Цель: Воспитывать у учащихся уважение и интерес к истории родного города, традициям народа, способствовать познанию уникальности культурно-исторические мест.
Задачи:
- Расширить знания учащихся о городе Самара .
- Развивать пространственную ориентировку.
- Формировать духовно-нравственное отношение к культурному наследию города.
Воспитатель: Самара, как многие другие города, была построена в оборонительных целях. Дозорная крепость была возведена в 1586 году по указу царя Федора. Протекающая неподалеку река Самара дала название Самарскому городку, позволяющему контролировать водный путь от Казани до Астрахани и вести завоевание земель, не боясь набегов кочевников. На месте ныне существующей Хлебной площади была воздвигнута крепость — полностью уничтоженная по истечению времени. В 1986 году в память о ней была построена башня — копия ранее существующей. Современная Самара — девятый по численности населения город России, крупный научный и экономический центр. Самара многоликая и разносторонняя — как в плане архитектуры, так и рельефа: на севере вздымаются Сокольи горы с пиком Тип-Тяв, находящимся на 286 метрах над уровнем моря. Наш пешеходный маршрут пройдет по равнинной местности и прекрасному центру. Отправимся покорять новые пространства и расширять свой кругозор!
Знакомство с городом начнем с посещения одного из символов Самары — Ракеты-носителя «Союз». Это бывшая в эксплуатации ракета P7 — модель, производящаяся в Самаре с конца пятидесятых годов. Благодаря ей был осуществлен выход на орбиту Юрия Гагарина. Данный памятник установлен в юбилейный год полета в космос — в 2001 году. Высота ракеты составляет почти семьдесят метров, вес около двадцати тонн. Пьедесталом является музейное здание «Самара-космическая» — масштабный выставочный центр. В экспозиции представлены макеты ракет и множество специализированной техники. Интерактивные экспонаты расскажут о жизни космонавтов, использовании космических технологий в современной жизни, работе сети и мобильной связи, навигационных систем и многого другого.
А сейчас мне хочется задать вам несколько вопросов.
Что обозначает слово набережная?
Набережная — сооружение, окаймляющее береговую линию моря, реки. Набережная служит для придания берегу правильной формы, укрепления его, предохранения от размыва, для удобного прохода и проезда вдоль берега.
-Где расположена Самарская Набережная?
-Чем знаменита Самарская Набережная?
(-Самарская набережная расположена на левом возвышенном берегу реки Волги напротив Самарской Луки.
-Одна из самых красивых и протяжённых набережных среди волжских городов.
-Отличается широкими и удобными песчаными пляжами.
-Протяжённость Набережной более 5 км.)
Выходим на Ново-Садовую улицу, поворачиваем на юг до пересечения с Северо-Восточной магистралью. Проходим 600 метров на запад и попадаем на Октябрьскую набережную. Самарская набережная — самая длинная в России, ее протяженность составляет более пяти км. Набережная разделена на четыре участка, по всем пройтись мы не успеем, поэтому выберем два центральных с уникальными архитектурными сооружениями. На Октябрьской набережной к 400-летию Самары была установлена стелла «Ладья». Высота бетонного сооружения — около 20 метров. Рядышком увидим несколько памятников: скульптуру «Белый танец», «Идущая Клио» и «Приют ветров и духов». Совершим получасовую прогулку на юг, вдоль пляжа «Кинап», при желании посидим на берегу реки и оценим просторы водной дали. А сейчас поменяем природный пейзаж на урбанистический, повернув на восток к площади Славы.
Площадь Славы и простирающиеся поблизости две другие площади — Самарская и Победы — входят в одну архитектурную композицию. На площади недавно был установлен памятник Славы, чествующий рабочих авиации, творивших в годы Отечественной войны. На высоком постаменте находится 13-метровая фигура рабочего с крыльями в руках. Также здесь горит Вечный огонь, и установлен барельеф Родина-мать.
На площади возвышается храм Георгия Победоносца, созданный в память об уничтоженном в 1934 году большом православном соборе. Современный храм построен в 2002 году, в византийском стиле, стены облицованы белым мрамором. Пять золотых куполов сияют ярким пламенем, приглашая в свою гостеприимную обитель. Интересно, что четыре небольших купола символизируют евангелистов — Луку, Матфея, Иоанна и Марка. Храм стоит на большом холме, с которого можно полюбоваться волжскими просторами. Внутреннее убранство храма поражает ручной росписью и старинными иконами.
От Самарской площади начнем движение на юг, пройдем 800 метров по улице Самарская, остановимся на пересечении с Рабочей улицей. Через 100 метров увидим могучий, возвышающийся на западе Театр оперы и балета. Здание было построено петербургскими архитекторами Троцким и Кацеленбогеным. Музыкальный театр был открыт в 1931 году, у истоков стояли Антон Эйхенвальд, Исидор Зак, Иосиф Лапицкий. Балетной труппой руководила Евгения Лопухова. В 1942 году в театре была исполнена «Седьмая» или «Ленинградская» симфония Дмитрия Шостаковича, написанная эвакуированным в Самару композитором. Сейчас здесь регулярно проходят музыкальные фестивали, а репертуар пополняется новыми постановками, причем особый акцент делается на спектаклях для молодого поколения.
Рядом с театром можно увидеть памятник Валериану Куйбышеву, сыгравшему большую роль в жизни самарчан. С 1935 по 1991 год город носил имя этого известного советского политического деятеля. Монумент был установлен в 1938 году, скульптором выступил Матвей Манизер.
Пройдем 100 метров по улице Шостаковича и обратим пристальное внимание на неприметную коричневую дверь. Это — бункер Сталина, построенный в 1942 году на глубине около сорока метров. Бункер расположен под зданием Академии наук и искусств, хотя ранее в этом месте находился Куйбышевский общественный комитет. Сейчас в бомбоубежище можно попасть с улицы, а ранее через секретную дверь в коридоре обкома. Бункер был рассекречен в 90-е годы, став местом посещением любителей подземного экстрима. Сейчас бомбоубежище функционирует как музей, который можно посетить с экскурсией. Бункер высотой с двенадцатиэтажное здание, на глубине простирается комната Сталина и конференц-зал, выше — жилые помещения. Гермодвери настолько прочные, что могут выдержать около 10 тонн. Бомбоубежище построено по плану станции метро «Аэропорт» в Москве и способно вместить до 600 человек. Было возведено благодаря постановлению о постройке бункеров в нескольких городах — Казани, Горьком, Саратове, Ярославле, Ульяновске и Сталинграде. Развернутая экспозиция о Великой Отечественной войне и тайны подземелья не оставят равнодушным ни одного посетителя.
Дальше дойдем до площади Чапаева, находящейся в пяти минутах ходьбы от ресторана. На площади мы увидим памятник Василию Чапаеву, под командованием которого Красная армия вошла в город в 1918 году и восстановила советскую власть, изгнав чехов. Десятиметровый монумент изготавливался в Петербурге известным нам уже скульптором Матвеем Манизером. Копия стоит в северной столице, на площади перед Военной академией связи. На постаменте изображен момент штурма города, в центре — Василий Чапаев.
Чуть севернее виднеется Самарский академический театр драмы им. М. Горького, похожий на расписной русский терем. Красно-белое здание с двумя остроконечными башенками так и манит в свои сказочные чертоги. Первая профессиональная труппа появилась в Самаре в середине XIX века и играла в доме купца Лебедева. Когда особняк сгорел, антреприза перешла в деревянное здание, а чуть позже — вышеописанное каменное.
Выходим на улицу Фрунзе и идем 400 метров на юг до причудливого здания цвета морской волны. Расположенный по левую руку особняк Курлиной упоминается на страницах романа «Хождение по мукам» Алексея Толстого, как образец нелепой роскоши. Стилевое решение дома — модерн: множество разноплановых окон, ажурные ворота, изразцовая плитка с ярким цветовым решением, лепнина на стенах здания — все это создает неповторимый образ дома. Здание было построен в начале ХХ века архитектором Александром Зеленко. В нем проживала Сандра Курлина, славящаяся своей красотой и гостеприимством. В особняке двадцать две комнаты, причем каждая имеет свою изюминку в отделке и интерьере. С 1989 года дом функционирует как филиал историко-краеведческого музея. В подвале создана особая мемориальная зона: по легенде узники белочешской разведки размещались именно в этом здании и оставили множество надписей на стенах, изрешечённых пулями.
Рядом с особняком Курлиной красуется необычный католический костел, выложенный кирпичом. Храм был построен в 1906 году по инициативе поляков, состоявших в католической общине. В 30-е годы был разграблен, чуть позже превращен в музей. Лишь в 90-е годы храм Сердца Иисуса был возвращен общине, отреставрирован и подготовлен к открытию. Проект храма был разработан Фомой Богдановичем, решившим возвести здание в неоготическом стиле. Храм выстроен в форме креста, фасад декорирован 47 метровыми башнями. Его можно посетить индивидуально, а также с экскурсией, послушать духовную классическую музыку, пройти катехизацию
Улица Фрунзе — одна из центральных, поэтому мы полюбуемся еще одним памятным зданием города. Это музей-квартира Алексея Толстого, расположенная в доме постройки середины XIX века и приобретенная отчимом писателя. Толстой, уроженец Самары, поступив в Петербургский Технологический институт, частенько приезжал на каникулы к своим родителям. Так было до тех пор, пока особняк не национализировали. Последний раз писатель побывал здесь в 30-е годы, и через пятьдесят лет здание превратилось в музей. Два одинаковых деревянных дома, флигель, колодец и беседки составляют единый архитектурный комплекс усадьбы. На открытии музея присутствовали сын писателя Никита и внуки. Множество личных документов было передано родственниками Толстого в дар музею, что помогло создать богатую экспозицию. Обстановка комнат перенесет посетителей в атмосферу провинциального города, а экспозиция расскажет о событиях жизненного пути великого литератора.
Продолжим путешествие на юг и пройдем еще 200 метров. На пересечении с улицей Льва Толстого, по левую руку, увидим здание Филармонии. Филармония начала работать в сороковые годы в здании цирка-театра «Олимп». Современное здание было возведено в 1988 году на месте цирка. Архитектор Юрий Храмов, разрабатывая проект, опирался на типичные образцы местного модерна и не забывал про облик предыдущего хозяина пространства. В результате возникло прекрасное здание, полное творческой энергии — ведь в годы существования театра-цирка здесь выступал даже Федор Шаляпин.
Закончим прогулку по улице Фрунзе, направившись на юг, до пересечения с Некрасовской улицей. Пройдем 200 метров на запад до пересечения с Куйбышевской, повернем на юг и через 100 метров справа заметим здание Самарского областного художественного музея. Расположенный в историческом сердце города, он является одним из крупнейших в России. История формирования музейной экспозиции берет начало в 1897 году, когда самарский художник Константин Головкин и группа местных живописцев подарили свои полотна городу. Было решено создать художественный отдел. Коллекция с годами росла, и в 1937 году отдел превратился в автономный музей, переехав в здание Дворца культуры имени Куйбышева. Особняк, построенный в 1915 году в стиле неоклассицизма, первоначально принадлежал банку, а после национализации стал местом различных творческих мероприятий, в том числе и выставок. Именно поэтому он и был выбран для основания Художественного музея. Экспозиция, ныне насчитывающая 35 тысяч произведений искусства, гармонично вписана в дворцовый стиль интерьеров. Живопись самарских творцов, всемирно известных художников — Айвазовского, Репина, Брюллова, Малевича, Сурикова, выставка полотен XVIII-XIX веков, авангарда и советского искусства обогатит знаниями о мировой и отечественной истории живописи.
Завершающей точкой нашего маршрута станет площадь Революции, находящаяся в четырехстах метрах от музея. Первоначально площадь называлась Рыночной и была застроена лавками, постепенно растущими в количестве и превращающими площадь в своеобразный Гостиный двор. После пожара 1851 года рынок полностью сгорел и был отстроен в другом месте. Приобретение статуса губернского города преобразовало Самару, и площадь в том числе. Она стала парадным центром города и была переименована в площадь митрополита Алексия. До революции на площади стоял памятник Александру II, на место которого впоследствии водворили скульптуру Ленина. Площадь, ставшая местом митингов, была переименована в площадь Революции, и не раз подтверждала свое название — здесь выступали Михаил Фрунзе, Валерий Куйбышев, Алексей Галактионов. На этой патриотической ноте и закончим наше путешествие по Самаре.