link10564 link10565 link10566 link10567 link10568 link10569 link10570 link10571 link10572 link10573 link10574 link10575 link10576 link10577 link10578 link10579 link10580 link10581 link10582 link10583 link10584 link10585 link10586 link10587 link10588 link10589 link10590 link10591 link10592 link10593 link10594 link10595 link10596 link10597 link10598 link10599 link10600 link10601 link10602 link10603 link10604 link10605 link10606 link10607 link10608 link10609 link10610 link10611 link10612 link10613 link10614 link10615 link10616 link10617 link10618 link10619 link10620 link10621 link10622 link10623 link10624 link10625 link10626 link10627 link10628 link10629 link10630 link10631 link10632 link10633 link10634 link10635 link10636 link10637 link10638 link10639 link10640 link10641 link10642 link10643 link10644 link10645 link10646 link10647 link10648 link10649 link10650 link10651 link10652 link10653 link10654 link10655 link10656 link10657 link10658 link10659 link10660 link10661 link10662 link10663 link10664 link10665 link10666 link10667 link10668 link10669 link10670 link10671 link10672 link10673 link10674 link10675 link10676 link10677 link10678 link10679 link10680 link10681 link10682 link10683 link10684 link10685 link10686 link10687 link10688 link10689 link10690 link10691 link10692 link10693 link10694 link10695 link10696 link10697 link10698 link10699 link10700 link10701 link10702
Редактор
Должность:Редактор
Группа:Мир учителя
Страна:Россия
Регион:Санкт-Петербург
Формирование образности речи и усвоение лексических средств выразительности через развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

Топарова Д.Б.

Воспитатель
Ясли-сад "Аяла"
г. Караганда,Карагандинская область,Республика Казахстан

Овладение родным языком не может происходить без усвоения средств выразительности речи. Лексические средства выразительности речи, доступные детям, - это, прежде всего, перенос смыслового значения с одного слова на другое, затем - некоторые классы синонимов.

Восприятие переноса смысла слова предполагает понимание образной структуры слова и зависит от жизненного опыта ребенка - запаса его представлений, памяти и эмоциональной оценки хранящихся в памяти образов.

С переносным употреблением слов, которые известны ребенку в прямом значении, дети встречаются раньше всего в загадках. Например, слушая загадку «Сидит девица в темнице, а коса на улице» и видя на грядке в своем огороде морковку, свеклу или репку, ребенок поймет что «девица» здесь - это морковка (репка), т. е. поймет перенесение значения слова девица, если в его памяти уже есть образы из сказки - «темница», «девица с длинной косой». Перенесение значения в данном случае основано на внешнем сходстве ситуаций, в которых находятся оба сравниваемых предмета - девица в темнице и морковка в земле.

Приемы обучения пониманию переносного значения слов, применяемые в работе с младшими дошкольниками, безусловно, не могут быть чисто словесными: необходима опора на реальные объекты, на картинки. Так, чтобы трехлетние дети разгадали приведенную выше загадку, надо разложить перед ними овощи (репу, морковку, свеклу) или картинки с изображением этих овощей и показать картинку, иллюстрацию к какой-нибудь сказке с «девицей в темнице», с косой, падающей из-за решетки и развеваемой ветром [16,248].

Скрытое сходство ребенок научится понимать, если хотя бы один раз показать ему сравниваемые предметы, назвав их одним и тем же словом. Увидев, а еще лучше потрогав руками репку - «девицу», другие овощи, ребенок поймет и кто такой «дед» из загадки «Сидит дед в шубу одет: кто его раздевает - слезы проливает» (лук).

Чтобы отгадывать загадки, дети должны иметь некоторый жизненный опыт, хранить в памяти и летние, и зимние впечатления.

Слова с переносным значением (т. е. слова, обозначающие одновременно два предмета, признака, действия, одно - прямо, другое - посредством сравнения его с основным) обнаруживают свой переносный смысл только в контексте, благодаря своим синтаксическим связям: нужен хотя бы минимальный связный текст, чтобы понять словосочетание с переносным значением. Следовательно, упражнять детей в понимании переносного значения слов можно только на занятиях со связным текстом. Усвоение переносного значения слов детьми связывается с работой по ознакомлению их с художественной литературой.

Чтобы понимать выразительность речи, понимать, как говорящий относится к тому, о чем он говорит, дети должны усвоить ряды синонимов, противопоставляемых один другому по своей эмоциональной окраске. Так, слова спать и дрыхнуть (грубое слово) имеют одно и то же номинативное значение: соответствуют одному и тому же факту действительности - «находиться в состоянии сна», т.е. несут одну и ту же сообщающую функцию. Но с помощью этих слов говорящий по-разному оценивает названный им факт действительности: выражает чувство неодобрения по поводу данного факта (дрыхнуть) и одновременно проявляет свою грубость или же просто констатирует факт, относясь к этому нейтрально (спать) [31].

В дошкольном возрасте детям доступно усвоение эмоциональных и стилистических синонимов, участвующих в создании речевого этикета. Например, дети трехлетнего возраста уже могут усвоить, что говорить дрыхнуть нельзя - это грубо, а значит, плохо, надо говорить спать. Малыши часто приносят в детский сад слова просторечные, нелитературные. Педагог обязан заменить их литературными синонимами, объяснив детям стилистическую разницу между теми и другими.

Однако словотворчество в дошкольном возрасте всегда отмечалось как ярко выраженный процесс становления творческого мышления и художественных способностей. Ребенок пробует по-своему рассказать о предмете и явлениях, которые происходят в его жизни и это неотъемлемая часть развития речи, которая не должна проходить без формирования и раскрытия творческого потенциала ребенка.

Проблема развития связной монологической речи в широком понимании входит в проблему становления словесного творчества детей дошкольного возраста, а еще шире - в формирование общих художественно-творческих способностей детей.

Многие исследователи рассматривают детское творчество как наиболее действенный путь освоения всей окружающей их действительности. Ведь творческая деятельность ребенка развивает в нем образность мышления, его способности и интересы и, главным образом, приобщает его к культуре, искусству, этическим нормам и эстетическому взгляду на жизнь.

Сроки становления разных видов деятельности неодинаковы, и каждый вид творческой деятельности имеет свою специфику. Вместе с тем существуют и какие-то общие вопросы, которые решаются исследователями в любом виде деятельности ребенка, особенно в развитии художественно-творческих способностей. Это вопросы об источниках и условиях возникновения творчества у детей, создания художественной среды, роли руководства творческим процессом, понимания связей и отношений между обучением и творчеством, репродуктивным и продуктивным путями создания образа [7,221].

В.В. Давыдов считает, что живопись, музыка, поэзия - это виды единого процесса эстетического освоения действительности, имеющие общий источник и способы художественной деятельности, связанные с развитием воображения [34]. Поэтому данную способность считают универсальной относительно любого вида человеческой деятельности. И, главным образом, стоит отметить, что успех развития способности к воображению напрямую зависит от процесса творческой деятельности в области искусства.

Однако творческие способности нельзя рассматривать отдельно от интеллектуальных, познавательных и эмоционально-волевых моментов развития ребенка. Важным показателем обучения является возникновение у ребенка интереса к художественной деятельности, самостоятельность и активность в процессе творчества.

Огромную роль в становлении детского творчества играет восприятие произведений искусства и накопление художественного опыта. Если говорить о словесном творчестве, то здесь на первый план выступает восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и произведений малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) - в единстве содержания и художественной формы. В содержание работы по развитию художественно-речевой деятельности дошкольников входит также развитие образной, выразительной речи.

Дошкольников знакомят с разными жанрами литературных произведений, их специфическими особенностями, ярким и образным языком; их вводят в мир художественных образов, развивая эмоциональное отношение к явлениям природы и взаимоотношениям людей. Дети дошкольного возраста способны воспринимать композицию произведения, развитие сюжета, динамику событий, взаимоотношения героев, разные средства художественной выразительности.

С произведениями литературного творчества ребенок встречается с первых лет жизни, однако далеко не все дети овладевают умением создавать собственные сочинения, да еще грамматически правильно, связно, выразительно. Психологи объясняют трудности развития словесного творчества многими причинами: недостаточной сформированностью психических процессов - мышления, восприятия, воображения, малым жизненным опытом, неразвитой языковой способностью, отсутствием опоры на внешние объекты, существующие в других видах деятельности (изобразительной, музыкальной и т.д.). Поэтому большинство исследователей подчеркивает необходимость специального обучения для развития творческих способностей в области слова [7,160].

Развитие образности как важной характеристики связной речи С.Л. Рубинштейн считал необходимым условием для построения контекста новыми речевыми средствами. Он писал, что как ни существенна для речи связность ее построения, «проблема речи не сводится к одной лишь логической связанности (и точности); она включает и проблему образности, … так как образ, выражая обобщенное содержание, вместе с тем выходит за его пределы, вводит специфические оттенки, непередаваемые в отвлеченной формулировке обобщенной мысли» [14,122].

Во всех исследованиях подчеркивается, что эмоционально-выразительная сторона развития речи имеет большое значение и для развития ее связности. Конечно, основой смыслового содержания речи является то, что она обозначает, однако подлинное владение построением связного высказывания непременно включает в себя понимание выразительных моментов, раскрывающих внутренний смысл, который вкладывает в него говорящий.

Необходимо отметить, что развитие логичности речи надо проводить параллельно с развитием выразительности, так как нельзя в связной речи расчленять эти элементы. Только тогда мы сможем развивать сознательную речь, которая должна быть связной, точной и выразительной. Здесь мы говорим о выразительности в активном, а не в пассивном смысле, т.е. основная задача - не только понимать выразительность речи при восприятии литературного произведения, но и активно употреблять усвоенные средства выразительности в своей речи.

Это умение раскрывать не только семантическое содержание, но и эмоционально-выразительный подтекст высказывания является очень существенной чертой полноценного речевого развития и становления словесного творчества в целом.

Как видно из вышеназванных аргументов, словарь дошкольника формируется не так быстро, этот процесс имеет довольно длительную и сложную структуру. И именно от сформированности словаря, от умения правильно и красиво оформлять свои мысли зависит в дальнейшем степень организованности культуры общения взрослого человека.

Например, в силу наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает, прежде всего, названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко. Этим же можно объяснить и наличие или отсутствие в словаре дошкольников таких слов, которые обозначают более абстрактные понятия или искажение их смысла.

Другой особенностью является постепенное овладение значением, смысловым содержанием слова. Так как понятийное мышление у ребенка-дошкольника еще не сложилось, то и смысл слова, которым он овладевает, не может быть на определенном возрастном этапе понятийным. Поначалу ребенок относит слово лишь к конкретному предмету или явлению. Такое слово не имеет обобщающего характера, оно лишь сигнализирует ребенку о конкретном предмете, явлении или вызывает их образы.

Немаловажным является и развитие творческого мышления детей дошкольного возраста, которое напрямую связано с развитием связной и красивой речи будущего взрослого человека. Ведь именно в период дошкольного детства человек видит, говорит своими «чувствами» и эмоциями, когда вместе с взрослением он всё больше при говорении «включает» своё мышление, логику.

Таким образом, нами был представлен путь формирования словаря ребенка, описаны все тонкости, особенности данного процесса. Приведена актуальность необходимости руководства и организации формирования слов, связных словосочетаний и предложений ребенка.
Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности