Исаева Наталья Александровна
Должность:не указана
Группа:Посетители
Страна:Казахстан
Регион:не указан
Исполнитель и инструмент

Исполнитель и инструмент

«Ноты- еще не музыка,- писал известный композитор и музыковед Б.В.Асафьв,- ее надо воспроизводить, нужны исполнители, нужны инструменты».

Как же складываются взаимоотношения исполнителя с инструментом? Рассказывают, что ученик знаменитого пианиста и композитора Ф.Бузони, неудачно сыграв на уроке, стал жаловаться учителю, что во всем виноват, дескать, плохой инструмент. «Нет плохих инструментов,- ответил на это маэстро, - а есть плохие исполнители». Вполне ясно, какой смысл вложил Бузони в эту, ставшую крылатой фразу: хороший музыкант может и должен добиться интересного исполнения даже на посредственном инструменте. Вспомним еще случай, который произошел с одним из крупнейших исполнителей-пианистов С. Рихтером. Однажды его пригласили выступить перед студентами одного из московских вузов. В помещении, где должен был состояться концерт, оказалось что это были уроки игры на пианино, а не на рояле. Но пианиста это не смутило. Играл он, как обычно, вдохновенно, покорив своим искусством студенческую аудиторию. Молодежь горячо апплодировала и вызывала артиста на «бис». Рихтер поблагодарил публику за радушный прием, но играть больше не стал. Оказалось, что инструмент вообще был малопригодным для сольного выступления, несколько клавиш вообще не работали.

Необходимость каждый раз приспосабливаться к новым, незнакомым инструментам - серьезная проблема для многих исполнителей. Пианисты в этом отношении всегда в худшем положении, чем например скрипачи, которые не разлучаются со своими инструментами. Обычно пианист получает одну- две репетиции, в течении которых он должен полностью приноровиться к новому инструменту. За это непродолжительное время он проверяет очень многое: насколько выровнена клавиатура инструмента, как звучит инструмент в нижнем, среднем и верхнем регистрах, насколько инструмент певуч, остановит свое внимание на педали.Необходимость каждый раз приспосабливаться к новым, незнакомым инструментам - серьезная проблема для многих исполнителей. Пианисты в этом отношении всегда в худшем положении, чем например скрипачи, которые не разлучаются со своими инструментами. Обычно пианист получает одну- две репетиции, в течении которых он должен полностью приноровиться к новому инструменту.Важно во время репетиции почувствовать акустику зала и может быть в зависимости от акустических особенностей зала скорректировать что-то в своем исполнении, например более скупо пользоваться педалью и т.д. Непросто бывает пианисту приспособиться и к самой механике инструмента. Есть инструменты с мягкой, податливой клавиатурой, на которых слабого прикосновения вполне достаточно, чтобы раздался ясный, полный, красочный звук. На других же инструментах за каждый звук надо «бороться», извлекать звук только из «глубины» клавиши, и определить это можно, лишь обладая значительным опытом. Нужно обладать мастерством, чтобы уже во время концерта приспособиться к инструменту так, чтобы каждая фраза, каждая нота доставляла наслаждение слушателю.

Искусство музыканта — исполнителя - это искусство реализовывать свое мастерство, свой опыт, свою индивидуальность с помощью определенного инструмента. И можно смело утверждать, что одним из залогов успешной, подлинно творческой интерпретацией произведения, является слияние исполнителя с инструментом.

Список использованной литературы

1.М.А. Зильберквит. Музыкально-исполнительское искусство - М.- Знание, 1982

2.Нейгауз Г.Г. Избранные статьи — М. — Советский композитор, 1983

Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности