Россия, Астраханская область Володарский район пос. Володарский
МБОУ "Володарская СОШ №1"
учитель истории и обществознания
Мулдагалиева Г.Б.
Занавес закрыт. На фоне музыки звучит стихотворение.
Вед: Когда это будет — не знаю
В стране белоногих берез
Победу Девятого мая
Отпразднуют люди без слез
Поднимут старинные марши
Армейские трубы страны
Не видевший этой войны
И мне не додуматься даже
Какой там ударит салют
Какие там сказки расскажут
И песни какие споют
Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые взрослые! Сегодня, в преддверие праздника, мы собрались, чтобы вспомнить старую школьную традицию — конкурс инсценировки военно-патриотической песни. Песни военных лет…Сколько их, прекрасных и незабываемых. И есть в них все: горечь отступлений в первые месяцы войны и радость возвращения к своим, картины жизни солдат, рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев, летчиков и танкистов. И если бы сейчас послушать все лучшее, что создали поэты и композиторы в те годы, это была бы музыкальная антология истории Великой Отечественной войны. Каждый класс пришел с творческим номером. Сегодня каждый из нас будет и исполнителем, и актером, и режиссером. Парад инсценированной военно-патриотической песни мы посвящаем памяти павших, памяти вечно молодых солдат и офицеров, оставшихся на фронтах Великой Отечественной войны, а также тем, кто не знает, что такое война. Чтобы помнили… Чтобы поняли… А сейчас уважаемые участники, гости, болельщики, разрешите представить Вам наше справедливое жюри:
Занавес открывается. На сцене современный школьный класс. Ученики готовятся к уроку. Вбегает школьница.
Школ.: Привет! Слышали, сегодня после уроков встреча с ветераном Великой Отечественной Войны, а потом фильм пойдем смотреть.
1 — й. Опять!
2 — й. Сколько можно!
3 — й. Лучше бы дискотеку какую-нибудь придумали!
1 — й. А какой фильм?
Шкл. Сказали «А зори здесь тихие». Про войну.
1 — й. А я люблю про любовь. И чтоб все закончилось хеппи-эндом.
2 — й. Конечно, тебе какая война, тебе боевичок подавай.
3 — й. А давайте не пойдем. Зачем нам это надо?
4 — й. А я пойду.
Шкл. Конечно иди. Будешь представлять весь наш дружный класс.
4 — й. Я пойду не за класс. Я пойду за себя. У меня дедушка, мамин отец, 18-летним погиб под Берлином. А бабушкина сестра в 44-ом пропала без вести.
1 — й. Как будто ты один такой. У меня в семье до сих пор хранится похоронка на прадеда.
2 — й. А у меня прабабушка в годы войны медсестрой в госпитале работала.
3 — й. А у меня…
4 — й. Вот видите. Мы не знали этой войны, но она прошла через наши семьи. Вы помните, сколько людей погибло тогда?
Шкл. Вроде бы больше 20 миллионов.
4 — й. Вроде бы… А ты вдумайся в эту цифру. Ведь многие из них были чуть постарше тебя.
Шкл. Как страшно!
4 — й. Да, страшно. Но мы не должны забывать и страшные страницы нашей истории. Потому что забыть — значит предать. Предать тех, кто не вернулся с войны.
Соня. Рожденные в года глухие
Пути не помнят своего
Мы, дети страшных лет России
Забыть не в силах ничего.
Лиза: Чьи это стихи, Соня?
Соня: Это Блок. Тоненькую книжечку с его стихами мне подарил очкастый сосед по лекциям.
Рита: Наша Соня знает этих стихов уйму. Недаром она и в школе, и в университете круглой отличницей была.
Соня: Да! Я всегда вместо танцев бегала в читалку или в театр.
Лиза: Соня, почитай еще!
/Вбегают Галка и Женька с патефоном в руках/
Женя: Девчонки! Вот выпросила у Полинки патефон!
/Женя включает патефон и, схватив Галку, танцует под Рио-риту/
Соня: Ой, Женечка, какая ты красивая!
Галя: На сцену бы тебя, Женька! Вот я всегда мечтала стать певицей, носить длинные платья, иметь массу поклонников…
Женя: (дурачась) Представляю — певица Четвертачок! (целует Галю).
Галя: Фамилия, конечно, смешная! Мне ее завхоз в нашем детдоме дал, и все из-за маленького роста.
Лиза: Ой, Женька, ой! С тебя только скульптуру лепить!
Рита: Красивая! Красивые редко счастливыми бывают.
Женя: Девчонки! А я ничего не боюсь! Мне отец говорил: «Дочка красного Командира ничего не должна бояться». Я и на лошади скакала, стреляла в тире, сидела с отцом в засаде на кабанов, гоняла на отцовском мотоцикле по военному городку… А сколько я крутила романов с затянутыми в рюмочку лейтинантиками!
Лиза: А я все 19 лет живу в ожидании счастья. Подружки кто уехал учиться, кто замуж вышел, а я за больной мамой ухаживала, отцу в лесничестве помогала.
Рита: Знаете, девчата, а я ярче всего помню школьный вечер — встречу с героями — пограничниками. Я случайно оказалась рядом с лейтенантом Осяниным и сидела, боясь шевельнуться… А потом… Потом он пошел меня провожать. Я схитрила и повела его самой дальней дорогой. Я была первой из нашего класса, кто вышел замуж и не за кого-нибудь, а за красного командира-пограничника. Через год я родила мальчика. Я была самой счастливой женщиной на свете! Проклятая война!!!
Танцевальная площадка. Звучит "Рио-Рита".
Танцуют пары. Девочки в светлых платьях, мальчики в белых рубашках. Шутки. Смех. Резко прерывается музыка. Все пары застывают. Звучат 1-й куплет и припев песни "Священная война". Дальше картинки замедленного немого кино. В свете мерцающего фонаря пары распадаются. Юноши берут вещмешки, прощаются и уходят. Девушки надевают темное: платки, кофты, телогрейки и т.д. Они с грустью и тревогой смотрят вслед уходящим солдатам. Гаснет свет. Звучат пулеметные очереди. Рокот самолетов. Взрывы и выстрелы.
Вед.: И та, что сегодня прощается с милым,
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит.
Парад открывают учащиеся …класса . С инсценированной песнью Булата Окуджавы «До свидания, мальчики»
Через зал навстречу друг другу идут почтальонка и девушка. Отдает письмо почтальонка и садится в сторону на стул. Девушка начинают читать их, голос писавшего юноши, который сидит в стороне, подхватывает и продолжает письмо. (В этот момент освещаются только эти два человека).
21 февраля 1943 г
"Дорогая Лида! Только что кончилось комсомольское собрание. Почистил автомат, покушал. Комбат говорит "Отдыхайте лучше, завтра бой". Я не могу уснуть. В окопном блиндаже нас шесть человек, седьмой на посту. Пятеро уже спят, а я сижу возле печурки при свете гасилки и пишу это письмо. Завтра, как встанем, передам его связному. Интересно знать, что-то ты поделываешь сейчас? У нас на фронте как стемнеет немного, так и ночь. А у вас в тылу - электрический свет. Поди, ложитесь спать часов в двенадцать. Я часто вспоминаю тебя, Лида, много думаю о тебе. Вот и сейчас хочется поговорить с тобой обо всем, что чувствую, что переживаю… Лида, я видел, как умирали мои товарищи. А сегодня комбат рассказал случай, как погиб один генерал, погиб, стоя лицом на запад. Я люблю жизнь, хочу жить, но фронт - такая штука, что вот живешь, живешь - и вдруг пули или осколок ставят точку в конце твоей жизни. Но если мне суждено погибнуть, я хотел бы умереть так, как этот генерал: в бою и лицом на запад.
Александр Матросов".
На сцене сидит девушка-почтальон с пустой, но очень тяжелой сумкой и поет. Мужской голос за сценой поет вопросы (две первые строки куплета), а почтальонка отвечает.
- Почтальонка! Почтальонка!
Тяжела ль тебе сума?
- Тяжела моя сума. Тяжела моя сума.
Все газеты да газеты.
Дотащу ли их сама? Дотащу ли их сама?
Тяжела моя сума!
- Почтальонка! Почтальонка!
Далеко ль тебе тащить?
- Тяжела моя сума. Тяжела моя сума.
Все журналы да журналы.
Дотащу ли их сама? Дотащу ли их сама?
Тяжела моя сума!
- Почтальонка! Почтальонка!
Обошла ли все дома?
- Обошла я все дома. Обошла я все дома.
Разнесла газеты, письма.
Тяжела моя сума!
Обошла я все дома.
Тяжела моя сума!
- Почтальонка! Почтальонка!
А ты снимай свою суму!
- Не могу снимать суму! Не могу снимать суму!
Там на донце похоронка.
Не могу читать, кому. Не могу читать, кому.
Похоронка! Похоронка!
Серый камень на груди. Серый камень на груди.
Стопудовый на груди Стопудовый на груди.
Говорила баба Настя:
"В почтальонки не ходи!"
Почтальонка! Почтальонка!
("Почтальонка". Слова Д. А. Сухорева Музыка С. Никитина)
Почтальонка встает и движется на встречу другой девушке, отдает похоронку. Одна из девушек снимает похоронку. Плачет на плечах у почтальонки.
Чтец: Он не писал с передовой,
она - совсем подросток -
звалась соломенной вдовой,
сперва - соломенной вдовой,
потом - вдовою просто.
Под скрип сапог, под стук колес
война ее водила,
и было как-то не до слез,
не до раздумий было.
Лежит в шкатулке медальон
убитого солдата.
Давно в гражданке батальон,
где он служил когда-то.
Но так устроено уже:
не сохнет лист весенний,
не верят вдовы в смерть мужей
и ждут их возвращений.
Не то чтоб в даль дорог глядят
с надеждою на чудо,
что, мол, вернется он назад,
что вот придет домой солдат
неведомо откуда.
А просто, бед приняв сполна,
их взгляду нет границы,
и в нем такая глубина,
что голова кружится
Как будто им глаза даны,
чтобы глазами теми
всем не вернувшимся с войны
глядеть на мир весенний.
Вед: Песню «Журавли» на слова Расула Гамзатова, музыку Яна Френкеля, впервые исполнил Марк Бернес, эта песня облетела весь мир и звучала на многих языках, стала молитвенной песнью в память обо всех жертвах войны. Сегодня для вас эту песню исполнит _____________________
Вед: Темная ночь …Только пули свистят по степи…Трудно поверить, но эта песня, которую в дни войны знал каждый от мала до велика, родилась совсем неожиданно в 1942 году в Далеком Ташкенте. Шли съемки фильма «Два бойца».По замыслу режиссера в фильме должна была звучать только симфоническая музыка. Но по ходу съемки стало ясно, что без песни не обойтись.Фильм «Два бойца» стал историей советской кинематографии.А песня живет и поныне. Ее поют бывшие фронтовики, их дети, внуки. Сегодня у нас с вами есть возможность услышать эту песню снова. Инсценируют песню «Темная ночь» ….. класс. (Музыка Н.Богословского. Слова В.Агапова).
Вед: Истории возникновения песен различны. Советский поэт Алексей Сурков, находясь на Западном фронте, выходил из окружения и попал на минное поле. Вот где «до смерти четыре шага». После этого он написал жене письмо в стихотворной форме. Текст стал известен бойцам. Многие солдаты переписывали его. В начале 1942года композитор Листов написал мелодию к стихотворению. Так была создана песня «В землянке». «В железной печурке угли догорают, Подёрнуты пеплом седым. Окончился ужин. Бойцы отдыхают. Густеет махорочный дым». Итак, учащиеся ….. класса инсценируют песню «В землянке». Музыка К. Листова, стихи А.Суркова
Вед: Чем дальше уходит от нас та военная пора. Тем больше волнуют и трогают до слез лирические песни.Стоит снова зазвучать нехитрому напеву, как сами собой возникают в памяти слова песни: На позицию девушка провожала бойца. Это слова бесхитростной песни «Огонек».Тут есть секрет. И он прост…Когда немцы напали на нашу страну, повсеместно было введено затемнение. На улицах ни фонаря, окна к вечеру плотно закрывались шторами и листами черной бумаги. И вдруг на фронт по радио прилетела песня «Огонек».Представьте себе: уходит боец на позицию и удаляясь, долго-долго видит огонек в окне любимой.А люди знали: половина страны погружается ночью в непроглядную темноту, даже машины не зажигают фар. Вражеские самолеты не найдут цели. Образ огонька превратился в символ: не погас наш огонек, никогда не погаснет. Автором задушевной песни стал поэт Исаковский, а музыку сложил народ. На сцену приглашается …….класс.
Звучит сводка от Советского Информбюро об окончании войны.
Вед: 30 апреля 1945 года над рейхстагом было водружено знамя Победы. 8 мая в Берлине подписан акт о полной капитуляции Германии. А 9 мая невиданным салютом—30 залпами из 1000 орудий — Москва салютовала победителям. Парад инсценированной военно-патриотической песни завершает 5 б класс с песней «День Победы».
Вед : Прозвучала последняя песня нашего парада инсценированной военно-патриотической песни. Наше жирю выставляет итоговые оценки.А в это время мы предлагаем вашему вниманию видеоролик.
Вед: Дорогие зрители, настал час предоставить слово жюри, а напоследок мы хотим пожелать, чтобы песня никогда не покидала вас и помогала в нелёгкие минуты вашей жизни. Здоровья вам, счастья, исполнения всех ваших самых заветных желаний и мирного неба над головой.
Список литературы
1.Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию Дня Победы. — Москва, 2007.
2. Орехова Г.А.Эхо военных лет.- М.:Панорама, 2006
3. Час мужества: стихи о войне/под.ред. Котовой М. А.-М.:: АСТ, 2010