link7007 link7008 link7009 link7010 link7011 link7012 link7013 link7014 link7015 link7016 link7017 link7018 link7019 link7020 link7021 link7022 link7023 link7024 link7025 link7026 link7027 link7028 link7029 link7030 link7031 link7032 link7033 link7034 link7035 link7036 link7037 link7038 link7039 link7040 link7041 link7042 link7043 link7044 link7045 link7046 link7047 link7048 link7049 link7050 link7051 link7052 link7053 link7054 link7055 link7056 link7057 link7058 link7059 link7060 link7061 link7062 link7063 link7064 link7065 link7066 link7067 link7068 link7069 link7070 link7071 link7072 link7073 link7074 link7075 link7076 link7077 link7078 link7079 link7080 link7081 link7082 link7083 link7084 link7085 link7086 link7087 link7088 link7089 link7090 link7091 link7092 link7093 link7094 link7095 link7096 link7097 link7098 link7099 link7100 link7101 link7102 link7103 link7104 link7105 link7106 link7107 link7108 link7109 link7110 link7111 link7112 link7113 link7114 link7115 link7116 link7117 link7118 link7119 link7120 link7121 link7122 link7123 link7124 link7125 link7126 link7127 link7128 link7129 link7130 link7131 link7132 link7133 link7134 link7135 link7136 link7137 link7138 link7139 link7140 link7141 link7142 link7143 link7144 link7145 link7146 link7147 link7148 link7149
Абдулхаликова Елена Владимировна
Должность:Учитель-методист
Группа:Команда портала
Страна:Россия
Регион:Ижевск
Королёва Олеся Вадимовна, педагог-психолог МБДОУ «ЦРР- детского сада №15» города Александров, Владимирской области, Россия

Нестандартное занятие

по развитию изобразительной деятельности дошкольников

«Мастерство в детской руке»

Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно — выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

Работая с детьми дошкольного возраста в течение нескольких лет, обратила внимание на результаты диагностик по изобразительной деятельности. Дети показывают хорошие результаты по критериям:

  • Умение штриховать, наносить различные линии цветными карандашами;
  • Умение наносить мазки краски узкой и широкой кистью;
  • Умение узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их;
  • Умение правильно использовать кисти, клей и пластилин в работе;
  • Умение использовать трафареты и печати при работе;
  • Умение убирать за собой рабочее место.

Одновременно проявились и низкие способности детей:

  1. Неуверенность и скованность в действиях и ответах на занятиях;
  2. Пассивность в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе;
  3. Растерянность при использовании способов нестандартного раскрашивания;
  4. Умение экспериментировать с изобразительными материалами;
  5. Ожидание чёткого объяснения педагогом знакомого способа рисования;
  6. Проявление фантазии, художественного творчества;
  7. Умение передавать личное отношение к объекту изображения;
  8. Завершение работы декором.

Подводя итоги, я понимала, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала углублённо изучать методическую литературу. Для себя чётко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками.

Особенно заинтересовалась нетрадиционными способами рисования, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен".

Для своей работы решила взять детей средней и подготовительной к школе групп. Считаю, что дети 4-5 лет очень склонны к экспериментам и у них есть элементарные навыки в рисовании красками, а с детьми 6-7 лет можно проводить занятия более сложные и интересные, затрагивая более глобальные темы.

Мною разработана программа кружка “Радуга красок” (Приложение № 1),а также цикл семинаров для родителей и педагогов (Приложение № 2) Занятия кружка весомо отличаются от занятий, запланированных программой детского сада, но являются не изолированной работой от программы, а расширяют и углубляют знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности.

Важными составляющими элементами таких занятий являются:

1. Подбор тем, запланированных в соответствии с временем года (“Осень”, “Вьюга”, “Весна”, “Скоро лето” и т.д.), а так же с сопутствующими праздниками (“Хеллуин”, “Ёлочка”, “Рождественский ангелочек”, “Открытка для мамы”, “Весёлые клоуны” и т.д.)

2. Подготовительная работа к занятию.

А) Проведение необходимых бесед, рассматривание картин, иллюстраций или фотографий по теме, чтение или заучивание необходимого художественного материала, наблюдение за живыми объектами, проведение дидактических или подвижных игр и т.д.

Б) Подбор стандартного наглядного и раздаточного материала, а так же нетрадиционного бросового и природного материала, который очень привлекает детей. Это - крышки различного размера, крупы, соль, цветы, семена, ветки, пищевые красители, бисер, бусины, пайетки, нити разной структуры, бумага различного формата и структуры, краски разных техник - витражные, контурные, краски для мармарирования, краски из овощей и т.д. Чем многообразней и необычней подбор материалов, тем трудней и одновременно интересней работать с ними. У детей появляется возможность художественно использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, дети начинает экспериментировать и творить

3. Проведение занятий в разной игровой форме (в виде путешествия, шоу- игры, лабиринтов, игры со сказочным героем, перевоплощений детей в героев или во взрослых, поиски кладов, игры в волшебников и т.п.) Каждое занятие проводится эмоционально, дети заворожено следят за всеми процессами и с интересом, а иногда с нетерпением выполняют практические задания руководителя. Попадая в проблемную ситуацию на занятиях по задуманному сценарию, иногда дети предлагают неожиданные способы её выполнения, которые по возможности используются в практической части. Так же используется нестандартное расположение детей в процессе рисования. (Стоя или сидя около мольберта или стола, сидя на полу, лёжа на ковре и т.д.)

4. Использование нестандартных техник рисования с элементами аппликации и лепки. Многие техники интересны и сложны, поэтому подготавливается необходимый материал к работе с учётом возможностей каждого ребёнка, проводятся некоторые занятия, учитывая их сложность по подгруппам или всем коллективом детей, но обязательно с индивидуальным подходом к каждому ребёнку. В начале года техники рисования на занятиях даются почти изолированные друг от друга, а в дальнейшем было замечено, что некоторые дети предлагают свои дополнительные способы рисования к уже усложнённому сочетанию техник, запланированных руководителем.

Предлагаю рассмотреть несколько видов, изобразительных техник рисования на занятиях кружка в средней и подготовительной к школе группах, которые вызвали особый интерес и восторг у детей. (Приложение № 3)

Распыление краски на лист бумаги.

Способ рисования: на ворс щётки или кисти для клея нанести краску, направлять её на лист бумаги (на расстоянии 10 см.) и резкими движениями пальца свободной руки о ворс (от листа бумаги к себе) распылять краску.

Сложность техники: Из- за слабой моторики рук дети быстро утомляются, необходима разминочная пауза до и, по необходимости, во время работы.

Примерные темы для использования техники: “Листопад” (с трафаретами из природного материала), “Космос” (с трафаретами из бросового материала), “Снежинки” и т.д.

Мармарирование листа бумаги.

Способ рисования: в ёмкость с водой капают несколько разноцветных капель краски для мармарирования, делают палочкой разводы и на поверхность этого слоя кладут лист бумаги, на котором остаются неповторимые разводы краски. Лист аккуратно выложить на салфетку для просыхания.

Сложность техники: Работу необходимо делать в перчатках и в фартуке. Проводить процедуру нанесения краски, только индивидуально.

Примерные темы для использования техники: “Море”, “Бабочка”, “Рамки для работ” и т.д.

Рисование мыльными пузырями.

Способ рисования: Вариант № 1. В несколько ёмкостей с жидким мылом (1 ч. ложка воды к 1 ст. ложке мыла) добавить разную краску (5 ст. ложек на одну порцию), дуть в трубочку до образования мыльных пузырей и обмакнуть лист бумаги о них. Получится воздушно- сказочное изображение.

Вариант № 2. За день до предлагаемого занятия необходимо смешать 80 мл. темперной краски и 80 мл. средства для мытья посуды в лотке ёмкостью 1 литр, помешивая добавить воды до краёв лотка. Таким способом развести 2-3 краски разного цвета. Отстоять смеси 12-14 часов. Для того, чтобы пузыри получились крупные и долго не лопались необходимо добавить несколько ложек сахара. С помощью соломинки подуйте в раствор, чтоб получились пузырьки. Аккуратно надавите бумагой на пузырьки, которые лопнут и оставят след. Повторить процедуру с каждым цветом.

Сложность техники: Работу необходимо делать в перчатках и в фартуке. Проводить процедуру нанесения пятен только индивидуально. Следить за мерами безопасности детей при работе с мылом.

Примерные темы для использования техники: “Открытка маме”, “Лоскутный коврик”, “Смешарики” и т.д.

Рисование крупными бусинами.

Способ рисования: на дне упаковки фиксируется лист картона и на нём крепится силуэтное изображение. После крупные бусины делятся и обмакиваются в 4-5 ёмкостях с разной разведённой краской и выкладываются по краям картона. Упаковка закрывается и хаотично встряхивается. Далее аккуратно извлекается картон и освобождается от силуэтной вставки.

Сложность техники: Работу необходимо делать в перчатках и в фартуке. Проводить процедуру рисования поэтапно, а так же индивидуально или по подгруппам. Понадобится помощь неуверенным детям.

Примерные темы для использования техники: “Паутинка”, “Вьюга”, “Салюты” и т.д.

Остальные используемые техники такие, как: ниткопись, рисование по мокрому слою бумаги, рисование витражными красками, воскография, ладошковая и пальчиковая живописи, рисование поваренной солью по слою краски, оттиски бросовым материалом, монотипия, процарапывание по густому слою краски, трафареты, штампы, наложение целлофана на мокрый слой краски, обводка контуром из тюбика, рисование восковым пластилином, штриховка восковыми мелками или фломастерами, рисование ватными палочками или концом кисти, аппликация с использованием природного и бросового материалов для декоративного оформления работы, лепка из солёного теста, оригами воспринимаются с таким же интересом и восторгом.

5. Музыкальное сопровождение на занятиях. Оно формирует настроение детей, их заинтересованность к процессу занятия, развивает музыкальные слух и возможности. Оно используется во всех частях занятия в зависимости от построенного сюжета.

На занятиях допускается пение хоровое или индивидуальное, подпевание героям.

6. Не исключается оформление рамкой каждой работы, созданной по задумке детей или с помощью руководителя кружка, с использованием нестандартных видов рисования или аппликации. Тем самым развиваются художественно-декоративные способности детей. Для полного завершения оформления работы по всем нормативам прилагается сопроводительная записка с указанием темы занятия и данных о ребёнке и руководителя кружка.

Необходимо учитывать в работе на занятиях:

Индивидуальные возможности детей:

Умение использовать изобразительные материалы;

Умение работать только левой рукой;

Быстрое выполнение задания;

Страх плохого результата рисования;

Уровень развития детей;

Создание необходимых условий для экспериментирования с изобразительными материалами и техниками рисования.

Психологические особенности:

Заинтересованность;

Неуверенность при выполнении задания;

Скованность;

Нетерпение;

Внимательность;

Брезгливость и т.п.

Сложности некоторых техник нестандартного рисования:

Поэтапное объяснение и показ техники педагогом;

В зависимости от сложности техники рисования проводить процесс работы индивидуально, по подгруппам или со всем коллективом детей;

Следить за мерами безопасности детей при работе с необычными изобразительными материалами;

Не ограничивать желания детей дополнять рисунок своими элементами, деталями декора и т.п.;

Для личной гигиены каждого ребёнка необходимы фартук, нарукавники, салфетки. Параллельно с занятиями детей, стала чаще проводиться работа с родителями, через выступления на групповых собраниях, где заострялось внимание на то, что цель для каждого родителя на данном этапе — создать все условия для правильного развития их ребёнка, через семинары- практикумы, через индивидуальные беседы, посещение на дому (по желанию родителей), проведение анкетирования на интересующие их темы и последующие разъяснительные беседы. Родители стали откликаться на просьбы детей и руководителя кружка. Конечно, ещё не все родители активны, но всё же некоторые проявляют повышенный положительный интерес к занятиям кружка. А это уже достижение!

В начале учебного года были проведены диагностики умений и способностей детей. И планируется проведение диагностики в конце учебного года, с целью выявления роста творческого развития каждого ребёнка.

В средней группе были поставлены такие критерии выявления уровней усвоения умений и навыков кружковых занятий по изобразительной деятельности:

Умение смешивать краски;

Наличие элементарных композиционных умений;

Изображение предметов и объектов разных форм;

Владение способами нестандартного раскрашивания;

Умение экспериментировать с изобразительными материалами;

Умение использовать трафареты и печати при работе;

Умение декоративно оформлять готовую работу;

Использование навыков в самостоятельной деятельности;

Интерес к изобразительной деятельности.

В подготовительной к школе группе были поставлены такие критерии выявления уровней усвоения умений и навыков кружковых занятий по изобразительной деятельности:

Смешивание красок одновременно из 2-3 основных цветов в палитре или по сырому слою;

Владение способами нестандартного раскрашивания;

Умения самостоятельно экспериментировать с изобразительными материалами;

Композиционные умения;

Проявление фантазии, художественного творчества;

Умение передавать личное отношение к объекту изображения;

Использование навыков в самостоятельной деятельности;

Умение декоративно оформлять готовую работу;

Интерес к изобразительной деятельности.

Из диагностики кружка “Радуга красок”, проведенной в начале учебного года видно, что увлеченность темой у детей развита на высоком уровне. Способность создавать художественный образ почти у всех отсутствует, так же как и композиционные умения. Владение способами нестандартного раскрашивания у воспитанников развита на среднем уровне, за исключением некоторых детей, у которых наиболее высокий уровень развития всех выше перечисленных способностей.

Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.

Подводя итоги, проделанной работе, нельзя не отметить эмоциональный подъем у детей, почти полное исключение скованности и страха в общении или в выражении собственного мнения, проявлении самостоятельности в выборе материала и техники для рисования в свободное время. Ощутимо проявляется стремление детей экспериментировать в сочетании техник нестандартного раскрашивания с аппликацией из доступного материала или лепкой из солёного теста. Дети с нетерпением ожидают эти занятия и неоднократно при встречах интересуются: “Когда вы к нам придёте? А занятия кружка сегодня будет?” И после таких слов понимаешь, труды даром не прошли. Появляются новые идеи и желания пополнить мир детей чем- то интересным и увлекательным.

Комментарии пользователей /1/
Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности