Ольга Николаевна
Должность:Редактор
Группа:Команда портала
Страна:Украина
Регион:Харьков
29.10.2019
0
42
0 Информационно-коммуникационные технологии как фактор формирования навыков самостоятельной работы начинающих пианистов
  • Курилина О.И., Сайфулина Г.А.
  • Преподаватели фортепиано,концертмейстеры дополнительного образования
  • КГКП "Восточно-Казахстанское училище искусств им. народных артистов братьев Абдуллиных"
  • г. Усть-Каменогорск, Восточно-Казахстанская область, Казахстан
Учитель старается дать ученикам наиболее полные сведения из своей
предметной области, потому что современное общество – это информационное
общество, где наиболее востребованы люди, способные к самообразованию и
саморазвитию. В эпоху интернета необходимыми становятся не столько сами
знания, а понимание того, где и как эти знания можно получить и применить (1,
с. 15)
Стратегическая политика любого цивилизованного государства
направлена на выработку концепций формирования эмоциональной и
нравственной культуры населения. Музыкальное образование играет
немаловажную роль в этом процессе. В связи с этим назрела необходимость
применения современных образовательных технологий. Появление авторских
программ и методик, стремление многих учителей работать в режиме
инновационных идей, проектирование новых форм эстетического воспитания –
все это свидетельствует об осознании огромной роли искусства в
формировании человека, о котором говорили еще выдающиеся деятели
образования и культуры, стоявшие у истоков становления отечественной
системы эстетического воспитания.
В образовании сегодня провозглашен принцип вариативности, который
даст возможность учителям выбирать и конструировать педагогический
процесс по любой модели, включая авторскую. В этом направлении идет и
прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания,

использование возможностей современной дидактики в повышении
образовательных структур эффективности; разработка и практическое
применение новых идей и технологий, в том числе информационно-
коммуникативных (1, с. 33)
Великий венгерский композитор и педагог Золтан Кодай призывал:
«Давайте вложим в руки детям, восприимчивым к музыке, тот ключик, при
помощи которого они могут вступить в волшебный сад музыки, чтобы
приумножить смысл всей жизни» (2, с. 10). На современном этапе этим
«ключиком» являются информационно-коммуникативные технологии,
применение которых значительно ускорит процесс освоения музыкальной
грамоты.
Компьютеризация и автоматизация во всех сферах деятельности человека
предполагает внедрение новых инновационно-коммуникационных и
педагогических технологий в учебный процесс. Данное требование и легло в
основу создания авторского электронного учебного ресурса юниты «Школа
игры на фортепиано», предназначенной для начального обучения игре на
фортепиано.
На сегодняшний день известны около двух десятков общепедагогических
технологий, которые могут применяться и в области музыкальной педагогики.
В данной работе использованы следующие технологии:
- модульная технология, позволяющая системно и максимально точно
отслеживать, оценивать весь ход процесса обучения. При конструировании
блоков был учтен весь набор знаний, умений и навыков в аспекте
интеллектуального развития, развития исполнительской техники,
художественно-эстетического развития учащихся;
- технология проблемного обучения, суть которой заключается в
последовательном выдвижении перед учащимися учебных проблем, разрешая
которые они активно усваивают знания;
- технология развивающего обучения, ориентирующая учебный процесс
на развитие потенциальных возможностей учащихся (выбор индивидуальных
программ, определение скорости и количества преподаваемого материала);

- технология укрупнения дидактических единиц, предполагающая работу
над частями дидактических единиц, в результате чего складываются
определенные блоки, состоящие из освоенных элементов (работа над гаммами
– готовые пассажи в произведениях). Они составляют технологическую базу
учащегося, на основе которой происходит его дальнейший рост.
В основе юниты – система музыкальных блоков. Эта система имеет четко
выраженный ступенчатый принцип освоения учебного материала. Подход к
проблеме систематизации материала и его последовательного усложнения в
данной системе заключается в слиянии задач музыкального и технического
развития ребенка, что создает условия для организации комплексного подхода
к музыкально-техническому развитию учащегося, включающего:
- формирование музыкально-слуховых представлений;
- развитие образно-эмоционального восприятия музыки;
- изучение различных типов музыкального изложения;
- приобретение музыкально-теоретических знаний;
- овладение различными видами фортепианной техники.
Предлагаемая система музыкальных блоков решает более широкий круг
задач и обладает следующими функциями:
- прагматической, так как является системой практического обучения
игре на фортепиано;
- прогностической, так как открывает новые закономерности и связи в
процессе фортепианного обучения.
Цель начального этапа обучения музыке – создание фундамента для
дальнейшего развития ученика.
Задачи развивающего обучения:
- развитие музыкального слуха (высотного, гармонического,
динамического, тембрового);
- воспитание чувства ритма;
- организация мышления;
- освоение музыкальной грамоты;
- начальная организация игрового двигательного аппарата;

- воспитание начальных исполнительских навыков;
- формирование основ самостоятельного творчества;
- воспитание направленного внимания;
- формирование навыков концертного выступления;
- развитие индивидуальности;
- знакомство со средствами музыкальной выразительности.
Содержание работы влючает:
- слушание музыки, определение характера, содержания;
- знакомство с ладом, понятие основной высоты звука;
- знакомство с интервалами;
- постановка руки и освоение штрихов;
- игра в ансамбле;
- исполнение индивидуальной программы из произведений различных
стилей, эпох и жанров;
- работа над развитием слуха, ритма, памяти;
- подбор детских песен и мелодий по слуху;
- работа над свободой движений, их слуховой контроль.
Основу структуры юниты составляет система из 9 музыкальных блоков.
Основными компонентами содержания юниты являются:
- информативный компонент изложен с помощью вербального и
символического изложения – теоретический материал, иллюстрации и схемы;
- репродуктивный компонент ориентирует на практические действия;
- творческий компонент задается с помощью проблемных заданий;
- эмоционально-ценностный компонент отражает нравственную и
эстетическую направленность через формирование у учащихся культуры
исполнения.
Основной текст юниты содержит теоретико-познавательный компонент
(ключевые понятия и их определения, основные термины, перечень умений и
навыков, дидактический план), инструментально-практический компонент
(набор практических заданий для уроков и для домашней работы, тренинг
умений).

Дополнительный раздел юниты содержит нотное приложение и тексты
для самостоятельной подготовки и проверки знаний, список основной и
дополнительной литературы.
Освоение одного музыкального блока рассчитано на один учебный час, а
материал, изложенный в 9 блоках, должен быть изучен в течение первого
полугодия. Однако по усмотрению педагога, возможны временные изменения
при изучении блоков.
К каждому блоку, в соответствии с тематикой, подобран музыкальный
материал. В любом из блоков педагог может менять музыкальный материал,
исходя из индивидуальных способностей учащегося.
Показателем эффективности любого процесса обучения служит конечный
результат. Для учащихся музыкальных школ это публичное выступление,
которое стимулирует и повышает результативность обучения, усиливает его
привлекательность, воспитывает и концентрирует лучшие качества, помогает
ощутить общественную значимость своего труда и увидеть его результат.
Поэтому в структуру юниты заложены контрольные уроки, которые, с одной
стороны, выполняют контролирующую функцию (степень усвоения
теоретического материала и освоения музыкально-техническими приемами), с
другой стороны, дают резкий толчок для дальнейшего всестороннего развития
ученика. Контрольные мероприятия могут проводиться в различных формах, на
усмотрение педагога.
Дидактический план юниты включает темы и их основные положения:
1) Запись музыкальных произведений (нотоносец, музыкальные
ключи, нота, октава, размер, такт, паузы).
2) Тон-полутон, знаки альтерации, музыкальные лады, тональности.
3) Аппликатура, синкопа.
4) Средства музыкальной выразительности – штрихи, динамика.
Формостроение (мотив, фраза, предложение)
5) Интервал, аккорд, арпеджио, гамма (натуральная, мелодическая,
гармоническая).
6) Отклонение, модуляция, транспонирование.

7) Музыкальные стили и формы.
Перечень умений и навыков, приобретаемых учащимися в процессе
занятий с использованием юниты, дается с алгоритмом:

Умение Алгоритм
Читка с листа
нотного текста

1. Определение тональности (знаки альтерации при
ключе).
2. Определение темпа.
3. Определение фактуры произведения.
4. Определение формы и жанра произведения.
5. Вертикальный просмотр нотного текста,
аппликатуры, штрихов и динамики.

Разбор
нотного текста

1. Игра отдельно каждой рукой.
2. Игра двумя руками по вертикали.
3. Правильное прочтение авторских указаний и
музыкальных терминов.

Овладение
различными
видами
фортепианной
техники

1. Правильная постановка рук на клавиатуре.
2. Определение вида техники в произведении.
3. Авторская аппликатура при свободном аппарате.
4. Применение приемов технического развития
исполнителя (акцентированный удар пальцем, игра кистевым
стаккато при свободном аппарате, объединение в
«технические» формулы, развитие пальцевой техники на
«столе»).

Формирование
музыкально-
слуховых
представлений

Прослушивание аудиозаписей и видеозаписей с
исполнением музыкальных произведение выдающимися

музыкантами мира.

Образно-
эмоциональное
восприятие

1. Сравнение музыкального произведения с
произведениями других видов искусств - живописи, графики,
литературы, архитектуры.

музыки 2. Подбор литературного текста или картины,
соответствующих образному и смысловому содержанию
музыкального произведения.
3. Подготовка бесед по исполняемым
произведениям (музыка через слово).

Ориентация в
различных
типах
музыкального
изложения

1. Определение формы, стиля, жанра исполняемых
произведений.
2. Определение фактуры музыкального
произведения.
3. Изучение характерных особенностей стилей
композиторов различных эпох и направлений.
4. Выявление средств музыкальной
выразительности различных стилей и жанров.

Внедрение в учебный процесс данного электронного образовательного
ресурса:
- обеспечивает удовлетворение образовательных запросов учащихся через
использование компьютерных технологий;
- создает условия для развития нравственных, духовных и
профессиональных характеристик личности посредством подбора
музыкального материала на основе лучших образцов классической,
современной и популярной музыки;
- формирует мотивационную составляющую учащихся в образовательном
процессе.
Литература
1. Краевский В. В., Хуторский А. В. Основы обучения. Дидактика и
методика. – М., 2007. – 352 с.
2. Мартынов И. Золтан Кодай. – М., 1983. – 250 с.
3. Теория и методика обучения игре на фортепиано. Учебное пособие.
– М., Владос, 2001, 368 с.скачать dle 12.1


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наши услуги



Мы в соц. сетях

Яндекс.Метрика

    Персональные сообщения