Ольга Николаевна
Должность:Редактор
Группа:Команда портала
Страна:Украина
Регион:Харьков
23.12.2013
0
1638
1

Физическое воспитание в общеобразовательной школе как средство гармонизации развития личности посредством танцевально-игровой методики.

Россия, г. Москва

Академия  повышения квалификации и профессиональной переподготовки  работников образования

Старший преподаватель кафедры педагогики  и психологии

Мацаренко Татьяна Николаевна

Физическое воспитание в общеобразовательной школе

             как средство гармонизации развития личности

                 посредством танцевально-игровой методики

   Ключевые слова:  физическое  воспитание, педагогическая  деятельность, общеобразовательная   школа, танцевально-игровая  методика

            В разные периоды развития российского общества оздоровительные и образовательные задачи решались неодинаково по отношению к подрастающему поколению, но всегда прямо или косвенно затрагивались проблемы здоровья, воспитания нравственных качеств и физической подготовленности [1]. Главной задачей общеобразовательной школы является  раскрытие способностей учащихся, воспитание у них интереса и желания к овладению новыми знаниями о мире, природе, о себе самом.

         Физкультурно-оздоровительная деятельность обеспечивает разностороннее воздействие на физическое и духовное развитие личности. Общепринятыми формами физкультурно-оздоровительных занятий в режиме дня школьника являются утренняя гигиеническая гимнастика, выполняемая ребенком дома, коллективная утренняя гимнастика, проводимая перед первым уроком, оздоровительные паузы во время уроков. В  формировании  основ здорового образа жизни учащихся особое место занимает деятельность учителя физической культуры. Именно на его плечах лежит ответственность за подготовку физически крепких, здоровых детей  [2].

         Перед учителем  по физическому воспитанию   постоянно стоит задача совершенствовать формы и методы обучения, открывая новые для себя и для других способы объяснения программного материала и трактовки пластических движений. Существуют различные формы повышения квалификации  по направлениям:  «Современные проблемы педагогики и психологии», «Теория и методика преподавания хореографии»  в Академии повышения квалификации, где учителя физкультуры могут повысить  педагогическую квалификацию. Формирование нового взгляда на дисциплину  «Физическое  воспитание»  в общеобразовательной школе, выявление новых характеристик в видении того или  иного пластического элемента объясняет творческий поиск учителя.

          По   мнению  опрошенных нами  100  учителей по физическому воспитанию  успех в педагогической  деятельности  зависит от   творческого подхода  - 27%, способности обучать  – 18%,  креативности – 17 %, индивидуального  стиля преподавания – 16%, умение найти новые методики преподавания  – 15%, знание хореографических направлений и умение использовать их в преподавании – 7%.   

           Основной формой организации занятия по физическому воспитанию   является традиционный  урок физкультуры. Мы предложили использовать  в основной части  урока   один  из видов арт-терапии  - танцевальную  терапию,   где помимо физических упражнений  в течение 20-25 минут происходит изучение музыкально-ритмического материала, тренировочных вспомогательных упражнений, элементов хореографической азбуки, закрепление музыкально-ритмического материала в игре, музыкально-танцевальные импровизации и т.п.

           Танцевальная терапия -  психотерапевтическое использование танца как процесса, способствующего индивидуальному чувственному самовыражению,  что  способствует   снятию напряжения, избавлению от усталости, помогает   замкнутым, необщительным учащимся, выявить у них творческие способности, стимулирует   учащихся  на проявление активности и инициативы в установлении и поддержании межличностных отношений, способствует   раскрепощению, развитию воображения,  дает  возможность творческому самовыражению [3].

         Урок физического воспитания  с использованием танцевально-игровой методики рассчитан на возраст учащихся  6-10 лет.  Основная цель методики  – достижение внутренней и внешней гармонии посредством движения. Переживание радости, осознание движения, придание ему смысла и эмоций – основа метода  психотерапии. Танцевально-игровая методика направлена на эмоциональную поддержку, на достижение желаемых психологических изменений  -  это  терапевтическое средство, которое способствует раскрытию личности, снижает уровень агрессии, открывает способность “понимать себя”, управлять своими эмоциями, позволяет становиться более общительным и уверенным в себе, адаптироваться в коллективе.  Танцевальные импровизации способствуют выходу на поверхность эмоциональных переживаний, импровизированные движения  позволяют  раскрыть учащегося  в ситуации “здесь и сейчас”.  Э. Гренлюнд, практический танцевальный терапевт, отмечала, что когда мы наблюдаем, как импровизируют другие, мы совершаем повторяющие микродвижения, хотя это не осознается. На микроуровне мы проживаем движения тех людей, за которыми с увлечением наблюдаем [4] .

             Танцевально-игровая методика, используемая на уроках по физическому воспитанию в общеобразовательной школе, раскрывает творческий    потенциал учащихся  и  развивает:

ü   коммуникативные качества;

ü   проявление инициативы;

ü  умение логически мыслить;

ü  фантазию и воображение.         

          Взаимодействие  максимально эффективно и  позволяет добиться наиболее полной вовлеченности учащихся в   коллектив  в   процессе  занятий  по физическому  воспитанию:  

        - при коммуникативном взаимодействии  (если  учитель  старается  услышать и понять каждого учащегося  как неповторимую индивидуальность);

         - при творческом взаимодействии (последовательное развитие учащихся как условие постоянного движения вперед, возможность  предъявления готового творческого продукта  для  участия в различных соревнованиях);

         - при эмоциональном  взаимодействии  (создание эмоционально комфортной  атмосферы в    коллективе, доброжелательное отношение друг к другу).     

        Творческие  способности  учителей  по физической культуре   проявлялись в умении видеть различные варианты решения хореографических задач в процессе уроков, определения нестандартного подхода, наличие собственной педагогической  позиции. Учителя  брали  себе в помощь различные танцевальные стили: джаз, бальный  танец, народный танец, современный танец  и т. д. Акцент делался не на дисциплине танца, а на выражении эмоций через движение.

         Нами был разработан урок, который  строился на использовании танцевально-игровой методики. Логическая структура формы и последовательность тематического содержания позволяет говорить о танцевально-игровой методике  как о  технологии:

ü   разработка темы (создание сюжета);

ü   конструирование танцевальных игр (по законам драматургии: завязка, развитие действия,  кульминация, развязка);

ü   определение логической последовательности проведения танцевально-игрового тренинга;

ü   подбор музыки к танцевальным играм, запись фонограммы;

ü   самоподготовка к проведению тренинга;

ü   организация  танцевально-терапевтической программы.

          Основой  танцевально-игровой методики является танцевальная игра, цель которой  - вовлечение учащихся  в творческий, строящий взаимоотношения опыт, свободная  импровизация способствующая  выражению радости  движения.   Движения  заключают в себе элемент  игры и работают на развитие креативности учащегося, рождают в нем  свободные чувства, которые развивают его силу, укрепляют его “Я” и делают его способность чувствовать и переживать более глубокой.     

         В основе танцевально-игровой методики  находится   импровизация – это движения в сочетании с  актерской  игрой, когда элемент движения изобретается непосредственно во время исполнения.  В процессе урока  необходимо опираться на  уровень подготовки  учащихся, на тематику импровизации и музыкальный материал, способный вызвать в учащихся  положительный эмоциональный отклик. Учителя  при работе с учащимися использовали  элементарные задания танцевальной игры – это  телесный тренинг (базовые упражнения и работа со всем телом), игра с движением (ритмическая игра), свободные упражнения (импровизация).

        Танцевально-игровая  методика,  используемая на уроках по физическому воспитанию,   представляла  собой сценарий – это план, включающий набор танцевальных игр и упражнений, объединенных  определенными связками согласно выбранной теме.

           Структура     танцевально-игровой  методики:

  1. Подготовительная часть (разминочный блок, ритмическая гимнастика,  упражнения на перестроения в пространстве).  Подготовительная часть имеет цель подготовить учащихся к основной  части занятия – разогреть тело, разбудить эмоции. Она состоит  из   общеразвивающих упражнений  ритмики.
  2. Основная часть представляет  танцевально-игровую методику (комплекс танцевальных игр, объединенных общим сюжетом).   Сюжет разворачивается по законам драматургии: завязка, развитие действия,  кульминация, развязка. Учащиеся попадают в различные предлагаемые обстоятельства, “проживая”  разны роли, это помогает ощущению и осознанию своего “Я” в разных ситуациях.
  3. Заключительная часть (релаксация) – произвольное расслабление мышц, необходимая  после активной основной части. Упражнения на напряжение-расслабление, свободное, спокойное движение в пространстве.

          В качестве примера  предлагается  вариант танцевально-игровой методики, апробированный  на практике.

 

                             ТАНЦЕВАЛЬНО-ИГРОВАЯ МЕТОДИКА                     

                                 “Путешествие вокруг света “

      Вводная часть. Звучит восточная  мелодия. Учащиеся располагаются полукругом. Учитель по физическому воспитанию  делает небольшое выступление о назначении и роли национальных танцев. Цель методики познакомиться с национальными танцами, развить групповое взаимодействие, актуализировать отношения, расширить экспрессивный репертуар.  Учитель знакомит учащихся с условиями проведения занятия и приглашает отправиться в  “Путешествие вокруг света”.

                 Разминочный блок.   “Ритмическая гимнастика”

Учитель: ”Для успешного прохождения маршрута нам нужна физическая подготовка”, предлагает сделать ритмическую гимнастику.

Игра 1 “Разминка”. Цель: разогреть тело, разбудить эмоции, снять мышечное напряжение. Музыка энергичная, ритмичная.

    Учащиеся располагаются в линиях или полукругом (в зависимости от количества участников). Учитель говорит: “Танцует правая рука, танцует левая нога,  танцует голова,  плечи“ и т.д.  В работу включаются все части тела. Преподаватель сочетает объяснение с показом.

         Учитель: «Для того, чтобы путешествовать вместе нам необходимо познакомиться»

Игра 2 “Хоровод - Знакомство”. Цель: развить групповое чувство сплоченности, побудить к вступлению в межличностные отношения. Музыка: русские мелодии в инструментальной обработке (хоровод “Березка”).

           Учащиеся образуют круг,  взявшись за руки, двигаются медленным шагом по часовой стрелке. Ведущий с платком в руке идет в обратном направлении внутри круга, останавливается напротив  любого учащегося (круг тоже прекращает движение), делает русский поклон и  передает платок.  После ответного поклона меняется с ним местами. Игра может продолжаться пока все не побывают  в роли ведущего.

           Учитель: «Для путешествия нам надо  стимулировать творческое самовыражение, разбудить эмоции, осознать свои экспрессивные возможности».

       Игра 3 “Танец аборигенов” Цель:  стимулировать творческое самовыражение,  высвобождение чувств, повысить самооценку. Музыка: любая ритмичная,   темп быстрый.

         Учащиеся  становятся в круг. Учитель показывает базовые движения африканских танцев, ученики пытаются повторить, затем каждый по очереди солирует в кругу с бубном или копьем.

              Основная часть.  «Знакомство с национальными танцами».

      Учитель:  «Для того, чтобы путешествовать по другим странам, нам необходимо разучить национальные движения этих народов».

Игра 4 “Танцы народов мира”.   Цель:  развить групповое взаимодействие, изучить национальные движения. Музыка - национальные мелодии разных стран (по желанию можно в современной обработке). Например: “сиртаки”, “летка-енка”,  а также русские, украинские, восточные  и др. мелодии.

           Учащиеся могут располагаться по кругу, полукругом или в шеренге в зависимости от количества участников. Национальные мелодии разных стран сменяют друг друга. Учащиеся должны стараться подстроиться под новый ритм, взаимодействуя друг с другом, используя движения в сцеплении (держась за руки, под руки, положив руки на пояс, на плечи в впереди стоящему – при движении друг за другом).  Учитель показывает базовые упражнения национальных танцев и исполняет их со всеми, учащиеся “отзеркаливают” и в процессе нескольких повторений запоминают движения.

 Игра 5 “Разрешите пригласить”. Цель: умение входить в контакт, возможность экспериментировать с движением, ощутить себя в роли ведущего. Музыка:   любая народная мелодия, быстрый темп.   

          Учащиеся образуют круг. Учитель приглашает любого учащегося и танцует с ним в паре, показывая движения, которые “отзеркаливает” учащийся. По сигналу “музыкальная пауза” пара разделяется и приглашает новых участников. Теперь на площадке две пары, и так, пока все не включатся в танцевальный процесс. Каждый приглашенный “отзеркаливает” движения того, кто его пригласил.

             Учитель: «А теперь давайте посоревнуемся, кто запомнил   национальные движения разных народностей».

        Игра 6 «Танцевальный ринг».  Цель: развить групповую поддержку и взаимодействие, расширить  знания  о танцевальном стиле разных народов. Музыка:   национальные мелодии разных народов.

         Учащиеся делятся на две группы, каждая из которых поочередно двигается в выбранном  ими национальном стиле, при этом вступая во взаимодействие друг с другом. Пока одна группа танцует, другая наблюдает, и наоборот (повторяется несколько раз). Затем группы пробуют свои силы в противоположном национальном стиле (меняются стилями)  и игра повторяется.

                                   Заключительная часть.

        Учитель поздравляет всех  с отлично проведенным уроком и предлагает отдохнуть. Эта часть посвящена релаксации, т.е. расслаблению мышц,  выполняются  упражнения на расслабление.      

 

               Проведенное  нами   исследование показало, что  использование   танцевально-игровой  методики, выходящей за пределы   классического преподавания дисциплины  «Физическое воспитание» в общеобразовательной школе  способствует поддержанию психической и физической формы, самопознанию, развитию  новых форм общения, самореализации,    активности, пониманию собственного тела, развитию контакта, снятию  напряжения, вызванного стрессом, преодолению депрессивного состояния,  повышению жизненного тонуса. 

                                                       Литература

  1.  Макусев Олег Николаевич Организационно-педагогические условия  формирования физической культуры учащихся  в целостном образовательном процессе школы диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук, Нижний Новгород – 2008.
  2.   Гогин А. Б. Подготовка студентов факультета физической культуры к работе в сельской школе: дис. канд. пед. наук, Шуя , 2005.
  3. Танцуйте на здоровье! [Текст]: танцевально-игровые тренинги: снятие напряжения и стресса, возможность самовыражения, обретение уверенности в себе / Л. Л. Раздрокина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 157 с.: ил. - (Психологический практикум). - Библиогр.: C. 155.
  4.  Гренлюнд, Эрна Танцевальная терапия: Теория, методика, практика / Э. Гренлюнд, Э. Грёнлюнд, Н. Ю. Оганесян. – СПб.: Речь, 2004. – 284, [1] с.
Комментарии пользователей /0/
Комментариев нет...
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наши услуги



Мы в соц. сетях

    Персональные сообщения