Ольга Николаевна
Должность:Редактор
Группа:Команда портала
Страна:
Регион:не указан
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ

Россия, г.Орехово-Зуево

МОУ СОШ № 1

Учитель истории

Орлова Татьяна Васильевна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ

Современный процесс обучения истории характеризуется все более широким применением в нем компьютерных технологий.

Под компьютерными технологиями обучения понимают совокупность методов, форм и средств обучения, которые базируются на использовании современных компьютерных средств и направленных на эффективное достижение поставленных целей обучения в данной предметной области.

Объединяя в себе много традиционных информационных технологий, компьютерные технологии разрешают существенным образом оптимизировать процесс обучения истории. Он может стать более интересным, эмоционально насыщенным, динамическим и наглядным; компьютерная технология также способна индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс; реализовать его творческий характер, организовать гибкое управление учебной деятельностью, интенсифицировать и активизировать обучение

Кроме этого, компьютерные технологии дают возможность на качественно новом уровне изучать разные курсы истории. Они предоставляют информацию в удобной для учеников форме - в виде графиков, таблиц, диаграмм, экранных картинок, а также для статической оценки исторических фактов и проведения сравнения разных объектов по какому-то параметру.

Выполняя функцию информативного сопровождения истории, компьютер способен существенным образом облегчить процесс овладения учениками, как репродуктивными умениями, так и общелогическими (систематизацией, классификацией, анализом и синтезом), а также рефлексивными (умением обрабатывать статистические данные, осуществлять сбор, упорядочение и анализ информации).

Компьютер открывает широкие возможности и для построения моделей исторических процессов.

История как наука характерна тем, что в ней преобладают методы прямого наблюдения, регистрации и классификации фактов. Тем не менее, та статическая и фрагментарная информация, которая получается в результате использования таких методов, не разрешает в полной мере восстановить, реконструировать определенный фрагмент исторического процесса. А это в свою очередь не дает возможность отделить случайное от закономерного, субъективное от объективного в ходе развития того исторического явления, которое изучается.

Имитационная компьютерная модель (которая, например, имитирует общественно-экономический процесс или военные действия) разрешает: реконструировать, уточнять числовой материал исследуемого фрагмента исторического процесса; провести динамический анализ исторической информации, которая относится к исследуемому периоду; имитировать развитие исторического процесса по годам, подсчитать коэффициенты (доходы, расходы, запасы), которые характеризуют экономическое положение каждого слоя населения, на протяжении исследуемого фрагмента исторического процесса; глубже понять смысл и значение некоторых политических событий; спрогнозировать события экономического и политического характера.

Одним из наиболее эффективных методов усовершенствования общеобразовательного процесса в контексте преподавания истории в школе есть использования учебных мультимедиапродуктов, а также доступ к информации благодаря использованию глобальных компьютерных сетей, и в первую очередь сети Іnternet.

В сочетании с традиционными и разнообразными инновационными методами обучения глобальные компьютерные сети и телекоммуникации оказывают содействие реализации принципа развивающего обучения, поскольку применение их в общеобразовательном процессе направлено на: широкое общение и сближение участников телекоммуникационных проектов, контакты с другими культурами, использование исследовательских методов, индивидуальных, парных, групповых, самостоятельных видов деятельности, развитие гуманитарного образования [8].

Место компьютера в учебном процессе в целом определяется типом компьютерной программы. Значительная часть из них предназначена для закрепления знаний. Такие программы целесообразно использовать после усвоения определенного теоретического материала в рамках традиционной системы обучения.

Другие программы, сориентированные преимущественно на усвоение новых понятий в режиме, близком к программированному обучению. Такие программы, как правило, содержат фиксированный набор обучающих влияний и не предусматривают развернутого диалога с учениками. Поэтому дидактические возможности в них относительно ограничены.

Значительно большими возможностями владеют учебные программы, которые реализуют проблемное обучение. Они разрешают не только осуществлять рефлексивное управление учебной деятельностью, но и делают ее оперативно контролируемой. В них могут учитываться такие параметры, как последовательность понятий, которые изучаются, а также время прохождения учебного материала по разделам, методы изложения и сложность задач и вопросов, типы подсказок и объяснений и т.п.

Отдельно следует отделить программы, обучение по которым строится в виде игры. За мерой влияния на ученика дидактические компьютерные игры можно разделить на следующие виды: учебные, закрепляющие, контролирующие и развивающие.

В зависимости от того, к какому виду относится игра, можно определить, на каком из этапов урока - этапе актуализации опорных знаний и способов действий, этапе формирования новых понятий и способов действий, этапе применения знаний и формировании умений - ее эффективнее применять.

На этапе актуализации опорных знаний и способов действий решения игровых задач в процессе применения компьютерных игр помогает ученикам воссоздать полученные прежде знания и способы действий. На этапе формирования понятий и способов действий предоставленная компьютером возможность глубокой концентрации на игровом материале оказывает содействие формированию новых понятий. На этапе применения знаний и формирования умений компьютерная игра разрешает ученику применять и развивать полученные знания, умение и навыки [11].

Процесс использования компьютерных игр на всех этапах урока имеет полифункциональный характер: во время решения игровой учебной проблемы формируются не только знания, но и развиваются разнообразные интеллектуальные качества, мотивация и воля, стимулируется инициатива и творческое мышление, т.е. происходит развитие личности.

Реализуя основные принципы дидактики, компьютерные технологии привносят в обучение и некоторые новые закономерности.

Во-первых, все элементы учебного процесса должны быть ориентированы на индивидуальные информационные возможности и особенности ученика, т.е. они должны владеть адаптивностью к индивидуальным особенностям ученика по форме, объему и темпу предоставления информации. Способы применения компьютерных технологий в обучении должны определяться вековыми, физиологическими и умственными возможностями школьников.

Во-вторых, обучение должно быть мультимедийным, т.е. комплексным по содержанию информации и по форме организации. Объединение в учебных компьютерных программах визуальной и звуковой форм предоставления учебной информации в значительной мере повышает ее наглядность и выразительность и тем самым разрешает превратить изучение истории в интересный и содержательный процесс.

Сознавая высокий дидактический потенциал компьютерных технологий обучения, специалисты убеждены в том, что компьютеры не должны быть преградой во взаимоотношениях учителя и учеников. Организационно любая, в том числе и компьютерная технология обучения обязательно должна содержать и традиционные формы взаимодействия учителя и школьника.

В современной школе использование компьютера чаще всего связанно с уроками информатики. Внедрять информационные технологии на других уроках очень сложно. Причин здесь есть несколько: не хватает компьютерной техники (в школах, как правило, есть лишь один компьютерный класс), большинство учителей не владеют компьютером, отсутствующая программная база (практически не существует программ, которые можно использовать на уроках).

Вместе с тем, если заглядывать в будущее, компьютер на уроках истории может играть большую роль: быстро проверять знания учеников с помощью тестов; показывать видеофрагменты с целью дальнейшего обсуждения, систематизации и обобщения полученной учебной информации; показывать графическое изображение карты с дальнейшей мультимедийной обработкой информации, которая дает возможность ученику свободно ориентироваться в пространстве исторических событий, объединять текстовую, фото-, видео- и другую информацию.

Существующие на сегодняшний день учебные компьютерные программы по истории можно поделить на такие группы: мультимедийные энциклопедии («Кирилл и Мефодий», «Архитектура», «Александр и Наполеон»; іnternet-страницы (например, «История»); тестовые программы; объяснительные программы.

Усилиями группы энтузиастов разработан пакет программ по истории древнего мира для 6 класса. Пакет программ по истории состоит из 3-х блоков, которые, в свою очередь, имеют несколько программ. Все программы объединены единым меню, но каждая из них может использоваться самостоятельно. Пакет программ рассчитан для использования в DOS І Wіndows.

Рассмотрим программу «Походы Александра Македонского» как типичную для этого блока. Она применяется при изучении темы «Восточный поход А. Македонского и образование его империи» и состоит из таких разделов:

Повторение - проверка готовности учеников к уроку с помощью тестов (20 тестов с 4 вариантами ответов).

Подготовка к походу - объяснение нового материала с помощью таблицы. Сравнивается Македония и Персия, рассказывается (в текстовой форме) о причинах похода на Персию: сравниваются территории двух государств (в графической форме - рядом с огромным Персидским государством, изображенным розовым цветом, возникает маленькая белая Македония и спустя некоторое время копироваться на Персию - несколько раз одно возле другого).

Походы Александра Македонского. На карте с помощью цветных стрелок показывается путь македонской армии (каждому года отвечает свой цвет). Когда он приближается к Тиру, Египту, Вавилону, территории Персии, Средней Азии, Индии, появляется текст с объяснением событий, которые состоялись в этом месте, или рассказ о битвах возле Граника, Иссы, Гавгамел (изображение с помощью мультипликации подвижных схем основных битв - расположение перед битвой, движение войск - с комментарием каждого события). В конце на экране появляется карта всех походов А. Македонского.

Распад государства А. Македонского - появляется карта государства А. Македонского и текст, где речь идет о его смерти, а также о распределении его государства между диалогами.

Закрепление - тестирование с контролем времени для проверки уровня усвоения нового материала.

В конце программы выставляются каждому ученику две оценки за урок (домашняя работа и усвоение нового материала). Программа «Александра Македонского» рассчитана на синхронную работу класса на протяжении 45 минут. Объясняет новый материал учитель (переход от одного события к другому на мониторах происходит по его команде). Вместе с тем эта программа может использоваться для самостоятельной подготовки, а в случае отсутствия определенного количества компьютеров для всего класса для групповой работы (по 2-3 ученика на один компьютер).

Таким образом, использование компьютера в учебном процессе значительно повышает его эффективность; его можно использовать не только на уроках, а и внеурочное время.

Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности