Редактор
Должность:Редактор
Группа:Мир учителя
Страна:Россия
Регион:Санкт-Петербург
Урок изобразительного искусства в 6 классе. Тема: «Построение городского пейзажа по закону линейной перспективы»

Проваленова Ольга Анатольевна,

учитель изобразительного искусства

МБОУ СОШ № 38 г. Орла Орловской области, Россия

Конспект урок изобразительного искусства в 6 классе

«Построение городского пейзажа по закону линейной перспективы»

Цели урока:

  1. Углубление знаний о законе линейной перспективы.
  2. Развитие умений использования закона линейной перспективы при изображении пейзажа.
  3. Воспитание любви к родному краю, воспитание позитивного мышления и эстетического отношения к действительности.

Оборудование урока

- для учителя:

презентация, магнитная доска, магниты.

- для учащихся:

  • бумага белая,
  • черная гелевая ручка,
  • кисти,
  • ватман,
  • маркер.

Тип урока: комбинированный (урок изучения нового материала с опорой на имеющиеся знания).

План урока

1. Оргмомент — создание эмоциональной атмосферы для более легкого усвоения учебного материала.

2. Сообщение темы и задач урока.

3. Определение четкого понятия перспективы как способа изображения пространства и места перспективы в окружающей жизни.

4. История разработки теории линейной перспективы.

5. Элементы линейной перспективы и применение их на практике.

6. 2 вида линейной перспективы: фронтальная и угловая.

7. Наглядное применение закона линейной перспективы.

8. Пояснение практического использования законов лин. перспективы на примере городского пейзажа.

9. Пояснение этапов работы над рисунком

10. Практическая самостоятельная работа учащихся.

11. Подведение итогов урока.

Ход урока

Учитель: здравствуйте, садитесь! Ребята, услышав отрывок песни «Районы, кварталы» группы «Звери» и увидев слайды, вы, я думаю, поняли, что мы с вами будем делать сегодня на уроке?

Я не случайно показала вам фото г.Орла и выбрала отрывок именно этой песни, потому как сегодня мы с вами будем говорить о городе и изображать город. А жанр, в котором мы будем работать?.. (Ответ — городской пейзаж). Кто из вас может вспомнить какие-то правила изображения пейзажа?

Ответы- законы линейной и воздушной перспективы.

Учитель: Правильно. Тема нашего урока: «Построение городского пейзажа по закону линейной перспективы».

И перед нами стоят 2 задачи:

1. Вспомнить и может быть рассмотреть новым взглядом закон линейной перспективы, т.к. раньше вы уже использовали этот закон для изображения объемных геометрических тел.

2. Изобразить городской пейзаж, применяя закон линейной перспективы.

Для углубления знаний о законе линейной перспективы давайте начнем с понятия «перспектива»

Что же на ваш взгляд это такое?

Ответы: способ изображенияпредметов, зданий, элементов пейзажа.

Мы изображаем то, что есть на самом деле или то, что мы видим? Значит то, что нам кажется и это свойство нашего глаза.

Учитель: правильно. (читаем определение из словаря.)

(от лат. Perspectus — увиденный сквозь что-либо, ясно увиденный) - один из способов изображения объемных тел на плоскости в соответствии с кажущимися изменениями их величины, формы и четкости, вызванными расположением в пространстве и степенью удаленности от наблюдателя.

Учитель: как вы думаете, где в жизни человека мы можем столкнуться с перспективой?

А в каких учебных предметах встречается перспектива?

Теория линейной перспективы была разработана еще в эпоху Возрождения итальянскими мастерами. Ее изобрел архитектор и скульптор Филиппо Брунеллески, а разработал архитектор, писатель и музыкант Леон Батиста Альберти.

Немецкий художник Альбрехт Дюрер

продолжил изучение перспективы для черчения, а в последствии и фотографии.

Если вы захотите подробно рассмотреть опыт, представленный на одной из гравюр ( изображение лютни — музыкального инструмента в перспективе) Альбрехта Дюрера — известнейшего художника XIV века, то вам стоит ознакомиться с его биографией самостоятельно.

Возможность получения изображения на прозрачной плоскости предмета объясняется законами излучения, распространения и поглощения света. Отраженные лучи света, идущие в глаз от предмета, встречая на своем пути прозрачную плоскость, оставляют на ней как бы следы в виде множества точек. Если эти воображаемые точки соединить, то мы и получим на этой плоскости контур видимого предмета. Его величина будет меньше действительного размера наблюдаемого предмета.

В настоящий момент перспектива, являясь наукой, входит составным звеном в начертательную геометрию.

Учитель: ребята, давайте вспомним элементыпостроения перспективы.

Ответы: линия горизонта, точка схода, угол зрения, картинная плоскость.

Учитель: я хотела бы вам предложить решить одну задачку. Что является важным элементом в этой задаче? Точка зрения на изображаемый предмет — расположение глаз наблюдателя к изображаемому предмету. Ярким примером применения точки зрения являются объемные рисунки на асфальте. От точки зрения зависит также расположение линии горизонта и точки схода.

Давайте рассмотрим 2 вида различной точки зрения на предмет на примере шахматной доски, так как она имеет много параллельных линий в обеих направлениях.

Существуют 2 способа изображения предмета и 2 вида перспективы:

фронтальная и угловая.

Возьмем для примера комнату, изображенную с помощью фронтальной перспективы и приема шахматной доски, так как мы можем встретить довольно часто паркет, кафельную плитку или другие интерьерные покрытия в виде шахматной доски. Проведем линии, ограничивающие клетки доски, уходящие вдаль, в точку схода. Затем закроем интерьер и у нас останется только паутинка, которую мы и будем использовать для упрощенного построения своего пейзажа. Так же с помощью нее можно строить любые объемные предметы и интерьер.

Я хочу показать вам практическое применение паутинки на примере.

На данном этапе урока перед нами стоит задача — изображение одного из видов пейзажа — городского. Посмотрите на доску и скажите какие виды пейзажа (по принципу — что изображено) вам знакомы?

А теперь взгляните на графические произведения, на которых изображается городской пейзаж в основном во фронтальной перспективе. Мы тоже попытаемся нарисовать пейзаж средствами выражения графики, в частности — линией, и графическими материалами — карандашом и гелевой ручкой.

Помошником в работе будет паутинка, которую можно наложить на любой пейзаж и, которая нанесена на ваши рабочие листы, лежащие перед вами на столе. Прежде, чем вы приступите к работе, я хотела бы вас спросить с чего необходимо начинать?

Ответы: с определения точки зрения — линии горизонта, угла зрения — расположения точки схода. Еще я хотела напомнить, что фронтальные плоскости изображаются без искажений, а все вертикальные линии ни в коем случае не наклонены, а только вертикальны.

Учитель: еще я хотела заметить, что городской пейзаж можно также изображать с помощью графических редакторов. Примером может служить моя работа.

Теперь вы можете приступить к работе и изобразить городской пейзаж - современный город с его большими многоэтажками и маленькими уютными двориками, с его безлюдными улочками и огромными, заполненными людьми и автомашинами проспектами, большими площадями и узкими речушками, убегающими вдаль. А может быть это будут очень знакомые нам орловские места: церкви, переулочки, деревянные одноэтажные домишки и многое другое.

(Самостоятельная работа учащихся под пестню «Рисовать») (Слайд)

Учитель собирает работы и помещает их на доску.

Подведение итогов:

Учитель: давайте посмотрим на наши работы. Охарактеризуйте их. Что мы с вами изобразили, какой город, какой эмоциональный отклик вы получаете, глядя на работы одноклассников? Давайте обсудим.

Ребятки, я думаю, что мы с вами достигли поставленных в начале урока целей. Все работали хорошо, но особенно хочется отметить …

Домашнее задание:

uКакие бывают еще перспективы, кроме линейной? Найдите все виды перспективы.

u Закончите графический рисунок с использованием линейной перспективы.

(Попробуйте изобразить городской пейзаж с помощью компьютерных технологий)

Учитель:

И в завершении я хотела бы сказать, что слова «перспектива», «горизонт», «точка зрения» очень часто употребляются в нашей повседневной жизни, с тем же самым смыслом, только не в отношении предметов, а в отношении событий, явлений, взглядов.

Мы надеялись, что мир спасет красота!

Значит, жизнь надо сделать красивой…

Мы с надеждой искали на старых холстах

Бесконечный простор перспективы.

Нам внушали ответ гениально простой:

К горизонту стремиться по линии схода.

И пусть будет для нас там за этой чертой

И счастливая жизнь, и святая свобода.

Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности