link5291 link5292 link5293 link5294 link5295 link5296 link5297 link5298 link5299 link5300 link5301 link5302 link5303 link5304 link5305 link5306 link5307 link5308 link5309 link5310 link5311 link5312 link5313 link5314 link5315 link5316 link5317 link5318 link5319 link5320 link5321 link5322 link5323 link5324 link5325 link5326 link5327 link5328 link5329 link5330 link5331 link5332 link5333 link5334 link5335 link5336 link5337 link5338 link5339 link5340 link5341 link5342 link5343 link5344 link5345 link5346 link5347 link5348 link5349 link5350 link5351 link5352 link5353 link5354 link5355 link5356 link5357 link5358 link5359 link5360 link5361 link5362 link5363 link5364 link5365 link5366 link5367 link5368 link5369 link5370 link5371 link5372 link5373 link5374 link5375 link5376 link5377 link5378 link5379 link5380 link5381 link5382 link5383 link5384 link5385 link5386 link5387 link5388 link5389 link5390 link5391 link5392 link5393 link5394 link5395 link5396 link5397 link5398 link5399 link5400 link5401 link5402 link5403 link5404 link5405 link5406 link5407 link5408 link5409 link5410 link5411 link5412 link5413 link5414 link5415 link5416 link5417 link5418 link5419 link5420 link5421 link5422 link5423 link5424 link5425 link5426 link5427 link5428 link5429 link5430 link5431 link5432 link5433
Арутюнян Елена Генриховна
Должность:Преподаватель
Группа:Посетители
Страна:Казахстан
Регион:Усть-Каменогорск
Статья "Классификация наиболее актуальных ошибочных действий в работе с учащимися в классе «Обязательного фортепиано»" Скачать файл: -arutyunyan.doc
Посмотреть онлайн файл:

Классификация наиболее актуальных ошибочных действий в работе с учащимися в классе «Обязательного фортепиано»

Выходцева Наталья Александровна, Арутюнян Елена Генриховна - преподаватели

ВК училище искусств имени народных артистов братьев Абдуллиных,

г. Усть-Каменогорск

Любая деятельность — сложный, противоречивый процесс, имеющий в своей структуре два основных диалектически единых свойства; правильные действия (позитивные) и ошибочные (негативные). Основная цель педагога в процессе обучения — таким образом строить сотрудничество с учащимся, чтобы он смог избежать большого количества ошибочных действий, в первую очередь тех, которые тормозят формирование навыков и умений, грубо искажают намеченный результат.Рассмотрим наиболее однозначные ситуации симптоматически провоцирующие возникновение основных типов ошибочных действий (см. таблица 1) [1].Таблица 1 Основные типы ошибочных действий

№№ Ошибочное действие Характеристика Реакция педагога
11 Неизбежные и закономерные ошибки Возникают:· В процессе поиска нового решения; · Усложнения действия;· Возникновение проблем с контролем; · Ускорения темпа выполнения привычных действий;· «Заштампованности» сознания учащегося, формализованности его знаний и навыков. Наличие либерализма и терпимости Необходима коррекция действий педагога
22 Естественные ошибки Возникают:· Из-за отсутствия знаний для правильного выполнения действия, должного уровня навыка или самоконтроля;· Вследствие накопления усталости. Наличие либерализма и терпимости
33 Профессиональные ошибки · Непонимание учащимся художественного смысла;· Применение неверных выразительных средств и тех. приемов;· Ограниченность эрудиции. Показать конечный результат поступков учащегося;Подробный и тщательный анализ ошибок
44 Относительные ошибки Отличаются:· Невыраженным негативным результатом;· Легко поддаются нейтрализации;· Часто незаметны для окружающих и для совершившего данные ошибки;· Локальны по воздействию.Например: недостаточно зрелая трактовка произведения;· Недостаточное техническое совершенство при исполнение какого-либо приема. Не пропустить момента, когда квази-ошибка незаметно закрепиться и превратиться в грубую и стойкую.
55 Специфические ошибки Ошибки, «спровоцированы» педагогом и выполняются под его наблюдением с целью продемонстрировать учащемуся их негативное последствие. Ошибочное действие совершается ради достижения положительного результата (игра в ансамбле — ярким исполнителям ограничить мобилизацию своего технического и эмоционального потенциала — ради сохранения ансамбля) Необходим такт и осторожность

К основным причинам ошибочных действий можно отнести:· Нездоровье учащегося, переутомление, перегрузка, неэффективный и плохо организованный отдых и др.;· Слабая подготовленность к уроку, к публичному выступлению. Причины: неблагоприятные жизненные и материальные условия для самостоятельной работы, недобросовестность, леность, неорганизованность, негативное отношение к предмету и др.;· Неустоявшиеся, неокрепшие «технические навыки», не выдерживающие дополнительных психических нагрузок, возникающих в ходе «экстремальных ситуаций» (экзамен, публичное выступление и др.), иногда как следствие дефицита времени;· Неумелая подражательность учащегося, репродуктивные действия, выражающиеся в элементарном копировании другого исполнителя. Надо учитывать, что перенимается обычно отрицательные качества;· Провалы в памяти (физиология);· Ошибочны действия связанные с работой подсознания. Наблюдению и анализу не подлежит, судить можно лишь опосредованно, по косвенным признакам [2].

Основные рекомендации по работе над ошибками:

  • Учитывать и изучать особенности познавательных процессов учащегося (память, внимание, восприятие, мышление);
  • Анализировать сферу эмоционального состояния учащегося, а также его физическое и психическое самочувствие на данный момент работы и в целом;
  • Изучать индивидуальные профессиональные особенности учащегося как музыканта (музыкальный слух, чувство ритма и др.) [3].

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  • Одна трудность в чистом виде встречается реже, чем в совокупности с другими проблемами исполнения произведения (например, звуковедение — ритм — педаль; или ритм — штрих — неудобное фактурное расположение и др.). Работа должна вестись поэтапно с постепенным наложением задач одна на другую.
  • Часто встречающиеся одни и те же ошибочные действия говорят об особенностях данного исполнителя (его индивидуальных проблемах).
  • Анализируя отдельные ошибки или целые группы негативных действий, необходимо установить, симптомами каких интеллектуальных или эмоциональных процессов они являются. Коррекции должны подвергаться именно они, а не сами ошибочные действия.
  • Очень трудно, занимаясь исправлением, анализом ошибочных действий, не сделать их самому. В этом проявляется известное в психологии положение о том, что любое внимание к какому-либо действию работает как подкрепление и может иметь эффект закрепления ошибки вместо ее устранения.
  • Непредсказуемость реакции на констатацию ошибочности действия часто подвергает межличностные отношения участников учебного процесса суровому испытанию.
  • Основным показателем ошибочности является негативный результат.

Список литературы

  1. Подуровский В. М., Суслова Н. В. Психологическая коррекция музыкально-педагогический деятельности / В. М. Подуровский, Н. В. Суслова. - М: Владос, 2001г.
  2. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога / Е. И. Рогов. — М.: ВЛАДОС, 2004г. — Кн. 1. — 384 с.
  3. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика / под ред. Г. М. Цыпина. — М: Владос, 2003г.

Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности