Ольга Николаевна
Должность:Редактор
Группа:Команда портала
Страна:
Регион:не указан
Специфика работы учащегося с микрофоном в классе эстрадного вокала.
  • Ткач И. А.
  • Заведующая отделением «Эстрадный вокал»
  • КГКП "Восточно-Казахстанское училище искусств им. народных артистов братьев Абдуллиных"
  • г. Усть-Каменогорск, Восточно-Казахстанская область, Казахстан
Актуальность обусловлена тем, что она проявляется в
востребованности работы вокально эстрадных студий, в специфике
подготовки эстрадных исполнителей. Эстрадное пение становится сейчас все
более популярным, поэтому важным фактором становится умение владеть
современными техническими средствами. Несмотря на различные
методические рекомендации по воспитанию эстрадных вокалистов, в них
мало уделяется внимания правилам работы с микрофоном. В связи с этим
возникает противоречие: между востребованностью эстрадного
исполнительства и отсутствием методического сопровождения по обучению
работе с микрофоном.
Микрофон – это основной элемент в работе эстрадного певца на
современной сцене, связующее звено между реальным акустическим звуком
и его представлением слушателями.
Вокалистам необходимо изучить правила работы с микрофоном, а
приобретенные навыки работы с довести до автоматизма.
Кроме этого, вокалисту, использующему звукоусиливающую аппаратуру,
необходимо также сформировать навыки слухового самоконтроля и во время
репетиции, и во время выступления на сцене.
Как же вокалисту относиться к микрофону? В первую очередь как к
усиливающей звук аппаратуре. Микрофон не сделает ваш голос лучше, а
исполнение — качественнее. Наоборот, все недочеты голоса только
обострятся при пении. Тем более, если микрофон не из разряда
дорогостоящих и качественных.
Если же вы научились петь и обладаете ярким тембром и гибким
сильным голосом, то пение с микрофоном не будет трудным процессом.
А потому, начинающему вокалисту рекомендовано петь без микрофона,
учиться слушать, слышать и контролировать свой голос, научиться точно
интонировать, укрепить дыхание, и при этом не отвлекаться на микрофон,
так как его использование обязывает выполнять определенные правила [2].
На занятиях по вокалу с начинающими учащимися можно
использовать микрофон для поддержания интереса к процессу пения, так как
дети любят петь и представлять себя в роли настоящего артиста. И еще,
конечно же, следует приучать детей к звучанию их голоса в микрофоне.
Чтобы микрофон не обострил недочеты голоса, следует помнить о
следующих правилах:
1. Микрофон следует держать не за голову, а за корпус, чтобы звук не
искажался.

2. Нельзя направлять микрофон в сторону колонок, чтобы не появился
резкий свист. Для этого колонки ставятся перед исполнителем, а не
сзади. Если сцена маленькая, то надо становиться на одной линии с
колонками. Если же свист неожиданно появился, необходимо
отвернуть микрофон от колонок.
3. Иногда можно наблюдать, как начинающие вокалисты после
выступления не умеют вставить его в стойку, и кладут микрофон на
пол сцены. При этом микрофон не отключен, и может появиться резкий
высокий звук. Все эти действия вредны для аппаратуры. Поэтому
следует научить учащихся пользоваться правильно аппаратурой.
4. Микрофон должен быть как бы продолжением вашей руки и
продолжением звукового потока. Направляйте звук в центр мембраны
микрофона.
5. При воспроизведении высоких звуков надо отводить микрофон ото рта,
для избежания перегрузки от громкого звучания. Если поете низкие
звуки на тихой звучности — приближайте микрофон ближе к губам, для
лучшей слышимости.
6. Расстояние до микрофона — ваша ладонь, приставленная ребром к
губам. Подкорректировать звучание голоса в микрофоне обязательно
следует на репетиции. Необходимо помнить, что звучание одного и
того же микрофона зависит от разных условий, и во многом от
акустики зала.
7. При пении следите за правильным положением микрофона
относительно губ — голова, рука, микрофон должны стать единым
целым. Особенно следите за правильным положением микрофона при
движении по сцене.
8. Репетируйте работу с микрофоном перед зеркалом. Если дома нет
микрофона, используйте любой напоминающий по форме предмет –
свернутый в трубочку лист бумаги, ручку, карандаш, детский
игрушечный микрофон, чтобы довести до автоматизма навыки работы
с микрофоном.
9. Следите за правильной певческой постановкой, свободой корпуса –
естественное положение руки и локтя, не поднятые плечи. Держать
микрофон нужно кистью, а не кончиками пальцев, кисть при этом не
прогибается и судорожно не сжимается. Проследите, чтобы не было
движений пальцев кисти, и особенно контролируйте мизинец, чтобы он
не оттопыривался.
10. Заранее готовьте микрофон — за пару секунд до начала пения микрофон
следует поднести к губам, чтобы не было обрывков фраз.
11. На долгих и громких звуках не убирайте микрофон сразу — отведите
руку от себя вперед и зафиксируйте на определенной точке. И лишь
после окончания пения рука с микрофоном опускается [1].
Микрофоны бывают разные: узконаправленные, широконаправленные,
высокочастотные, низкочастотные. Выбор микрофона зависит от
индивидуального тембра голоса, его обертонов. Любой микрофон можно

настроить под голос поющего с максимальной выгодой для певца. Это уже
задача звукооператора, у которого должен быть очень хороший слух.
Среди всего многообразия микрофонов, которые различаются по
системе, конструкции, назначению и области применения, исполнитель на
сцене имеет дело с концертным микрофоном для солистов.
Концертные микрофоны для солистов бывают двух типов — кабельные и
радио. В настоящее время радиомикрофоны практически вытеснили
кабельные, т.к. дают большую свободу движений исполнителю и не требуют
использования стоек, загромождающих сцену. Радиомикрофоны бывают
ручные (которые исполнитель держит в руках) и головные (которые крепятся
на голове исполнителя) [3].
Различные проблемы, которые могут возникнуть у исполнителя с
микрофоном на сцене, можно объединить в несколько основных групп:

1. Включение микрофона.
2. «Заводка» микрофона.
3. Тембр звука.
4. Искажения звука.
5. Посторонние шумы.
6. Включение микрофона.
Вот несколько методов, раскрывающих практический и наглядный
прием обучения:
 Метод 1. Этап 1. Запишите отрывок песни, исполненной ребенком без
аккомпанемента. Предложите ему встать возле колонки и послушать
себя со стороны. Если нет усиливающей аппаратуры, можно
предложить послушать себя в наушниках. Запись через караоке
микрофон. Вместе с ребенком прослушать отрывок песни и, работая с
текстом, определить положение микрофона во время исполнения той
или иной фразы. Этап 2. Самим исполнить песню ребенку на ухо
(лучше наушники) без аккомпанемента. Текст песни у ребенка перед
глазами. Предложить представить ребенку, что он — это микрофон, в
который я буду петь. Упражнение выполнять стоя. Подразумевать
микрофон, находящийся на стойке.
 Метод 2. Этап 1. Учитель слушает, и сам определяет положение
микрофона во время исполнения: по фразам прослушать ребенка;
определить места удаления-приближения микрофона к губам; в
медленном темпе проработать с ребенком всю песню. 2 этап: ребенок
на ухо (лучше с наушниками) без аккомпанемента исполняет песню
напротив уха учителя. Текст песни, со всеми пометками приближения-
удаления микрофона, у ребенка перед глазами.
Представьте, что вы — это микрофон, в который ребенок будет петь.
Упражнение выполнять стоя. Подразумевать микрофон, находящийся
на стойке. Ребёнок поёт в тех положениях, которые вы, нашли вдвоем.
Убедись что вам: комфортно воспринимать голос ребенка; достаточно
хорошо слышите его, различаете слова и мелодию.

Результатом является механическое запоминание ребенком положения
микрофона во время пения.
Таким образом, знание типов микрофонов и приемов работы с
микрофоном, применяемых на практике, позволит улучшить техники
преподавания в классе эстрадного вокала.
Основные характеристики работы с микрофоном у эстрадного
исполнителя, заключаются в правильном его использовании. Расстояние до
микрофона, правильный наклон, и др. Основные приемы работы с
микрофоном у младших школьников — это практический и наглядный.

Список литературы:

1. Методические рекомендации по работе с микрофоном [Электронный
ресурс]. URL : https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-rabota-s-
mikrofonom-449028.html
2. Работа вокалиста с микрофоном [Электронный ресурс]. URL :
http://vocalmuzshcola.ru/vokal/rabota-vokalista-s-mikrofonom
3. Типы микрофонов. Техника эстрадного вокала. [Электронный ресурс].
URL : http://studepedia.org/index.php?vol=1&post=31678
Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности