Ольга Николаевна
Должность:Редактор
Группа:Команда портала
Страна:Украина
Регион:Харьков
13.11.2013
0
945
0

"Комплексная работа с текстом."

Россия, г. Ростов-на-Дону

МБОУ СОШ № 10

Учитель русского языка и литературы

Селезнева Наталья Сергеевна

"Комплексная работа с текстом."

Текст № 1.

Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Если вглядеться – мир полон поэтов. (2) Нет, не стихотворцев, их-то, может, даже слишком много, да и понятия эти вовсе не всегда совпадают... (3) Именно поэтов. (4) Людей, остро чувствующих красу мира, его тревожность, его праздничность, его преходящность, его вечность. (5) И даже в самом, казалось бы, далеком от поэзии человеке, хочет он или не хочет, прочел он в жизни хоть одно стихотворение или нет, а она, поэзия, нет-нет да шевельнется. (6) И он вдруг, сам не зная зачем, долго и бесполезно стоит и смотрит на бегущую невесть куда воду, или раннюю, смутную звезду, или посреди всех неотложностей, скинув их, бежит в лес. (7) Это значит, душа его, не спросясь, затосковала, затомилась по тому, что мы называем Прекрасным. (8) Значит, в человеке, в самом нутре его, жив поэт. (9) Это он и гонит его к бегущей воде, будит до рассвета, заставляет вопреки всему испытывать счастье от белизны снега и горечи листа, от чуда белого света. (10) И нужды нет, что счастлив он молча.

(11) Только очень (не)многим из пишущих уд_валось (по)настоящему пр_близиться к совершенству передавая свой восторг перед соверше(н,нн)ым. (12) Это в идеале по выражению знам_нитого американского поэта Роберта Фроста стихотворение должно заканчиваться «мгновением истины и гармонии на фоне хаоса». (13) Вид_мо Роберт Фрост считал что исти(н,нн)ая поэзия должна пр_общать к великой гармонии жизн_ и нас с вами хоть на минуту защ_тить человека от пустоты (не)бытия. (14) Высокие поэтические удачи не часты хоть и много дерзающих и действительно (ни)когда (не)удосто_нных знать была ли дерзость эта увенч_на удачей. (15) То есть будет ли дана тв_рению долгая судьба радовать возвышать утешать...

(16) Я слышала недавно, как один старый писатель сказал: «Если бы я родился снова, я стал бы шахматистом. (17) Там было бы ясно и мне, и всем: хорош я или плох, но я – выиграл партию». (18) И, может, оттого, что точно этого знать в искусстве почти никому не дано, вечный спутник всех, рискнувших измарать бумажный лист, грунтованный холст, – сомнение. (19) Но и сила, наверно, в нем, в сомнении этом. (20) Вера в себя и сомнение в себе – составные движущих сил искусства.

                                                                                                (По И.Снеговой)

Задания.

1) Назовите три основные проблемы этого текста. По каждой проблеме выявите позицию автора.

2) Определите стиль и тип речи текста.

3) Среди предложений 1–10 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения и союза.

4) Из предложения 13 выпишите слово(а), где встречается звук [ш’].

5) Из предложений 11–12 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

6) Определите способ образования выделенных курсивом слов.

7) Выполните морфемный разбор и укажите количество морфем в выделенных полужирным шрифтом словах.

8) Подчеркните слово(а), построенное(ые) по модели: приставка + корень + суффикс + окончание:

а) передавая;

б) увенчана;

в) заставляет;

г) совпадают.

9) В каких предложениях автор использует антонимы (антонимические пары)? Выпишите эти пары.

10) Выпишите синонимы, которые употребляются как контекстуальные антонимы.

11) Какой частью речи является слово, с которого начинается предложение 11?

12) Выпишите из второго абзаца относительное(ые) прилагательное(ые).

13) Определите синтаксическую роль инфинитивов в предложении 15.

14) Из предложения 12 выпишите словосочетание со связью примыкание.

15) Среди предложений 5–13 найдите простое односоставное безличное предложение. Укажите его номер.

16) Среди предложений первого абзаца найдите предложение с обособленным приложением. Укажите его номер.

17) Среди предложений 7–15 найдите сложноподчиненное(ые) с последовательным подчинением придаточных. Укажите номер(а).

18) Укажите количество грамматических основ в предложении 18.

19) Выполните орфографическую и пунктуационную работу в предложениях 11–15.

20) Назовите не менее трех средств выразительности в предложении 13, приведите примеры, определите роль найденных языковых средств.

Текст № 2.

Прочитайте текст и выполните задания.

 (1) Русский Север! (2) Мне трудно выразить словами мое восхищение, мое преклонение перед этим краем. (3) Когда впервые мальчиком тринадцати лет я проехал по Баренцеву и Белому морям, по Северной Двине, побывал у поморов, послушал песни и сказки, посмотрел на этих необыкновенно красивых людей, державшихся просто и с достоинством, я был совершенно ошеломлен. (4) Мне показалось – только так и можно жить по-настоящему: размеренно и легко, трудясь и получая от этого труда столько удовлетворения. (5) В каком крепко слаженном карбасе мне довелось плыть («идти», сказали бы поморы), каким волшебным мне показалось рыболовство, охота. (6) А какой необыкновенный язык, песни, рассказы... (7) А ведь я был совсем еще мальчиком, и пребывание на Севере было совсем коротким – всего месяц, – месяц летний, дни длинные, закаты сразу переходили в восходы, краски менялись на воде и в небе каждые пять минут, но волшебство оставалось все тем же. (8) И вот сейчас, спустя более шестидесяти лет, я готов поклясться, что лучшего края я не видел. (9) Я зачарован им до конца моих дней.

(10) Почему же? (11) В Русском Севере удивительнейшее сочетание настоящего и прошлого, современности и истории, человека и природы, акварельной лиричности воды, земли, неба, грозной силы камня, бурь, холода, снега и воздуха.

(12) Но самое главное, чем Север не может не тронуть сердце каждого русского человека, – это тем, что он самый русский. (13) Он не только душевно русский, – он русский тем, что сыграл выдающуюся роль в русской культуре. (14) Он не только спасал Россию в самые тяжкие времена русской истории... он спас нам от забвения русские былины, русские старинные обычаи, русскую деревянную архитектуру, русскую музыкальную культуру, русскую великую лирическую стихию – песенную, словесную, русские трудовые традиции – крестьянские, ремесленные, мореходные, рыболовецкие. (15) Отсюда вышли замечательные русские землепроходцы и путешественники, полярники и беспримерные по стойкости воины.

(16) Да разве расскажешь обо всем, чем богат и славен наш Север, чем он нам дорог и почему мы его должны хранить как зеницу ока, не допуская ни массовых переселений, ни утрат трудовых традиций, ни опустения деревень. (17) Сюда ездят и будут ездить, чтобы испытать на себе нравственную целительную силу Севера, как в Италию, чтобы испытать целительную силу европейского Юга.

                                                                                                 (По Д.Лихачеву)

 Задания.

 1) Какая из следующих формулировок противоречит содержанию текста?

а) Север не может не тронуть сердце каждого русского человека.

б) Целительную силу Севера не оценишь, не изведав целительную силу европейского Юга.

в) Север спас от забвения русскую культуру.

г) Русский Север – колыбель замечательных русских людей.

2) Определите стиль и тип речи текста.

3) Среди предложений 1–8 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и контекстного синонима.

4) Найдите в двух последних абзацах предложение с фразеологизмом. Выпишите фразеологизм, объясните его значение.

5) Из предложения 15 выпишите слово(а), где букв больше, чем звуков.

6) Из предложений 3–4 выпишите слово(а), образованное(ые) приставочно-суффиксальным способом.

7) Определите способ образования слова преклонение.

8) Найдите в предложениях 3–4 слова(о), построенные(ое) по модели: приставка + корень + суффикс + окончание.

9) Выпишите из предложений 8–11 слово(а) с тремя суффиксами.

10) Назовите не менее четырех средств выразительности, использованных в предложении 11.

11) Из предложений 3–10 выпишите действительное причастие прошедшего времени.

12) Какой частью речи является слово, с которого начинается предложение 16?

13) Из предложений 12–14 выпишите разносклоняемое(ые) существительное(ые).

14) Укажите неверные объяснения написаний слов:

а) по-настоящему – наречие, пишется через дефис, так как есть приставки по- и суффикс -ему;

б) пребывание – правописание приставки пре- зависит от лексического значения слова (пребывать – находиться где-либо);

в) зачарован – в суффиксе прилагательного -ан пишется одна буква н;

г) ездят – в окончании пишется я, так как это глагол II спряжения.

15) Выпишите словосочетание со связью согласование из предложения 9.

16) Найдите простое односоставное безличное предложение. Укажите его номер.

17) Среди предложений 1–12 найдите предложение(я) с обособленным(и) определением(ями).

18) Назовите вид придаточного в предложении 8.

19) Найдите сложное(ые) предложение(я) с однородным соподчинением придаточных. Укажите его номер.

20) В чем, по мнению автора, истоки нравственной силы Русского Севера? (Назовите не менее трех аргументов.) Актуальны ли, на ваш взгляд, рассуждения автора сегодня?

Текст № 3.

Прочитайте текст и выполните задания.

 (1) ...Чтобы понять душу Японии, нужно увидеть ее весной, когда цветет вишня, ибо лепестки сакуры – это поэтическое, образное воплощение японского национального характера...

(2) Мало повторить эту излюбленную фразу туристских путеводителей. (3) Надо объяснить, почему же так любят, так почитают японцы именно эти розовые соцветия.

(4) Весна не приносит с собой на Японские острова того борения стихий, когда реки взламывают ледяные оковы и талые воды превращают равнины в безбрежные моря.

(5) Долгожданная пора пробуждения природы в стране начинается внезапной и буйной вспышкой цветения вишни. (6) Можно, по словам японских поэтов, любоваться ирисом в вазе, розой, приколотой к волосам, но цветение сакуры восхищает прежде всего своим неистовым множеством, самозабвенной, не знающей меры щедростью.

(7) А еще – и, пожалуй, даже в наибольшей степени – волнуют эти цветы тем, что, в отличие от всех других, они не знают увядания. (8) Лепестки сакуры, весело танцуя, летят к земле даже от легчайшего дуновения ветра. (9) Они предпочитают опасть еще свежими, чем хоть сколько-нибудь поступиться своей красотой.

(10) В цветах (Я,я)понской весны народная поэзия наход_т черты своего лирического героя ч_стоту и ширь душевных порывов жизнелюбие вместе с готовностью к самопожертвованию.

(11) В японских журналах (не)редко читаешь сейчас о том что сакура «меркнущий символ» что в смраде механической ц_вилизац_и не только чахнут вишневые деревья но и ув_дают человеческие чувства порождавш_еся прежде их цветением.

(12) Меня эта пора каждый раз убеждает в другом. (13) Нет лучшие качества народной души не оскудели. (14) Они (по)прежнему живут в пр_метах японской весны. (15) Хотя бы в том что с ее пр_ходом столь же буйно как вишня ра_цветает в Японии песня...

                                                                                       (По Ю.Овчинникову)

 Задания

1) Определите тему и основную мысль текста.

2) Определите стиль и тип речи.

3) Укажите средство связи предложений 4–5.

4) Укажите количество звонких согласных звуков в слове дуновения.

5) Выполните морфемный разбор слова излюбленную, укажите количество морфем.

6) Выпишите из последнего абзаца наречия, определите способ образования этих наречий.

7) Выпишите из текста прилагательные, употребленные в одной из степеней сравнения.

8) Выпишите из предложений 6–8 производный предлог.

9) Из предложений 4–8 выпишите возвратные глаголы.

10) Выпишите слово со значением «пожертвовать чем-либо», «добровольно отказаться от чего-либо».

11) Выпишите из текста выделенные полужирным шрифтом слова, подберите к ним синонимы.

12) Объясните кратко правописание не в выделенном курсивом слове.

13) Объясните кратко причину постановки тире в предложении 7.

14) Из предложения 11 выпишите словосочетание с подчинительной связью примыкание.

15) Найдите простое односоставное безличное предложение. Укажите его номер.

16) Найдите простое предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Укажите его номер.

17) Определите вид придаточного в предложении 3.

18) Среди предложений 2–9 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением. Укажите его номер.

19) Сколько простых предложений в составе предложения 1?

20) Выполните орфографическую и пунктуационную работу в предложениях 10–15.

21) Назовите не менее десяти средств выразительности, использованных в тексте, приведите примеры, определите роль найденных языковых средств.

 Текст № 4.

Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Молодость долго не покидала его. (2) Лет до шестидесяти, а пожалуй, и дольше он был строен, подвижен и гибок. (3) Темно-карие, лучистые, большие глаза очень долго глядели на всех с юношеской простодушной доверчивостью.

(4) И хотя мне случалось не раз видеть его и в домашнем кругу, и в театре, и за рабочим столом, почему-то он чаще всего вспоминается мне под открытым небом, под ветром и солнцем, в поле, в лесу, среди трав и деревьев. (5) Не потому ли, что ветер, и солнце, и поле, и лес – главные герои его лирики, полновластно царящие в ней? (6) Взволнованно, как большие события своей собственной жизни, переживал он все, что творится в природе, – все ее оттепели, закаты, снега и дожди – радовался им бесконечно.

(7) Таков он был... безмерная впечатлительность, порывистость, необузданность чувств была одним из основных его качеств. (8) Я узнал от наших общих друзей, что всякий раз, когда он слушает свои любимые этюды Шопена, глаза у него становятся влажными от избытка нахлынувшей радости. (9) И он почти всегда воспроизводит в своей лирике ту действительность, которая в эту секунду мелькнула у него перед глазами. (10) И он делает как бы моментальные снимки с нее. (11) Поэтому-то у него такое изобилие стихов, которые воспринимаются нами как страницы его дневника.

(12) Одно время, в двадцатых годах, мне – да и многим – казалось, что ему навсегда суждено оставаться камерным, уединенным поэтом, «поэтом для поэтов», для немногих ценителей. (13) Но прошло всего несколько лет, и он путем беспримерной работы над собой, над своим поэтическим стилем преодолел сбивчивость и хаотичность своей юношеской литературной манеры и создал неожиданно для всех вдохновенную поэму «Девятьсот пятый год», где сохранил ту же бурную энергию творчества, но подчинил ее железной дисциплине сюжета. (14) После войны – в сороковых, пятидесятых годах – эти новые черты его творчества сделались еще более заметны. (15) Любимым его автором стал Чехов – образец правды, простоты и естественности. (16) Стиль изм_нился из-за того что изменилась тематика в его поэзии по_вились пр_зывы к высокой морали к самоотвержению к любви.

(17) (В)прочем тот кто вн_мательно прочтет позднейшие стихи Пастернака написа(н,нн)ые им в конце жизни поймет какой был пережит им душевный подъем. (18) Оттого, что просв_тлело его сердце и стиль его стал просв_тле(н,нн)ым. (19) Но просв_тление не значит покой. (20) Покоя поэт не узнал и теперь. (21) Осталась прежняя (не)насытность души страс(?)но жаждущей (по)новому понять и осмыслить (не)постижимые радости противоречия и трагедии жизни.

                                                                                             (По К.Чуковскому)

Задания

1) Определите тему и основную мысль текста.

2) Определите стиль и тип речи.

3) Среди предложений 1–6 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения.

4) Из предложения 9 выпишите слово(а), в котором(ых) все согласные звуки звонкие.

5) Из предложения 7 выпишите слово(а), где встречается звук [в].

6) Определите способ образования выделенных курсивом слов.

7) Выпишите из предложения 12 слово(а), построенное(ые) по модели: приставка + корень + суффикс + окончание.

8) Выполните морфемный разбор и укажите количество морфем в словах:

необузданность;

просветление.

9) Выпишите из текста слово со значением «предназначенный для небольшого, узкого круга слушателей».

10) Выпишите из текста прилагательные, употребленные в одной из степеней сравнения.

11) Определите синтаксическую роль инфинитивов в предложении 21.

12) Из предложения 6 выпишите словосочетание(я) со связью примыкание.

13) Кратко объясните постановку тире в предложении 12.

14) Среди предложений 7–14 найдите сложное(ые), частью которого(ых) является односоставное безличное предложение.

15) Укажите номер(а) предложения(ий) с обособленным приложением.

16) Укажите номер(а) предложения(ий) с последовательным подчинением придаточных.

17) Определите вид придаточного предложения в предложении 4.

18) В двух последних абзацах найдите сложное(ые) предложение(я), где используется подчинительная и бессоюзная связь.

19) Сколько простых предложений в составе предложения 13?

20) Выполните орфографическую и пунктуационную работу в предложениях 16–21.

21) На какие черты Пастернака обращает внимание автор статьи? Какие языковые средства помогли К.И. Чуковскому выразить свое отношение к поэту?

Комментарии пользователей /0/
Комментариев нет...
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наши услуги



Мы в соц. сетях

    Персональные сообщения