Россия,Республика Марий Эл
ГБОУ РМЭ «Савинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья III, IV вида»
Учитель социально-бытовой ориентировки
Михеева Н.М.
Актуальность выбранной методической темы обуславливается тем обстоятельством, что для контингента обучающихся образовательного учреждения III, IV вида характерна сложная структура дефекта, представленная различными нарушениями в работе зрительного анализатора и легкой степени интеллектуальной недостаточности. Оба компонента структуры дефекта существенно ограничивают творческий потенциал учащихся, который необходимо развивать.
Методы и приемы, активизирующие творческие способности учащихся, специфичны, значит в рамках методической проблемы осуществляется их адаптация с учетом зрительной патологии учащихся.
Так же организация деятельности по реализации на практике различных элементов дизайна способствует более плавному протеканию социализации, ускоряя её.
Творчество рассматривается учеными, как человеческая деятельность
высшего уровня познания окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек, формы, способы его мышления, личностные качества- он становится творческой личностью.
По статистическим данным, около миллиона детей нашей страны страдают нарушением зрения. Дефекты органов зрения наносят огромный ущерб не только зрительным функциям, но обусловливают нарушения психических процессов и двигательной сферы ребёнка. Дети с нарушением зрения не могут воспринимать окружающий мир во всем его качественном многообразии, так как искажается система сенсорных эталонов. При нарушении зрительных функций у дошкольников возникает ряд отклонений, связанных с ослаблением познавательных процессов (восприятия, воображения, наглядно-образного мышления), происходят изменения в развитии быстроты и координации движений, их точности, темпа, мелкой моторики, ограничивается овладение социальным опытом..
Задача- помочь детям с нарушением зрения накопить информацию об окружающем мире, которая обеспечит развитие личности и ее адаптацию в нем, лучше подготовиться к обучению в школе, а также развить у них творческие наклонности, уверенность в себе, воспитать у них потребность в самореализации становится, что называется, более чем актуальной.
Важно развить у школьников, с нарушением зрения, способности и потребности к творческой деятельности, в процессе которой особое место занимает накопление впечатлений и переживаний. Работая с детьми, имеющими нарушения зрения, необходимо учитывать аномалии зрения каждого ребенка и вызванные ими вторичные отклонения. Это требует особого индивидуального подхода к каждому слабовидящему дошкольнику (имеется в виду освещенность рабочего места, дозировка зрительной нагрузки, правильное изготовление пособий с учетом остроты и характера зрения ребенка, специфика необходимых лечебно-восстановительных и коррекционно-педагогических мер).
Значительное снижение зрения или полное его отсутствие накладывает специфические особенности на ориентировку человека в бытовой и социальной сферах жизни. Более того, само овладение необходимыми для этого навыками имеет свои особенности, т.к. практически не может формироваться по подражанию ввиду глубокого дефекта зрения.
Недооценка значений навыков и умений, позволяющих человеку быть независимым в быту, (в том числе создавать оригинальные изделия, украшающие быт) отрицательно сказывается на всей жизни выпускников школ для слепых и слабовидящих детей. Имеется немало примеров когда выпускники, имеющие высокую интеллектуальную подготовку испытывают настолько большие трудности в вопросах организации, оформлении своего быта, что от этого непоправимо страдает и их профессиональная деятельность.
Исходя из целей и задач выделяется два направления. Первое из них включает формирование у школьников навыков, необходимых в повседневной жизни. Другое направление связано с достижением более отдаленной цели- овладение теми знаниями и умениями, которые потребуются детям в их самостоятельной жизни при эстетическом оформлении своего жизненного пространства.
Достигается это через обучение детей рациональным приемам и способам, отличными от тех, которыми пользуются зрячие. Специальные знания, умения и навыки необходимы для выполнения определенных практических действий, которые не приводили бы к зрительным перегрузкам. При этом эффективность специального навыка, а затем и умения определяется рациональным использованием всех сохранных анализаторов.
Ученики с нарушением зрительного анализатора, как правило, имеют еще различные отягощения: неадекватное поведение, нарушение личности, затруднения при выполнении самых простых заданий и др.
Учителю важно понять особенности своих учеников, правильно оценить природу их дефектов. Это поможет ему найти приемы воздействия на каждого ребенка для того, чтобы решить задачу организации детей на занятиях, т. к. проблема трудового обучения и воспитания, развитие их творческого потенциала для данных детей представляет собой одну из значимых областей знаний, разрабатываемых коррекционной педагогикой и психологией.
Поиски эффективных приемов формирования творческих способностей лиц со зрительной депривацией, разработка конкретных рекомендаций для внедрения их в практику обучения, составили одну их важнейших задач всех исследований и позволяют специалистам создавать обобщенную модель творческого процессав котором выделяют три основных этапа, последовательно взаимосвязанных между собой:
1 этап — возникновение замысла;
2 этап — процесс создания продукта творческой деятельности;
3 этап — анализ результатов.
Первый этап — возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Чем старше дети и чем богаче их опыт изобретательной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает их замысел.
Второй этап — процесс создания продукта творчества детьми. Изготовление изделия по теме, названной учителем, не лишает ученика возможности проявить творчество, направить его воображение.
Третий этап — анализ результатов. Он тесно связан с двумя предшествующими этапами, является логическим их продолжением и завершением, просмотр и анализ созданного школьниками должен осуществляться при максимальной их активности.
Воспитание на богатых национальных традициях — одна из важнейших педагогических задач. Именно поэтому очень важно приобщать школьников к декоративно-прикладному искусству. Народное искусство во всем своем многообразии — это великая память народа, «духовный мост», соединяющий день вчерашний и день сегодняшний, прошлое и настоящее. Человек без памяти прошлого лишен своих исторических корней, не способен осмыслить себя, свое место в жизни.
Большую роль в развитии творческих способностей учащихся играют занятия декоративно-прикладного искусства при работе с так называемым «бросовым» материалом (например лоскутками ткани). Существует большое разнообразие приемов работы с лоскутками. К наиболее распространенным относятся: пэчворк, квилт, лоскутная мозаика, аппликация и др.
С учащимися проводился цикл занятий под общим названием «Лоскутное шитье». Целью занятий являлось: адаптировать и реализовать в практической педагогической деятельности элементы техники «пэчворк», в процессе организации работы с учащихся, имеющими нарушения зрения.
На основе данной технологии осуществляется проектная деятельность. Опыт показывает, что внедрение в образовательный процесс этого метода, открывает значительные возможности для повышения качества обучения, т.е. приобретаются умения и навыки посредством поисковой деятельности, собственной мысли, школьники учатся пользоваться методами исследования. В рамках школы учащимися 7в класса выполнен проект: «Нарядные аксессуары. Дополнение к интерьеру кабинета кулинарии».
Цель данного проекта– заключается в развитии творческого потенциала учащихся с различными нарушениями в работе зрительного анализатора и легкой степени интеллектуальной недостаточности.
При изучении раздела «Лоскутное шитье», школьникам демонстрируются образцы, изучается история возникновения «пэчворка»; при этом для активизации, коррекции мыслительной деятельности учеников используется частично-поисковый метод.
Например, задание. Используя дополнительную литературу, ответьте на следующие вопросы:- Где и когда появилось искусство соединения лоскутков?
- Что такое орнамент? Ит.д.
Первое лоскутное изделие –прихватки. При изготовлении этих изделий используется дифферинцированый подход к слабоуспевающим ученикам и наиболее подготовленным, что открывает большие возможности развития у учащихся познавательного интереса. Именно на этих первых уроках с лоскутом, ребята знакомятся с цветовой грамотой, ведь они работают с цветными лоскутами, как художник с палитрой красок, вместо кисти — иглы. Это трудная аналитико- синтетическая деятельность, в основе которой лежит зрительное восприятие.
Делаются первые шаги в лоскутном шитье; используя 2 - 4 вида ткани, с опорой на образец, школьники учатся подобрать их по цвету и рисунку в блок. На этих творческих уроках, дети начинают искать новые варианты подбора ткани- происходит коррекция сравнительной и обобщающей функции мышления на основе сопоставления образца и составленного нового блока. Учащиеся знакомятся с использованием логических операций: сравнения, синтеза, анализа, взаимосвязи, взаимодействия, взаимосоотнесенности и аналоги. Например, задание «Расставь по местам». Учащимся предоставляются карточки с терминами «Виды швов». Надо соотнести их между собой и разложить в соответствии друг с другом по группам и назначению.
Для развития аналитической функции мышления можно использовать метод воспроизведения терминов( игра «Дополни предложение»).
При ознакомлении с особенностями изделия- образца учащиеся не только на него смотрят, но и выполняют анализирующие действия. После объяснения хода работы повторяется план действий при опоре на технологические карты составленные для каждого блока, они помогают приучить учащихся к чтению технических условий и пользованию ими, т. к. в швейном деле каждый стежок, каждый шов имеет свои технические условия выполнения.
Для коррекции конкретизационной функции мышления используется метод редукции учебного материала. Данный метод заключается в намеренном упрощении учебного материала и создании простейших алгоритмов усвоения тем.
Подготовительные работы окончены, наступил самый ответственный этап всей работы — сборка лоскутков, т.е. техническая часть; главное — четкая последовательная отработка приемов работы по заданной схеме, рисунку. На этих работах дети закрепляют умения по обработке швов; развивают и отрабатывают мелкую двигательную моторику рук.
Развитие предметного тезауруса включает в себя накопление и систематизацию понятий и их толкований, вычленение их достаточныхи необходимых признаков, конструирование утверждений из понятий.
Специальная словарная работа, обеспечивает четкое понимание тогоили иного значения слова, все новые по значению слова записываются в тетради, если необходимо делается подробная расшифровка слова, преобладает швейная терминология, например:
- фурнитура- пуговицы, пряжки, кнопки, крючки, петли и т.д.
При работе с учащимся, имеющими нарушения зрительного анализатора, особое внимание отводится образованию речевой базы, без которой не может быть работы на уроке, в быту, в будущей трудовой деятельности. Овладение знаниями и умениями находится в прямойзависимости от уровня развития речи. Что бы наглядность способствовала усвоению знаний, ее использование комбинируется с объяснением, беседой, так же используется диалог.
Успешно применяется форма работы на уроках, содержащих значительный объем- работа по группам. Учащиеся лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что положительно сказывается на улучшении психологического микроклимата, способствующего успехам каждого ученика. А его успех — это ступень творчества.
У школьников проявляется интерес к интерьеру комнат (кухни, спальни, гостиной и др.). Они стараются не нарушать стиль той обстановки, в которую им предлагается войти, а подчеркнуть его. В этом случае проявляются дизайнерские способности, что так востребовано в настоящее время.
Кульминацией работы учащихся являются выставки.
Появляется интерес работать больше и лучше. Раздел «Лоскутное шитье» - неиссякаемый запас для творческой деятельности, изучая его, перед учащимися открывается возможность сделать работу более индивидуальной, неповторимой, ведь они всегда стремятся к самовыражению и самоутверждению и у них это получается.
Таким образом, работа по технологии лоскутного шитья способствует отбору наиболее эффективных методов и приемов коррекционной деятельности, с учетом интеллектуального и психологического потенциала учащихся.
Методы и приемы, активизирующие творческие способности учащихся, специфичны, значит в рамках технологии лоскутного шитья осуществляется их адаптация с учетом зрительной патологии учащихся, что способствует формированию и развитию у детей основных знаний, умений и навыков по лоскутному шитью.
Целесообразно отметить, что работа в рамках изготовления элементов дизайна помещений, одежды, аксессуаров, сувениров, в значительной степени влияет на индивидуальную траекторию профессионального выбора учащихся 9 классов, имеющих интеллектуальные нарушения (профессии швеи, вязальщицы, кружевницы, мебельщика и др.), школьники готовятся к сознательному выбору профессии в соответствии со своими возможностями и способностями.