Региональная научно-практическая конференция «Роль региональных научных исследований в реализации нового казахстанского патриотизма: вопросы и перспективы» (2014 год)
Доклад "Вияние сленга на речевую культуру молодежи"
Кроха сын к отцу пришёл, и спросила кроха: «Сленг…-а это хорошо? Или это плохо? Сленг — это круто, понтово и клёво!» - вот только папа не понял не слова.
Актуальность обозначенной проблемы очевидна и заключается в том, что молодежный сленг — один из составляющих процесса развития языка, его пополнения, его многообразия.
Язык развивается… Эта банальная мысль тут же обычно обрывается и замирает. Почему-то считается, что язык, в основном, развивается сам по себе, считается также, что он вбирает в себя другие языки за счет коммуникаций, в наш век все более технических. Ну, и, конечно, язык формируют поэты и писатели, профессионалы слова.
Однако вклад этот в наше время удивительно мал. Сам по себе язык не может развиваться. Его развивают. И основную роль в развитии языка играют дети, молодежь.
При подготовке статьи о происхождении молодежного сленга, я довольно быстро убедилась, что об этом написано очень мало. Молодежный сленг, по-видимому, был всегда, но сведений об этом сохранилось очень мало. Ведь сленг- это фольклор и, следовательно, письменно специально не фиксировался.
Сленг является одной из интереснейших языковых систем современной лингвистики. Непринужденный молодежный сленг стремиться уйти от скучного мира взрослых, родителей, учителей. Главное в этом языковом явлении — отход от обыденности, игра, ирония, маска.
Употребление сленговых речевых оборотов выступает как средство неформального общения молодых людей: помогает самоутвердиться, почувствовать свое единство, то есть он становится своеобразным протестом против формализма, способом противопоставления себя старшему поколению. После 11 лет индивидуальное сознание ребенка перерастает в более сложное соединение центростремительных и центробежных тенденций. Начитает формироваться антагонистическое сознание — «быть не как все» и корпоративное — «быть подобно своим». Так создается специфическая лексика подростков, а именно сленг подростков, объединенных общими интересами, территорией, образом жизни. К молодёжному относятся и сленг панков, металлистов, хиппи с их своеобразным лексиконом — причудливой смесью англизированных и воровских по происхождению слов.[1]
Молодежный сленг подобен его носителям: он резкий, громкий, дерзкий. Он — результат своеобразного желания переиначить мир на иной манер, а также знак «я свой». Язык здесь отражает внутренние устремления молодых ярче и сильнее, чем одежда, прически, образ жизни. Молодежный сленг легко вбирает в себя слова из разных языков (из английского — шузы, бэг, мэн, хаер; из немецкого — копф; из французского — шершерить — искать), из разных диалектов (берлять, ухайдокать), из уголовного языка (круто, шмон, беспредел)[2]
Поколения молодых сменяются через пять — семь лет, а с ними меняется и сленг. Приведем интересный пример: мальчишки, одобряя велосипед товарища или новый фильм, говорили 15 лет назад - клево!, 5 лет назад — прикольно!, 2-3 года назад — рульно!, а сейчас — зачОт!
Новый или старый сленг остается с молодежью, как островок естественности и свободы от старого мира взрослых. Сейчас уже очевиден тот факт, что полноценное общение в молодежной среде невозможно без владения ее языком.
Актуальность данной проблемы можно объяснить и тем, что существуют проблемы, которые возникли с появлением Интернет-сленга и не решены до настоящего времени: сетевой язык уже превратился из модного течения в новый стиль онлайнового общения и правописания на сайтах, блогах и чатах, наличие орфографических ошибок входит в привычку и становится причиной падения грамотности; сетевой язык «наступает» не только из виртуального пространства, но и с экранов телевизоров, из радиоприемников и со страниц печатных СМИ.
Одна из основных проблем распространения такого языка — коверканье слов — неизбежно снизит грамотность: невозможно постоянно выражать свои мысли и эмоции с помощью «сетеяза» в любых его проявлениях, а потом, когда будет необходимо, заговорить красиво и грамотно.
Причина появления и распространения «сетеяза», с одной стороны — бедность словарного запаса пользователей и одновременно желание быть оригинальным, а с другой — новизна. Фразы, употребляемые молодежью, звучат более игриво, чем обыкновенные, придавая речи юмористический характер и превращаясь в «коллективную игру». «Не понтуйтесь, жабы, всё болото наше!» Но каждое очередное употребление эту новизну, а значит, игру, остроумие и веселость стирает и превращает в банальность.
Яркий пример такой игры — всевозможные чаты, которые появились сравнительно недавно (не более 10 лет назад), но уже заняли прочные позиции в коммуникативной сфере жизни общества. [3]
Сеть Интернет стала средством общения для многих людей. Пользователи сети Интернет быстро освоили основные правила виртуального языка: «как слышится, так и пишется» и нарочное «коверканье» слов. Посещая различные сайты, форумы, чаты, общаясь по электронной почте, мы заметили, что в виртуальном пространстве слова русского языка часто употребляют не по правилам. В чатах, форумах, живых дневниках, сообщениях электронной почты и в Mail.Ru., Агенте тексты пишутся «на бегу» и выглядят примерно одинаково: без знаков препинания, часто без прописных букв, с многочисленными сокращениями и опечатками («аффтАр» - автор, «споки ноки» — спокойной ночи, «ща» - сейчас).
Приведем мнение психолога: «Ничего удивительного в этом нет. У детей, подростков и ребят постарше всегда есть стремление отгородиться от «взрослой», общепринятой культуры и чем-то выделиться, то есть школьники и студенты, пользуясь словарным составом «сетевого языка», хотят подчеркнуть собственную продвинутость, современность, просвещенность.
Однако, в последнее время особенно заметно проникновение сленга во всеобщее употребление, даже в язык средств массовой информации и в литературу. Педагоги и психологи всё чаще стали поднимать данную проблему. Как отмечают филологи: «… по мере наблюдения за естественным ходом развития этого объекта со всей очевидностью стала проявляться та опасность, которую он представляет собой, всячески способствуя коррозии языка, размыванию его орфографических и грамматических основ».
На развитие современного сленга влияет не только компьютеризация. Обращает на себя внимание и тот факт, что дети XXI века значительно лучше своих родителей владеют иностранными языками. Иностранные слова имеют для подростков большую степень обаяния. Этакий налет полиглотства придает молодым вес в собственных глазах и усиливает желание понравиться окружающим.
Сколько здесь всего переплетается! И знакомый с детства Пушкин, и попытка показать свое знание англоязычных корней, и шаловливое желание «обрусачить» чужие слова. У подростков в голове слова «girl» и «девушка» уже где-то рядом, так почему не соединить русский суффикс –иц- (дева-девица) с английским корнем? И рождается «герлица». Что «King» - король, известно нам всем, королеву мы бы зазвали «Queen» - парадно, пышно. А подростки повторяют тот же прием, и получится «кингица». Неграмотно? Безусловно! Зато остроумно, забавно, современно. Или предложенный глагол говорения. Его знают даже люди, никогда не изучавшие английского: фраза «DoyouspeakEnglish?» набила оскомину. И ведь так долго отвечать: «Да, я говорю по-английски». Куда короче звучит: «Спикаю чуток». [4]
Как и в любом языке, в казахском языке также имеется сленг. Студенты и школьники - казахи испытывают на себе влияние тех же выше перечисленных факторов. В студенческих жаргонизмах казахстанских студентов можно условно выделить универсальный, традиционный студенческий жаргон, который передаётся из поколения в поколение: абитура — абитуриенты, автомат — зачет или экзамен, шпора- шпаргалка, общага- общежитие, хвост — предмет, с которым есть проблемы и т.д.
В казахском молодежном сленге по способу их образования можно выделить следующие группы слов:
1. Слова, заимствованные из русского языка, потерявшие первоначальное значение: тема — керемет — класс- прекрасно; типа - өзіңше- кривляка; не потей — олүшінсөйлемеші — не говори вместо него;
2. Смешанные словосочетания: лапша ілмеші — не вешай лапшу –не обманывай; звезда болмашы — не воображай из себя звезду; тупить етпеші –не тупи — не строй из себя тупого;
3. Слова, заимствованные из английского языка в их прямом смысле: super — тамаша, керемет - прекрасно; окей — келістік, жарайды — хорошо, договорились, noproblem — сөзсіз, әрине, без проблем.
4. Слова казахского языка, используемые в переносном смысле: жынды — керемет–класс, здорово; қумашы — дұрысайтпау, дұрысістемеу — говорить и делать неправильно, мал — топас, түсінбейтінадам; балмұздақ — бір курс.
5. Словосочетания казахского языка, используемые в переносном смысле: бидішашадыекенсің — жақсы билейсің — хорошо танцуешь; көзінмен ұрысып қалғансың ба — бірнәрсенікөрмейтұрса — если, что-то не видит, мүйізіңдісындырамқазір –ұрамын — рога отшибу — побью;
6. Слова казахского языка, измененные с помощью иноязычных суффиксов: рахатизм — керемет, жақсы — прелесть, красота; ойбаюшки — таңқалу — удивление; махабатизейшн — махаббатқабөлену — любовь.[5]
Действительно, современная молодежь старается общаться на более упрощенном языке. В дальнейшем все это может отразиться на речевой культуре подрастающего поколения, поэтому мы не должны этого допустить. Мне далеко не безразлична судьба литературного языка, ведь культура общения на родном языке, как мне кажется, уходит на второй план.
В последние десятилетия происходит очередной всплеск интереса к сленгу, чему в немалой степени способствует засилие на экране молодежных сайт турецких сериалов, язык героев которых трудно назвать соответствующим речевым нормам. Именно оттуда в речь современной молодежи проникают разного рода сленгизмы.
Исследователи отмечают, что судьба сленговых слов и выражений неодинакова: одни из них с течением времени настолько приживаются, что переходят в общеупотребительную речь; другие существуют лишь какое-то время вместе со своими носителями, а затем забываются и даже ими; и, наконец, третьи сленговые слова и выражения так и остаются сленговыми на протяжении длительного времени и жизни многих поколений, никогда полностью не переходят в общеупотребительный язык, но в то же время и совсем не забываются.
Например, ранее сленговые слова «стушеваться» (в смысле: «застесняться»), «мариновать» (в смысле: «намеренно задерживать кого-либо, откладывать надолго решение, исполнение чего-либо»), «маскировать» (в смысле: «делать что-либо, кого-либо незаметным»), «острить» (в смысле: «шутить») перешли в общеупотребительную речь, и мы редко задумываемся об их сленговом прошлом.
Такие сленговые слова второй половины ХХ века, как «лимита», «стиляги», хотя еще временами употребляются, но практически уходят в прошлое.
Такие же слова, как «стебаться», «кайфовать», так и остаются на протяжении длительного времени сленговыми и вряд ли когда-либо войдут в общеупотребительную речь.
В заключение можно сделать вывод, что развитие современного молодежного сленга крайне многогранно. Молодежный сленг показывает, как развивается общество на данном этапе. Конечно, к большому сожалению, в настоящее время он переполнен словами, не отвечающими никаким нормам языковой культуры. И это тоже показатель развития общества. Тяжело себе представить, что всё это можно искоренить и вся молодежь резко заговорит на литературном языке.
Сейчас сленг уже не является противопоставлением системе, как было раньше, но он является неотъемлемым атрибутом современной молодежи. И именно сленг во все времена показывал то, как меняется мир: от послереволюционной разрухи до господства Интернета, от контроля со стороны власти до практически полной свободы слова. Меняется мир, меняются люди, меняются идеалы, меняются мировоззрения. Какие-то этапы развития не только отечественной, но и зарубежной молодежи до сих пор находят отражение в сленге, а про какие-то уже давно никто и не помнит.
Я считаю, что сленг скоро выйдет из моды, но совсем не исчезнет. Я думаю, что безграмотность в современном информационном обществе все же должна считать пороком, писать и говорить правильно, должно считаться престижным. Нужно повышать культуру речи и овладевать нормами языка.
Не стоит призывать молодых людей давать «торжественное обещание» никогда не употреблять слова молодежного сленга. Гораздо важнее, на мой взгляд, заставить задуматься каждого молодого человека о том, как он говорит, какие слова употребляет, насколько целесообразно использование в его речи сленга.
Я считаю, что: на государственном уровне необходима специальная программа, которая смогла бы реально помочь молодежи сделать выбор между сленгом и красивым языком; на уровне общеобразовательных учреждений необходимы системные мероприятия, которые были бы направлены на формирование любви к чистому языку. Тогда молодежь будет делать свой выбор в сторону чистоты языка не тогда, когда она уже фактически перестает быть молодежью (25-30 лет), а в более раннем возрасте.
Сам по себе молодежный сленг не составляет никакой проблемы для изучения родного языка. Главное — знать четкую грань между сленгом и общепринятой речью, не «засоряя» свой РОДНОЙ язык.
Хочется обратиться к молодежи: Письменная речь — то же самое, что устная вежливость. Сделайте минутную паузу, перечитайте свое сообщение, прежде чем его посылать, исправьте случайные опечатки — это будет ваш знак уважения к вашим собеседникам. Никогда не говорите другому человеку то, что вы не хотите услышать сами. Думайте, не только о чем говорите, но и о том, как говорите. И ПУСТЬ ВАС ВСЕГДА ПОНИМАЮТ.
Список источников:
1. bibliofond.ru
2. http://rus.1septembr.ru/articles/2009/06/07
3. http://www.openclass.ru/wiki-pages/83471
4. works.doklad.ru
5. sibak.info