Цель: сформировать умение анализировать текст басни
Задачи:Познакомиться с биографией И. А. Крылова,сформировать понятие о жанре басни и ее особенностях,произвести анализ басни И.А. Крылова,развить внимания к художественному тексту.
Оборудование: портрет И.А. Крылова, презентация, медиапроектор.
Методические приемы: беседа — диалог, анализ, изучение иллюстраций и беседа по ним, сопоставительный анализ текстов, рефлексия.
Ход урока:
I. Организационный момент. Сообщение темы и задач урока.
Сегодня, ребята, у нас необычный урок, урок-презентация. (Слайд №1) Тема нашего урока: «Мир крыловских басен» (Слайд №2)
Эпиграфом являются слова В.Г.Белинского : (Слайд №3) «Басни Крылова — не просто басни; это повесть ,комедия, юмористический очерк, злая сатира — словом, что хотите, только не просто басня» (Слайд № 4 Портрет И.А.Крылова)
II. Блиц — опрос (Слайд №5)
- Что такое басня?
- Назовите героев басни.
- Что воплощают герои басни?
- Что содержит басня?
- Когда появились первые басни на русском языке?
- Что такое иносказание?
III. Ученица:
- Иносказание как основной прием басни часто называют эзоповым языком: когда человек не может и не хочет прямо сказать о чем-то, он говорит или пишет как бы между строк, так, что об этом надо догадываться, использует эзопов язык. Выражение это образовано от имени древнегреческого сочинителя басен Эзопа, который жил в VI веке до нашей эры и был рабом с уродливым лицом и телом, но с острым умом и даром слова. Он видел, как лгут и бездельничают свободные жители Дельф, куда его продали в рабство, но говорить им правду в глаза было опасно, и он прибегал к иносказаниям, обличая их пороки. Сюжеты его басен использовали потом многие баснописцы в разных странах — во Франции Лафонтен, в России Крылов.
Учитель:
-Когда Крылова спросили, почему он пишет именно басни, Он ответил:(Слайд №6) «Этот род понятен каждому: его читают и слуги, и дети».
Ученица:
- Басни «дедушки Крылова», как называют его читатели — дети, не устарели до сих пор, хотя живут уже два века. Годом рождения Ивана Андреевича Крылова считается 1786 или 1769, хотя сам он называл 1766. Отец его служил в армии, был офицером и за выслугу получил дворянское звание. Капитан Андрей Прохорович Крылов, помощник коменданта Яицкой крепости, в дни пугачевского бунта сумел организовать оборону Яицкого городка — так назывался тогда наш казахстанский город Уральск. Маленький Ваня с матерью находился тогда в Оренбурге, но в бумагах Пугачева они были названы среди тех, кого следует повесить. После подавления бунта они вернулись в Яицкий городок, и мальчик с товарищами еще долго играл в пугачевщину. Позже Крылов рассказал об этом Пушкину, и запись поэта была опубликована в полном собрании его сочинений в середине прошлого века. Исследователи предполагали, что отец Крылова стал одним из прототипов капитана Миронова в пушкинской «Капитанской дочке».
Учитель:
С повестью А.С.Пушкина «Капитанская дочка» вы познакомитесь в старших классах. Это историческая повесть. Автор дает широкое и всестороннее изображение крестьянского восстания под руководством Е.Пугачева. С чувством глубокой симпатии А.С.Пушкин рисует семьи Гринева и коменданта Миронова. В семье Мироновых сильны верность долгу, нравственная чистота.
Ученик:
- Заслуги капитана Крылова императрица Екатерина II не оценила, он обиделся, подал в отставку, и семья переехала в Тверь, где глава семьи стал вторым председателем городского магистрата. Иван стал рано служить при отце, а образованием его занималась мать, составив даже план. Еще в молодые годы он стал одним из самых образованных людей своего времени, хорошо знал европейскую литературу, был неплохим математиком и музыкантом. После смерти отца Иван Андреевич с матерью и младшим братом переехал в Петербург.
Ученик:
- Литературная деятельность Крылова началась очень рано. Юный Ванюша много читал, в губернаторском доме, где он часто бывал, смотрел любительские спектакли, слушал концерты в зале «благородного собрания», общался с учащимися Тверской духовной семинарии и знакомился с основами теории литературы, которую там изучали. Тогда же он заинтересовался сатирой и в конечном счете басней. Первым его произведением стала переведенная, а фактически сочиненная заново басня Лафонтена «Ворона и Лисица». Ему было тогда 13 лет. (Слайд №7)
Чтение басни ученицей.
Ученица: «Ворона и Лисица» открывает книгу басен, подготовленную самим автором. Связывает «Басни в девяти книгах» с журнальной сатирой Крылова. Написана на тему «света» - дворянского общества, «наполненного чудовищами», «из которых, может быть большая часть, под наружною личиною, в сердцах своих носят обман, злобу, вероломство».
Ученик продолжает:
ППереехав в Петербург и занявшись литературным творчеством, Крылов не сразу начал писать басни. Сначала он сочинил пьесы (Слайд №8) — комическую оперу «Кофейница», комедии «Модная лавка» и « Урок дочкам»,шуто –трагедию «Подщипа» и др., издавал журналы (Слайд №9 ) «Почта духов», «Зритель». Их сатирическая направленность вызвала недовольство властей, и журналы закрыли.
Учитель:
Крылов серьезно занялся басней в начале XIX века. Больше 200 лет назад, в 1806г., в журнале «Московский зритель» (Слайд №10) были напечатаны две басни Крылова — «Дуб и Трость» и «Разборчивая невеста», а в 1809 г. он выпустил первый сборник своих басен. В год смерти, в 1844г., вышло полное собрание его басен в 9 книгах. Он написал более 200 басен, и именно в них особенно полно раскрылся сатирический талант Крылова, его умение критически изобразить недостатки современной ему русской жизни, проявилось его языковое мастерство. Критик В.Г.Белинский называл Крылова создателем русской басни (Слайд №11) и отмечал, что он умел «чисто по-русски смотреть на вещи и схватывать их смешную сторону… О языке его нечего и говорить: это неисчерпаемый источник русизмов». Особое место в басенном творчестве Крылова занимает цикл басен, посвященных событиям Отечественной войны 1812 года: «Волк на псарне» (Слайд 12 ) ,(Слайд №13) «Обоз», «Кот и Повар», «Ворона и Курица» и др.В них отразились взгляды народа на войну с Наполеоном, на тактику Кутузова, который понимал, что прямо к нему относится басня «Волк на псарне».
Ученик: (Слайд №14)
В басне «Волк на псарне» говорится о том, как Наполеон, пытаясь спасти от окончательного разгрома свою армию, вступил в переговоры с Кутузовым о немедленном заключении мира. Крылов, написав басню, отправил ее Кутузову, и тот прочитал ее вслух после сражения под Красным окружившим его офицерам. При словах «ты сер, а я, приятель, сед» он, как передают очевидцы, снял фуражку и обнажил свою седую голову, показывая, что если Волк — это Наполеон, то мудрый Ловчий, знающий волчью натуру, -это он сам.
Учитель:
Басня «Обоз» принесла Крылову всеобщее признание как мастера басни и писателя. (Слайд №15)
Ученик читает басню «Обоз»
Ученица:
Крылов создал реальные картины жизни, придавая живыми, точными подробностями конкретность образу. Скупая и вместе с тем важная для понимания целого деталь способствует жизненности образа. Так, например, в басне «Кот и Повар» он упоминает в самом начале о том, что Повар — «грамотей». Это упоминание делается особенно существенным в дальнейшем, когда он иронически назван «ритором». Оказывается, что Повар любил не только«справить тризну» по куме, но имел некоторое образование, объясняющее в сочетании со склонностью к вину его многоречивое красноречие.
Ученица читает басню «Кот и Повар».
Учитель:
-Как называется помещенная часть на слайде и какова ее роль в баснях? (Слайд № 16) (Это композиционная часть называется моралью, обычно она помещается в начале или в конце басни и заключает в себе кратко, афористически выраженную главную мысль)
- Какую басню Крылова заключает эта мораль? (Мартышка и Очки) (Слайд № 17)
Ученица читает басню «Мартышка и Очки».
Учитель: Кто из нас не помнит детской басни «Стрекоза и Муравей»? (Сл.№18)
То, что перед нами аллегория и под насекомыми подразумеваются люди, - мы понимаем. Но вот задумаемся, такое ли страшное преступление совершила Стрекоза? Ну –пела, плясала, но ведь никому от этого не было вреда. А Муравей, трудолюбивый, чинный, справедливый, рассудительный — положительный во всех отношениях герой, оказывается по отношению к Стрекозе невероятно жестоким. За легкомыслие, пустозвонство, недальновидность «попрыгуньи» он наказывает ее неизбежной смертью!
Чтение басни «Стрекоза и Муравей» наизусть.
(Слайд № 19): Какую басню Крылова заключает следующая мораль?
- Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
(Слайд №20) «Лебедь, Щука и Рак»
Чтение басни наизусть.
Учитель: - Какая басня заключает мораль (Слайд №21) :
- За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку?
- «Кукушка и Петух» (Слайд №22)
Чтение басни ученицей.
(Слайд №23)
Учитель: А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь.
- Какую басню заключает эта мораль?
(Слайд №24) Чтение басни «Квартет» ученицей.
Ученица: Басней «Квартет» Крылов отозвался на преобразование Государственного совета в 1810 году. Руководителям всех его департаментов Крылов сказал: «вы, друзья … в музыканты не годитесь» -и издевательски изобразил их спор из-за мест вместо настоящего дела.
Учитель:
В баснях, в их морали проявляется «веселое лукавство ума» Крылова: он, словно улыбаясь, доносит до читателя назидательный вывод, показывая, что не следует вести себя подобно героям описанной истории.
Это лукавство ума мы попытаемся увидеть на примере еще одной басни - «Слон и Моська» (Слайд №25)
Чтение басни «Слон и Моська» ученицей.
Учитель:
Басни Крылова переведены на 60 языков мира. На казахский язык их переводили Абай Кунанбаев (Слайд № 26), Ибрай Алтынсарин, Ахмет Байтурсынов (Сл.№27), Спандияр Кобеев, Магжан Жумабаев (Сл.№28) и др.
- А сейчас давайте послушаем перевод басни «Слон и Моська», который сделал А.Кунанбаев. ( Слайд № 29,30)
Чтение басни «Піл мен Қанден»
Учитель: Жуковскому принадлежат такие слова о Крылове: (Слайд №31)
« Его басни дойдут до потомства и никогда не потеряют в нем своей силы и свежести, ибо они обратились в народные пословицы, а народ-
ные пословицы живут с народами и их переживают»
- Приведите строки из крыловских басен, ставшие пословицами, поговорками, крылатыми выражениями.
Традиции Крылова продолжили русские писатели и поэты ХХ века
С.Маршак, С.Михалков, Д.Бедный. На следующем уроке мы познакомимся с баснями С.В.Михалкова.
Домашнее задание: Придумать рассказ на сюжет басни «Лебедь,Щука и Рак».