (Учитель помогает пением услышать и выполнить ученице «крещендо» в гамме) Учитель: «Молодец выполнила свою задачу хорошо». Помогает ученице снять руки с клавиатуры. Аня забыла про это. Учитель: «А теперь мы попробуем поиграть прямую гамму приемом staccato. Это нужно нам для улучшения качества звучания гаммы»

Исполнение прямой гаммы приемом стаккато. Попутно поправляется рука, правильно ставится пятый палец. (Этот приём обостряет ощущение кончиков пальцев, приучает слух к отчётливому исполнению каждого звука)

Учитель: Хорошо Аня. А теперь еще раз исполни на легато гамму. И удели больше внимания постановке первого пальца. Пятый ты уже ставишь гораздо лучше.

Исполняется расходящаяся гамма на четыре октавы.

Учитель: Молодец Аня. Я твоей игрой довольна. Теперь мы перейдем к отработке следующего вида гаммы. Какой мы вид дальше играем?

Анна: Короткое арпеджио.

Учитель: Вспомни пожалуйста аппликатуру и исполни арпеджио правой рукой.

Исполнение короткого арпеджио правой рукой вверх (У Ани недостаточно гибкая кисть, а в коротких арпеджио требуется движение от 1-го звука снизу вверх и опора на «раз». Для этого надо сделать замах первым пальцем, тогда «раз» прозвучит ярче. Для более успешной работы, нужно поиграть короткие арпеджио отдельно каждой рукой и проконтролировать движение кисти).

Учитель:А теперь повтори аппликатуру в левой руке.

Исполнение короткого арпеджио вверх левой рукой.

Учитель: Хорошо Аня. А теперь исполни арпеджио двумя руками вместе.

Исполнение короткого арпеджио двумя руками вместе.

Учитель: Молодец. А теперь скажи, какой вид гаммы мы следующий играем?

Анна:Следующий вид гаммы — длинное арпеджио.

Учитель:Правильно. Далее мы будем отрабатывать длинное арпеджио.

Вспомни аппликатуру и исполни пожалуйста длинное арпеджио правой рукой на две октавы.

Исполнение длинного арпеджио правой рукой.

Учитель:Хорошо. А теперь исполни левой рукой.

Исполнение длинного арпеджио на две октавы левой рукой.

Учитель: Аппликатура у тебя выучена правильно. А теперь исполни длинное арпеджио двумя руками вместе.

Исполнение длинного арпеджио двумя руками вместе.

Учитель: Хорошо. Только постарайся снятия делать более мягкими и плавными. И еще одна просьба. Во время игры постарайся не пересаживаться на стуле вправо или влево. Мы уже с тобой говорили, что если тебе тяжело доставать клавиши в четвертой октаве, то мы тянемся вправо или влево корпусом и плечевым поясом.

Но не пересаживаемся. Теперь вспоминаем, какой вид в гамме играем следующим?

Анна: Далее мы играем аккорды.

Учитель: Правильно теперь играем аккорды. Вспомни аппликатуру и исполни аккорды каждой рукой отдельно.

Повторение аккордов отдельно правой рукой затем левой (Ученица называет места средних пальцев).

Учитель: Теперь отработай аккорды двумя руками вместе.

Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности