Условия сегодняшней жизни, её темы и информационная насыщенность, предъявляют высокие требования к человеку. Люди нового тысячелетия более интегрированы в мировой культурный процесс, полнее ощущают себя частью единой цивилизации. Но при этом отмечается снижение духовно-нравственного развития, уровня культурного и интеллектуального потенциала людей.
Произведения искусства, выражая общечеловеческие ценности и своеобразия национального менталитета, отражая весь окружающий нас мир, природу, социальную жизнь, внутренний мир человека и другое, оказывает огромное влияние на формирование духовной жизни ребёнка, развитие его интеллекта и эмоций, потребности в общении и творческих способностей.
Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей . Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя , с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность , тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная деятельность, создающая условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.
Детское изобразительное творчество нередко поражает своей непосредственностью, оригинальностью, неограниченной фантазией. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы обучение умениям не вытеснило непосредственности детского восприятия. Дошкольный возраст — это тот период, когда изобразительная деятельность чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одарённых, но и всех детей.
Период дошкольного детства — один из самых благоприятных этапов в общении детей с изобразительным искусством, в развитии у них способностей к изобразительной деятельности. Дети очень восприимчивы к проявлениям прекрасного. Художественный вкус, творческие задатки, способность наблюдать и анализировать, размышлять об увиденном, формируется у ребёнка очень рано. Но дошкольник без помощи взрослого не может приобщиться к опыту художественной деятельности, который накоплен человечеством.
Понимание детьми изобразительного искусства, как личностное развитие в полной мере будет зависеть от общего культурного уровня и мастерства.
Новые подходы раскрепощают ребёнка. Он уже не боится, что у него что-то не получится, - немного техники и пятна на листе бумаги превращаются в кошечку, дуб-великан и т.д. Ребёнок не боится оставить на листе бумаги пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки. Систематическая комплексная работа и использование новых методик обучения рисованию, аппликации и развивающая среда, являются первым и неприемлемым условием развития творческих способностей детей. Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного детского художественного творчества - разнообразие и вариативность в рисовании, лепке, аппликации. Задача педагога — научить детей работать с разнообразными изобразительными материалами, использовать доступные возрасту изобразительно - выразительные средства. Это способствует успешному воплощению замысла. Новизна обстановки, красивые и разнообразные материалы, интересные задания, возможность выбора — вот что помогает не допускать в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку.
Нетрадиционные техники рисования которые я включаю в учебный процесс: рисование свечой, «пушистое рисование», рисование на мокрой бумаге или «по мокрому», рисование на мятом листе, «кляксография», рисование пальчиками и ладошками, «точечный рисунок», «объёмное рисование»(прямо из тюбика краской), печатание, «на брызги», процарапывание, «ниткография», создание коллажей, объёмная аппликация (бумага, песок, ракушки, яичная скорлупа, различные крупы, вата, нитки и т.д.)
В наше время особое внимание этой проблеме уделяет Т. Комарова, которая не только подчёркивает необходимость формирования у детей навыков рисования, но и говорит о целесообразности приобщения дошкольников к неординарной технике рисования и аппликации. Вот некоторые из них:
1. « Пальчики-палитра»
Под рукой нет кисточки? Не беда! Один палец обмакивается в красную краску, другой — в синюю, третий — в жёлтую. Чем не палитра! Какие темы можно предложить в этой технике детям?
Младшая группа: «Рассыпались мамины бусы», «Кто здесь прошёл?», «Разноцветный дождь», «Падает пушистый снег», «Соберём ягоды», и т.д.
Средняя группа: «Дорожка для дымковской барышни», «Вспомним лето», «Весёлые цыплята».
Старшая группа: «Дымковская фантазия», «Подарим цветы маме» и т.д.
2.Одним из интереснейших, доступных ребёнку способов исполнения рисунков является печатка. Вначале взрослые должны помочь ребёнку изготовить печатки. Для этого берут картофель, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки (например, изображение цветка), затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась над рукояткой на высоту 1- 1,5 см. Поверхность формы покрывают кисточкой тонким пастообразным слоем краски, переворачивают печатки и плавно прикладывают на лист бумаги.
Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составлять из его отпечатка разные композиции, украшая им пригласительные билеты, открытки, салфетки, платки и т.д. Ещё печатку можно изготовить из ластика.
3. «Кляксография» (набрызг) является техникой рисования, развивающей воображение. Её особенности и возможности: пятно образуется случайным по форме, размеру и расположению, не бывает двух одинаковых пятен, наличие разнообразия плюс воображение — это путь к созданию образа.
Поставим большую яркую кляксу. Возьмём трубочку для коктейля и осторожно подуем на каплю. Побежала она вверх, оставляя за собой след. Повернём лист и опять подуем. Можно использовать зубную щётку. Набрав краску на щётку, разбрызгиваем её мелкими капельками. Это может быть звёздное небо.
4.Монотипия
Нам понадобятся гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги. Нарисуем половину круга на правой стороне от сгиба листа, левую сторону прижмём к правой и разгладим. Что получилось? Мяч? А может быть солнце?
Вначале эту технику можно использовать в качестве упражнений по развитию фантазии, воображения, чувства — цвета и формы. Нанесём яркие пятна на одну половину листа, прижмём к ней вторую половину, тщательно разгладим в разные стороны и развернём. Угадай, что получилось?
5.Рисование на сырой бумаге.
Для рисования в этой технике нам понадобятся влажная салфетка и ёмкость с водой. Намочим бумагу и разместим её на влажной салфетке (чтобы бумага не высыхала). Возьмём акварельный мелок и нарисуем всё что угодно душе. Начинать осваивать эту технику можно уже в младшей группе.
6. Граттаж.
Суть этой техники, которая издавна использовалась в России и называлась рисованием по восковой прокладке — в процарапывании. Нанесём цветной фон акварелью и подсушим бумагу. Весь фон затрём воском, парафином или просто свечой. Нальём в розетку черной гуаши, добавим немного шампуня и тщательно их перемешаем. Затем покроем этой смесью парафиновый лист. А теперь возьмём заострённую палочку и начнём процарапывать рисунок.
7. Рисование на мятой бумаге.
Эта техника интересна тем, что в местах сгиба бумаги( там, где нарушается её структура) краска при закрашивании делается более интенсивной, тёмной — это называют «Эффект мозаики». Рисовать на мятой бумаге очень просто, и начинать это можно в любом возрасте. В старших группах дети сами могут подготовить «холст», аккуратно смяв лист бумаги.
8.Тампонирование.
Сделаем тампон из кусочка поролона. Штемпельная подушка послужит палитрой. Наберём краски и лёгким прикосновением к бумаге будем рисовать что-нибудь пушистое, лёгкое, воздушное.
В младших группах — облака, солнечные зайчики, сугробы, одуванчики.
В средней группе большим тампоном очень приятно рисовать пушистых цыплят, весёлых зайцев, доброго снеговика, ярких светлячков ( дорисовывая пушистые детали.)
А старшие дошкольники могут на интегрированных занятиях (аппликация и рисование) сочетать эту технику с техникой «Трафарет».
Сначала вырежем трафарет. Затем ,прижав его пальцем к листу бумаги обведём по контуру частыми и лёгкими прикосновениями тампона. Осторожно приподнимем трафарет. Чудо! Чёткий и ясный, он остался на бумаге! А вот задание чуть-чуть посложнее. Вырежем в центре листа силуэт, приложим лист к другому листу бумаги и с помощью тампона «закрасим» силуэт. Многие художники работают в этой технике.
9. Зубная щётка может творить чудеса! (зубная паста)
Для выполнения рисунков с помощью зубной щётки необходимо:
- вырезать из бумаги различные силуэты животных, человечков, цветы, снежинки.
-уложить их на лист бумаги
- взять старую зубную щётку, чуть-чуть смочить её водой, провести несколько раз по сухой краске.
После этого любым твёрдым предметом — карандашом или палочкой — тереть ворс щётки над листом до тех пор, пока лист не заполнится цветным тоном. При этом можно поочерёдно использовать краску разных цветов. Теперь можно снять бумажные трафареты — и картинка готова.
10. Рисование воском.
Рисунок воском как волшебный, его не видно, но если на лист нанести тушь или цветные чернила, то он начинает проявляться на цветном фоне.
Для этого:
- восковой свечой на белую бумагу нанести рисунок (ёлочка, домик, изображения животных, рыб, птиц)
-кистью, ватой или поролоном нанести сверху на всё изображение краску
- подобрать фон к рисунку
- сложить лист по линии сгиба и прогладить его.
Осторожно лист разворачивается и получается зеркальное отражение рисунка (например, солнце в море или деревья в пруду.)
11. Рисование пипеткой.
Для этого нужно:
- взять несколько баночек, налить в них воду
- добавить в баночки с водой краску
- взять пипетку с толстой резиной, набрать краску, сделать на бумаге кляксу или разбрызгать цветные капли на белый лист
- взять палочку или старый фломастер и провести из кляксы в разные стороны волнистые дорожки, а также можно провести дорожку от одной капли к другой
- можно перетаскивать цветные капельки пипеткой, можно подуть на каплю из соломинки и раздуть края кляксы, которые приобретают причудливые формы.
12. Рисование на стекле.
Для этого нужно:
- кусок стекла размером с альбомный лист, аккуратно оклеить липкой лентой ( чтобы не пораниться.
- с обратной стороны листа можно подкладывать разноцветные листы бумаги, т.е. создавать необходимый фон.
- затем стекло протирается тряпкой, и на нём можно рисовать красками, фломастерами, мелками всё, что захочется.
13.Аппликация – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезывании, расположение различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Аппликация может быть из любого материала: бумаги, нитей, тканей, пуговиц и др.
1А). Аппликация из пуговиц (гармонь)
Подбери фон. Переведи изображение на цветную бумагу, вырежи, расположи на картоне и приклей. Подбери пуговицы, расположи их и пришей. Обведи контур гелевой ручкой.
1Б). Подбери фон. Выполни на нём траву, облака, капли дождя. Пока высыхает работа, подбери пуговицы, расположи их на работе в форме дуги, отметь места пришивания карандашом. Пришей ( можно приклеить) пуговицы поочерёдно рядами.
2.Аппликация из мятой бумаги — сминая бумагу, ты изготовишь цветы, нежные подснежники.
14.. Коллаж .
Это сочетание аппликации и рисования
1. Цветочное поле, на нём шелковистая зелёная трава и ромашки.
Траву можно изобразить, составив коллаж из остатков нитей, а можно нарисовать её пальчиками.
2.Метод обрывания пригодится для изображения совы.
Вырезая, обрывая бумагу, а также составляя коллаж, можно изобразить зимний лес и его жителей.
3. Коллаж на тему: «На джайляу» (юрту, горы, барашек, цветы можно вырезать из бумаги, а облака, снег на горах нарисовать), или сделать из ваты.
4. Можно выполнить коллаж с использованием манной крупы.
15..Работа карандашной стружкой.
Готовые рисунки силуэта Чебурашки намазываем клеем, сыплем равномерно стружку от карандашей по всему силуэту, прижимаем стружку салфеткой.
16.. Работа с ёлочными иголками.
Берём трафареты ёжиков и намазываем клеем, затем равномерно на всё туловище раскладываем иголки, прижимаем салфеткой.
17.. Работа с салфеткой «Свитер для куклы»
Берём салфетку, рвём её на несколько частей, комкаем и приклеиваем к основе — свитеру.
18.Работа с конфетти «Сумочка в подарок маме»
Берём шаблон, намазываем нижнюю часть сумочки клеем и равномерно рассыпаем конфетти, прижимаем салфеткой. Остатки конфетти стряхиваем.
19.. Работа с макаронными изделиями «Ёлочка»
Берём рисунок, обильно намазываем ёлочку клеем и равномерно распределяем макаронные изделия по всей ёлочке, а когда они подсохнут, красим их гуашью.
20.. Ниткография «Цветы»
Лёгким движением указательного пальца к экрану прикрепляются разноцветные нити.
(фланель, бархатная бумага).
21.Аппликация из ваты.
Из ваты можно сделать снеговика, зайчика или снег на крышах домов.
22.Аппликация ( шерстяные нитки + соль)
Например: « Дерево в снегу».
1. Берём лист картона и рисуем на нем простым карандашом силуэт дерева.
2. Нарезаем нитку по длине ствола и веток.
3. Потом проводим по нарисованным линиям кисточкой с клеем и сверху быстро кладем шерстяную нить.
4. Постепенно заполняем нитками весь ствол. Лишние концы обрезаем. Формируем веточки.
5. Начиная с верхних веток намазываем клеем и посыпаем солью.
6. Даём хорошо высохнуть ( не переворачивая) , стряхиваем лишнюю соль.
23.Аппликация из природного материала.
Для этого понадобится картон, карандаш, клей, природный материал ( шишки, веточки, ракушки и т.д.).
На листе картона карандашом рисуем контур картины. Рисунок обмазываем клеем и приклеиваем природный материал, картину оставляем подсохнуть, после высыхания лишнее стряхиваем. Картина готова!
24.Аппликация из круп.
Использование круп для создания картин и поделок всегда привлекает детей. Из риса, гречки и других круп получаются очень красивые работы. Для выполнения работы потребуется картон, различные крупы, клей, краски. Можно использовать как один вид крупы так и создавать более сложные композиции, сочетая несколько видов круп.
Задача педагогов состоит в том, чтобы внимательно отнестись к желанию детей рассматривать то или иное произведение искусства, стимулировать интерес ребёнка вопросами, бережно относиться к первым росткам детского творчества.
Учить ребёнка не только познавать, а участвовать в открытии нового, удивительного и незнакомого.
Только работая творчески, можно сформировать творческую личность.
Побуждайте ребенка думать по — новому. Пробуйте новое. Позволяйте ему экспериментировать, исследовать и ошибаться.
Подталкивайте ребенка к тому, чтобы он не боялся опробовать действие или незнакомую ему идею, которая кажется необычной.
Ведь открытия могут делаться ежедневно и на каждом шагу!
Использованная литература
1. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. Д/ в № 2, 1991г.
2. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
3. Комарова Т.С. Дети в мире творчества.
4. Езикеева В.А. Развитие способности художественного восприятия у дошкольников.
5. Белкина В.Н., Васильева Н.Н. Дошкольник: обучение и воспитание.
6. Нусупбекова М.И., Аубакирова Р.Ж., Абремская И.Б. Изобразительное искусство и ручной труд, 2010г.